СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Милосердие"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Милосердие"

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Милосердие"»

«В чем проявляется милосердие»

1. Что такое милосердие.

2. Кого называют альтруис­том, а кого - эгоистом.

3. Как сочувствовать и проявлять милосердие словом и делом.

Уважаемые ребята, после этого урока вы сможете:

  • объяснять понятия «милосердие», «чуткость», «альтру­изм», «эгоизм»;

  • приводить примеры проявления милосердия в поступках;

  • характеризовать проявления эгоизма в собственном пове­дении.

Понятия, которые нужно уметь применять: мило­сердие, чуткость, человечность, эгоизм, альтруизм.

1. Что такое милосердие

Среди разнообразных проявлений добра, наверное, наиболее убедительным является милосердие. Словари украинского и рус­ского языков толкуют эту добродетель как сочувственное отношение к кому-либо. Милосердным называют человека, готового при­йти на помощь другим, преисполненного добротой и чуткостью. В этом значении слова «милосердный» и «добрый» - синонимы. Таким образом, милосердие - это деятельное добро, то есть такое, которое проявляется в наших поступках. Оно является воплоще­нием высокой любви к ближним. Например, в христианском веро­учении в качестве обязанностей каждого человека определены ми­лосердные поступки: голодного накормить; жаждущего напоить; нагого (голого, раздетого) одеть; путника принять и накормить; больного и заключённого проведать; умершего похоронить. Проявле­ниями духовного милосердия являются добрый совет, слова утеше­ния. Милосердны те, которые делятся знаниями, опытом, терпеливо переносят неправду, прощают и не держат зла.

Давайте вместе с вами определим, на каких качествах основывается милосердие? (чуткость, внимательность, доброжелательность, и несовместимо с высокоме­рием, безразличием, грубостью). Только тот поступок милосерден, который свидетельствует об уважении к человеку.

Прочитайте были об украинских писателях и поразмышляйте: о каких проявлениях милосердия вы узнали из рассказов?

Быль 1.

Украинский поэт Степан Руданский по специальности был врачом. Работая в Ялте, он лечил бедных бесплатно. Об этом хорошо знали в городе, поэтому, когда заболевал нищий, он шёл к Руданскому. Бывало и так, что бедному человеку негде было жить во время лечения. В таких ситуациях Руданский уступал свой дом, лечил, кормил и не ждал за это никакой платы.

Быль 2.

Писатель Юрий Федькович, выйдя в отставку с офицерской службы, оку­нулся в общественные дела. Он заслужил славу народного адвоката. Однажды к нему обратились крестьяне, чтобы он помог отстоять в суде их право на леса и пастбища. Доказательства, приведённые Федьковичем, были на­столько убедительными, что местные чиновники согласились с ним и измени­ли решение в пользу крестьян.

Свой дом и хозяйство Юрий Федькович подарил своему слуге; деньги, по­лученные от продажи отцовского дома, раздал бедным.

Быль 3.

Особенная дружба связывала украинского поэта Ивана Манжуру и знамени­того учёного-языковеда Александра Потебню. Когда Манжура был мальчиком, его опекала жена учёного, родная тётя поэта. Мальчик жил тогда у Потебни и учился в гимназии. Позже, когда поэта выгнали за вольнодумство из Харьковского ветеринарного института, он покинул тётин дом и начал бродячую бурлац­кую жизнь. Но Потебня поддерживал поэта на протяжении всей своей жизни. Он читал его произведения, отсылал их в журналы, привлекал поэта к творчест­ву, помогал деньгами, доставал для работы нужные книги. Когда жизнь силь­но допекала Манжуре, за последней помощью он обращался к Потебне. Под конец 1886 года А. Потебня проявил желание выдать за свой счёт поэзию Манжуры. Вышла она в свет в 1889 г. под названием «Степные думы и мело­дии» в Императорской Академии наук в Петербурге на хорошей бумаге.



Анализ прочитанного:

  • Как связаны между собой милосердие и бескорыстие?

  • Бытует мнение о том, что милосердными могут позволить себе быть только очень богатые люди. Согласны ли вы с таким мнением?

Чем, по-вашему, измеряется милосердие

?Работая в малых группах, выберите одну из ситуаций и составьте такое её продолжение, чтобы персонажи засвидетельствовали ми­лосердное отношение друг к другу.

Ситуация 1. Учительница природоведения Наталья Петровна первый год работала в школе. Шестиклассники относились к ней неплохо, но не всегда соблюдали порядок. Однажды во время урока у неё из-за простуды пропал голос. Ученики...

Ситуация 2. Мария дежурила в классе. В кабинете биологии ей нужно было полить цветы. Когда девочка заходила в помещение с пол­ной лейкой, она зацепилась за чей-то рюкзак, упала, расплескав воду, разбила колено. Ещё и сбросила самый большой вазон - рос­кошная лилия, с поломанными листьями, вряд ли улучшила бы настроение учительнице. Шестиклассники, которые развлекались на перемене...

Ситуация 3. Саша, Максим и Андрей возвращались домой после трени­ровки. Мальчики чувствовали себя уставшими, поэтому обрадо­вались, когда в переполненном вагоне метро освободилось место. Саша и Максим, умостившись, вытянули из рюкзаков учебники истории и углубились в чтение, а Андрей решил поиграть на мобильном телефоне. Мальчики и не заметили, когда в вагон вошла мама с маленьким сыном...

Ситуация 4. Сергей и Игорь очень любили свою собаку - ротвейлера Мар­са, которого братьям подарили родители. Пёс был настоящим героем. Ни один голубь не чувствовал себя в безопасности, когда Марса выводили на прогулку. Недавно во дворе появился ещё один житель - Аринин пушистый кот Тишка. Однажды во время прогулки с собакой мальчики заметили кота, который нежился на солнышке под липой. Они...

Ситуация 5. Василий и Никита - изобретательны в развлечениях. Од­нажды Никита решил подшутить над жителями дома, попугав их игрушечным пистолетом. Именно в это время соседка Арина Ни­колаевна возвращалась из магазина. Никита притаился за дверью...

Детям предлагается запомнить некоторые слова, относящиеся к категории милосердия.

Милосердие - деятельное желание помочь каждому, кто нуждается в этом.

Сочувствие - чуткое отношение к чужому горю, к чьим-то переживаниям.

Человечность - искреннее, доброжелательное отношение к людям; внимательность к чужим нуждам.

Чуткость - внимательность и сердечное отношение к людям.

2. Кого называют альтруистом, а кого — эгоистом

Людей, постоянно готовых к милосердным поступкам, заботли­вых, внимательных, чутких и бескорыстных называют альтруис­тами. Слово «альтруизм» происходит от латинского слова, обо­значающего в переводе «другой человек», «ближний». Альтруизм -это бескорыстная забота о благе других людей, готовность ради это­го отречься от собственных интересов. Сжатым воплощением альт­руизма является установка «жить для других». Хоть сам термин относительно новый (в философии он начал применяться в 19 в.), его значение родственно другим значениям: любви к ближнему своему в христианском вероучении, обязательности милосердия в исламе, учению о сочувствии в буддизме и т.д. Примеры альтруизма всегда поражают.

Альтруистов часто признавали святыми. Припоминаете подроб­ности земной жизни покровителя и защитника детей Святого Нико­лая? Его бескорыстные поступки, безусловно, являются проявлени­ем альтруизма. Среди «почётных альтруистов» следует вспомнить и Святого Валентина, который, согласно легенде, вопреки император­скому приказу венчал влюблённых, даруя им счастье быть вместе.

Противоположностью альтруизму является эгоизм. Эгоистом называют человека, который пренебрегает интересами других людей ради собственных интересов. Проявлением эгоизма, напри­мер, является курение на детской площадке или в кафе, где рядом с курильщиком находятся другие, некурящие люди. Эгоистично поведение тех, кто в общественных местах употребляет бранные слова, слушает громкую музыку и т.д. Но, чтобы эгоистических поступков в нашей жизни стало меньше, стоит прежде всего присмат­риваться к себе.

Прослушайте буддийскую притчу.


Притча «ГОРЧИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО»

Однажды Будда встретил пожилую женщину. Она горько плакала -жизнь её была нелёгкой. Женщина попросила Будду помочь ей.

- Твоя жизнь вряд ли отличается от жизни других людей, - ответил Будда. - Но я помогу тебе избавиться от печали. Для этого мне нужно горчич­ное зёрнышко, которое ты должна принести из жилища, в котором никогда не знали горя.

Ободрённая словами самого Будды, женщина начала поиски, а Будда пошёл своим путём. Много позже он встретил её снова - женщина полос­кала в речке бельё и напевала.

Будда сразу понял, что случилось, но всё-таки подошёл и спросил, смогла ли она найти жилище, жизнь в котором была абсолютно счастливой и беззаботной. «Нет, - ответила женщина, - куда бы я ни приходила, я вез­де видела неприятности куда тяжелее моих!»

  • Ты будешь искать ещё? - спросил Будда.

  • Позже, - ответила женщина, - а пока я должна помочь одним людям -им повезло ещё меньше, чем мне.

  • Знаешь, тебе не нужно горчичное зёрнышко, - решил Будда, - ты уже нашла то, что искала.

Анализ прочитанного:

  • Как горчичное зёрнышко облегчило страдания женщины?

  • Можно ли милосер­дие считать проявлением альтруизма?

  • Почему, помогая другим, человек помогает тем самым себе?

3. Как сочувствовать и проявлять милосердие словом и делом

Давайте прослушаем воспоминания Дмитрия Малакова, детство которого прошло в оккупированном нацистами Киеве.

В один сентябрьский день в оккупированном Киеве появился новый при­каз: «Все евреи Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года в 8 часов утра на угол Мельниковской и Дохтуровской улиц. Взять с собой документы, ценные вещи, а также тёплую одежду, бельё и т.п. Кто не выполнит этого распоряжения и будет выявлен в другом месте, будет расстрел я н...»

Объявление читали все: подходили и, как обычно, молча расходились. В ту ночь не спало всё еврейское население Киева. Целую ночь за стеной в Дионисьевском рыдала большая еврейская семья. Преимущественно все знали, что их ожидает. Незадолго перед тем к нам приходила наша хорошая довоенная знакомая Янина из-под Фастова, захваченного немцами ещё 20 августа, и рассказала, что там расстреляли всех евреев. Ранним утром 29 сентября, в канун праздника Веры, Надежды, Любви, по Глыбочицкой и Андреевскому спуску с Подола двинулись жуткие колонны. Шли люди раз­ных профессий, разного возраста, физического состояния. Вышли здоровые и хронически больные, инвалиды, парализованных везли на повозках и тач­ках. Одетые в зимние пальто и шубы. Несли вещи, кое-кто - вязанки люби­мого лука на шее. При таком количестве людей мысль об их массовой гибе­ли казалась невозможной, дикой. Но предусмотрительные не брали с собой детей, оставляли их соседям или сдавали в детские дома. Возле Покровско­го монастыря монашки, которые тоже вышли на Львовскую улицу посмот­реть на страшную колонну, иногда выхватывали из рядов детей, особенно не похожих внешне на еврейских (беленьких или что). Обыкновенные право­славные монашки. Среди тех, кто шёл в то утро на Лукьяновку, была и артистка театра кукол Дина Мироновна Проничева. Её детей, Лиду и Вову, соседи отдали в детский дом на Керосинной улице. Такая участь постигла и трёхлетне­го Марика, который летом сорок первого лежал в больнице со скарлатиной в безнадёжном состоянии. Родители бились в отчаянии. Они собирались в эвакуацию, и доктора посоветовали им ехать без мальчика: при таких обсто­ятельствах такого больного мальчика не довезти всё равно. Но он выздоровел, и его отдали в детский дом. Национальность скрыли, как это было со многими другими еврейскими детьми. Было их таки немало, и спасла их человеч­ность и доброта сотрудниц детского дома. Никто из старших детей на Керо­синной не погиб. Никого не выдали. О том, что именно там, в Бабьем Яру, расстреляли евреев, первыми узнали жители соседней Лукьяновки и Куренёвки, а потом - весь Киев.



Анализ прочитанного:

  • О каких проявлениях милосердия вы узнали из прочитанного отрывка?

  • Какие черты характера проявляли те люди, которые поступали милосердно? Почему, чтобы проявить милосердие, нужно иметь сильный характер, мужество?

Мы с вами, ребята, сегодня говорили о милосердии. Для того, чтобы понять, как мы осознали значение очень сложной философской категории, я предлагаю ответить на ряд вопросов.

  1. Что такое милосердие? 2. В каких качествах воплощено милосер­дие? 3. С какими качествами несовместимо милосердие? 4. Какие милосердные поступки считаются обязанностью каждого человека? 5. В чём проявляется духовное милосердие? 6. Какие примеры милосердия вам приходилось наблюдать? 7. Легко ли быть мило­сердным? 8. Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом? 9. Справедливо ли мнение о том, что милосердие должно основы­ваться на уважении? Ответ обоснуйте. 10. Справедливо ли мнение о том, что милосердный человек должен быть мужественным? Ответ обоснуйте.

Закончить нашу встречу я хотела бы фразой из песни:

«Твори добро на всей земле!

Твори добро другим во благо,

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом!».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!