СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему"Этот день мы приближали как могли!!!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

75-летие Победы- Важнейшее событие года! Урок разнообразит копилку классного руководителя и поможет провести классный час...

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему"Этот день мы приближали как могли!!!"»

Статья на тему: « Воспитание юного  гражданина России».


«Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек»,- писал Якуб Колас.



    Любовь к Родине во все времена была чертой русского национального характера.

  Вопросы патриотической работы, становление гражданственности в нашей стране являются важнейшей составной частью воспитания граждан.                 

    Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

           Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включенным во все многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Классному руководителю необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива и определять воспитательные задачи и средства их достижения.

          При планировании своей деятельности я принимаю за основу уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Вся работа по патриотическому воспитанию направлена на дальнейшее воспитание юного гражданина.

          Воспитание юного гражданина – это сложный процесс, который объединяет следующие цели:

  • уважение к государственной символике и власти;

  • любовь к Родине и стремление к миру;

  • воспитание гражданственности и патриотизма;

  • почитание народных традиций;

  • потребность участия в жизни страны;

  • осознанное отношение личности к правам и обязанностям.

 

В план воспитательной работы я включаю кл. часы на различные темы: « Я люблю тебя , Россия», «Ты живешь на земле борской», «Считаешь ли ты себя патриотом?»; провожу уроки мужества «Путь к Победе», «Этот День мы приближали, как могли…». Ребята участвуют в различных конкурсах  рисунка, проводят встречи с участниками войн, военными, посещают различные выставки, музеи.

    Педагогический процесс станет целостным в том случае, если учебная работа будет воспитывающей, а вся воспитательная работа приобретет познавательный характер. 

Приведу пример классного часа из блока «Патриотическое воспитание»

Классный час на тему «Этот День мы приближали как могли…»


 Цель:

героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи, формирование личности гражданина – патриота, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций Русской и Советской Армии, славного военно-исторического прошлого России, многотысячных примеров мужества и героизма защитников Отечества, земляков, проявивших героизм при защите Отечества.

Задачи:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России ;

- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;

- сохранение памяти о Героях, на конкретных примерах подвигов Героев;

Оборудование: фонотека, репродукции картин о войне, музыкальный центр, фортепиано, выставка литературных источников о войне. 

Сценарий урока.


Звучит музыка из песни “День победы” (муз Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) на фоне музыки: 

Чтец 1.  

Михаил Исаковский

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.


… на фоне музыки из песни “Бухенвальдский набат”, муз. В. Мурадели, сл. А.Соболева, звучат слова: 

Ведущий. Ребята, наша встреча посвящена мужественным и суровым дням Великой Отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением поработить народы всего земного шара, решили превратить его в единое фашистское государство, в котором только фашисты получили бы право считаться полноценными людьми, учесть же остальных – быть их рабами. 

Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, Гитлер вторгся в нашу страну… 

Чтец 2. Мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину нашли отражение во многих музыкальных произведениях той поры. Среди них есть песня, которая по силе воздействия стоит в ряду самых лучших, её название “Священная война” – муз. А. Александрова, ст. В. Лебедева-Кумача. 

Звучит фонограмма песни. 

…на фоне музыки (со 2-ого куплета) – история создания песни: 

Чтец 3. “Это было в начале июля 1941г. в Москве, на Белорусском вокзале. Продымлённый махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки.… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям. 

Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый любимый дом... Эта песня – как воинская присяга, как клятва воинов: драться до последнего дыхания... Все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню”. (Из рассказов очевидцев). Звучит окончание песни.  


Ведущий. Об ужасах войны, о варварстве гитлеровцев писали поэты (обращение к выставке), сочиняли музыку композиторы. Ярким примером этого служит “Симфония №7” Д. Шостаковича. До войны композитор жил в Ленинграде, свою симфонию он написал осенью 1941г., на партитуре сделал надпись: “Посвящается городу Ленинграду”. 

А вот высказывание одного очевидца, который присутствовал на концерте в декабре 1941г.: 

Чтец 4 “Музыка стала жизнью, стала огромным объединяющим всё человечество порывом, голосом скорби всего человечества, стала величественным и реальным оплакиванием трагически погибших … 
И люди, защищавшие город, люди, жившие стиснув зубы и сжав руки, люди с напряженными глазами, люди, у которых, казалось, иссякла слеза, сидели в зале филармонии и многие из них плакали… 
Велика сила искусства, объединяющего миллионы и в радости и в скорби”. 

Чтец 5. “Варварство” (Муса Джалиль) – на фоне музыки Симфонии №7 Д. Шостаковича.(«Эпизод Нашествия») 

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Чтец 6

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей.



Ведущий. Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились первые плакаты Кукрыниксов, Б.Е.Ефимова, И.М.Тоидзе. 

Далее следует рассказ заранее подготовленных учащихся о живописных полотнах на военную тематику (с использованием репродукций).


 

Чтец 7. Одна из популярных работ этих лет “Родина – мать зовёт” (1941) – И.М. Тоидзе, на которой изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление обобщающей значительности образа. 
Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет. 



Чтец 8. Плакат В.Б. Корецкого “Воин Красной Армии, спаси” (1942) получил всенародное признание и любовь. Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого патриота в тылу чувство сердечной боли и глубокого возмущения против страшного, подлого врага. 

Вид женщины с ребёнком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал непреодолимое желание её спасти, разгромить врага, будил в зрителе волю к действию. 

Для многих эта мать и чудесный испуганный мальчик напоминали собственных жён и детей, оставшихся за линией фронта. 

На её лице гнева больше, чем страха, и она готова на всё, чтобы отстоять своё дитя, она не согнётся в неравной борьбе и скорее погибнет, чем станет рабой. 

Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, внушал уверенность в победе, не пугал, а пробуждал отвагу в людях. 

Чтец 9. Картина Александра Дейнеки “Оборона Севастополя” была написана в 1942г. 

Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха показал в этой картине художник. Композиция построена с резким приближением отдельных фигур к зрителю. Получилось как в кино, когда человек вначале виден в глубине, а потом следует крупный план, герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с их выражением лица, глаз. (Показ). 

Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запёкшуюся кровь. 
Наших моряков безумно боялись фашисты, называли их “чёрной смертью”. Художник показывает характер советского человека, его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины по контрасту с тупым фанатизмом фашистов.



 

Чтец 10. Аркадий Пластов “Фашист пролетел” (1942) – опушка небольшого осеннего леса. Грустные осинки теряют последние пожелтевшие листья. Небо подёрнуто лёгкими облачками, и в глубине его видна чёрная точка. А на земле, уткнувшись простреленной головой в побуревшую траву, лежит мёртвый пастушок. Совершенно жестокое, бессмысленное убийство, которое вместе с верной собакой мальчика, кажется, оплакивает сама земля, по-осеннему печальная природа. 

Художник создал образ, потрясающий по силе своего воздействия, вскрывающий бесчеловечную сущность фашизма, пробуждающий чувство священной ненависти к злобному и беспощадному врагу. И всюду он способен сеять смерть, и поэтому его необходимо остановить, как будто говорит художник и требует от зрителя активного вмешательства в происходящее. 

Ведущий. Шли долгие тяжёлые годы войны, героизму и мужеству наших бойцов не было предела, поэтому победа над фашизмом была неизбежна… 

Чтец 11. “Надписи на стенах Рейхстага” ( Николай Тихонов) 

Ещё горячкой боя сердце билось, 
А в мир уже вступила тишина, 
Как будто время здесь остановилось, 
Не веря вдруг, что кончилась война. 
Под арками обугленного свода, 
В какой-то первозданной тишине, 
Солдаты величайшего похода 
Расписывались прямо на стене. 
Рейхстагова развалина дышала 
Всем перегаром битвы мировой, 
И в ней звучнее всякого хорала 
Пел хор имён, растущих, как прибой. 
Он пел, взлетая над огнём и кровью, 
Перед войны поверженной лицом, 
Как будто осенняя изголовье 
Последних умирающих бойцов. 
Открыто все своё писали имя, 
Чтоб знали люди будущих времён, 
Что подвиг сей, свершённый всеми ими, 
Во имя человечества свершён! 

(“Надписи на стенах Рейхстага” – Николай Тихонов) 

Звучит фонограмма песни “День Победы” – муз. Д.Тухманова, ст.В.Харитонова, на фоне музыки: 

Ведущий. 9 мая – День Победы, впервые праздновался в 1945г. 

Вместе с нами этот праздник всегда будут отмечать миллионы людей во всём мире, кто ценит свободу и независимость народов, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к гитлеровскому фашизму. 

В исполнении вокальной группы – песня “Журавли” – муз. Я.Френкеля, ст.Р.Гамзатова. 





         

   

 

             



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!