Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Оглавление
Пояснительная записка
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
III. Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых составлена Рабочая программа:
1. Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации №03-871 от 17.06.2022 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
3. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р.
Цели и задачи рабочей программы
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие духовно-нравственного мышления и кругозора обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении национальных праздников, воспитывает чувство уважения к Родине, гражданскому долгу, родному языку.
Цель:
- формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология; - развивать духовно-нравственный кругозор, мышление обучающихся.
Задачи:
- создание полноценной нравственно-эстетической среды общения;
- развитие творческого креативного мышления;
- увеличение диапазона выбора творческой деятельности;
- создание мотивации к дальнейшему формированию культурноисторической памяти.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год 34 часа
Количество часов в неделю 1 час
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Разговоры о важном» являются следующие умения и качества:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметными результатами изучения курса «Разговоры о важном» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметными результатами изучения курса «Разговоры о важном» является:
Сформировано представление:
• о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
• символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
• институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
• народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
• религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
• важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
• к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
• семье и семейным традициям;
• учебе, труду и творчеству;
• своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
• к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
• общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
• государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
• природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству.
Сформированы умения:
• устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
• распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Мы - Россия. Возможности - будущее | Викторина | Игровая деятельность |
2 | Что мы Родиной зовём? | Семинар | Познавательная деятельность |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра | Викторина | Художественное творчество |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим | Викторина | Игровая деятельность |
5 | Если бы я был учителем... | Социальная реклама | Досуговое общение |
6 | Отчество - от слова "отец" | Концерт | Художественное творчество |
7 | Что мы музыкой зовем? | Квест | Досуговое общение |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Проект | Познавательная деятельность |
9 | Мы — одна страна! | Проект | Познавательная деятельность |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Интеллектуальный марафон | Художественное творчество |
11 | Шапку надень! | Викторина | Художественное творчество |
12 | Гордо реет над Россией флаг ее судьбы | Викторина | Познавательная деятельность |
13 | Жить - значит действовать. В жизни всегда есть место подвигу? | Экскурсия | Досуговое общение |
14 | Настоящая ответственность бывает только личной (Ф. Искандер) | Проект | Познавательная деятельность |
15 | Светлый праздник Рождества | Музыкальная гостиная | Художественное творчество |
16 | Зачем мечтать? | Проект | Познавательная деятельность |
17 | Как не попасть в цифровые | Викторина | Досуговое |
| ловушки? | | общение |
18 | Ленинградский ломтик хлеба. | Проект | Познавательная деятельность |
19 | С чего начинается театр? | Проект | Познавательная деятельность |
20 | Хроника научных открытий, которые перевернули мир | Викторина | Познавательная деятельность |
21 | Россия в мире | Квест | Проблемноценностное общение |
22 | За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню защитника Отечества) | Творческий флешмоб | Художественное творчество |
23 | Мамина карьера | Концерт | Познавательная деятельность |
24 | Гимн России | Музыкальная гостиная | Художественное творчество |
25 | Путешествие по Крыму | Проект | Художественное творчество |
26 | Как построить диалог с искусством? | Библиотечный вечер | Художественное творчество |
27 | Трудно ли быть великим? | Проект | Познавательная деятельность |
28 | Пока жива история, жива память. | Проект | Познавательная деятельность |
29 | «Зелёные» привычки» - сохраним природу вместе | Фестиваль идей | Досуговое общение |
30 | Как проявить себя и свои способности? | Концерт | Художественное творчество |
31 | Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть. | Литературная гостиная | Познавательная деятельность |
32 | Включайся! | Олимпиада | Художественное творчество |
33 | Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году? | Проект | Познавательная деятельность |
34 | Что человеку нужно для счастья? | Викторина | Игровая деятельность |
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименования разделов и тем |
1 | Мы - Россия. Возможности - будущее |
2 | Что мы Родиной зовём? |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим |
5 | Если бы я был учителем... |
6 | Отчество - от слова "отец" |
7 | Что мы музыкой зовем? |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома |
9 | Мы — одна страна! |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии |
11 | Шапку надень! |
12 | Гордо реет над Россией флаг ее судьбы |
13 | Жить - значит действовать. В жизни всегда есть место подвигу? |
14 | Настоящая ответственность бывает только личной (Ф. Искандер) |
15 | Светлый праздник Рождества |
16 | Зачем мечтать? |
17 | Как не попасть в цифровые ловушки? |
18 | Ленинградский ломтик хлеба. |
19 | С чего начинается театр? |
20 | Хроника научных открытий, которые перевернули мир |
21 | Россия в мире |
22 | За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню защитника Отечества) |
23 | Мамина карьера |
24 | Гимн России |
25 | Путешествие по Крыму |
26 | Как построить диалог с искусством? |
27 | Трудно ли быть великим? |
28 | Пока жива история, жива память. |
29 | «Зелёные» привычки» - сохраним природу вместе |
30 | Как проявить себя и свои способности? |
31 | Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть. |
32 | Включайся! |
33 | Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году? |
34 | Что человеку нужно для счастья? |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохожден ия | Скоррект ированны е (фактичес кие) сроки прохожде ния |
1 | Мы - Россия. Возможности - будущее | 05.09.2022 | |
2 | Что мы Родиной зовём? | 12.09.2022 | |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра | 19.09.2022 | |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим | 26.09.2022 | |
5 | Если бы я был учителем... | 03.10.2022 | |
6 | Отчество - от слова "отец" | 17.10.2022 | |
7 | Что мы музыкой зовем? | 24.10.2022 | |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | 31.10.2022 | |
9 | Мы — одна страна! | 07.11.2022 | |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | 14.11.2022 | |
11 | Шапку надень! | 28.11.2022 | |
12 | Гордо реет над Россией флаг ее судьбы | 05.12.2022 | |
13 | Жить - значит действовать. В жизни всегда есть место подвигу? | 12.12.2022 | |
14 | Настоящая ответственность бывает только личной (Ф. Искандер) | 19.12.2022 | |
15 | Светлый праздник Рождества | 26.12.2022 | |
16 | Зачем мечтать? | 09.01.2023 | |
17 | Как не попасть в цифровые ловушки? | 16.01.2023 | |
18 | Ленинградский ломтик хлеба. | 23.01.2023 | |
19 | С чего начинается театр? | 30.01.2023 | |
20 | Хроника научных открытий, которые перевернули мир | 06.02.2023 | |
21 | Россия в мире | 13.02.2023 | |
22 | За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню защитника Отечества) | 27.02.2023 | |
23 | Мамина карьера | 06.03.2023 | |
24 | Гимн России | 13.03.2023 | |
25 | Путешествие по Крыму | 20.03.2023 | |
26 | Как построить диалог с искусством? | 27.03.2023 | |
27 | Трудно ли быть великим? | 10.04.2023 | |
28 | Пока жива история, жива память. | 17.04.2023 | |
29 | «Зелёные» привычки» - сохраним природу вместе | 24.04.2023 | |
30 | Как проявить себя и свои способности? | 26.04.2023 | |
31 | Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть. | 02.05.2023 | |
32 | Включайся! | 15.05.2023 | |
33 | Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году? | 22.05.2023 | |
34 | Что человеку нужно для счастья? | 29.05.2023 | |