Классный час « Я – ГРАЖДАНИН России».
Цель : воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.
Оборудование : плакаты с государственной символикой России; компьютер или проектор; экран, диск с записью гимнов.
Ход классного часа :
Сегодня на уроке мы с вами поговорим на очень важную, интересную и актуальную тему. Тема нашего урока «Я - гражданин России».
Каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт - паспорт гражданина Российской Федерации.
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как "балаболкой” и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово "Гражданин” начинается с большой буквы?
Что означает слово "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, её будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать её государственные символы.
1-й в е д у щ и й : Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства её культурных ценностей и традиций иргает огромную роль в становлении личности человека.
Во всём мире насчитывается более 230 государств, которые имеют свою культуру историю, традиции и обычаи. И каждая из стран не похожа друг на друга. И сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашей стране – России.
Каждая страна обладает своими определенными символами, которые показывают её независимость от других стран и особенность. Скажите ребята, что это за символы (дети называют символы, я их записываю на доске)
1. О Государственном гимне Российской Федерации.
Ребята, а скажите где и когда можно услышать гимн нашей страны?
Государственный гимн Р.Ф. исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления; при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
Гимн России был написан Сергеем Михалковым на музыку Александра Александрова в 1944 г., в гимн привносились некоторые изменения, но его основа оставалась той же. Гимн состоит из трёх куплетов и припева. Что делают люди, когда звучит гимн страны (встают и мужчины снимают головные уборы).
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В.Александрова и стихи С.В Михалкова.
2. О гербе России.
В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:
а) красный цвет – неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;
б) золото – сила, богатство, могущество, справедливость;
в) двуглавый орёл – охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;
г) орёл – власть, прозорливость, великодушие;
д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России) , сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;
е) скипетр – это символ защиты суверенитета;
ж) держава – символ единства, целостности государства;
з) на груди орла – древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.
Ребята, кто знает, как выглядит герб нашей страны? (слайд) Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём змея.
Где используется изображение?
Изображение герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знамёнах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.
2. О Государственном флаге Российской Федерации.
Давайте вспомним, как выглядит флаг нашей страны и где его можно увидеть? (выходит учение к доске и располагает полосы в правильной последовательности). (слайд)
У ч е н и к : В августе 1991 года российский триколор был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага РФ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос : верхней - белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология.
Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
У ч е н и к: Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Р.Ф.может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Р.Ф.
II Вопросы для закрепления:
Что означает слово «Гимн»?
Как называется наука о гербах?
Что держит орел в своих лапах на гербе России?
Как называется наука о флагах?
Что означает белый цвет на флаге РФ?
Назовите день флага РФ.
Назовите авторов музыки и слов гимна России.
Творческое задание. ученики пишут на листочках «Я горжусь своей страной, потому что…»
III Заключительное слово классного руководителя.
Сегодня мы поговорили о трех государственных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти- это Конституция Р.Ф.
Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.