Тема: Я — ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮ, ДУМАЮ, ЖИВУ.
Цель: На основе исследовательской деятельности ориентируюсь на личностное своеобразие каждого ребенка, с помощью условно-символических моделей кругов Эйлера, заданий «Думай, рисуй, рассказывай», активизируя детей своеобразной умственной гимнастикой на развитие творческого воображения, рационально сочетая интеллектуальные нагрузки с двигательной активностью развивать представление о том, что человек — часть природы и одновременно существо мыслящее.
Совершенствовать речь, развивать умение обмениваться информацией, находить объяснения-обоснования..
Развивать фантазию, юмор, элементы актерского мастерства, творческое воображение и коммуникативное общение.
1. Вводная честь Постановка проблемы:
Педагог: Много людей живет на планете, каждый из них человек. Чем отличаются друг от друга?
Дидактические упражнений
«Круги Эйлера» — распределение человечества на женщин и мужчин, объединение общим — человек. Распределение детей на девочек и мальчиков, объединение понятием — человек.
Слайд №1
Словесная игра «Ты кто?» (Кто он в семье: сын, внук, брат и т. д.).
Вывод: «Ты человек, он человек, я человек — все мы люди».
— Одинаковые ли люди? Давайте проверим.
«Зеркало» — психологическая разгрузка, мимические упражнения.
На внимание «Скучно, скучно так сидеть...»
Задания по интересам. «Отгадай и нарисуй», загадки на части тела, лица.
Физминутка
— Наши руки совершают чудеса, они не только рисуют, а могут рассказывать стихи;
Стих «Пять малышей» из книги «Расскажи стихи руками». (Выполняется в кругу).
Цель: Развитие свободы движений, образного мышления, внимания.
Педагог читает стихи по одной строчке, а дети воспроизводят эту строку, сопровождая ее соответствующими выразительными движениями рук.
«Моя книга»
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик – круглый бок:
Вверх – вниз, прыг – скок.
В книжке зонт. Открой и пой:
Лупит дождь – а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой
Теплый!!!
«Пять малышей»
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире.
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке,
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«1, 2, 3, 4, 5, ...
Ну, берегитесь, я иду искать!!!»
В этом стихотворении детям весело. А всегда ли бывает весело человеку?
Как узнать настроение человека? Дидактическое упражнение «Мы у телевизора», отгадывание настроения по изображению, эмоциям на лице, этюды на выражение эмоций.
Слайд №2
Хорошо ли вам около веселого человека? (Тепло, светло, радостно).
Приятно ли быть рядом со злым? (Холодно, неуютно, плохо).
Экспромтная игра: «Ступени доброты», оценить эмоции, изображенные на лицах, и окрасить нужным цветом.
Добро — красный, желтый, оранжевый.
Зло - синий, фиолетовый, черный.
Вывод: Вы показали свое настроение молча, Но каким же образом мы поняли друг друга? (Увидели глазами). Человек видит. (Использование модели глаза).
Слайд №3
Зрение очень важно для человека. Ведь глазами мы видим весь окружающий нас мир!
А теперь давайте подумаем, сможем ли мы угадать настроение человека, не видя его?
Дидактическое упражнение: «Послушай и отгадай», за ширмой поют, кричат, плачут.
— Как мы узнаем настроение, человека за ширмой? (Ус
лышали). Человек слышит. (Модель уха).
Слайд№4
Дидактическое упражнение: «Что услышали?», хлопки, звон колокольчика, щелканье языком, удары в бубен и т. д.
Вывод: Близко человек слышит хорошо.
— А давайте послушаем, что там за окном? (Звук двигающейся
машины, крики птиц). А почему мы не слы
шим звуки шагов прохожих? (Далеко слышим только звуки, а шаги
тихие).
Вывод: Слух — очень важен для человека.
А теперь представим себе, что в нашей группе вечером погас свет, вокруг темнота.
Как вы будете двигаться в ней? (На ощупь, ощупывая дорогу руками).
Вывод: Человек чувствует.
— А чем еще чувствует человек? (Запах — носом, вкус — язы
ком — из личного опыта).
Слайд №5
Дидактическое упражнение: «На что это похоже?», тактильное восприятие с ароматизированием.
Закрой глаза, потрогай предмет и пофантазируй, что это может быть? (Развитие образной памяти).
Вы не только чувствовали, но и рассказывали. Человек говорит (Модель голосового аппарата).
Слайд №6
Игра: «Четыре стихии», развитие мышления, воображения в сочетании с дрижениями.
— Молодцы, ребята. Вы очень старались. Кто же ошибался
из вас? Почему? (Не думали)
Слайд №7.
«Голова научит — руки сделают»,
«Чем больше науки — тем умнее руки».
Стихи Агнии Барто ДУМАЙ, ДУМАЙ...
Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"
Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"
Он считает, что от дум
У него мужает ум.
А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?
Почему у кошки хвост?
Почему над речкой мост?
Почему идем гулять?
Почему мне нужно спать?
Почему вода из крана?
Почему соседка Жанна?
Почему зажегся свет?
Мне ответят или нет?
Почему скрипят качели?
Почему в метро мы с ели?
Где кончается дорога?
И что такое недотрога?
Я хочу узнать все это,
И когда наступит лето?
И когда я буду взрослой,
Стану выше мамы ростом?
Т. Ефимова
Почему на небе тучки?
Почему замёрзли ручки?
Почему на речке мост?
Почему у кошки хвост?
Почему бежать быстрее?
Почему мы не успеем?
Почему я – тихоход?
Почему трамвай не тот?
Почему заплакал мальчик?
Почему вдруг лопнул мячик?
Почему фонарь горит?
Почему подъезд закрыт?
Почему от чая лужа?
Почему закончен ужин?
Почему пора в кровать?
Почему с утра вставать?
Почему ты гасишь свет?
От кого покоя нет?!