СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час - "Детская беспризорность".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час - "Детская беспризорность".»

Классный час на тему: «Детская беспризорность».

Цели:

- актуализация знаний обучающихся о детской беспризорности и безнадзорности;

- познакомить подростков с нормативной базой и системой организаций, функционирование которых, направлено на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- определение причин ухода ребенка из семьи;

- учиться умению разрешения трудных жизненных ситуаций и преодоления их;

- формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающим.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- плакаты с картинками;

- презентация.

Форма классного часа:

- в виде беседы.

Ход занятия:

- вступительное слово учителя,

- рассказ учителя.

Понятие детская беспризорность.

Еще в 80-е гг. Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам, созданная вне рамок ООН, обратила внимание на так называемых детей улицы. В этом докладе они именовались беспризорниками.

Отличительной чертой нашего времени является отсутствие четких границ между дефинициями - беспризорность и безнадзорность. В юридической литературе все большое значение приобретает термин безнадзорность. И только ею объясняется причина ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий.

В ФЗ от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присутствуют 2 термина: безнадзорный и беспризорный.

Ст. 1 ФЗ безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания.

Безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Педагогическая наука обращает внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, которая состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Отсутствие именно такого надзора чревато всякого рода неприятностями, иногда даже трагическими, когда уже возникают проблемы правового характера, в том числе, связанные с детской беспризорностью.

По общему правилу, безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. В 20-е гг. исследователи отмечали, говоря о беспризорности, она, будучи подобной, длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную стадию этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной стадией становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус.

Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Далее охарактеризуем понятие беспризорности через его отличительные признаки.

Дохристианская и христианская Русь.

В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах всем миром. С принятием христианства начинается и гос. политика заботы о детях. Ст. 99 Русской правды вменяла обязанности опекунам заботится о сиротах.

XVI в.

Государственная политика призрения сирот начинается со времен Ивана Грозного. Сиротскими домами ведал Патриарший приказ. В 16 в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище, «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать церкви. Родителям предписывалось детей «любить и беречь и страхом спасать, уча и наказуя, и рассуждая раны возлагать».

XVII в.

Петр I поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных. Были сиротские монастыри. Одним из таких сиротских монастырей был Новодевичий.

В июне 1718г. Петр I издает указ, по которому было велено малолетних и нищих ребят посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». А т.к. госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а кому было 10 лет и более - в матросы.

При Екатерине I существовали воспитальные дома и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения».

XIX в.

Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. Русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, защиты детей, оставшихся без родителей.

Деятельность общественных организаций была направлена на решение вопросов, связанных с защитой детей от развращающего влияния тюрем, создания спец. учреждений для несовершеннолетних осужденных.

Советский период

После октябрьской революции в 1917г. заботу о детях сиротах государство взяло на себя.

Гражданская война и её последствия.

Резко увеличилось число беспризорных детей после Первой мировой войны и Гражданской войны. По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, по другим - в 1922 году было 7 млн беспризорников.

Решение проблемы беспризорности было объявлено политической задачей:

- В 1919 году образован Государственный совет защиты детей во главе с Луначарским.

- 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей - «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Дзержинским.

Решением проблемы занимались другие организации - Народный комиссариат просвещения РСФСР, социальные инспекции на местах, «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям».

В 1926 году приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, детские городки. Мероприятия по борьбе с беспризорностью включали и помощь на дому, помещение детей в крестьянские семьи, организация опеки, районных мастерских с школами и клубами при них для детей.

К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, а 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей и воспитание детей.

Отечественная война и послевоенные годы.

С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.

Были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня1943 года. Постановления определяли меры по решению проблемы беспризорности.

В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» от 8 апреля 1952 года.

В этот период слово беспризорники исчезает со страниц периодической печати и официальных документов. Считалось, что имеются лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или детских домов.

1990-е и 2000-е годы.

Новый рост числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний.

Одними из причин в это период являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности.

В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления.

Говорят, что более 100 тыс. беспризорных детей, безнадзорных - около 1 млн.

По данным Генерального прокурора в 2002 году в России насчитывалось от 2 до 3 млн беспризорных.

По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, Россия «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн». По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка.

Правовое регулирование.

Ст.3 ФЗ от 24 июня 1999г. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законодательство РФ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на:

- Конституции РФ (соц. права граждан);

- общепризнанных нормах международного права (Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека);

- настоящего ФЗ и других федеральных законов (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

- иных нормативных правовых актов РФ (Постановление Пра-ва Москвы от 12.02.2002 №122 О неотложных мерах по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в Москве; Постановление Пра-ва от 24.04.2001 №403 «О программе молодежь Москвы» на 2001-2003 гг.: говорится о проведении комплексных социологических исследований по проблемам беспризорности; Пост. Права Москвы от 2.07.2002г. «488 О гос. поддержке детского движения Москвы: говорится о проблеме беспризорности в обществе);

- законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.



Также разрабатываются различные программы, например, окружная программа «О дополнительных мерах по профилактике детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных проявлений несовершеннолетних на территории ЮЗАО» (распоряжение префекта от 12.04.2002. №426).

Система органов.

Ст. 4 ФЗ-120. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

Вывод.

С беспризорность нужно бороться, стремится к уменьшению числа беспризорных. Для этого должны проводится различные социальные программы, которые могут помочь в борьбе с беспризорностью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!