СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Права ребенка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.Права ребенка.

 

Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями ребенка; развивать логическое мышление, воображение, словарный запас; воспитывать гражданско - патриотические чувства.

 

Оборудование: карточки с графическим обозначением прав ребенка, иллюстрация «Конвенция прав ребенка», цветок «Права и обязанности».

 

Вид  занятия: игра - путешествие.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Права ребенка."»

Тема.Права ребенка.


Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями ребенка; развивать логическое мышление, воображение, словарный запас; воспитывать гражданско - патриотические чувства.


Оборудование: карточки с графическим обозначением прав ребенка, иллюстрация «Конвенция прав ребенка», цветок «Права и обязанности».


Вид занятия: игра - путешествие.


Ход занятия:

I. Организация обучающихся.



-Здравствуйте, ребята. Хочу вам напомнить, что меня зовут Валерия Сергеевна. Сегодня классный час проведу у вас я. Проходить занятие будет в виде игры-путешествия.

-Вы любите играть и путешествовать?

-Отлично. Я надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного и полезного для себя.


II. Сообщение темы и цели.


-Но прежде чем отправиться в путешествие, вам необходимо отгадать загадку. Отгадав её, вы узнаете ключевое слово, оно и будет темой нашего занятия.



Загадка

Оно каждому дано

Оно каждому важно

Много их на свете есть

Всех на свете и не счесть. (Права)



-Какое же ключевое слово получилось?

-Правильно, это слово ПРАВО.

-Тема нашего занятия "Права ребенка".

-Сегодня мы поговорим о ваших правах, вспомним обязанности, разберем ситуации и выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и выполнять свои обязанности.

Ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по страницам правовых знаний? А чтоб вам было познавательно и интересно, разделимся на 2 команды.

- Сегодня с вами путешествует по страницам правовых знаний Солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

- И сегодня это доброе, ласковое солнышко прольет свет на ваши знания о правах ребенка.

Первая страница, на которую вы отправитесь, называется «Азбука правовых знаний».


III. Основная часть.


1.Страница «Азбука правовых знаний».

-А что такое право? (это правила, нормы, установленные государством, по которым все живут в стране, которые регулируют отношения между людьми, разрешение на что- либо).

-Знаете ли вы документы, защищающие ваши права? Проблема защиты прав детей всегда волновало человечество. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что «человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет».

- Что обозначает слово декларация? (это рекомендации, которые не имеют обязательной силы). Другое дело, конвенция - это договор, соглашения, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. 20 ноября 1989 года была принята и подписана 150 странами Конвенция о правах ребенка для детей до 18 лет, состоящая из 54 статей. И конечно Конституция - (закон) ДНР, которая защищает права каждого ребенка, проживающего на территории ДНР.

- Прав много, но я с вами остановлюсь только на тех, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно и ежеминутно. (Вывешивается плакат, на котором записано:«Все дети имеют равные права на жизнь, имя, семью, образование, медицинскую помощь, отдых и досуг, защиту от физического и психического насилия, свободное общение, свободу совести и мышления, полноценное питание, неприкосновенность жилища, личную жизнь»).

–Ребята, назовите права, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно и ежеминутно. Команды по очереди перечисляют права и доказывают свои мнения.

-Молодцы, все хорошо справились с заданием. 

- Но прежде чем вы перейдете на следующую страницу, я предлагаю игру «Уверенный человек».


2. Игра «Уверенный человек».

- Встаньте и попробуйте изобразить позу уверенного человека. Как вы думаете, как должен выглядеть такой человек?

-А вы уверены, что хорошо знаете свои права и умеете их отстаивать?

- Хорошо, я приглашаю вас посетить страницу «Я и мои права».


3. Страница «Я и мои права».

Задание: каждая команда получает условные знаки, рассказывающие о правах ребенка. Дети объясняют, какие права ребенка символизируют эти знаки.

Например, ученик показывает рисунок, на котором изображено сердечко.

- Какое право может  обозначать сердечко? Право на семью. Родители нас любят, заботятся.

Ученик показывает конверт.

-О каком праве идет речь? Право на переписку. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать чужие разговоры (дети самостоятельно выполняют задание, потом команды зачитывают ответы и подводится итог).

- Молодцы, все хорошо справились с заданием и доказали, что хорошо знаете свои права и умеете их отстаивать.

- Ребята, мне только позвонили сказочные герои, они просят помощи. Быстро переходим  на страницу «Юридическая консультация».


4.Страница «Юридическая консультация».

-Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. (консультация- это совет, разъяснения, а юрист - это человек, который хорошо знает законы).

 -Представьте себе, что вы юристы. И к вам за советом пришли литературные герои. Помогите и разъясните герою его права, ссылаясь на Конвенцию о правах ребенка. Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка» нарушено право на…». Учитель читает задания, команды по очереди отвечают.

1.Сказка А. Толстого «Приключение Буратино». Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на… (неприкосновенность личности).

2.Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Иван-Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушив его право на… (частную собственность).
3.Сказка «Колобок». Лиса съела Колобка и тем самым нарушила его право на… (жизнь).

4. В русской народной сказке «Заюшкина избушка» Наступила весна, избушка у Зайки растаяла. Лиса воспользовалась моментом и выгнала Зайку, тем самым нарушив его право на…(на неприкосновенность жилья).

5. В сказке «Золушка» Ш. Перро девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому, нарушив её право на… (отдых и досуг).

6.. В сказке «Гуси – Лебеди», Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес, нарушив право на… (жизнь в семье с родителями).

-А сейчас мы отдохнем и физкультминутку проведем.


5.Физкультминутка
Мы права свои все знаем, (шагают)

Потому, что изучаем, («часики»)
И себя мы защитим,
И в обиду не дадим («силачи»)
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности.
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и в радости (руки вверх, потянутся, опустить).
-Присаживайтесь на свои места.

-Кроме прав есть еще и обязанности, они тесно связаны между собой. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить - обязанности.

Следующая страница, на которую я вас приглашаю называется «Права и Обязанности»


6.Страница «Права и Обязанности»

А вы знаете, что такое обязанности? (это то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям). Назовите свои обязанности: одна команда перечисляет обязанности по дому, а вторая - по школе и классу (Дети зачитывают и анализируют). Назовите школьный документ, в котором говорится о ваших правах и обязанностях? (Устав школы) Некоторые дети хорошо запомнили свои права, но совершенно забыли об обязанностях.
Учитель предлагает учащимся послушать стихотворение и ответить на вопрос:

- Какие обязанности отказался выполнять мальчик?
Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе – 
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты мама.не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка,
Детей эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей,
И сама иди скорей.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам как будто нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но и ты должен знать – 
Права у всех равны.



- Какие обязанности отказался выполнять Сережа?

Не захотел мыть руки перед едой, помочь маме, проявить заботу о бабушке. Многие дети не видят границы между правами и обязанностями. А вы знаете разницу между правами и обязанностями?

- Я приглашаю команды на страницу «Проверь себя».


7.Страница «Проверь себя»

Задание: перед вами лежат два разноцветных цветка. На сердцевине одного написано «Право», другого – «Обязанности». Рядом лежат лепестки цветка, на которых написаны либо права, либо обязанности.

-Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы. Лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанности». У вас должен получиться цветок прав и обязанностей.

На лепестке права высказывания.

На лепестке обязанности высказывания.

1.Иметь фамилию, имя, отчество. 2.Иметь игрушки.

3.Жить с родителями.

4.Высказывать свои мысли.

5.Отдыхать на перемене.

6.Посещать кружок.

1.Делать уроки.

2.Читать книги.

3.Заботиться о животных.

4.Помогать родителям.

5. Делать зарядку.

6.Своевременно приходить на уроки.


IV.Подведение итогов занятия.


Психологическая гимнастика «Выйти к свету»

-А сейчас займите удобное положение, расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым. Почему Кто нам помог (Солнышко). Оно сопровождало нас и помогало нам в течение всего путешествия. Солнце дарит жизнь всему живому.


-Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: было страшно, тяжело дышалось, хотелось плакать).


-Такие чувства испытывает человек, когда нарушает права других людей и не выполняет своих обязанностей.


-А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: наступило облегчение, радость, чувство свободы.)


-Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно. Наша игра – путешествие подошла к концу, а закончить ее я хочу такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.


- Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Спасибо за игру – путешествие.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!