СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: «Межличностные конфликты и пути их разрешения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Межличностные конфликты и пути их разрешения»»

Открытый классный час на тему:

«Межличностные конфликты и пути их разрешения»


Цель: формировать умение решать проблему с помощью сверстников, выступающих в роли посредников-миротворцев. У детей должны быть сформированы знания: что такое конфликт, причины возникновения конфликта, способы его решения; умения: анализировать конфликтные ситуации, выступать в роли посредников-миротворцев, подбирать решения, которые удовлетворяли бы обе стороны; навыки: конструктивного разрешения конфликтов.


Оборудование: компьютер, экран, проектор.


Ход классного часа.

1. Организационный момент.

Добрый день! Меня зовут Надежда Владимировна, я классный руководитель 11 класса в 3 школе.


2. Основная часть

У меня в классе сложилась следующая ситуация: класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация выводит из равновесия весь класс. Как быть дальше, что делать? Можно ли было избежать этого конфликта? Что для этого можно сделать?


Большинство сталкивается с конфликтами как в собственной жизни, так и наблюдая их в жизни других людей. Масштабы их бывают любые: от выяснения отношений между отдельными людьми до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Последствия тоже разнообразны: они могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли. В конфликтной ситуации надо стремиться не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам и окружающей среде, и, что еще более важно, умение вести себя в такой ситуации.

  • Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов?

  • Почему?


Накануне нашей встречи был проведен социологический опрос среди старшеклассников. Результаты анкетирования:

52% старшеклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя;

36 % учеников ответили, что конфликт - это непонимание друг, друга, ссора;

39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться;

73 % подростков ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.


Давайте сегодня попробуем вместе разобраться в конфликтных ситуациях и найти выход из них!


  1. Межличностный конфликт. (Пример видео)

- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте вспомним русскую народную сказку “Два козлика”

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

- Как можно было избежать конфликта?

- Можем ли мы перенести эту ситуацию на людей? Что может произойти с людьми если не идти на компромисс? (Пострадают оба)


  1. Групповой конфликт

Просмотр видео из м/ф. по произведению Г Х Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)

- Почему не любили гадкого утенка?

- Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент

- Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: “Я отличаюсь от других людей тем, что я …”

- Вы назвали сейчас не только свои достоинства, но и недостатки. Какие из них вам удалось или хотелось бы преодолеть?

- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс)

- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок)

- Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.


  1. Как вы думаете, а в этой песне есть конфликт?

И КТО ЕГО ЗНАЕТ М. Исаковский

На закате ходит парень
Возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Чего он моргает.

Как приду я на гулянье,
Он танцует и поет,
А простимся у калитки —
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Чего он вздыхает.

Я спросила: Что не весел?
Иль не радует житье?
Потерял я, — отвечает, —
Сердце бедное свое.
И кто его знает,
Зачем он теряет.

А вчера пришло по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке —
только точки, —
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает
На что намекает.

Я разгадывать не стала, —
Не надейся и не жди, —
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает
Чего оно тает.

(Ответы учащихся)

Это тоже своеобразный конфликт, но отличается от других тем, что происходит внутри человека и называется внутриличностным конфликтом. Молодой человек не находит в себе смелости произнести нужные слова и написать их тоже не решается. Девушка, может быть, очень гордая или самолюбивая и не хочет первая помочь парню. А может быть, ей нравится видеть терзания другого человека. Как может закончиться эта история?

Путей выхода из конфликта множество


Юмор

Уступка

Компромисс

Сотрудничество

Угрозы, насилие

Грубость, унижение

Уход от решения проблемы

Разрыв отношений

-Какие из предложенных путей наиболее оптимальные?

-Почему?

-А к чему могут привести варианты предложенные в правом столбце?


Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

  • Чаще улыбайтесь

  • Во всем надо знать меру.

  • Сказать правду тоже надо уметь.

  • Будьте независимы, но не самонадеянны.

  • Не превращайте настойчивость в назойливость.

  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

  • Проявляйте выдержку, овладейте умением саморегуляции.

Конфликт — это нормальная часть жизни, которая не должна быть разрушительной или насильственной. Насилие не является нормальным условием жизни. Граждане должны уметь вести гражданские диспуты, дискуссии, оспаривать противоречивые позиции. Уважение к людям, знания правил ведения спора помогают предотвращать ненужные конфликты. Это необходимо чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе. Есть специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!


Рефлексивная деятельность

- Вспомните когда выполнение хоть одного из этих правил помогли вам избежать конфликтов?

И напоследок: У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

«ДА» - красный.

«НЕТ» - черный

«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

Положить квадратики в файл

Заключительное слово.

Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Нашу встречу мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!