«В чем проявляется милосердие»
1. Что такое милосердие.
2. Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом.
3. Как сочувствовать и проявлять милосердие словом и делом.
Уважаемые ребята, после этого урока вы сможете:
объяснять понятия «милосердие», «чуткость», «альтруизм», «эгоизм»;
приводить примеры проявления милосердия в поступках;
характеризовать проявления эгоизма в собственном поведении.
Понятия, которые нужно уметь применять: милосердие, чуткость, человечность, эгоизм, альтруизм.
1. Что такое милосердие
Среди разнообразных проявлений добра, наверное, наиболее убедительным является милосердие. Словари украинского и русского языков толкуют эту добродетель как сочувственное отношение к кому-либо. Милосердным называют человека, готового прийти на помощь другим, преисполненного добротой и чуткостью. В этом значении слова «милосердный» и «добрый» - синонимы. Таким образом, милосердие - это деятельное добро, то есть такое, которое проявляется в наших поступках. Оно является воплощением высокой любви к ближним. Например, в христианском вероучении в качестве обязанностей каждого человека определены милосердные поступки: голодного накормить; жаждущего напоить; нагого (голого, раздетого) одеть; путника принять и накормить; больного и заключённого проведать; умершего похоронить. Проявлениями духовного милосердия являются добрый совет, слова утешения. Милосердны те, которые делятся знаниями, опытом, терпеливо переносят неправду, прощают и не держат зла.
Давайте вместе с вами определим, на каких качествах основывается милосердие? (чуткость, внимательность, доброжелательность, и несовместимо с высокомерием, безразличием, грубостью). Только тот поступок милосерден, который свидетельствует об уважении к человеку.
Прочитайте были об украинских писателях и поразмышляйте: о каких проявлениях милосердия вы узнали из рассказов?
Быль 1.
Украинский поэт Степан Руданский по специальности был врачом. Работая в Ялте, он лечил бедных бесплатно. Об этом хорошо знали в городе, поэтому, когда заболевал нищий, он шёл к Руданскому. Бывало и так, что бедному человеку негде было жить во время лечения. В таких ситуациях Руданский уступал свой дом, лечил, кормил и не ждал за это никакой платы.
Быль 2.
Писатель Юрий Федькович, выйдя в отставку с офицерской службы, окунулся в общественные дела. Он заслужил славу народного адвоката. Однажды к нему обратились крестьяне, чтобы он помог отстоять в суде их право на леса и пастбища. Доказательства, приведённые Федьковичем, были настолько убедительными, что местные чиновники согласились с ним и изменили решение в пользу крестьян.
Свой дом и хозяйство Юрий Федькович подарил своему слуге; деньги, полученные от продажи отцовского дома, раздал бедным.
Быль 3.
Особенная дружба связывала украинского поэта Ивана Манжуру и знаменитого учёного-языковеда Александра Потебню. Когда Манжура был мальчиком, его опекала жена учёного, родная тётя поэта. Мальчик жил тогда у Потебни и учился в гимназии. Позже, когда поэта выгнали за вольнодумство из Харьковского ветеринарного института, он покинул тётин дом и начал бродячую бурлацкую жизнь. Но Потебня поддерживал поэта на протяжении всей своей жизни. Он читал его произведения, отсылал их в журналы, привлекал поэта к творчеству, помогал деньгами, доставал для работы нужные книги. Когда жизнь сильно допекала Манжуре, за последней помощью он обращался к Потебне. Под конец 1886 года А. Потебня проявил желание выдать за свой счёт поэзию Манжуры. Вышла она в свет в 1889 г. под названием «Степные думы и мелодии» в Императорской Академии наук в Петербурге на хорошей бумаге.
Анализ прочитанного:
Как связаны между собой милосердие и бескорыстие?
Бытует мнение о том, что милосердными могут позволить себе быть только очень богатые люди. Согласны ли вы с таким мнением?
Чем, по-вашему, измеряется милосердие
?Работая в малых группах, выберите одну из ситуаций и составьте такое её продолжение, чтобы персонажи засвидетельствовали милосердное отношение друг к другу.
Ситуация 1. Учительница природоведения Наталья Петровна первый год работала в школе. Шестиклассники относились к ней неплохо, но не всегда соблюдали порядок. Однажды во время урока у неё из-за простуды пропал голос. Ученики...
Ситуация 2. Мария дежурила в классе. В кабинете биологии ей нужно было полить цветы. Когда девочка заходила в помещение с полной лейкой, она зацепилась за чей-то рюкзак, упала, расплескав воду, разбила колено. Ещё и сбросила самый большой вазон - роскошная лилия, с поломанными листьями, вряд ли улучшила бы настроение учительнице. Шестиклассники, которые развлекались на перемене...
Ситуация 3. Саша, Максим и Андрей возвращались домой после тренировки. Мальчики чувствовали себя уставшими, поэтому обрадовались, когда в переполненном вагоне метро освободилось место. Саша и Максим, умостившись, вытянули из рюкзаков учебники истории и углубились в чтение, а Андрей решил поиграть на мобильном телефоне. Мальчики и не заметили, когда в вагон вошла мама с маленьким сыном...
Ситуация 4. Сергей и Игорь очень любили свою собаку - ротвейлера Марса, которого братьям подарили родители. Пёс был настоящим героем. Ни один голубь не чувствовал себя в безопасности, когда Марса выводили на прогулку. Недавно во дворе появился ещё один житель - Аринин пушистый кот Тишка. Однажды во время прогулки с собакой мальчики заметили кота, который нежился на солнышке под липой. Они...
Ситуация 5. Василий и Никита - изобретательны в развлечениях. Однажды Никита решил подшутить над жителями дома, попугав их игрушечным пистолетом. Именно в это время соседка Арина Николаевна возвращалась из магазина. Никита притаился за дверью...
Детям предлагается запомнить некоторые слова, относящиеся к категории милосердия.
Милосердие - деятельное желание помочь каждому, кто нуждается в этом.
Сочувствие - чуткое отношение к чужому горю, к чьим-то переживаниям.
Человечность - искреннее, доброжелательное отношение к людям; внимательность к чужим нуждам.
Чуткость - внимательность и сердечное отношение к людям.
2. Кого называют альтруистом, а кого — эгоистом
Людей, постоянно готовых к милосердным поступкам, заботливых, внимательных, чутких и бескорыстных называют альтруистами. Слово «альтруизм» происходит от латинского слова, обозначающего в переводе «другой человек», «ближний». Альтруизм -это бескорыстная забота о благе других людей, готовность ради этого отречься от собственных интересов. Сжатым воплощением альтруизма является установка «жить для других». Хоть сам термин относительно новый (в философии он начал применяться в 19 в.), его значение родственно другим значениям: любви к ближнему своему в христианском вероучении, обязательности милосердия в исламе, учению о сочувствии в буддизме и т.д. Примеры альтруизма всегда поражают.
Альтруистов часто признавали святыми. Припоминаете подробности земной жизни покровителя и защитника детей Святого Николая? Его бескорыстные поступки, безусловно, являются проявлением альтруизма. Среди «почётных альтруистов» следует вспомнить и Святого Валентина, который, согласно легенде, вопреки императорскому приказу венчал влюблённых, даруя им счастье быть вместе.
Противоположностью альтруизму является эгоизм. Эгоистом называют человека, который пренебрегает интересами других людей ради собственных интересов. Проявлением эгоизма, например, является курение на детской площадке или в кафе, где рядом с курильщиком находятся другие, некурящие люди. Эгоистично поведение тех, кто в общественных местах употребляет бранные слова, слушает громкую музыку и т.д. Но, чтобы эгоистических поступков в нашей жизни стало меньше, стоит прежде всего присматриваться к себе.
Прослушайте буддийскую притчу.
Притча «ГОРЧИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО»
Однажды Будда встретил пожилую женщину. Она горько плакала -жизнь её была нелёгкой. Женщина попросила Будду помочь ей.
- Твоя жизнь вряд ли отличается от жизни других людей, - ответил Будда. - Но я помогу тебе избавиться от печали. Для этого мне нужно горчичное зёрнышко, которое ты должна принести из жилища, в котором никогда не знали горя.
Ободрённая словами самого Будды, женщина начала поиски, а Будда пошёл своим путём. Много позже он встретил её снова - женщина полоскала в речке бельё и напевала.
Будда сразу понял, что случилось, но всё-таки подошёл и спросил, смогла ли она найти жилище, жизнь в котором была абсолютно счастливой и беззаботной. «Нет, - ответила женщина, - куда бы я ни приходила, я везде видела неприятности куда тяжелее моих!»
Позже, - ответила женщина, - а пока я должна помочь одним людям -им повезло ещё меньше, чем мне.
Знаешь, тебе не нужно горчичное зёрнышко, - решил Будда, - ты уже нашла то, что искала.
Анализ прочитанного:
Можно ли милосердие считать проявлением альтруизма?
Почему, помогая другим, человек помогает тем самым себе?
3. Как сочувствовать и проявлять милосердие словом и делом
Давайте прослушаем воспоминания Дмитрия Малакова, детство которого прошло в оккупированном нацистами Киеве.
В один сентябрьский день в оккупированном Киеве появился новый приказ: «Все евреи Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года в 8 часов утра на угол Мельниковской и Дохтуровской улиц. Взять с собой документы, ценные вещи, а также тёплую одежду, бельё и т.п. Кто не выполнит этого распоряжения и будет выявлен в другом месте, будет расстрел я н...»
Объявление читали все: подходили и, как обычно, молча расходились. В ту ночь не спало всё еврейское население Киева. Целую ночь за стеной в Дионисьевском рыдала большая еврейская семья. Преимущественно все знали, что их ожидает. Незадолго перед тем к нам приходила наша хорошая довоенная знакомая Янина из-под Фастова, захваченного немцами ещё 20 августа, и рассказала, что там расстреляли всех евреев. Ранним утром 29 сентября, в канун праздника Веры, Надежды, Любви, по Глыбочицкой и Андреевскому спуску с Подола двинулись жуткие колонны. Шли люди разных профессий, разного возраста, физического состояния. Вышли здоровые и хронически больные, инвалиды, парализованных везли на повозках и тачках. Одетые в зимние пальто и шубы. Несли вещи, кое-кто - вязанки любимого лука на шее. При таком количестве людей мысль об их массовой гибели казалась невозможной, дикой. Но предусмотрительные не брали с собой детей, оставляли их соседям или сдавали в детские дома. Возле Покровского монастыря монашки, которые тоже вышли на Львовскую улицу посмотреть на страшную колонну, иногда выхватывали из рядов детей, особенно не похожих внешне на еврейских (беленьких или что). Обыкновенные православные монашки. Среди тех, кто шёл в то утро на Лукьяновку, была и артистка театра кукол Дина Мироновна Проничева. Её детей, Лиду и Вову, соседи отдали в детский дом на Керосинной улице. Такая участь постигла и трёхлетнего Марика, который летом сорок первого лежал в больнице со скарлатиной в безнадёжном состоянии. Родители бились в отчаянии. Они собирались в эвакуацию, и доктора посоветовали им ехать без мальчика: при таких обстоятельствах такого больного мальчика не довезти всё равно. Но он выздоровел, и его отдали в детский дом. Национальность скрыли, как это было со многими другими еврейскими детьми. Было их таки немало, и спасла их человечность и доброта сотрудниц детского дома. Никто из старших детей на Керосинной не погиб. Никого не выдали. О том, что именно там, в Бабьем Яру, расстреляли евреев, первыми узнали жители соседней Лукьяновки и Куренёвки, а потом - весь Киев.
Анализ прочитанного:
О каких проявлениях милосердия вы узнали из прочитанного отрывка?
Какие черты характера проявляли те люди, которые поступали милосердно? Почему, чтобы проявить милосердие, нужно иметь сильный характер, мужество?
Мы с вами, ребята, сегодня говорили о милосердии. Для того, чтобы понять, как мы осознали значение очень сложной философской категории, я предлагаю ответить на ряд вопросов.
Что такое милосердие? 2. В каких качествах воплощено милосердие? 3. С какими качествами несовместимо милосердие? 4. Какие милосердные поступки считаются обязанностью каждого человека? 5. В чём проявляется духовное милосердие? 6. Какие примеры милосердия вам приходилось наблюдать? 7. Легко ли быть милосердным? 8. Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом? 9. Справедливо ли мнение о том, что милосердие должно основываться на уважении? Ответ обоснуйте. 10. Справедливо ли мнение о том, что милосердный человек должен быть мужественным? Ответ обоснуйте.
Закончить нашу встречу я хотела бы фразой из песни:
«Твори добро на всей земле!
Твори добро другим во благо,
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом!».