СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Нет прав без обязанностей"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Нет прав без обязанностей"»

Классный час "Нет прав без обязанностей» в 10 классе

(игра с элементами ситуативного практикума)

классный руководитель: Шлапак Л.И.

Цели:

1) способствовать формированию убежденности учащихся в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека);

2) показать единство прав и свобод;

3) показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

Задачи:

  • обучать учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа игровых ситуаций;

  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций, развивать логическое мышление;

  • развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды;

  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

  • формировать навыки нравственного и законопослушного поведения;

  • воспитывать правовую грамотность и ответственность за свое будущее.

Форма: игра с элементами ситуативного практикума и применением ИКТ.

Целевая аудитория: ученики 8 класса, ученики – члены Примирительной комиссии.

Оборудование и техническое обеспечение:

  • демонстрационный экран, проектор;

  • презентация и видеоматериал;

  • ПК школьников с набором тестов на знание прав ребенка;

  • «листочки кедрового дерева» (заготовка для проведения рефлексии)

Подготовительная работа:

  • составление электронной презентации и подготовка дидактического материала; съемка видеороликов;

  • анкетирование учащихся школы на знание прав и обязанностей;

  • приглашение консультантов – студентов - волонтеров юридического факультета ИГУ (учащихся правовых классов);

  • подготовка раздаточного материала (в том числе для этапа рефлексии).

Сценарий мероприятия

Звучит заставка «Я имею право». На экране демонстрируется видеоролик о правах детей, сделанный по мотивам мультфильмов.

1) Уполномоченный:

Здравствуйте, уважаемые ребята!

Вы знаете о том, что в лицее существует особая традиция: ежегодно в первую половину декабря проходит «неделя правовых знаний». 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Вы знаете и о том, что в прошлом учебном году в школе прошли выборы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Классный час правовых знаний в этом году провожу я вместе с моими помощниками – ребятами, участниками школьной примирительной комиссии (ребятами, которые в будущем хотели бы выбрать для себя профессию юристов).

Успешным является тот человек, кто имеет активную жизненную позицию, то есть сможет найти правильный выход из любой трудной жизненной ситуации; никогда не останется безучастным. Наша задача - помочь вам научится применять правовые знания в жизни; задача каждого из вас – вынести с классного часа какое-то новое знание или умение, которое пригодится вам в будущем. И чтобы мы с вами лучше поняли друг друга, мы приготовили для вас «зеленые листочки правовых знаний», заполнить которые вы должны будете в течение классного часа, ответив на два вопроса: «что нового или полезного ты сегодня узнал»; и по желанию - «какой вопрос ты хотел бы задать Уполномоченному по правам участников ОП».

Я еще раз представляю вам моих помощников: «правоведа» и ответственного за правовой сектор комиссии (ученика 10 а класса Горбунова Романа), «социолога» или ответственную за изучение общественного мнения (ученицу 10 а класса Скворцову Елизавету) и «психолога» - ответственную за работу по урегулированию предконфликтных ситуаций среди учащихся (ученицу 10 а класса Смирнову Маргариту). Ребята будут вашими консультантами и помогут вам в выполнении заданий. Я представляю вам членов жюри: учащихся правового класса.



2) Уполномоченный: Прежде чем объявить тему классного часа, я хотела бы задать вам простой вопрос: что такое права?

Готовясь к занятию, мы с ребятами провели социологический опрос среди учащихся лицея. И вот что они ответили нам на вопрос «Что такое права?»(видеофрагменты с ответами учащихся)

3) «Социолог»: Мы пришли к выводу, что наши ребята неплохо владеют знанием своих прав, то есть обладают правовой грамотностью. Однако мы спрашивали и о том, нарушаются ли права ребенка в стенах нашего учебного заведения. И пришли к выводу, что такие ситуации случаются.

Уполномоченный: Достаточно ли хорошо знать свои права, чтобы жить в защищенном законом обществе? (ответы учащихся). Общий вывод: нет прав без обязанностей. Международные документы дают детям и взрослым много прав. Однако, реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Права влекут за собой обязанности.

4) УполномоченныйТема нашего классного часа - "Нет прав без обязанностей".

5) Слово «правоведу» (фрагмент презентации о правах и обязанностях, слайды 1-11).

Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

6) Уполномоченный: - Какие группы прав вам известны? Выполнениезадания на определение нарушения. Какое право ребенка нарушено и к какой группе прав оно относится? (слайды 12-21).

7) Уполномоченный: - Всегда ли знание прав и обязанностей является залогом правопорядка? (ответы учащихся). Вывод: обязанности следует не только знать, но и выполнять.

А сейчас мы проверим, умеете ли вы себя вести в конкретных ситуациях. Задание «Умеешь ли ты применять знания на практике?» (видеоролики или инсценировка конфликтных ситуаций; разбор ситуаций). На какие группы можно разделить обязанности ребенка? (обязанности перед самим собой; перед семьей; перед государством; перед другими людьми).

8) - Что происходит, если человек не выполняет своих обязанностей? (хаос, беспорядок; наказание).

- Всегда ли ограничение прав и свобод связано с совершением правонарушения? Где граница прав? (ответы учащихся).

Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни). Задание «Аквариум». Случайно выбранные учащиеся должны инсценировать ситуации на уроке: ученик спит на уроке, т.к. считает, что имеет право на отдых; ученик на уроке слушает плеер, т.к. считает, что имеет право на свободное пользование культурными ценностями; ученик во время урока передвигается по классу, т.к. считает, что у него есть свобода передвижений; ученик на уроке разговаривает по телефону. Второй вариант задания: разбор ситуаций по слайдам 22-31.

Представьте, что мы на обычном уроке. - Какое право пытался реализовать ученик? Почему это было невозможно?

Вывод: абсолютной свободы не бывает; твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

9) Примирительная комиссия в нашем лицее существует недавно, поэтому главные ее задачи – предотвратить конфликты в нашем учебном заведении, а чтобы это сделать, надо быть знатоком человеческой души (психологии человека), понимать причины поведения человека в той или иной ситуации. Предлагаю и вам поразмышлять.

Слово «Знатоку человеческих душ» («мудрецу»). Смысловое восприятие притчи "Гвоздь воспитания".

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

Гвоздей нет, а дырки остались…»

Уполномоченный: - Что символизировали вбитые в столб гвозди? Почему мальчик заплакал?

Возможные выводы учащихся:

  • Я думаю, что эти дырки – неприятные воспоминания для мальчика.

  • Можно сказать, что эти дыры как раны на теле. Они болят.

  • Дырок много, значит плохих дел много. Мальчику стыдно.

  • Мальчик плакал, значит, он осознал свою вину.

Общие выводы.

10) Рефлексия. В начале занятия учитель раздает учащимся по листу цветной бумаги в виде листочка кедрового дерева. Детям предлагается оформить плакат, на котором растет кедр. Это «дерево правовых знаний». Кедр растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень правового образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия о правах и обязанностях, которые представляют ценность для всех и всегда. Учащимся предлагается записать на кедровых листьях утверждение (правило, постулат), которое больше всего запомнилось им на занятии. Несколько человек озвучивают вопросы Уполномоченному. Учащиеся озвучивают свои впечатления и приклеивают свои листочки на «дерево правовых знаний».


Для видеороликов

Сценка №1 из школьной жизни.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?


Сценка №2. В семье.


Сын с друзьями слушает громкую музыку. Мама: Сколько тебе раз можно говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы! Сын: Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний!

Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

Ответ: Ст.15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире или дом, и является нарушением общественного порядка.

 

 Сценка №2.


Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее. Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому, что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку, знаете как наказали? Не разрешили в компьютер играть. Так что я на уроки ваши больше ходить не буду!

Ответ: закон на стороне Марии Ивановны; заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей Статья 13.


Задания для практикума «Преступление или проступок»

СИТУАЦИЯ № 1.

Пятиклассник приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение мальчика, как проступок или преступление?

Ответ:

Это проступок, т.к. ничего противозаконного не совершено. Но все-таки юноша нарушил устав школы (не посещал уроки), значит это проступок. За такой проступок предусмотрено наказание – выговор, директор может вызвать в школу родителей.


СИТУАЦИЯ № 2

Одиннадцатиклассники поджидали детей начальных классов за углом школы и отбирали у них деньги.

Ответ:

Проступком эти действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Эти ребята совершили преступление. Вымогательство – преступление, предусмотренной ст.163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Учащиеся знакомятся с изданием «Уголовный Кодекс Российской Федерации»

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.


СИТУАЦИЯ № 3

Десятиклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Ответ:

Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».


ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

Каждой группе раздаются карточки зеленого и черного цвета. Педагог зачитывает ситуации и высказывает свое мнение, оценивая их как проступок, правонарушение или преступление. Учащиеся в случае согласия поднимают зеленую карточку, а наоборот – черную. Свое решение учащиеся обосновывают, разъясняют.

СИТУАЦИЯ 1:

Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошли группа подростков, ее окружили. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.

Я считаю это преступление. Ваше мнение.

Правильный ответ:

Это преступление. Грубое нарушение закона – грабеж.

СИТУАЦИЯ 2:

Группа учащихся вела себя вызывающе: сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, писали на школьном имуществе нецензурные слова. Потом выяснилось, что они отбирали деньги у младших школьников. Когда двое одноклассников предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их избили.

Я предполагаю, что это проступок.

Правильный ответ:

Это преступление – грабеж, нанесение побоев.

СИТУАЦИЯ 3:

Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает.

Я считаю это правонарушение.

Правильный ответ:

Это проступок.



Тренинг «С какого возраста это возможно?»

1. Положить деньги в банк. С 14 лет

2. Купить тетрадь и ручку. С 6 лет

3. Забрать братишку из детского сада. С 18 или с 14, но с письменного согласия родителей

4. Вступить в брак. С 18, но в ряде муниципальных образований – с 16

5. Водить автомобиль. С 18 лет

6. Кататься на мотоцикле. С 16 лет, если есть вод. удостов.

7. Участвовать в выборах в Думу. С 18 как избиратели, с 21 как кандидат в депутаты

8. Избираться Президентом. С 35 лет

9. Привлекаться за мелкое хулиганство. С 16 лет

10. Привлекаться к уголовной ответственности за вымогательство. С 14 лет

11. Наказываться за неповиновение сотруднику милиции. С 16 лет

12.Оплатить стоимость сломанной парты. С 14 лет

13. Отвечать за преступления по всем статьям Уголовного Кодекса. С 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет

14. Могут объявить о вашей эмансипации. Эмансипация – полная самостоятельность, независимость, дееспособность. С 16 лет, если человек работает, зпнимается предпринимательской деятельностью, вступил в брак.

15. Продать полученный в наследство дом. С 18 лет

16. Быть арестованным. С 16 лет

17. Быть задержанным. С 16 лет


Задания для команд

 2. Галерея.

 Ведущий: На экране вы видите изображение картины художника:

 - Василия Перова «Тройка». Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию)

 - Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством) 

 -  Константина Маковского «Игра в бабки» (Право ребёнка на отдых и досуг)

 3. Музыкальный вопрос.

 Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:

 -  «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)

 -  «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения)

 -  «Чему учат в школе» (Право на образование)

 4. Без слов.

 Ведущий: Каждая команда получает карточку с крылатым выражением, пословицей. Вам нужно будет изобразить её при помощи мимики и жестов и объяснить о каком праве идёт речь.

 

-  В здоровом теле – здоровый дух. (Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья)

 -  У семи нянек дитя без глазу. (Право ребёнка на заботу родителей)

 -  Устами младенца глаголет истина. (Право ребёнка свободно выражать своё мнение)

 -  Капля никотина убивает лошадь. (Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ)

 5. Законопроект.

 Ведущий: Сейчас вы сможете сами придумать и предложить закон, который нужно будет соблюдать в нашей школе учащимся или учителям, а может быть родителям.

 6. Социальная реклама.

 Ведущий: Каждый ребёнок должен знать свои права, но многим мальчишкам и девчонкам лень их учить. Ваша задача придумать и нарисовать рекламу, которая:

 -  привлечёт внимание ребят к законам (задание для 1-й команды)

 -  покажет, что свои обязанности нужно выполнять (задание для 2-й команды) 

7. Литературные герои.

 -  В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жизни? (побеждает команда, назвавшая большее количество сказок)

-  Вспомните сказки, где было нарушено «Право на защиту от разлучения с родителями» и герои были насильно разлучены с родными. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и т. д.

-  Какие права нарушены в сказке Ш. Перро "Красная шапочка"? (нужно назвать как можно больше прав) 

8. Шифровка.

 Ведущий: Нужно прочитать зашифрованное изречение известного поэта и философа. Буквы расположены не по порядку. Прочитать цитату можно продвигаясь от самой маленькой буквы по возрастанию к самой высокой или наоборот: от самой высокой к самой маленькой.

Ответ: "У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать" (Гете);

 «Ничто так плохо мы не знаем, как - то, что каждый должен знать - закон» (О.Бальзак).

 9. Правовая копилка.

 Ведущий: Сейчас команды будут по очереди перечислять права детей. Команда, назвавшая больше прав, одержит победу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!