СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Что означают наши имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята не всегда задумываются о том, что значит его имя. Это , конечно, относится не ко всем ребятам. Поэтому данный классный час раскрывает тайны наших имен.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Что означают наши имена"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАИСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»












Классный час

в 9 - ом классе









Классный руководитель:

Гусакова М.В..








2021г.


Цели: расширить представления детей о культурной традиции; формировать

положительное отношение к православным традициям, уважение к

нравственным ценностям русского народа; способствовать воспитанию

интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к

самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в

социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Оформление: мультимедийная установка, плакаты с высказываниями: "Из людей не бывает никто безымянным" (Гомер). "Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир осмысленным" (А. Ф. Лосев).


Ход классного часа

  1. Вступительное слово учителя.

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сейчас нам трудно представить, что человек может быть без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.  У каждого человека есть имя.

Недаром ещё Гомер в глубокой древности, в своей поэме «Одиссея» писал:

Между живущих людей безымянными
никто не бывает вовсе.
В минуту рождения каждый:
и низкий, и знатный -
имя своё от родителей
в сладостный дар получает…

Сегодня мы поговорим о ваших именах, познакомимся с толкованием имён, узнаем, как появились имена. Сегодня – праздник наших имен.

  1. Немного информации

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова - Anatropous – «человек» и oputa – « имя».


Эпиграфом нашего классного часа будут следующие слова:

Назвать человека, дать ему имя

– значит, сделать мир осмысленным

А. Ф. Лосев.

Имя человеческое. Казалось бы, всего лишь несколько слогов, привычных созвучий, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба личности.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

(А. С. Пушкин)


  3. Возникновение имени. Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

Ведущий 1. В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Как правило, такие имена отражали какое - то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена и т. д. Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

 Древнерусские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Первак, второй был Вторак, третий – Третьяк и т. д. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост, и еще Беляй, Губа, Шея, Несмеяна . Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка), обозначение чего – либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.) Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Ведущий 2. Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более. По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка. Слово, по мнению древних славян обладало чудесной силой. Имя же, с их точки зрения, было способно не только отражать характер, но и формировать его. На Руси долго бытовало имя Волк, ведь волк силен, смел, вынослив, а эти качества полезны человеку.




  1. На Руси бытовали и имена – талисманы.

Ведущий 3. Нашим предкам порой казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

Это были своеобразные имена – талисманы:

Горе, Захворай, Нечай, Дурак, Негодяй, Грязь, Трус, Плох, Некрас, Нехорош.

Людям казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка и спасет от «порчи».

А иногда ребенку, боясь сглаза и порчи (люди верили, что можно причинить зло человеку, только если знаешь его настоящее имя), давали два имени: одно, которым его звали все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы, родители и сам человек.

Наши предки наделяли имя магической силой, поэтому у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени

(русская пословица)

Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

(японская пословица)

Ведущий 4. Существовали и так называемые знатные или «княжеские» имена». В отличие от обычных русских имен, имевших в своем составе один корень, «княжеские» имена были двухосновными и образовывались чаще всего из корней таких слов, как мир, слава, воин, броня, путь, власть, месть, ярило (солнце).

Так, имя Брачислав можно перевести, как «бряцающий славой», так как оно состоит из двух корней: бряч + слав. Имя Рогволд значило «владыка стад», то есть «богатый».

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

  1. Немного о христианских именах.

Ведущий 5. Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием, после крещения Руси в 988 году. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал его покровительство.

Послушайте стихотворение М. Владимирова:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван    именем таким,

Но если в день Иеронима,

То  - хошь не хошь - Иероним!

Ведущий 6. Как происходил выбор имени ребенка на деле, очень ярко описал Н.В. Гоголь в повести «Шинель»:

«Родился Акакий Акакиевич 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует окрестить ребенка. … Родительнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет»,- подумала покойница, - имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула, Варахисий. «Вот это наказание, - проговорила старуха,- какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких…. Ну уж я вижу, что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Теперь, пожалуй, Акакием никто сына не назовет, если даже и смысл его раскроешь: Акакий по-русски – это «незлобливый», «смирный», «вежливый».

Разминка.

Именная викторина “Кого как зовут?”

  1. Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

  2. Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

  3. Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

  4. Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

  5. Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

  6. Она попала в страну чудес. (Алиса)

  7. У нее голубые волосы. (Мальвина)

  8. Он попадал в снежное царство. (Кай)

  9. Он ездил на печке. (Емеля).

  10. Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена).

  11. Имя самого сильного богатыря. (Илья)

  12. Имя царевича в сказке. (Иван)

  1. Классный руководитель.

Имена, связанные с октябрьской революцией.

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20 - х и 30 - х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

 У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что - то обозначает.


  1. «Что такое именины?».

Ведущий 7. В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причем по - сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

Ведущий 8. Поэтому, сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, кото­рый называется именины, или День ангела. Многие люди путают понятия «день рождения» и  «именины». Но это разные праздники. День рождения – это ваша дата рождения, т.е. число и месяц. А именины, или день ангела, - это день того святого, имя которого вы носите. Именины - это день, когда в церкви отмечается па­мять одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти ему на помощь. И православные постоянно обращаются к своим защитникам с молит­вами. Чтобы показать любовь к своему святому, православные люди стараются достать икону своего святого, узнать о его жизни и под­вигах, подражать ему. Для православного человека его святой - это не только покровитель, но и образец для подражания.

  1. Классный руководитель. Говорят, что даже само значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Например, имя «Наталия» означает «естественная», «спокойная». На­талье не к лицу капризничать и кривляться. Имя «Марина» означает «море», «морская». Жила на берегу реки, любила купаться, обожаю рыбу и смотреть , и кушать. (Марина Цветаева, Марина Влади, Марина Хлебникова). Александр - «защитник людей». Такой не будет унижать слабых, заступится за обиженных.

  2. Классный руководитель. А вот и наши имена на карточках. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам? Ученики сами рассказывают о своих именах и называют несколько известных людей с таким же именем.

Анастасия , Валерия, Ирина , Екатерина , Александр, Егор, Дмитрий, Сергей, Юлия , Никита, Павел, Андрей, Полина, Мария.

После каждого рассказа о своем имени ребята получают красочные открытки с расшифровкой их имени.

  1. Классный руководитель. Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, которые стали первыми русскими святыми.

Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ростислав Святослав, Ярослав.

Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.

Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».

  1. Классный руководитель. Действительно, бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам расскажут -

Имена, ставшие знаменитыми.

К доске выходят 9 учеников.

Ученик 1. Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характе­ром, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство чинили людям много неприятностей. Вот и прославили свое имя «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный по­рядок.

Ученик 2. Дурную славу своему имени принес и житель горо­да Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геро­стратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.

Ученик 3. В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».

Ученик 4. Но все же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это чело­век, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат, жил в I веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые просла­вили его имя на века.

Ученик 5. Римский император Гай Юлий Цезарь прославил свое имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в рус­ском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.

Ученик 6. Искусные мастера прославили себя своими дела­ми.

Гобелен - «стенной ковер с вытканными узорами» и «плотная декоративная ткань с вытканными узорами» - происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, живших в X веке.

Ученик 7. Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, ом - в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.

Ампер – французский физик и математик. Создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений, ввел в физику понятие «электрический ток».

Джоуль – английский физик. Обосновал на опытах закон сохранения энергии.

Генрих Герц – немецкий физик, впервые экспериментально доказал в 1886 году существование электромагнитных волн. Впервые наблюдал фотоэффект.

Ом – немецкий физик. Открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением.

Ученик 8. Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внут­реннего сгорания и дал ему свое имя.

Наган, маузер, кольт - названия всех этих пистолетов произошли от фамилий их изобретателей, так же, как и наш самый лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».

Ученик 9. А сколько имен на географической карте! Это имена сильных, мужественных людей.

Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскина, Санкт-Петербург, Хабаровск - тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.

Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих. От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.

  1. Классный руководитель. Спасибо, очень ценная и по­учительная информация. А теперь давайте немного поиграем.

1. Задание. «Не ошибись». Я называю полное имя, а вы должны назвать сокращенное и наоборот.

Василий – Вася, Николай – Коля, Виктор – Витя, Оля – Ольга, Валя – Валентина, Вова – Владимир, Георгий – Жора, Григорий – Гриша, Константин – Костя, Наталья – Наташа.

2. Задание. Кто больше назовет имен с удвоенной буквой ? (Геннадий, Жанна, Снежанна, Марианна , Кирилл, Алла, Анна, Филипп)

3. Задание. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня – Ваня, Валя- Галя, Коля- Толя, Оля-Юля, Рома- Тома, Марина- Карина).

4. Задание. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

  • Владеть миром (Владимир);

  • Владеть всем (Всеволод);

  • Свято славить (Святослав);

  • Данный богами (Богдан);

  • Борьба и слава (Борис);

  • Мир и слава (Мирослав);

  • Устанавливающий славу (Станислав);

5. Задание. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор спросили. Сколько ему лет. Он ответил. Что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.)

6. Задание. Ребятам раздаются скороговорки, содержащие имена людей. После небольшой тренировки они демонстрируют то, что у них получилось.


Классный руководитель. Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями.

  1. Заключительная беседа «Дорожи своим именем».

Классный руководитель Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку с крещением, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии. Действительно, дорожить своим именем должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом бывает очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.

  1. Подведение итогов.

Классный руководитель. Ребята, наша беседа подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Рефлексия. Если вам понравилась наша беседа, то, выходя из класса, прикрепите лепесточки на эту ромашку со своими именами. Спасибо вам.





















7. Поздравление именинников.

Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь, кого мы можем поздравить сегодня с Днем ангела, а также узнаем, если кто не знает, Дни ангела всех остальных. Для того, чтобы узнать день своих именин, надо найти в церковном календаре (святцах) ближайший день памяти святого, имя которого вы носите, после вашего дня рождения.  Например, у Николая, родившегося 15 мая, день ангела 22 мая – день святого Николая, которого в народе называют «весенним». А вот день святого Вадима только раз в году – 22 апреля, поэтому все мужчины, которые носят имя Вадим, могут считать этот день днем святого ангела – хранителя, т.е. именинами. Если же в святцах нет имени, которое вы носите, обратитесь в церковь, и вам подскажут день вашего ангела – хранителя.


Дорогие именинники, от всей души поздравляем вас с Днем ангела! Дай Бог вас всем доброго здравия, мира душевного, сил и терпения!

В народе существует несколько примет, связанных с празднованием  дня рождения и именин. Эти приметы касаются обоих праздников. Если вы возьмёте себе на заметку секреты народной мудрости, то ничто не сможет омрачить ваш светлый праздник.

1. Нельзя отмечать день рождения заранее или позже действительной даты

2. Не приглашайте много гостей для мужчин на 40-летие, для женщины – на 53 года, для ребенка – на 13 лет. Должен быть узкий круг самых близких родственников.

3. Не зовите гостей в количестве 9, 13, 18, 21, 50, 99 и 100 человек. Эти числа сокращают имениннику жизнь.

4. Если вы хотите поставить на праздничный стол свечи, чтобы обстановка была более торжественной, избегайте такого количества: 3, 9, 12 и 18 свечей.

5. Нельзя в день рождения подавать к столу блины, если на горячее у вас запланировано блюдо из риса, например, плов.

6. Нельзя ставить на праздничный стол свиную голову, а также готовить блюда из голубей. Эти яства – к несчастному случаю с именинником.

7. Имениннику нельзя занимать деньги в день своего рождения.

8. Плохой считается примета, если именинник дважды переодевается во время торжества. В каком наряде встречаете гостей, в таком и провожайте.

9. Разбитую во время застолья посуду не выбрасывайте из дома до ухода последнего гостя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!