СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Моя малая Родина - село Верхняя Грязнуха (Крафт)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Моя малая Родина - село Верхняя Грязнуха (Крафт)"»

Мунициальное казенное общебразовательное учреждение

Верхнегрязнухинская средняя общеобразовательная школа

Камышинского муниципального района Волгограсдкой области






«Моя малая родина – село Верхняя Грязнуха (Крафт)»

(методическая разработка внеклассного мероприятия

с мультимедийным сопровождением)






учитель истории

Трегубова Анастасия Витальевна

МКОУ Верхнегрязнухинская СОШ
















Цель: создать условия для воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.

Задачи:

- учить видеть и ощущать красоту родного края;

- воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою малую родину;

- формировать интерес к истории малой родины и потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли;

- развивать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

- развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение  к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу

Коммуникативные: развивать умения аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой и парной работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:  удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.

.

Ход занятия

(45 минут)

1.Организационный момент.
учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.
2. Сообщение темы. Целевая установка. 
Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный т.к. на занятии у нас присутствуют гости. 
Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия…………………..
Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
3.Вступительное слово.
А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? 
В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь? 
Как называется столица нашей Родины? 
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

(Слайд 3)

Ответ учащихся
Учитель: Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

4. Основная часть:

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. У каждого человека есть своя Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным и родным. Все в нем до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться... Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом… А. Пришелец.

Как вы думаете, что хотел сказать А. Пришелец?

Ответы учащихся

Учитель: Мы живем с вами в очень интересном месте. Это бывшая территория, входившая в составу Немецкого Поволжья. Немецкое Поволжье (Немповолжье, Das deutsche Wolgagebiet), историческая область, существовавшая в России в Нижнем Поволжье, в пределах современных Саратовской и Волгоградской областей. Образовалась в результате заселения территорий, расположенных вблизи Саратова по обоим берегам Волги, иностранными колонистами, выходцами из разных германских земель, а также Австрии, Голландии, Франции и некоторых других европейских государств, прибывшими в Россию в течение 1764-73 вследствие Манифестов Екатерины II от 4 декабря 1762 и 22 июля 1763. Искусственно ликвидирована советским государством в августе-сентябре 1941, путём депортации всего немецкого населения в Сибирь и Казахстан в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". И сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое. Как появилось наше село? Каким оно было ? Какие традиции существовали в нашем селе?

Сообщение 1 ученика «История рождения села Верхняя Грязнуха»

По данным государственного архива Саратовской области, Верхняя Грязнуха (она же Грязнуха или Крафт) немецкая колония Камышинского уезда Усть – Куланинской волости образована приблизительно в 1766-1768 годах.

Верхняя Грязнуха расположении на левом низком берегу р. Грязнухи ( от которой и получила название), впадающей к югу-западу от этого селения в реку Иловлю. Жители села, бывшие колонисты, немцы-лютеране, вызванные императрицей Екатериной II из Германии.

По списку иностранных поселений 1859 года в Верхней Грязнухе считалось:

  • По 5 ревизии 1788 года 58 семей, 180 душ мужского пола, 182-женского;

  • По 7 ревизии 1816 года 103 семьи, 334 души мужского пола, 336 – женского;

  • По 9 ревизии 1850 года 202 семьи, 1018 душ мужского пола, 1018 – женского;

По списку населенных мест центрального статистического комитета, изд. 1862 года, немецкая колония Верхняя Грязнуха насчитывала -173душ мужского пола,1265 – женского, церковь-римско-каталическая – 1, училище – 1, заводов – 6, мельниц – 2.

По земской переписи 1886 года здесь насчитывалось 348 наличных домохозяев, 1399 душ мужского пола, 1380- женского, кроме того, 188 - 183.семей постоянно отсутствующих и 5 семей, в 28 домах обоего пола, постоянного населения; грамотных 800 душ мужского пола и 795 женского. Жилых домов – 304, из них каменных и кирпичных -167, деревянных – 136 и сырцовая, крытых железом – 1, тесом – 120, соломой. Промышленных заведений -10, кабаков – 2 и лавок – 3. У поселян: 326 плугов, 44 веялки; лошадей – 1223, волов – 454, коров и телят – 1288, овец – 1426, свиней – 729, коз – 289.

По сведениям Саратовского губернского статистического комитета за 1891 год здесь считалось 291 двор; 2017 душ мужского пола, 1950 – женского.

В Верхней Грязнухе была лютеранская деревянная церковь крытая железом. Церковь освящена в 1865 году. Две школы – церковно-приходская с 1771 года и земская, основанная в 1870-1872 г.г., фельдшерский пункт с 1881 года, при нем один фельдшер. Вот такие сведения мы смогли получить о нашем селе.

Учитель: А теперь давайте заглянем в дом немца-колониста.

Сообщение 1 ученика «Немецкий быт в нашем селе»

Согласно установленному порядку здесь три помещения: большая комната, кухня и маленькая комната – спальня. Печь с двумя большими котлами – синтез русской печи и западноевропейской плиты – появилась именно здесь в Поволжье. Среди кухонной мы видим русский рубель и традиционную немецкую скалку с подвижными ручками, деревянные ложки и шприц для изготовления колбасы, форму для сыра и различные вафельницы, маслобойку и доску с серными спичками.

В большой комнате находится простой стол и стулья. В спальне – гордость колонистки – высокая кровать со столбиками по углам и ситцевым пологом. На одной из многочисленных подушек вышивка с пожеланием «Спокойной ночи». Специальной палкой для разглаживания одеял аккуратная немка ежедневно взбивала перины – обязательный атрибут такой кровати. Рядом с кроватью – сундук с приданным. Здесь отрез хлопчато-бумажной сарпинки, рубаха, корсетка, длинные вязанные чулки, чепцы. Свадебный венок, сделанный из восковых и стеклянных бус, а так же бумажных цветов, хранился всю жизнь в маленьком шкафчике со стеклянной стенкой. Такие венки еще можно увидеть у немцев 15-20 лет назад. Носили жители немецких колоний плетеные из соломы шляпы и картузы. К сожалению сведения о крестьянской одежде 19 века представлены очень скудно, а более поздняя одежда очень напоминает городской костюм.

Вся культура российских немцев-колонистов была тесно связана с религией и церковью. Самыми главными праздниками были Рождество, Пасха и Троица.

О том, как праздновали эти праздники раньше, к сожалению, нет никакой литературы, поэтому об этом можно говорить, лишь опираясь на воспоминания пожилых людей. В нашем селе еще к счастью проживают пожилые люди. Которые родились в нашем селе, пережили Трудовую армию и все равно вернулись на свою родину.

Сообщение 2 ученика «Немецкие традиции в нашем селе»

Вот что нам рассказали о праздновании Рождества:

«Рождество дорого своим смыслом – это рождение Иисуса Христа. Отсюда исходят и рождественские традиции. Уже за четыре недели до Рождества плели венок из хвои, украшали его золотыми и красными лентами и вывешивали на входную дверь или ворота дома. Зеленые венки, по поверью, отгоняли злых духов от дома и приносили благославие.

Второй такой же венок, но украшенный четырьмя свечами, находился в доме.

На первый адвент (четыре предрождественские воскресенья до 24 декабря) зажигалась одна свеча. Обычно, это делалось в послеобеденное время, когда в семье пили кофе. В это время к столу впервые подавалось рождественское печенье лены семьи молились и пели религиозные песни. Во второе , третье и четвертое воскресенья перед рождеством происходило то же самое, но зажигались 2,3,4 свечи. Дети делали самодельные ясли, фигурки ангелов, золотистые и серебристые звездочки.

За неделю до Рождества украшалась елка. Под нее в сочельник клали подарки для детей. В Сочельник принаряженный и притихшие дети сидели за столом и ждали прихода «Кристкинд» (новорожденный Христос). Дети знали, что он приходит к только хорошим и послушным и приносит им подарки. К тем же, кто плохо себя ведет, придет «Кнехтрупрехт» с хлыстом и будет их наказывать.

Александр Давыдович Гопп, детство и юность которого прошло в нашем селе, вспоминает: «На Рождество я несколько лет подряд выступал в роли «Кристкинд». На меня одевали белое кисейное платье, перчатки, шляпу. На шляпу набрасывали белое кисейное покрывало, чтобы мое лицо нельзя было рассмотреть. Меня сопровождали две девочки 7-8 лет, которые был тоже празднично одеты. Мы стучались в дом, где нас уже ждали родители детей, переодевались в отдельной комнате, родители вручали нам подарки для своих детей. Потом девочки громко говорили:

-Вы ждете «Кристкинд»?

- Да

- Можно ввести «Кристкинд» в ваш дом?

- Да

Все трое входили в комнату, где за столом их ожидали с затаенным дыханием дети, и «Кристкинд» спрашивала детей по очереди:

-Слушал ли ты родителей?

-Уважал старших?

-Помогал ли по дому?

-Не лгал ли?

-Не обижал младших?

И только получив положительные ответы на свои вопросы, «Кристкинд» вручала детям подарки.

Через некоторое время в дом стучал очень громко и сердито «Кнехтрупрехт», неведомый персонаж в вывернутой наизнанку шубе, со страшной маской на лице вопрошал: «Где здесь непослушные дети? Я пришел наказать их». Конечно, дети его очень боялись.

Эти традиции помогали родителям воспитывать в своих детях послушание, трудолюбие. Честность.

Вся семья посещала церковь и только после праздничного богослужения устраивала праздник в доме. К этому дню разучивали стихи и песни.

Вторым по значению праздником для русских немцев была Пасха. Несметное число обычаев и традиций связано с этим праздником. Во время празднования пасхи самыми счастливыми бывают дети. Все для них еще новое, все их еще удивляет и радует. Окружающий мир они воспринимают более обостренно и чутко. Но самое главное для детей. Особенно малышей – это то, что церковный праздник является доброй сказкой. На Пасху главным персонажем становится милый зайчишка, которого знают все немецкие дети, где бы они не жили. Много лет спустя маленький мальчик из Поволжья вспоминает: «Остерхазе» появляется иногда уже перед Пасхой. Тихонько пробирается по саду, чтобы найти гнездышко, в которое он снесет яйца. Мама говорила, что видела его рано утром и чуть не насыпала ему на хвостик соли. Если бы его можно поймать и запереть, то он мог бы снести массу яиц. А теперь ничего не поделаешь! Дети за несколько дней до Пасхи мастерили гнездышки и прятали их накануне Пасхи где-нибудь в саду или огороде. В них и должен был их пасхальный заяц снести яички и положить сладости. Проснувшись рано утром, дети бежали в сад в одних рубашках, босиком к своим гнездышкам и видели, там уже лежат гостинцы.

А вот воспоминание женщины, жившей в нашей деревне: «Всю субботу мы мастерили гнездышки для «Остерхазе». Рыли во дворе, саду ямки, выстилали их соломой, старой травой или сеном. К каждому гнездышку посыпали дорожку песком или выстилали сеном, чтобы зайчик не заблудился. Ранним утром нас будил мамин голос: «Дети, вставайте! К вам приходил «Остерхазе». Мы бежали к гнездышкам и видели, что там лежат разноцветные яйца, леденцы, печенье.»

Другим персонажем пасхального праздника был маленький белый барашек. Дети поволжских немецких деревень уходили ранним пасхальным утром встречать восход солнца. Среди облаков, озаренных первыми лучами солнца, пытались разглядеть барашка, символизирующего, как говорили взрослые, Иисуса Христа, которого вся семья собиралась за пасхальным обедом.

На обед подавалось традиционное блюдо поволжских немцев «Хюнернидельсуппе» - домашняя лапша с курицей. Лапшу иногда заедали сладкой плетенкой с изюмом. На второе полагался гусь или курица, фаршированная картофельным пюре или рисом. В качестве десерта в Поволжье иногда готовили лапшу с топленным маслом и поджаренными кусочками калача. Кроме того, в пасху и в последующие несколько дней в изобилии подавалось знаменитое печенье «Кухен», рецептов которого существовало великое множество. После обеда дети шли к своим крестным и поздравляли их с праздником.

Учитель: Так примерно проходили праздники наших поволжских немцев. Благодаря тому, что в Камышине сейчас есть лютеранская и католическая общины, российские немцы имеют возможность посещать праздничные богослужения. Познакомившись с историей села, я была удивлена, что ни война, ни репрессии не помешали моим односельчанам сохранить свой язык, культуру, традиции и обычаи.

Теперь я понимаю, почему уехавшие в Германию немцы так стремятся вернуться домой, пусть не на совсем, хотя бы и на время, в отпуск. Ведь над селом Верхняя Грязнуха и сейчас им кажется «… как сходятся звезды над Верхней Грязнухой, над малою горсточкой русской земли…».

Я думаю, что необходимо дальше изучать историю села Верхняя Грязнуха, потому, что осталось еще много опросов, ответы на которые еще не знаем.

Ученик зачитывает стихотворение:

Живём мы посреди большой России:

Средь городов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы не спросили,

Меч для врага, - объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться…











Литература

1. Айрих Э. Боль и память: Сб. воспоминаний. М.,1995.с.234

2. Мунтаниол А. Судьбы российских немцев: Коллективная исповедь в письмах. М.,1993.с145

3. Мамаевский Л.В. История немцев в России. Барнаул, 1996.с.23-24

4. Герман А.А. История республики немцев Поволжья в событиях, фактах,

документах, М.,1996.с.56

5. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Саратов, 1994.с.89





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!