СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час знакомит  учащихся с детьми - героями Великой Отечественной войны, воспитывает патриотические чувства.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"»

Классный час «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с юными героями Великой Отечественной войны;

  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

  • воспитывать гордость за своих сверстников – героев войны, любовь к Родине, своему народу;

  • побудить четвероклассников к делам на радость и пользу людям, сопричастность к жизни школы, поселка, страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, книги о героях ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен, диск с презентацией, рисунки детей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель:(слайд 1) Ребята, каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что знаем об этом событии? (слайд 2,3).

Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память об их подвигах до сих пор жива. Это музеи, посвященные ВОВ, и памятники, книги, кинофильмы. Сегодня наша встреча будет посвящена детям – героям ВОВ. (слайд 4).

Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло всю их жизнь. пришел час тяжелых испытаний. И они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легли невзгоды, бедствия, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины.

III. Работа по теме.

Ученик: (слайд 5).

Июнь. Клонился к вечеру закат. И теплой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь! Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров домой шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(Раздается звук разрывающихся бомб).

Ученик: (слайд 6)

Июнь. Лето. Суббота. Взрослые занимались обычными для себя делами, дети играли на улице, старшеклассники готовились к выпускным вечерам. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры перечеркнет одно страшное слово – война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска пересекли границу нашей страны. Многие села сожжены, города окружены и взяты в блокаду.

Ученик:

В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта? Нам в сорок третьем Выдали медали, И только в сорок пятом – Паспорта. И в этом нет беды… Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем, Ни старше, ни взрослее, Чем тогда…

Учитель:(слайд 7)

Юные герои великой отечественной войны – сколько их было? Если считать – а как же иначе?! – героем каждого мальчишку или девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то десятки, если не сотни тысяч. По официальным данным Центрального архива Министерства обороны России, в годы войны в боевых частях числилось свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При этом понятно, что далеко не каждый командир подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде. Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы – командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов, можно по неразберихе в наградных листах. На пожелтевших архивных листах у большинства несовершеннолетних военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальных выяснялся гораздо позже, через 10, а то и через 40 лет. А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях! И там – то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить. Так что «десятки тысяч» - это далеко не преувеличение, а скорее, преуменьшение. И, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда. Но это не причина не помнить о них. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Доклады учащихся.

1 ученик: (слайд 8)

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодежь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. они шли буквально на все, чтобы встать в строй защитников Родины. Кое – кому удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползали кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчишки и девчонки из далеких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: «Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания».

2 ученик: (слайд 9)

Самому молодому солдату Великой Отечественной войны, Сереже Алешкову, было 6 лет, когда немцы казнили его маму и старшего брата за связь с партизанами. Произошло это в Калужской области. Сережу спасла соседка. Она выбросила ребенка из окна хаты и крикнула, чтобы он бежал что ни есть сил. Мальчик бросился в лес. Дело было осенью 1942 года. Трудно сказать, сколько времени бродил ребенок, голодный, измученный, замерзший в калужских лесах. На него наткнулись разведчики 142–го гвардейского стрелкового полка, которым командовал майор Воробьев. Они перенесли мальчика на руках через линию фронта. И оставили в полку. Трудней всего было подобрать одежду для маленького солдата: ну где найдешь сапоги тридцатого размера? Однако со временем отыскалась и обувь, и форма – все как полагается. Молодой неженатый Михаил Воробьев стал для Сережи вторым отцом. Кстати, позднее он официально усыновил мальчика. – Вот только мамы у тебя нет, Сереженька, - как-то грустно сказал майор, гладя по коротко стриженным волосам мальчика. – Нет, так не будет, - ответил тот. – Мне нравится медсестра тетя Нина, она добрая и красивая. Так с легкой руки ребенка майор нашел свое счастье и прожил с Ниной Андреевной Бедовой всю свою жизнь. Сережа помогал страшим товарищам как мог: носил бойцам почту и патроны, в перерывах между боями пел песни. У Сережи оказался замечательный характер – веселый, спокойный, он никогда не ныл и не жаловался по пустякам. А для солдат этот мальчик стал напоминанием о мирной жизни, у каждого из них остался дома кто-то, кто их любил и ждал. Все старались приласкать ребенка. Но свое сердце Сережа раз и навсегда отдал Воробьеву. Медаль «За боевые заслуги» мальчик получил за то, что спас жизнь своему названному отцу. Однажды во время фашистского налета бомба разворотила блиндаж командира полка. Никто, кроме мальчика, не видел, что под завалом из бревен находится майор Воробьев. – Папка! – не свои голосом закричал Сережа, подскочил к блиндажу и прижался ухом к бревнам. Снизу раздался глухой стон. Глотая слезы, мальчик попытался сдвинуть бревна в сторону, но только разодрал руки в кровь. Несмотря на продолжающиеся взрывы, Сережа побежал за подмогой. Он привел к заваленному блиндажу солдат, и те вытащили своего командира. А гвардии рядовой Сережа стоял рядом и рыдал в голос, размазывая грязь по лицу, как самый обыкновенный маленький мальчик, которым он, собственно, и был. Командующий 8-й гвардейской армией генерал Чуйков, узнав о юном герое, наградил Сережу боевым оружием – трофейном пистолетом «вальтер». Позднее мальчик был ранен, отправлен в госпиталь и на передовую больше не вернулся. Известно, что Сергей Алешков окончил Суворовское училище и Харьковский юридический институт. Много лет проработал юристом в Челябинске, поближе к своей семье – Михаилу и Нине Воробьевым. В последние годы работал прокурором. Умер рано, в 1990 году.

Учитель:

Эти четыре имени – Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик – вот уже свыше полувека являются самым знаменитым символом героизма юных защитников нашей Родины. Воевавшие в разных местах и совершившие разные по обстоятельствам подвиги, все они были партизанами и все посмертно удостоены высшей награды страны – звания Героя Советского Союза. Двоим – Лене Голикову и Зине Портновой – к тому моменту, когда им довелось проявить небывалое мужество, исполнилось по 17 лет, еще двоим – Вале Котику и Марату Казею – всего по 14.

3 ученик: (слайд 10).

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой 2новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров. Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы». В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лене. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес. Но Ленина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то всего был один… Юный Леня Голиков! Оказывается, Леня добыл ценнейшую информацию – чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера. За этот подвиг Леня Голиков был представлен к высшей правительственной награде – медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1942 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила – гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утор сон партизан прервал грохот пулемета – в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу… В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Звание Героя он получил посмертно.

4 ученик: (слайд 11).

Казей Марат Иванович родился 10 октября 1929 года. Военная биография Марата началась сразу после смерти матери, когда он вместе со старшей сестрой Ариадной вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября, где стал разведчиком. Бесстрашный и ловкий, Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Также юный герой был задействован во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах. Участвовал М. Казей и в открытых боях с противником, в которых проявлял абсолютное бесстрашие – даже будучи раненым, поднимался и шел в атаку. Зимой 1943 года у Марата появилась возможность выехать в глубокий тыл вместе со своей сестрой, так как ей срочно потребовалась ампутация обеих ног. Мальчик был на тот момент несовершеннолетним, поэтому имел такое право, но отказался и продолжил свою борьбу с захватчиками. Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 года, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены. За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 года, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1 степени. Марат Казей погиб 11 мая 1944 года в бою возле д. Хоромицкие. Когда с напарником возвращался из разведки, их окружили гитлеровцы. Потеряв в перестрелке товарища, юноша сам подорвал себя гранатой, не дав немцам взять его живым. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года.

5 ученик: (слайд 12).

Зина Мартыновна Портнова родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде. В июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи. Ей было 15… Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация «Юные мстители», Портнова стала ее членом. «Мстители» не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С помощью этой организации удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков. Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой , чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизаном. С августа 1943 года Зина Портнова – разведчица партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года она получила задание выявить причины провала организации «Юные мстители» и наладить связь с подпольем. Установить связь она успела, но вот доложить об этом – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к «бандитам» у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги… Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

6 ученик: (слайд 13).

Валентин Александрович Котик родился 11 февраля 1930года в с. Хмелевка на Украине в семье крестьянина. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала ему окончить школу – юный пионер успел получить всего 5 классов образования. Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет. Он сразу же принял участие в сборе боеприпасов и оружия, которые затем отправлялись на фронт. Вместе с друзьями Валя собирал оружие, брошенное на месте боестолкновений, которое переправлялось к партизанам в возах с сеном. Также юный герой самостоятельно изготавливал и расклеивал по городу карикатуры на фашистов. В 1942 году он был принят в ряды Шепетовской подпольной организации, в качестве разведчика. В октябре того же года Валик Котик совершил свой первый громкий подвиг – сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем благополучно взорван партизанами. На боевом счету мужественного пионера находятся и другие подвиги – успешные подрывы 6 складов и железнодорожных эшелонов, а также многочисленные засады, в которых он принимал участие. В обязанности Вали Котика входила и добыча информации о расположении немецких постов и порядка смены их караула. Другой подвиг, спасший жизни многим его взрослым товарищам, юный герой совершил 29 октября 1943 года. В тот день парень стоял на посту, как вдруг не него совершили нападение гитлеровские каратели. Мальчик успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу. За проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени. 16 февраля 1944 года 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольский. Он умер на следующий день, 17 февраля и был похоронен в центральном парке г. Шепетовка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 г. Валентину Александровичу Котику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

IV. Итог урока.

Учитель: (слайд 14,15)

Мы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И все же они оставались детьми. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юных партизан были награждены орденами и медалями.

1 ученик: (слайд 16).

Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

2 ученик:

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне.

3 ученик:

Мы помним всех героев: и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Родину.

4 ученик: (слайд 17)

Вечная память всем погибшим! Пусть чисто будет небо над землей, Пусть жизни мирной радуются люди! А вас, кто рядом был с войной, Мы помним, бережем и любим!

Звучит фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!