СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Открываем волшебные двери добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по нравственному воспитанию

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Открываем волшебные двери добра"»


Игра-путешествие «Открываем волшебные двери добра»

Цель: воспитание доброты и отзывчивости

Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других; осознание семьи как одной из главных ценностей в жизни человека.

Метапредметные:

  1. Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи, умения применять знания, умения, навыки в творческих условиях;

  2. Регулятивные: удерживание задачи; самооценка

  3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.

Оборудование и оформление:

  1. ПК, проектор;

  2. электронная презентация основного сюжета сказки;

  3. рисунки с изображением сказочных героев;

  4. карточка на доску с пословицей «Кто делает добро другому, делает добро себе» карточки со словами «жестокость», «грубость», «уважение», «прощение», «зависть», «верность», «любовь», «ненависть»;

  5. фонограммы музыкальной композиции и песни «Дорога добра» из телефильма «Маленький Мук» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова);

  6. раздаточный материал – индивидуальные карточки разного цвета с понятиями «добро», «доброта», «зло»; карточки для групповой работы с ситуациями «злые поступки»;

  7. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  8. фонарики- игрушки

  9. карточка с отрывком стихотворения для прочтения вслух

Ход классного часа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня к нам на классный час пришло много гостей, давайте мы им тоже пожелаем доброго дня и отличного настроения!  

- В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)

2. Введение в тему. Определение темы классного часа.

- Сегодня у нас с вами необычный классный час. Попробуем определить его тему. Для этого распределите героев сказок на две группы. (Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-царевич. Кощей Бессмертный, Белоснежка, Царица – мачеха, Айболит, Бармалей и т.п.)

- По какому принципу так распределены герои?

(Ответы детей)

- О чем же пойдет наш разговор. Как думаете?

- (С1) Верно, темой разговора будут добро и зло, добрые и злые поступки людей, и сегодня мы попытаемся открыть волшебные двери добра.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

(Что такое добро, доброта? Что такое зло?)

3. Основная часть

- Что такое добро? Как вы думаете?

- Что такое доброта? Как понимаете?

- (С2) Прочитаем, какое толкование добру и доброте дает Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка»

(«Добро - все положительное, хорошее, полезное»

(«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»)

Дмитрий Николаевич Ушаков: Добро - положительное начало в нравственности, то, что хорошо, полезно, приятно.


- Тема добра и зла волновала людей разных народов и стран во все времена. Так было и у русского народа. Назовите, пожалуйста, главный закон русских народных сказок. (Добро побеждает зло)

- Я хочу вас пригласить в сказку, только совсем новую, незнакомую. Согласны?

(С3) Девочка Маша и мальчик Алеша

Гуляли однажды тропою заросшей.

Вдруг все потемнело, завыло вокруг,

И рядом уже ни друзей, ни подруг.

И чаща лесная пугает детей,

(С3+) Зловещие звуки слышны в темноте.

И дети невольно застыли в испуге,

И крепко прижались со страха друг к другу.

- Ребята, вам тоже страшно? Как же нам помочь детям? Что вы можете предложить?

(Ответы детей)

-У меня тоже есть предложение. Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете, какое тепло? Почему так тепло? Это человеческая доброта, которая в каждом из нас. Давайте передадим частицу своего душевного тепла Маше и Алеше, чтобы им стало не так страшно.

(Дети трогают ладони друг друга, а затем имитируют «сдувание» с ладони)

(С4)…-Но вот перед ребятами явился сверкающий замок. В замке, наверное, можно согреться? Маша и Алеша вошли в него. (С5) Там и, правда, было нарядно и уютно, но детям все равно захотелось домой.

- Ребята, назовите самое хорошее, доброе, что есть в вашем доме, в вашей семье, пусть это поможет детям.

(Ответы детей)

-Скажите, когда вы вспоминаете дом, какие запахи чувствуете? Какие звуки слышите?

- Дом, семья - это самое большое добро, которое есть у человека.

Я хочу вам рассказать китайскую притчу... ("Ладная семья")

...Жила - была на свете семья. Она была очень большая, более ста человек и занимала целое село. Она была особенная - мир и лад царили в семье, а, значит, и во всем селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк.

Прослышал об этом правитель страны. Приехал в село и спрашивает старика, главу семьи, в чем секрет. Старик что-то долго- долго писал, а потом дал прочитать правителю. Правитель прочитал и удивился. Там было написано только три слова: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: 100 раз «любовь», 100 раз «прощение», 100 раз «терпение".

-И это все?

-Да, – сказал старик – и это есть основа жизни всякой хорошей семьи и мира тоже.

- Что считает старик главным добром в семье? (любовь, прощение, терпение)

- А я бы, пожалуй, к словам мудреца добавила еще небольшой секрет семьи – желание доставить радость. Вы согласны? Давайте сейчас доставим минутку радости себе и еще кому- нибудь


4. Физкультминутка.

Представьте, что вы снеговики. Пригрело весеннее солнышко, и вы начали таять, таять…И вот на месте снеговика стал пробиваться подснежник. Он рос, рос, распустился. Чувствуете, какой аромат? Доставьте радость, подарите этот цветок! (Видео – гиперссылка на мальчика)


- (С6) Посмотрите, а в это время на стене появилась надпись.

«О, милые дети, вы срочно должны,

Волшебные чары, что злобы полны,

Развеять, рассеять и сразу домой,

Тогда попадете дорогой прямой»


5. Основная часть. Работа в группах.

(С7+) Оказывается, кроме Маши и Алеши в замке есть другие дети, которые не могут вернуться домой, потому что когда-то совершили злые поступки и не знают, как их исправить.

Послушайте в чем их ошибка и как ее исправить…

/Класс делится на 6 групп, каждая группа анализирует свою ситуацию. Представители групп зачитывают текст ситуации и предлагают вариант решения. Дети из других групп высказывают свое мнение /


(С7) Правила работы в группе

1. В группе должен быть организатор обсуждения,

Он сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

2. Каждый может высказать свою версию решения. Обдумай то, что ты хотел бы сказать. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем.
3. Один говорит, а остальные слушают. Не перебивай других членов группы. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай.

4. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

5. Выберите представителя группы. Представитель защищает ваше решение перед классом.

6. Лидер группы следит за временем.


(С8) Ситуация 1. У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.

Подскажите Диме, как исправить причинённое зло.


(С9) Ситуация 2. До чего же Вася не любил жадин!

Попросил на контрольной по математике у Ивановой списать, а она ему говорит, что сама ещё не решила. У Васи из-за неё «двойка».

Жадин надо учить! После уроков подкараулит он Иванову и отколотит хорошенько, чтобы неповадно было.

Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться.


(С10) Ситуация 3. У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам.

Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом.

Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.

Можно ли действия девочек отнести к злым поступкам и, если «да», то, как все исправить?


- А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.


(С11) Ситуация 4. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь ?
( буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )

(С12) Ситуация 5.Ты идешь мимо, дерутся два малыша. Твои действия? 
(разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)

(С13) Ситуация 6 Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон?
( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке)

6. Основная часть. Работа над понятиями

- Самое известное стихотворение о добре написал Станислав Куняев, послушайте отрывок из этого стихотворения и выскажите свое мнение о его содержании, согласны ли вы с автором?

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

Вывод:

- Добру противостоит зло. Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый,

А слабый человек бывает добреньким только на словах и бесполезным в поступках.

(С13+) - Что же такое зло?

Прочитаем на карточке сиреневого цвета, что такое зло.

«Зло - нечто дурное, вредное… беда, несчастье»

- ( в парах) Ребята, а теперь на карточке желтого цвета из перечисленных понятий зачеркните те, которые можно отнести к злу.

Уважение

Зависть

Ненависть

Любовь

Верность

Прощение

Грубость


- Сейчас прочитаем вместе оставшиеся слова. Можем ли мы их отнести к слову «добро»?

Что значит поступать по - доброму?

/Ответы детей. Одновременно с ответами открываются надписи на доске/

(С14) - помогать слабым и больным

- быть внимательным к людям

- беречь природу

- быть вежливым

- уважать старших

- беречь родных и близких

(С15) - Ребята, объясните пословицу «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе». (не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость)

(гиперссылка на книгу - Просмотр видео 'Песня о доброте')

(С16) -И мы прямо сейчас совершим маленький добрый поступок – поможем вернуться домой Маше, Алеше и другим ребятам.

- Нам снова поможет волшебство наших добрых рук. Давайте передадим тепло, добро наших рук от одного к другому. Оно накапливается, его становится больше и больше. Передай наше тепло Маше и Алеше. (С17)

Вот и наши герои очутились дома! Значит, мы с вами волшебники и умеем открывать волшебные двери и совершать чудеса.



Учитель: На этом наш классный час еще не закончился.

Настало время выполнить творческие задания.

Задание Коллаж (работа на доске)

Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка».

- Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело. Представим, что наша земля покрыта туманом. (С 18) Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко (вывешиваю солнце). Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают других людей.

(в группах) У вас на столах находятся лучи. Напишите на лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта». Вам предстоит выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить эти слова на лучи.

(С 19)

Милосердие

терпимость

великодушие

снисходительность к другим

верность

вежливость

добродушие

незлобивость

доброжелательность

добросердечие

дружелюбие

душевность

заботливость

отзывчивость

искренность

совестливость

справедливость

уважительность

щедрость

Гордыня 

Самоуверенность 

Властолюбие 

Тщеславие 

Эгоизм 

Зависть 

Обидчивость 

Злобность,

раздражительность

Слабоволие 

скупость и жадность 

Жестокость 

Мстительность 



Группы готовы? Наше солнце может засиять?

Прочитаем, а действительно ли вы выбрали качества только добрых людей?

Наше солнце засияло ярко-ярко!

- Ребята, а чего не хватает на нашей картине? (Животного и растительного мира). (С 20)

- Давайте дополним нашу картину птицами и цветами (по одному человеку от группы)

Конечно, на доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы и птицы, все погибнет.

Мы совершили долгий путь к познанию доброты. Этот путь нелегкий, каждого человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по –настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

6. Итог занятия. Рефлексия.

/Ученик читает отрывок стихотворения С. Погореловского "Как стать волшебником"/

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

Главное волшебство – доброта. Доброта что солнце говорят в народе. Добрые поступки нужны в сказке, нужны в жизни.

Добрым быть совсем непросто,

Доброта не зависит от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

А доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце.

Если наш разговор был вам полезен и интересен, то, пожалуйста, покажите мне свои сердечки, посветите фонариком. Большое спасибо!

Литература:

  1. С.Погореловский "Как стать волшебником"

  2. Текст "Песня о доброте "

  3. С. Ожегов "Словарь русского языка"

  4. http://poiskm.com/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!