СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Как не любить мне эту землю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час формирует у воспитанников любовь к своей малой родине -Коломенскому району Московской области.

Воспитанники узнают о своей малой родине новые интересные факты истории и настоящего времени

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Как не любить мне эту землю"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Коломенского городского округа Московской области»

140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03

с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:Korobcheevomsk@mail.ru





Классный час

«Как не любить мне эту Землю»

(в 6-ом классе коррекционной школы интерната)











Составитель:

Стрельникова Наталья Николаевна

воспитатель школы-интерната











2019 учебный год

Коломенский городской округ




Классный час с использованием информационных технологий «Как не любить мне эту Землю» в 6-ом классе коррекционной школы интерната


Цель: формирование патриотического отношения к малой родине

Задачи классного часа:

Образовательные:

- расширять знания детей по истории родного края;

- учить быть полезным своей Родине и родному краю;

Коррекционные:

- развивать речь, память, мышление;

- расширять словарный запас, коррекция речи воспитанников.

Воспитательные:

- формирование патриотического отношения к малой родине;

- воспитание бережного непотребительского отношения к природе.

- прививать уважительное отношение к людям труда;


Оборудование: использование мультимедийного проектора; слайды с видами малой родины воспитанников, слайды с видами памятников архитектуры, природы, фотографий ВОВ, выставка детских рисунков, карточки для индивидуальной работы, карточки с названиями озер России ,рек России, полезных ископаемых, добываемых в России, деревьев, растущих на территории России, музыкальное оформление мероприятия.


Организационный момент


Воспитатель (далее «В»). Здравствуйте, ребята!

Посмотрите в окно. Я вижу позднюю осень, начало зимы. А что видите вы? (Д.: мы видим природу, улицу, дома, поля и т.д.)


В. Правильно, все мы видим одно – нашу землю, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что земля – это наш общий большой дом.


В. Ребята, вы хотите, чтобы наше занятие было интересным и познавательным? (Д.да).



Введение в тему занятия


В. Тогда слушайте песню, которую написали композитор Баснер и поэт Матусовский (звучит песня «С чего начинается Родина», вовремя звучания песни дети смотрят слайды по теме песни).


В. Ребята, о чем поется в песне, которую вы сейчас слушали? (Д.: в песне поется о России, о клятве Родине, в песне поется о малой родине).

Целеполагание


В. Правильно. И вот сегодня мы с вами познакомимся с историей своей Родины, родного края. Мы попробуем доказать, что мало просто любить свою Родину, еще надо стремиться быть ей полезным, научимся приносить свою посильную помощь поселку, селу, городу. стране. в которой живем. Вы подрастете, и скоро от вас самих будет зависеть судьба нашей Родины.


Работа по теме занятия.


В. – Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Предлагаю вам прочитать об этом стихотворение Андрея Дементьева.


1 чтец. Как не любить нам землю эту?

Полей бескрайних череду,

Леса, озера, блики света,

И птиц, парящих на ветру?


2 чтец. Как утра не любить дыханье,

Разливы зорь, разливы рек,

Неторопливый жизни бег

И храмов вековых молчанье.


3 чтец. Нам дан в наследство этот мир,

В нем жили прадеды и деды,
В нем пораженья и победы

Тех, кто для нас его хранил.


4 чтец. Тех, кто его оберегал,

Не зная дали и преграды,

Не жаждал славы и награды,

Всю жизнь до капли отдавал.


5 чтец. Они навеки в нем, их жизни,

Огонь сердец. любовь к Отчизне

Нам каждый день дарует свет,

Любви, которой лучше нет.


6 чтец. В ней тишина, в ней наше счастье,

Наш дом родной. Своей рукой

Она скрывает от ненастья,

От жизни бурь, даря покой.


7 чтец. Ты выйди же к ее лесам,

Взгляни в глаза ее рассвету.

Ты все поймешь, ты скажешь сам:

«Как не любить мне землю эту?»


Работа после прочтения стихотворения


В. – Что прославляет автор в своем стихотворении? (Дети (далее «Д».: автор прославляет: бескрайние поля России; леса, озера, реки; автор любуется природой; автор прославляет старинные храмы; победы отцов и дедов; дом родной).


В. – Правильно, автор гордится своей Родиной, учит нас любить Отчизну. Всем дорога наша Родина. Ведь Россия самая большая в мире страна с тысячью городов и населением более 140-ка миллионов человек.


- Если реки, то самые большие и многоводные. Какие великие реки Росси вы знаете? ( Д.Волга. Лена, Енисей, Обь, Амур) Воспитатель вывешивает на доску карточку с названиями правильных ответов детей.


В.- Эти 5 из 22-х главнейших рек земного шара протекают по российским просторам.


В. – Если озеро, то среди них и самое большое Каспийское, которое мы называем морем. А какие озера России известны вам? ( Д:Байкал, Ладожское, Онежское, Селигер). Воспитатель вывешивает на доску карточку с правильными ответами детей.


В.- Даже из космоса не окинуть одним взглядом российские леса. На тысячи километров тянутся они с запада на восток по всей матушке России. Какие породы деревьев русского леса вы знаете? ( Д.: дуб, кедр, береза, сосна).Воспитатель вывешивает на доску карточку с правильными ответами детей.


В. – Богаты полезными ископаемыми и российские недра. Чем, ребята. богата наша родина? ( Дети: нефтью, газом, углем, глиной, железом, золотом). Воспитатель вывешивает на доску карточку с правильными ответами детей.


В. – Богата Россия великими людьми: поэтами, учеными, полководцами, славят Россию рядовые солдаты и простые труженики. Всего в России вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Эта безграничность полей, лесов, рек, эти необъятные равнины и создали, наверное, русский характер. В нем и широта души, и долготерпение, и эта неукротимая любовь. Свою любовь к родине русский человек выразил в пословицах. Какие пословицы о Родине вы знаете? ( Дети отвечают: Родина – мать, умей за нее постоять; Жить- родине служить; береги землю родную, как мать любимую). На доске вывешивают плакат с пословицами.


В.- Ребята, объясните, как вы понимаете данные изречения? (Дети объясняют, как они понимают смысл пословиц).


Итог: наша Родина – матушка Россия. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, как мать защищает и бережет нас от врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.


В. – А сейчас я предлагаю вам задание, выполнив которое мы выясним, хорошо ли вы знаете свою Родину? Вы должны будете ответить на вопросы, выбрав правильный вариант ответа. Подчеркните, тот ответ, который по вашему мнению является правильным. Дети работают по парам за партами.


  1. Как вы понимаете. что такое Родина? Отечество?

  2. Что значит любить Родину?

  3. Что вы представляете, когда думаете о Родине?

  4. Каких героев нашей Родины вы знаете?

  5. О каких исторических событиях в стране вы знаете?

  6. Что я могу сделать для своей страны?

Проверка выполнения задания. Дети обосновывают свои ответы.


Итог вводной беседы.

В. – Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои связи с Отечеством, радуется его успехам, горячо любит свое Отечество, дорожит своими корнями, понимает, что надо не только гордиться Родиной, но и делать для нее что-то полезное, чтобы она стала краше.

А сейчас мы ненадолго отправимся погулять, чтобы на деле убедиться в том. что у нашей Родины еще великое множество неизведанных тропинок, которые вам суждено будет пройти. когда вы станете взрослыми.


Физкультминутка «Неизведанная тропинка».

Дети выстраиваются и идут змейкой по воображаемой тропинке.

Спокойно идем по тропинке.

Вокруг кусты, деревья, зеленая травка.

Вдруг на тропинке появились лужи.

Обходим лужи: одна. вторая, третья.

Снова спокойно идем по тропинке.

Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.

спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. раз, два. три. четыре.

Перешли болото, снова идем спокойно.

Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идем! Ух. наконец-то перешли.

Идем спокойно. Что это? Вдруг тропинка стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем.

А теперь через тропинку упало дерево. Да такое огромное! Ветки во все стороны. Перелезаем через упавшее дерево. Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли. Молодцы! Дети сели на места.


Основная часть


Совершая дела великие, мы должны знать откуда пошли и как начинали. Наши дела в сочетании с прошлым, с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогими словами «МАЛАЯ РОДИНА». Что может быть прекраснее для человеке и дороже?! Корни его уходят в землю, и сам он сын земли, он частица ее сердца. Земля воспитывает в нем человека, учит жить, любить, бороться, мечтать, садить и выращивать, пускать корни и заботиться о ростках новой жизни. Земля воспитывает в нем чувство прекрасного. ЕЕ невидимые нити привязывают человека к родному дому, к яблоне, склонившейся к раскрытому окну, к песне соловья, к алому закату, сиреневому вечеру.


В. Стихотворение «Моя малая родина» прочитает…(воспитанница).

Моя малая родина с колыбелями рек,

Сколько б ни было пройдено с ней я сердцем навек.

На ладонях России шелк зеленых полей,

Васильковые сини очарованы ею.

Пусть не смолкает благовест

Колоколов твоих церквей.

В России нет прекрасней мест

Земли коломенской моей.


В.- Ребята, почему стихотворение названо «Моя малая родина»? (Д.: оно рассказывает о местах, дорогих нашему сердцу).


В.- А что вы считаете своей малой родиной? (Д.: дом, улицу, свой поселок, свою деревню, село).

В.- Хорошо. А какие места малой родины дороги вам? (лес. река, поле, озеро).

В.- Когда мы говорим о малой родине, то вспоминаем о своем дворе, улице. где играли с друзьями, о деревне, в которой живем.

У каждого человека есть своя малая родина, место, где он родился и вырос, его дом. село. город, район.


В.- Посмотрите на карту Коломенского района. ( при помощи мультимедийной установки воспитатель демонстрирует карту Московской области и при ее помощи показывает все объекты, о которых говорится в беседе) . Он расположен в юго-восточной части Московской области. На 60 километров протянулся он с запада на восток. На 30 километров с севера на юг. Его общая площадь составляет 110000 гектар.

По территории района протекает 2 крупные судоходные реки – Ока и Москва, кроме рек район пересекают автомобильные и железнодорожные магистрали федерального значения. Административным центром района является г.Коломна, расположенный на пересечении 3-х рек: Коломенки, Оки и Москвы-реки на расстоянии 110-ти километров от столицы нашей Родины Москвы.


Большинство сельских населенных пунктов района соединены с Коломной сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.

В состав Коломенского муниципального района входит городское поселение


Пески и 8 сельских поселений:

Акатьевское

Биорковское

Заруденское

Непецинское

Пестриковское

Проводниковское

Радужное

Хорошовское ( объяснения воспитателя проводится на демонстрационных слайдах).

Словосочетание «СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» означает- один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень) данное словосочетание демонстрируется на слайде.


Все воспитанники нашей группы, кроме Малик С., проживают в селах и деревнях сельских поселений Коломенского района.

Например, Туз А. Быстров А., Быстров И. проживают в д.Санино, Татаркин Д. .проживает в селе Шкинь, принадлежащие Непецинскому сельскому поселению.

Воспитанники Фомин Д., Узелков А. проживают в с. Акатьево, которое находится на территории сельского поселения Акатьевское.


Тимонина Т., Мосин Е., Елисеев А. живут в д.Губастово, находящейся на территории сельского поселения Хорошовское.


Галактионова Н. живет в п.Радужном. принадлежащем сельскому поселению Радужное.


Рюнтю Н. проживает в п. Сергиевский, находящемся на территории сельского поселения Пестриковское. Наша школа также находится в селе, принадлежащем сельскому поселению Пестриковское.


В границах сельского поселения Биорковское находится с.Гололобово, в котором живет Амяшкин Д.


Гуськов С. живет в д. сельниково, находящейся в границах сельского поселения Заруденское.


Малик С. живет за границами Коломенского района, в д. Тарбушево Озерского района.Показ населенных пунктов на карте Коломенского района на слайде.


В.- Россия, Россия – края дорогие.

здесь издавна русские люди живет.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют


В.- У малой родины, как и большой, есть своя неповторимая история, свои выдающиеся люди, свои памятные места, архитектура и природа.


В.- Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о своей малой родине.(демонстрируются слайды с видами села Акатьево).


Фомин Д. читает стихотворение

Есть в сердце Отчизны такой необъятной

Земли уголок для нас дорогой.

Он сердцу родной, он милый приятный, уютный и добрый такой.

Я живу в селе Акатьево, это вовсе не дивный сон.

На окраине старая церковь, как памяти звон.

Рядом памятный знак, взгляд героев суров,

Не забыть никому ни войны, ни врагов.

Родное Акатьево, нет красивей земли.

Это место родное на карте страны.

При деревне Акатьево в первой половине 19 века была усадьба подполковника Николая Осиповича Эберна, от которой остался деревянный дом, построенный в 1840 году. Демонстрируется портрет Н,О.Эберна.


С 1900 (тысяча девятисотого) года по 1917 год владельцем усадьбы был знаменитый контрабасист, дирижер, музыкальный деятель Сергей Александрович Кусевицкий. Демонстрируется портрет С.А.Кусевицкого .


В 1894 году он окончил Музыкальное драматическое училище в городе Москве, и был приглашен на работу в оркестр Большого театра. В Акатьеве в гостях у Кусевицкого бывали великий русский певец Федор Иванович Шаляпин и композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Кусевицкий прославил Россию своим мастерством дирижера оркестра в Берлине в 1908 году.


В 1909 году Кусевицкий основал «Российское музыкальное издательства», где впервые были опубликованы сочинения русских композиторов: Рахманинова, Скрябина, Прокофьева.


Также в Акатьево была усадьба графа Франца Матвеевича Санти. Петр 1 пригласил его в Россию в 1722 году, чтобы он составлял гербы российских городов. В том числе он составил герб города Коломны. Демонстрируется герб Города Коломны и его создатель Ф.М.Санти.



О своей малой родине нам расскажет Татаркин Даниил. Демонстрируются виды села Шкинь.


Затерялось меж лесов село,

Речка Северка средь них бежит.

Так давно основано оно,

Но все так же хорошо в нем жить

Сколько ягод и грибов в лесу,

Лось к реке зашел на водопой.

В сердце я своем несу

Гордость за свой край родной.

Шкинь считаю родиной своей,

Малой родиной, другой у меня нет.

И стихи я посвящаю ей,

Хоть всего лишь мне 12 лет.




Великий князь Московский Василий Темный завещал Шкинь своей жене Марии Ярославне, жившей еще в 15 веке


Когда едешь вдоль речки Северки по дороге из Непецина, то уже издалека виден храм села Шкинь. Странное зрелище: столичная архитектура, храм во всем подобный Собору Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. И это в Медвежьем углу. Здесь граница Коломенского района, дальше дороги нет, начинаются лесные просторы.


Чья это была прихоть – среди полей построить огромный «городской» храм? Заказчиком был Гавриил Ильич Бибиков, сын начальника Тульского оружейного завода, который в тысяча семьсот семидесятом – тысяча восемьсот третьем годах владел Шкинью. Семейство Бибиковых внесло огромный вклад в российскую культуру.


У южной стены алтаря находится могила блаженного Даниила, который в тысяча восемьсот восемьдесят четвертом умер в городе Коломне. В последние годы своей жизни блаженный собирал средства на ремонт церкви Святого Духа села Шкинь. Многие чудотворения происходили как при его жизни, так и после смерти. До сих пор люди приезжают на его могилу за землей как за святым и целебным средством. Во время беседы ведется слайдовое сопровождение на экране.


Саша Гуськов и Оля Потапова расскажут нам о селе Гололобово, в котором живет Амяшкин Дима. Демонстрируются виды села Гололобово, кирпичный завод села Гололобово.


Есть в поселке Заречном

Свой кирпичный завод.

Он там стоит как будто вечность.

Отметил свой сто восьмой год.


Беседку, дом, крыльцо, сарай

Без кирпича ты не построишь.

Но глиной богат гололобовский край.

На целый век вперед ее нароешь


Без человека глина – мертвый груз.

Вдыхает в глину жизнь лишь человек.

Кирпич – это творенье его рук,

Живет это творенье сотни лет.



Село Гололобово имеет многовековую историю. Еще в 18 веке была построена в нем церковь Рождества Христова. Но нашим современникам село Гололобово известно потому, что недалеко от него в 1902 году был основан Гололобовский кирпичный завод.


На высоком правом берегу неширокой речки Коломенки предприимчивые люди нашли огромные залежи глины, которая была довольно однородная, чистая. Здесь построили мастерские для производства кирпича.


Производимый на Гололобовском заводе кирпич используется в строительстве нежилых строений, в жилых строениях для нелицевых стен, хорошо подходит для строительства подземных частей сооружений и зданий.


Гололобовский кирпич применяется в реставрационных работах. Разрушенные временем и войнами стены Коломенского Кремля восстановлены непосредственно из этого кирпича. Демонстрируется Коломенский кремль.В Москве при возведении Храма Христа Спасителя также использовали кирпич Гололобовского завода. Демонстрируется Храм Христа Спасителя. Коллектив тружеников предприятия уверенно смотрит в будущее.


В.- У всех народов есть свое настоящее и прошлое. Память о прошлом помогает жить, учит нас справедливости, умению сохранять для потомков памятники старины. Хочется рукой потрогать кирпич в стене, бревно дома, сохранившее в себе звуки музыки, услышать, как звонят колокола, потрогать камни, выстилавшие дорогу к храму. И нельзя медлить.

Заключительная часть


В. – Каждый из вас гордится своей малой родиной, знает ее лучше других. Представьте себе, что к вам в гости приехал друг из другого города. Он ни разу не был в твоем селе, деревне. Вы захотите показать ему самые интересные места своей малой родины. Расскажите о них. А помогут вам в этом ваши рисунки. (дети рассказывают о своих рисунках).

Далее звучит отрывок песни «Как не любить мне эту землю?»


Чувство малой родины обогащает, питает наше умение любить свою страну, Отчизну в целом.

Наше занятие подошло к концу.

Поведение итога занятия.

  1. Что интересного было на занятии?

  2. Познакомились ли мы с историей своего родного края?

  3. Что нового узнали?

  4. Смогли ли доказать, что мало просто любить свою Родину?

  5. Чем мы можем помочь своей Родине?

  6. Какую пользу можем принести?

Отметить отличившихся детей. Подбодрить малоактивных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!