СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Исследование характера предпочтений в выборе образов на материалах портретной живописи отечественных художников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме: «Исследование характера предпочтений в выборе образов на материалах портретной живописи отечественных художников».  Картина В.Васнецова «Богатыри»

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Исследование характера предпочтений в выборе образов на материалах портретной живописи отечественных художников».»

ГБОУ «Школа №760 им. А. П. Маресьева»




Конспект классного часа

по теме:

«Исследование характера предпочтений в выборе образов на материалах портретной живописи отечественных художников».


Картина В.Васнецова «Богатыри»




Классный час

проведен в 1 классе «б» (мальчики)

средней школы (лаборатории) №760

им. А.П.Маресьева.


Разработала и провела

учитель начальной школы

Пинаева В.Н.


Задачи классного часа:

  • Познакомить учащихся с биографией и творчеством русского художника В.Васнецова;

  • Развивать у учащихся умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;

  • Развивать кругозор учащихся, формировать художественное мировоззрение, познавательные способности;

  • Воспитывать у мальчиков мужские качества на образах защитников-богатырей;

  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за страну и её граждан.


Методы:

  • беседа;

  • рассказ;

  • демонстрация иллюстраций;

  • словесное рисование.


Оборудование:

  • Портрет В.Васнецова;

  • Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»;

  • Раздаточный демонстрационный материал для детей – репродукции картины «Богатыри» и других его картин;

  • Музыкальное сопровождение;

  • Словарь русского языка С.И.Ожегова;

  • Доска с заданием;

Понятийный аппарат:


  • Богатырь – человек очень большой силы, стойкости и отваги;

герой русских былин, совершающий военные подвиги.

  • Исполин – великан, богатырь.

  • Сбруя (упряжь) – приспособление для управления лошадью.

  • Десница – правая рука.

  • Палица – древнее оружие из дерева, имеющее каменный или бронзовый наконечник.

  • Пуд – русская мера веса = 16,38 кг.

  • Гусли – русский струнный щипковый музыкальный инструмент.

  • Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь.

  • Кочевник – образ жизни скотоводов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ


I.

Вступление.


Беседа

учителя с учениками.
















































II.

Основная

часть.


Словесное рисование.











































Знакомство с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри».

































Беседа и сообщение о творчестве

В.Васнецова.






















































Работа над картиной.

Описание.



































































































































































































































































III. Заключение.




















































IV.

Дом. зад.










Учитель:

- Приветствие детей!

- Ребята, у нас сегодня с вами очень необычное занятие, а главное, что на этом занятии вы узнаете много интересного, что нужно вам для будущего.

- Но сначала давайте обратимся к доске и прочитаем на нем предложение:

* * * - человек очень большой силы, стойкости и отваги.

- О ком идет речь?

- Давайте прочитаем еще одну подсказку:

* * * - герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

- Догадались, о ком идет речь?

Ученики:

- о богатырях.


Учитель:

- Совершенно верно ребята, так можно



сказать только о богатырях.


- В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.

- Кто каких богатырей знает?

- Какие подвиги совершили они, за что их назвали – богатыри?

- Всякого человека можно так назвать? Почему?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы заслужить такое звание?


Учитель:

- Ребята, а теперь вы попробуете закрыть глаза и представить, что вы художник и хотите НАПИСАТЬ (объяснить значение этого слова в живописи) картину о богатырях. Подумайте, что бы вы изобразили, какой сюжет, каких богатырей и т.д.




Далее учитель выключает музыку и просит учеников поделиться своими картинами.


После того, как учитель выслушал все версии, он может обобщить сказанное детьми и выявить наиболее характерные признаки и черты изображаемых богатырей (сильные, храбрые, могущественные, одетые в кольчуги, с копьями, щитами, мечами и стрелами, на конях и прочее).


Учитель:

- Мальчики, мы с вами попытались словами написать картины с изображением богатырей, а в нашей стране есть всемирно известный художник Виктор Васнецов, который написал картину о богатырях, да не об одном, а изобразил трех исполинов земли Русской, верных боевых друзей – трех богатырей.

- Может кто-то уже знаком с этой картиной, которая так и называется «Богатыри».


Учитель вывешивает репродукцию на доску и дает детям рассмотреть её.

Учитель:

- Ребята, какое первое впечатление произвела на вас эта картина?

- Мальчики, вспомните, у кого своя картина была похожа на картину Васнецова? Чем?

- Кто из вас знает, что за герои изображены на ней?

Ученики:

- Богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Учитель:

- Совершенно верно, это 3 известных былинных персонажа – защитников Родины.

- Что хотел нам сказать или передать своей картиной художник?



- Художник изобразил на картине защитников, их цель – смотреть, не обижают ли кого-нибудь чужеземцы, а коли что они почуят – ни за что не пустят врага на родную землю!!


-Какие ещё картины этого художника знакомы вам?

Учитель знакомит детей с несколькими картинами В.Васнецова, такими как – «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье».

Учитель:

- У автора много известных картин, но самая известная и впечатляющая – это картина «Богатыри», которая находится на выставке в Государственной Третьяковской Галерее и занимает целую стенку, что говорит о ее масштабах (очень большой размер).

- Как вы думаете, сколько времени художник потратил на написании этой картины?

- На то, чтобы написать картину у Виктора Васнецова ушло около 20 лет!

- Как, по-вашему, много это или мало?

- Автор очень трепетно подошел к своей работе – много её переделывал, искал цвета, позиции и т.д., а главное искал те образы, которые будут ярко говорить о богатырской силе и мощи многими поколения вперед и внушать спокойствие мирным жителям и страх перед недругом, врагом. Поэтому работа увидела свет только тогда, когда сам автор окончательно убедился, что работа завершена, и доработка не потребуется, все в его картине исключительно.

- Но, на то он и всемирно известный художник, хотя корни его очень просты – Васнецов сын сельского священника, готовился пойти по стопам отца и стать священником, но тяга к искусству привела 19-летнего его в Петербург в Академию Художеств, откуда он вышел талантливым художником.


Учитель:

- Ребята, давайте подробно рассмотрим образы героев-защитников и хранителей земли Русской.


Учитель раздает каждому ребенку на парту наглядное пособие с репродукцией картины, где дети вместе с учителем прорабатывают детально образ богатырей и сюжет картины.


Учитель:

- Кого мы видим на переднем плане картины?

Ученики:

- Мы видим богатырей на заставе.

Учитель:

- Кто в центре? Какой он?

Учитель и ученики:

В центре - Илья Муромец, суровый богатырь. Изготовлено его копье, вздета тяжкая (тяжелая) десница. Глядит далеко-далеко вдаль из-под руки, зорко смотрит он вокруг. Взор широко открытый и прямой, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый, под большими усами, рот говорят о его сильной воли.

Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица «в 90 пудов», в другой копье; щит у него на плече - исполнен он "благости, великодушия и добродушия".

Учитель:

- Кто находится справа от Ильи Муромца?

Ученики:

- Добрыня Никитич.

Учитель:

- Что можете сказать о нем?

Учитель и ученики:

Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. На картине Добрыня Никитич уже и меч из ножен вынул, и щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот-вот пустит он вскачь своего скакуна, которого (судя по сбруе) добыл в схватке с чужеземцем.



Учитель:

- Как зовут самого младшего из богатырей?

Ученики:

- Алеша Попович.

Учитель и ученики:

Справа от Ильи Муромца, с лукавой улыбкой на смуглом, чуть раскосом лице, стоит Алеша Попович, самый младший. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Чуть исподлобья смотрит он, и конь его, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву. Но по глазам видно, что готовит каверзу врагам этот юный витязь, который, может быть, и не так силен, как его товарищи, зато он ловок, увертлив, "напуском смел".

Учитель:

- У каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер. Добрыня Никитич - знатного происхождения, "сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны". Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

Алеша Попович - "сын

соборного попа ростовского". Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.


Учитель:

- Ребята, давайте еще внимательно присмотримся и к коням.

Под стать богатырям и их кони. Подбор масти богатырских коней - белый, гнедой, вороной. Это излюбленные цветовые сочетания. Вот, например, грузный и лохматый "Воронеюшко" Ильи Муромца - самый "былинный" конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только "Воронеюшке" тронуться с места - загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...


Учитель:

- Что еще вы можете добавить о богатырских конях, что еще обращает ваше внимание?


Учитель:

- Ребята, а теперь давайте попробуем рассмотреть природу. Какой ее изобразил художник?

Учитель и ученики:

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам, вторит желтый ковыль. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут тяжелые грозовые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности.

Неоглядная даль, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер, а еще крохотные елочки, до которых рукой подать...


Учитель:

- Вся картина так и пропитана нотками силы и мощи, надежности и бесстрашия


- Мальчики, а заметили, что мы видим богатырей сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально,

олицетворяют народную силу.

- Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина.
Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.
Спокойны, дружелюбны богатыри.
И рады бы мирно почивать в домах своих, но лезет, лезет к нам всякая нечисть!! Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет".

-Кто из вас знает автора этих нетленных слов?

И ведь не раз сбывалось пророчество.


Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую.
Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями.
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне.

Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии Художеств, где он учился: "Идея моей картины "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"



Учитель:

- Мальчики, скажите, пожалуйста, после того, как мы более глубоко вникли в сюжет и смысл картины и рассмотрели образы защитников земли Русской, что вы можете сказать о картине сейчас?

- Какое впечатление произвел на вас образ богатырей?


- У кого возникло желание пойти в Третьяковскую галерею и воочию посмотреть на саму картину (первоисточник)?


- Этой картине около ста лет, а она впечатляет всех, кто с ней знаком? Как вы думаете, что хотел передать в этой картине художник?


- Мальчики, давайте попробуем представить себе, что сам автор предложил нам кисти и краски и попросил доработать картину, внести,

что-то свое, чтобы вы дописали?


Ученики, скорее всего, обратят внимание на то, что картина настолько продумана и обдумана, что ничего добавлять не надо.

Тем самым, учитель еще раз подчеркнет глубоко впечатляющий образ силы, могущества, стойкости, бесстрашия, ума, патриотизма.


- Какими качествами должны обладать такие защитники Родины?

- Что для этого нужно, чтобы обладать этими качествами?


- Что можете рассказать друзьям, родителям о сегодняшнем знакомстве с картиной «Богатыри?



Учитель:

- Пожалуйста, нарисуйте дома, каким вы видите защитника - богатыря сегодняшних дней.

















Дети читают предложение


и дают свои


предполагаемые ответы.











































Ученики дают свои


ответы на вопросы


учителя.





















Учитель включает тихую спокойную музыку и дает детям время написать

свои картины.






Учитель должен детально спросить у ребенка образ описываемого богатыря.








































Дети отвечают.









Учитель выслушивает впечатления детей о картине.
























Выслушиваются предположения детей.
















Дети называют картины, учитель комментирует их ответы (какая картина и кто художник, дети могут ошибаться)






















Выслушиваются


предположения


детей.




































































































































































































































Ученики отмечают, что они заметили в изображении коней.

































































































Ответы детей












































Дети высказывают своё


понимание этой картины,


что они увидели и как её


поняли.
























Ответы детей: силу, мощь, отвагу, бесстрашие, преданности делу и…
























Ответы детей: ум, храбрость, здоровье, сила, выносливость, ответственность, любовь к родине.




















3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!