СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классицизм МХК 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока на тему "классицизм в архитектуре Европы" 

Просмотр содержимого документа
«Классицизм МХК 11 класс»


Тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы» 


  1. Организационный момент 


Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Спасибо.Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. 


Постановка цели урока 


Парадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму – новому художественному стилю. Изучив античное искусство и взяв его за образец, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой жизни человека является разум.

… Оставим итальянцам

Пустую мишуру с ее фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придется одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога…

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Н.Буало

Так поучал своих современников один из идеологов классицизма поэт Н.Буало.



Сегодня у нас урок-путешествие и мы с вами совершим виртуальную экскурсию по грандиозному дворцово-парковому ансамблю Версаля, познакомимся с парадно-официальной архитектурой и характерными чертами классицизма в архитектуре.

А помогать мне сегодня будете все вы, так как готовили к уроку небольшое сообщение.




Изучение нового материала 


Запишите тему урока.

Наиболее ярко классицизм проявился в произведениях архитектуры.

Классицизм (лат. Classicus – образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX веков.

-Как вы думаете, каким образцам следовал этот стиль?

Классицизм ориентировался на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы создали новый тип дворцово-паркового ансамбля, строго подчиненного геометрическому плану. 

Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки и четкость объемной формы. 

В основе классицизма лежат идеи рационализма, строгие каноны.



Преобладающие и модные цвета 


Насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно - голубой 


Линии стиля классицизм 


Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия 


Форма 


Четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда 


Характерные элементы интерьера 


Сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод; символы власти 


Конструкции 


Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные 


Окна 


Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением 


Двери стиля классицизм 


Прямоугольные, с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями 


Кессон в архитектуре — элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.

Ярче всего характерные особенности классицизма можно рассмотреть на примере архитектурного сооружения – Версальский дворец.

Сейчас мы отправимся в вертуальное путешествие и нам предстоит в его конце путешествия ответить на вопрос: Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?

Давайте вначале обратимся к истории создания и архитектурному облику Версальского дворца (слайд 1).

Перенесемся на столетье - 
Времён строительства дворца, 
Когда придворные кареты 
Стекались веером сюда.

Версаль, стояла деревушка,


Кругом болота, да поля, 
Скупил Людовик все владенья, 
Чтоб здесь был замок короля.

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка Людовика XIII. В этом замке прошло детство «короля-солнца» - Людовика XIV. Он полюбил это место и мечтал возвести что-то большее, что поразило бы Европу. Взойдя на престол он начинает строительство королевской резиденции. 6 мая 1682 года в Версаль торжественно въехал король, и с этого дня начинается история знаменитого на весь мир Версальского дворца.

(слайд 2) В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар и Андре Ленотр. В течении ряда лет ини много перестраивали и изменяли в его архитектуре. Весь огромный комплекс создан по единому проекту. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.(слайд 3).

Парадный вход ко дворцу осуществляется через позолоченные ворота, украшенные королевским гербом и короной. На площади перед дворцом установлеа конная статуя Людовика XIV.

По легенде, когда Людовику было 5 лет, он прогуливался по саду и взглянув в лужу, в которой отражалось солнце закричал: - «Я солнце!» С тех пор его так и называли –«Король –солнце»

Главным строением Версаля, является дворец, к которому ведут три сходящиеся лучами подъездных проспекта. Дворец располагается на некоторой возвышенности и занимает господствующее положение над местностью(слайд 4). Длина фасада достигает 570 м и разделяется на центральную часть и два боковых крыла-ризалита. Фасад представлен тремя этажами. Первый этаж выполняет роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. Второй этаж, самый большой. Заполнен высокими арочными окнами, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен и завершается скульптурными группами, придающими зданию особую нарядность и легкость пропорций. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчеркивают его классическую строгость и уничтожает однообразие внешней отделки.

Дворец имеет несколько входов. В центральном корпусе находятся залы для баллов, торжественных приемов и личные спальни короля и королевы. В южном крыле дворца располагались придворные, министры, гости, покои первых дам, а в северном – размещались королевские апартаменты, где каждая комната была посвящена различным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. 
Убранство внутренности залов 
Прекрасно выполнил Лебрен, 
Эскизы с деревом, металлом 
Имеют высшую ступень

Интерьеры дворца оформлены в стиле барроко: использовано много зеркал и изысканной мебели. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши. Только представьте себе: 700 комнат, 350 каминов, 70 лестниц и более 2000 окон, а количество картин, гравюр и мебели измеряется десятками тясяч. Самый большой зал дворца занимает Зеркальная галерея.

Фасад Зеркальной галереи - 
Обильем золота, стекла, 
Зал исключительностью веет 
В парадном марше хрусталя.

Огромный зал имеет 73 м в длину, около11 м в ширину и около 13м в высоту(слайд5). Пространство галереи илюзорно расширено зеркалами (их 357). Зеркала расположены в нишах напротив 17 окон и создают ощущение безграничности. Кажется, что стены куда-то исчезают. Взгляд перескакивает с гиганских окон на зеркала, в которых отражается водная гладь бассейнов, разнообразные краски цветов и голубезна неба. Вечером. В дни дворцовых баллов и ауедиенций, свет 3 тыс. свечей отражал в зеркалах панно. Игра бликов, лучи солнца отражаясь в зеркалах ослепляли взор и изумляли воображение. Галерею украшали всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебрянные торшеры и канделябры. Росписи потолочного плафона, выполненного Лебреном, возвеличивали деяния Людовика XIV.Галерею украшали десятки хрустальных люстр, вазоны с аельсиновыми деревьями. Вся мебель зала, включая кадки для растений, статуи были отлиты из серебра, но в 1690 г. Переплавлены на монету.

Через Зеркальную галерею по посольской лестнице ведущей на второй этаж мы попадаем в Салон Геркулеса, где проходили пышные приемы. Салон богато украшен мрамором и золоченой бронзой. Огромные картины на потолке-плафоны, выполнены Франсуа Лемонье, изображают подвиги Геркулеса. Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: зал Венеры, зал Дианы, зал Аполлона, зал Войны, салон «Бычий глаз».

Спальня королевы (слайд 6) Первое, что привлекает внимание – это размеры кровати королевы. Она огромна, на всю спальню. Все поверхности в опочевальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.

Спальня короля (слайд 7) (зал Меркурия) расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца.Основным предметом мебели была кровать. Парадное ложе под расшитым балдахином, отделяет от остальных покоев низкое ограждение. Из спальи открывался вид на сходящиеся в одной точке три магистрали, что символизировало о главном сосредоточении власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка. 

Парк с регулярной планировкой


Андре Ленотр осуществил, 
С необычайною сноровкой 
Газоны в линию разбил.

Баскеты грамотной посадкой,


Кусты подстриженые в ряд 
Мир первозданного порядка, 
Где торжествует стиль и лад.

Версаль известен не только своим роскошным дворцом, но и парком, который считается одним из самых крупных в Европе. Его главный создатель Андре Ленотр связал воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. Версальский парк – это регулярный парк, т.е. распланирован по геометрическим расчетам. Все устройство парка подчинено строгой симметрии: яркие цветники выполнены в виде геометрических узоров, по прямой оси тянутся идеально ровные аллеи деревьев, бассейны имеют правильную форму.

Аллеи парка, бассейны, клумбы и газоны воспринимаются как продолжение залов дворца и имеют четкую геометрическую форму. Ленотр впервые сделал планировку аллей, расходящихся из центра подобно лучам солнца. Он умело сочетал прямые и извилистые линии, различные пропорции и оптические иллюзии. Деревья, кустарники принимали правильную коническую, сферическую или пирамидальную формы. Редкие растения выписывались из Нормандии и Фландрии. Из лиственных пород использованы: дуб, липа, ясень, бук, клен, тополь, граб, каштан, а из хвойных – тис и ель. Нашлось место для плодовых – яблонь, груш, вишен.Особенностью парка являются многочисленные боскеты – искусственные рощи, в разных уголках которых находились фантаны, бассейны, гроты, садики. Одним из красивых, является боскет «Бальных танцев», где проходили пиршества и танцы под открытым небом. За деревьями открывается пространство, выполненное в виде амфитеатра с уступами из подстриженного кустарника. Ступени амфитеатра оформлены с помощью морских раковин и камня, украшены позолоченными вазами и канделябрами. По ступеням стекают каскады воды. Площадку и фон клумб в боскетах посыпали цветным песком или выстилали фарфором изящный рисунок вместо живых цветов.

Ровные ковры газонов поражают яркими и пестрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (150 тыс) стояли живые цветы, которые меняли так, что Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Все это великолепие дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшееся из теплиц. С южной стороны по лестнице «100 ступеней» можно спуститься к оранжерее, где летом выставляются на улицу сотни экзотических растений в кадках. Построенная Жюлем Ардуэном Мансаром оранжерея включает в себя крытую центральную галерею и летнюю с клумбами с круглым прудом в центре.

Главная ось парка – Большой канал ориентирован на запад, чтобы вечером заходящее солнце отражаясь в канале , превращало его в светящуюся ось парка, уходящую прямо в горизонт. Длина Большого канала составляет 1670 метров в длину и 62 метра в ширину. Его великолепие олицетворяло морское превосходство Франции. Здесь проводились морские спектакли с множеством морских и речных суден, а зимой он становился ледовым катком.

Гордостью парка являются фонтаны, число которых достигает 2000.

Фонтан Латоны – скульпторы бр. Марси создан по мотивам древнегреческого мифа о любви Юпитера и Латоны которая стала матерью его детей – бога красоты Аполлона и богини охоты Дианы.Когда на Латону и ее детей напали люди Юпитер, вняв мольбам Латоны о защите, Юпитер , превратил людей в лягушек. Этот эпизод мифа отражен в скульптуре фонтана. В центре верхней площадки возвышаются статуи Латоны и ее детей, а по краям нижней – фигуры людей, превращенных в лягушек и морских черепах, из пасти которых бьют струи воды. Одним из красивейших является фонтан Аполлон – скульптор Ж.-Б. Тюби. Из водной глади возникает запряженная четверкой лошадей колесница, которой правит Аполлон, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. Скульптурная группа отлита из свинца и покрыта позолотой.

Версальский парк насыщен скульптурой. Большинство скульптур являются персонажами из древнегреческой и древнеримской мифологии, которая специально была подобрана во имя прославления могущества короля.

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют Трианоны. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел с намерением построить павильон для легких трапез.

Большой Трианон – одноэтажный дворец из розового мрамора, построен Людовиком XIV для возлюбленной Мадам де Монтенон. Над озером возвышался восьмиугольный в плане Бельведер. Его фасад отделан роскошными рельефами. Пол выстлан мраморной крошкой, стены украшены изящным орнаментом. Здесь монарх любил проводить свободное время.

Малый Трианон – трехэтажное здание, фасад декорирован элементами греческой архитектуры. Самым интересным местом в саду Малого Трианона является ферма Марии-Антуанетты, которая состоит из 12 домиков: башня, мельница, голубятня, курятник, псарня, рыбацкий цех, хижина и дворики для содержания страусов, слонов, газелей. Главная постройка домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который впадает журча ручеек, перекинут прелестный мостик. Грациозно плавают белые лебеди. Крестьянские девушки должны были полоскать белье и петь. Коров и свиней ежедневно мыли и повязывали им цветные бантики. Здесь были огородики, где росли артишоки, савойская, цветная капуста. Садики окружены живой изгородью из граба и каштановых деревьев. Стены зданий покрывают ползучие растения. Ограды лестниц, галерей и балконов украшались керамическими горшками с геранью, гиацинтами и др. цветами.

Версаль, какое воплощенье!


В площадках кружева садов, 
Стал настоящим ожерельем, 
Вобравшим славу и любовь. 


Первичное закрепление 


Завершилась наша прогулка по Версалю. 

1) Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?. 

Назовите основные черты классицизма? 

Что на ваш взгляд, отличает сооружения классицизма от стиля барокко и стиля эпохи Возрождения? 

2) Работа в парах 

Давайте рассмотрим картины русского художника А.Н.Бенуа из цикла Версаль. Прогулка короля. 

- Как на своих картинах Бенуа передал атмосферу придворной жизни короля Людовика XIV? 

- Почему их можно рассматривать как картины символы? 

V. Рефлексия деятельности (итог урока). 

Подведение итогов урока, оценки 

Было ли вам интересно и что для себя вы узнали новое, чему-то удивились? 

VI.Дом. Задание: 7.1, сообщение «История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы, Петербурга) 

В завершении еще раз посмотрим на красоты Версаля. 

Урок окончен. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!