Методическая разработка классного часа
«Культура в моей жизни»
План-конспект классного часа
Тема: « Культура в моей жизни».
Тип классного часа: нравственный, интеллектуально-познавательный.
Цели:
Ознакомить учащихся с основными понятиями по теме.
Формировать основы поведения в обществе и нравственные принципы у учащихся, воспитывать культуру поведения.
Воспитывать культуру поведения учащихся.
Задачи урока:
Ознакомить учащихся с основными понятиями по тематике классного часа.
Развить культурные и социально значимые навыки.
Напомнить учащимся о том, как правильно вести себя в той или иной среде, чтобы их посчитали воспитанными и культурными людьми.
Выявить важность правильного поведения в обществе.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Форма организации урока: индивидуальная и групповая деятельность.
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Чехов А.П.
Здравствуйте, ребята! В начале нашего урока я вам прочитаю несколько пословиц:
«За худую привычку и умного дураком обзывают».
«В людях Илья, а дома свинья».
«Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад».
«Часом опоздал, годом не вернёшь».
О чём говориться в этих пословицах?
Ответ детей: «Культура в моей жизни».
Мы коснемся не только того, как надо вести себя в обществе, в техникуме – но и в том месте, в котором вы проводите основную часть своего времени, но, к сожалению, не всегда можете правильно вести себя. Надеюсь, к концу занятия мы сформулируем важные для нас правила поведения и научимся им следовать. Ну, а сейчас поговорим о том, что же такое культура поведения в общем смысле этого слова.
Под культурой поведения понимают совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуре. Культура поведения выражает, во-первых, нравственные требования общества, во-вторых, усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. Мы должны четко осознавать, что культура речи имеет глубокий внутренний смысл, так как ее наличие свидетельствует об уважении к другим людям, традициям. Во многом на культуру поведения влияет наша семья, окружение и, конечно, люди, которые являются для нас авторитетами.
А сейчас, мне бы хотелось, чтобы вы поделились на группы.
Перед вами список утверждений, одни из которых относятся к культурному человеку, другие – к человеку, пренебрегающему культурными нормами.
Первая группа учащихся будет отбирать утверждения, относящиеся к человеку некультурному, пренебрегающему нормами поведения.
Вторая группа выберет утверждения, которые, по их мнению, свойственны культурному человеку.
Теперь, давайте сравним наши результаты и определим, кто оказался прав. Первая группа, выступите со списком тех норм, которые характерны для некультурного человека.
(Выступает первая группа, правильные ответы: не уступить место женщине с ребенком в транспорте, сорить на улице, есть, в том числе мороженое на улице, не спрашивая разрешения у впереди идущего человека, пройти, если тротуар узкий, уступить дорогу, если ты старше, не соблюдать правила дорожного движения, проходить на свое место в театре или кино спиной к сидящим, трогать экспонаты в музее, вырывать страницы из книги, рисовать в книге, не возвращать книгу в библиотеку вовремя, бегать на перемене, толкать других, не пропускать вперед женщин и пожилых людей, не помочь пересечь улицу пожилому человеку.
Выступает вторая группа, правильные ответы: обгонять впереди идущих людей слева, уступать место старшим в транспорте, во время спектакля не разговаривать, не пересаживаться, если ты на уроке, поднять руку и ответить, на уроке внимательно слушать учителя, при выходе из транспорта подавать руку сзади идущей женщине или пожилому человеку, всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста», вставать, если в кабинет входит преподаватель во время урока).
Как видите, ребята, культура может пригодиться нам в любом месте и при любой ситуации. Иногда бывает крайне неприятно встретить некультурного человека, который поведет себя неподобающим образом в одной из ситуаций, с которыми мы с вами ознакомились. И, согласитесь, как приятно, когда встретишь вежливого и учтивого человека. Так вот старайтесь быть такими!
С культурой поведения можно встретиться не только на улице, в театре, в транспорте и так далее, но и в месте, где вы сейчас находитесь – техникуме. Поэтому для вас наиболее актуально будет научиться вести себя здесь, том месте, которое является для вас вторым домом. Тут и возникает такое понятие, как «коллектив».
Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной команде, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
В нашем случае, это учебный коллектив. В коллективе человек должен руководствоваться не только своим мнением и потребностями, советоваться с группой и принимать общее решение. Иногда, одно неверно сказанное слово или фраза могут обидеть человека. Именно поэтому нужно уметь правильно вести себя в коллективе.
Как вы думаете, какие качества характеризуют вежливого человека? Как нужно вести себя, чтобы не было обид и ссор?
(Учащиеся придумывают качества, наиболее подходящие для характеристики вежливого человека, участника коллектива. Учитель фиксирует их на доске.
Например: вежливость, доброжелательность, дружелюбие, дорожи честью, помогай слабым, будь справедливым, не унижай других, не допускай ссор и драк, угроз и крика, не будь грубым и резким, не повышай голос, будь добрым и тактичным, поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой и др.)
Существует одно золотое правило: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Это правило объединяет все религии в мире, ведь Христианство гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», «ни один из вас не уверует, пока не начнет желать своему брату того же, чего желает себе». В Конфуцианстве сказано: «Вот закон добра и любви: не делай другому того, чего не пожелал бы себе». Буддизм также учит: «Не делай другому того, что ты счел бы злом для себя». И наконец, в самых древних сакральных текстах мира, мы находим следующие слова: «Вот высший долг: не делай никому того, что причинило бы боль тебе». Именно поэтому, если мы хотим что-то изменить в мире, мы должны начать с себя.
А сейчас я предлагаю Вам попробовать сделать следующее задание.
(На экране презентация, слайд с картинками)
Я Вам буду показывать картинки, а вы будете говорить с каким из правил, норм поведения они связаны. То есть, что должен или не должен делать воспитанный человек в техникуме. И таким образом, мы сформулируем некоторые из основных правил поведения.
Слайд 1 – нельзя сидеть в наушниках, слушать музыку на уроке.
Слайд 2 – нельзя ходить по техникуму в верхней одежде,
Слайд 3 – на занятиях необходимо отключать средства мобильной связи,
Слайд 4 – нельзя опаздывать на занятия,
Слайд 5 – если хочешь ответить, нужно поднять руку,
Слайд 6 – нужно внимательно слушать преподавателя,
Слайд 7 – нельзя кушать на занятии, на парте не должно быть никакой еды,
Слайд 8 – воздерживайтесь от ссор и драк,
Слайд 9 – воздерживайтесь от демонстрации интимных отношений
Слайд 10 – берегите то место, где находитесь.
Хотелось бы добавить, что есть и другие правила поведения, которым мы должны следовать, перечислите их (дети перечисляют).
Соблюдать дисциплину
В одежде избегать деталей, подчеркивающих принадлежность к субкультуре и чрезмерно открытых фасонов (вызывающе короткие юбки, глубокие декольте и т.д.).
Быть вежливым с другими обучающимися и преподавателями, уважительно относиться к товарищам.
Не допускать в помещении техникума нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.
Не допускать случаев психического и физического насилия
Выполнять требования дежурных преподавателей
Соблюдать инструкции по охране труда на уроках химии, физики, информатики, биологии, физкультуры, практического обучения.
Во время перемен не бегать, не толкаться
В случае любых происшествий или травм немедленно сообщить об этом ближайшему преподавателю, куратору, классному руководителю, завучу, директору техникума.
Курить разрешено только на строго отведенной для этого площадке.
В заключение нашего классного часа хотелось бы попросить Вас нарисовать для меня что-то, связанное с темой занятия. Это может быть идеальный ученик или какой-то условно запрещающий знак, относящийся к нормам поведения, или даже просто какая-то красиво написанная фраза, связанная с правила поведения в техникуме. Пусть это будет ваша фантазия. И пусть каждый из вас вкратце объяснит, с чем связан его рисунок.
(Учащиеся рисуют и по очереди объясняют свои рисунки)
Спасибо за сегодняшний классный час! Спасибо, что были активны. Я надеюсь, что вы почерпнули для себя много нового и что будете стараться следовать правильному поведению, как в стенах техникума, так и вне. До свидания!
Рефлексия.
1. Что вы сегодня узнали?
2. Что вы узнали из нашего разговора?
3. Какими полезными советами вы воспользуетесь?