СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День народного единства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Учебные материалы: Картина «Московский Кремль ХVI–ХVII веков»; фотография памятника Минину и Пожарскому и их портреты; картина К. Маковского «Минин на нижегородской площади»,  иллюстрации; записи на доске;

ХОД ЗАНЯТИЯ

У. Начинаем классный час, посвященный Дню единства и примирения. Проведем его в форме устного журнала.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

 Широко ты, Русь, по лицу земли

 В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

 Старины святой, громких подвигов?

 Уж и есть за что, Русь могучая,

 Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

 За тебя в нужде сложить голову!

У.  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества, гордости за свою Родину. )

– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник? Выслушиваются ответы детей. – Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День народного единства"»

День народного единства

Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Учебные материалы: Картина «Московский Кремль ХVI–ХVII веков»; фотография памятника Минину и Пожарскому и их портреты; картина К. Маковского «Минин на нижегородской площади»,  иллюстрации; записи на доске;

ХОД ЗАНЯТИЯ

У. Начинаем классный час, посвященный Дню единства и примирения. Проведем его в форме устного журнала.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

 Широко ты, Русь, по лицу земли

 В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

 Старины святой, громких подвигов?

 Уж и есть за что, Русь могучая,

 Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

 За тебя в нужде сложить голову!

У.  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества, гордости за свою Родину. )

– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник? Выслушиваются ответы детей. – Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? ( Наверное, нет).

У.  К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале ХVII века имела вот такой вид. (Учитель показывает картину «Московский Кремль ХVI–ХVII веков».)

У.  Знаете ли вы, из кого состояло население России? Прочитайте слова, написанные на доске. Найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.

На доске: Задание №1

Князья, бояре, купцы, воевода, мещане, ремесленники, крестьяне, стрельцы, рабовладельцы...

Д.  Лишнее слово – рабовладельцы, так как они жили раньше, при рабовладельческом строе, а на Руси не было рабовладения.

У.  1610–1613-й – годы междуцарствия, безвременья, лихолетья, смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монгольского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть.

 Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.

 Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Но народ рассудил иначе. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил её посадский староста из города Нижнего Новгорода  Козьма  Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде Козьма  Минин призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военачальника.

На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с вами, и Бог даст, мы прогоним врага».

Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину всё своё имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли   войско и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.


У. Учитель показывает фотографию памятника Минину и Пожарскому. Знаете ли вы, кому этот памятник?

– Этот памятник стоит в Москве на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям? Ваше представление о них будет более полным после прослушивания отрывка из пьесы (по А.Н. Островскому).

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. Маковского «Минин на нижегородской площади». Как вы думаете, что здесь произошло?

У. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

У. Каким вам представился Кузьма Минин? Знаете ли вы, какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин? Представьте, какое особенное чувство пылало в душе Минина. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо.

Задание №2

 Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова: спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей

– Каким воином, по-вашему, будет Кузьма? Текст напечатан на карточках:

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

 Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

 В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

Задание №3 Найдите лишнее оружие, которым ополченцы не могли пользоваться. Почему?

 рисунки: ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, палица, винтовка.

Д. Палица – более раннее оружие, винтовка – более позднее.

Учитель показывает портреты Минина и Пожарского.

У. Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

 Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.

 Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

У. Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное – вместе!

 Главное – дружно!

 Главное – с сердцем горящим в груди!

 Нам равнодушных в жизни не нужно!

 Злобу, обиду из школы гони!

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!


В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Давайте рассмотрим этот памятник. Справа – князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Превозмогая боль, он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой – на щит. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение. У Козьмы Минина – облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он уговаривает князя перемочь недуги и выйти на битву. Левая рука его – на рукояти меча, а правая поднята. Она призывает подняться на борьбу и князя Пожарского и всю страну.

4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

“Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть”.Это цитата нынешнего патриарха Всея Руси Алексия II.

Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

Учитель. Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.

В 1812 г. – русский народ объединился в борьбе с французами и победил.

В 1941 г. – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства.

/У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./

Учащиеся.  Единство – это объединение всех людей.

                    Единство – это согласие народа.

                    Единство – это когда есть общая надежда.

                    Единство – это мир и дружба.

                    Единство – это доброта, понимание и прощение.

 





Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Вот мы и узнали, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России.

Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)

А сейчас я предлагаю всем ребятам встать и взяться крепко за руки. (Все встают и берутся за руки)

Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.

Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хорам его «ключевые

слова»

Главное – вместе,

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горячим в груди!

Нам равнодушных не нужно?

Не нужно! Злобу, обиду прочь гони!

Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.

Стихотворение «Я и Мы» В. Орлова.

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы.

Ещё раз с праздником вас – Днём народного единства!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!