СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час к Дню семьи 15 мая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час к Дню семьи 15 мая»

Нравственный классный час по теме «Семья – это великий дар» (час общения)

Цели:

  1. Формирование у обучающихся представления о значимости семьи в современном обществе.

  2. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка к родителям.

  3. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

  4. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.

Предварительная подготовка классного часа:

1.Обучающиеся составляют дома вместе с родителями генеалогическое дерево своей семьи, сопровождая его семейным альбомом.

2. Необходимо выучить стихотворение о мамах, папах, бабушках, дедушках, и любых других членов семьи.

Оформление класса: на доске цитаты «Семья вся вместе – душа на месте», «Семья – один из шедевров природы», «Счастлив тот, кто у себя дома».

Оборудование: компьютер

Ход классного часа:

Звучит музыка «Марш Мендельсона».

Учитель: Ребята, вы слышали это музыку до сегодняшнего дня? Что это за музыка? Именно с этой красивой музыки – марша начинается семья. Для ваших родителей этот марш звучал в минуты заключения их брака. Семья- это великий дар! Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он ежегодно отмечается 15 мая.

Как вы думаете, какой смысл заключен в этом слове «Семья»?

Ответы обучающихся.

А может нам даст ответ на этот вопрос стихотворение?

1й ученик:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева покорно ответила: «Я».

«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»

И Ева все также ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя…?»

«Я, я, я» - Ева молвила, «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я»,

И так на Земле появилась семья.

Учитель: Семья – сколько в этом слове загадок, оно делится на два слова «семь» и «я». Оно говорит: семья – это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдется семь членов семьи. Число «Семь»- не делится, оно считается особенным и напоминает нам о том, что и «семья» тоже един и неделима.

А в нашем классе есть семья из 7 человек?

Как вы думаете, в какой семье жить лучше, в большой или маленькой?

Ответы обучающихся.

Также считается, что слово «семья» может происходить и от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепчает, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

Душой семьи всегда является мама!

Мама – это солнечный свет,

Взгляд чудесных ласковых глаз.

Сохранит от тысячи бед и поможет тысячу раз.


2й ученик:

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверное, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтобы, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Чтобы исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы-семья!

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямляясь пред сыновьим лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтобы все страхи снося в одиночку,

Говорила, измаясь вконец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Учитель: У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей. Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этих слов?

Ответы обучающихся.

Учитель: каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе комфортно, спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой, и где даже можно поплакать от чистого сердца. А знаете ли вы, как называется дом:

- в белорусской или украинской деревне? (хата)

- перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)

- дом кавказских горцев, сложенный из камня? (сакля)

- постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой (шалаш)

- название отдельного жилого помещения с кухней, комнатами (квартира)

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Какие вы из них знаете?

Ответы обучающихся.

На слайде экрана мы видим начала некоторых пословиц, но они не имеют окончания. Эти окончания необходимо найти в других строках.

  1. Где любовь и совет,

  2. Дом с детьми – базар,

  3. Бабушка, любящая внука,

  4. Лишь потеряв свой дом,

  5. Молодому растению нужна влага,

  6. Брат без брата, что сокол без крыла,

  7. Верблюдица некрасива,

  8. Дитя хоть и криво,


А. оценишь его по достоинству

Б. там и горя нет

В. а мила верблюжонку

Г. дом без детей – могила

Д. готова штаны променять на сахар

Е. младенцу нужна ласка

Ж. сестра без брата как хворостина голая

З. да отцу-матери мило.

Ребята, какой же смысл несут эти пословицы и поговорки? Скажите свое мнение.

Ответы обучающихся.

Учитель: Слова «родина», «родители», «родня» имеют один корень – род. Семья- это род от самых старших членов семьи до малышей. В любой семье есть портреты и фотографии. Раньше их вешали в доме на самых видных местах. И сегодня мы увидим ваше генеалогическое дерево, а также семейные альбомы. Вероятно, существуют удивительные истории, которые передаются из поколения в поколение.

Обучающиеся по желанию рассказывают истории происхождения своих имен, фамилий, семейных традиций.

На Руси была очень мудрая книга «Домострой», в которой были прописаны основные правила поведения в семье: уважение к старшим, забота о ближних. До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений. В ней были бабушки и дедушки, дети, мамы и папы, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие дети присматривали за младшими. Расскажите, как в вашей семье живут различные поколения.

Ответы обучающихся.

А сейчас мы послушаем ваших одноклассников, которые подготовили стихи и песни о родителях, бабушках, дедушках, братьях и сестрах.

Звучат стихи, песни.


Учитель: я вам задам несколько вопросов «Знаете ли вы?»

  1. Что значит слово «семья» в переводе с латинского языка? (фамилия0

  2. Каким словом называют фамилию женщины до замужества? (девичья)

  3. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое поведение от родителей? (яблоко от яблони недалеко падает)

  4. С какого возраста по законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (18 лет)

  5. Назовите самую семейную геометрическую фигуру (круг, семейный круг)

  6. Как называют первого ребенка в семье? (первенец). Как называли на Руси последнего ребенка? (поскребыш)


Звучит песня Светланы Копыловой «Петр и Феврония».


Учитель: у нас в России в 2008 году появился праздник – День Семьи, любви и верности, который впервые отмечался 8 июля и сейчас этот день остается праздничным. Символами праздника стали ромашка, считавшаяся на Руси олицетворением любви, и изображение православных святых Петра и Февронии Муромских, которые жили в 13 веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей брака и семьи.

Согласно житию святых, благоверный князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать благочестивая крестьянская дочь Феврония. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после своего исцеления, что и было исполнено.

Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились праведной жизнью и милосердием. Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Святые были канонизированы, их мощи хранятся в храме святой Троицы в г.Муроме.

По инициативе жителей города Мурома появилась традиция празднования Дня любви, семьи и верности у нас в России 8 июля.

В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?». В ответ старейшина сказал лишь одно слово. Какое?

Ответы обучающихся. (терпение)

Ребята, наш класс можно назвать семьей? Что у нас есть и чего не хватает? Я надеюсь, что наш класс можно считать семьей. Хочется напомнить вам замечательные слова «Тот дом хорош, где хороши его обитатели!»

Желаю всем нам взаимоуважения и согласия. Пусть в каждой семье, где вы живете и в нашей школьной семье будет тепло и солнечно. Дорожите своей семьей! Приносите в дом радость, оберегайте счастье своей семьи!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!