ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 79
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
Филиал № 6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока теоретического обучения
ПМ.01 Подготовительно – сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
МДК 01.04 Контроль качества сварных соединений
Тема 4.3 Основные виды контроля сварных соединений
Урок №1 «Классификация методов контроля сварных соединений»
Профессия 15. 01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Разработал: Преподаватель И.А. Казакевич
Новомосковск 2022
Содержание
1. | Аннотация | 3 |
2. | Введение | 4 |
3. | Основная часть | 5 |
4. | Заключение | 20 |
5. | Приложения | 21 |
Аннотация
Из опыта обучения известно, что различные формы деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний, умений, общих и профессиональных компетенций. Этой цели служат уроки теоретического обучения. Они составляют важную часть теоретической и практической подготовки обучающихся. Их количество и тематика фиксируются в рабочей программе дисциплины, разрабатываемой преподавателем.
Уроки теоретического обучения направлены на решение следующих учебных задач:
Получение, систематизацию, углубление, обобщение и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
Выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Можно выделить следующие основные функции уроков теоретического обучения:
Получение теоретических знаний;
Усвоение умений исследовательской работы;
Применение теоретических знаний для решения задач;
Самопознание обучающегося;
Саморазвитие обучающегося.
Соответствующие задачи ставятся преподавателем при планировании каждой работы. В рамках разных образовательных программ и отдельных занятий они могут сочетаться друг с другом или же отдельные задачи могут выдвигаться на первый план
Введение
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.04.
«Контроль качества сварных соединений» профессионального модуля ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки по теме «Основные виды контроля сварных соединений» выполнена в соответствии с программой и календарно-тематическим планом учебной программы по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». Занятия комбинированного типа, включающее контроль знаний и объяснение нового материала. Контроль знаний осуществляется по предыдущему материалу данного МДК, форма контроля: устный опрос с применением технических средств обучения и выполнение задания. Общеобразовательная технология: проблемно-дискуссионное игровое моделирование на уроках теоретического обучения.
Основная часть
План урока
ПМ.01 Подготовительно – сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
МДК 01.04 Контроль качества сварных соединений
Тема 4.3 Основные виды контроля сварных соединений
Урок №1 «Классификация методов контроля сварных соединений»
Цели урока:
Обучающая:
Приобретение теоретических знаний по видам и методам контроля качества сварных соединений для применения их в профессиональной деятельности;
Создание положительной мотивации для дальнейшего обучения.
Развивающая :
Развитие навыков самостоятельной работы и их последующее применение в практической деятельности;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемому профессиональному модулю;
Развитие навыков сравнительного и логического мышления;
Развитие умений обучающихся работать с учебником.
Воспитательная :
Формирование способности к самовыражению;
Развитие чувства самостоятельности;
Воспитание уверенности в профессиональной работе;
Воспитание профессиональной чувства ответственности за качество своей работы .
В ходе занятия у обучающихся формируются :
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.
ПК 1.7. Выполнять предварительный , сопутствующий (межслойный) подогрева металла.
ПК 1.9 Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно – технологической документации по сварке.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
С целью овладения профессиональными компетенциями обучающие в ходе освоения темы должны:
обобщить и систематизировать знания по видами методам контроля качества сварных соединений;
изучить методы разрушающего и неразрушающего контроля качества сварных соединений;
изучить особенности методов неразрушающего контроля качества сварных соединений;
систематизировать знания по технике безопасности выполнения сварочных работ.
3.Организационно-методическое обеспечение урока:
ФГОС СПО по специальности15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
Программа ПМ. 01, календарно-тематический план МДК 01.04.
4.Учебно-методический комплекс: опорный конспект, раздаточный материал, презентация по теме «Основные виды контроля сварных соединений».
5.Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.
6.Форма занятия: комбинированный урок
7.Общеобразовательная технология: проблемно-дискуссионное игровое моделирование на уроках теоретического обучения
8.Формы работы на уроке: групповая и индивидуальная
9.Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, проблемный, самостоятельная работа.
10.Междисциплинарные связи: «Основы материаловедения», « Основы электротехники»,
МДК 01.01. «Основы технологии сварки и сварочное оборудование»,
МДК 01.02 «Технология производства сварных конструкций»
МДК 01.03.«Подготовительные и сборочные операции перед сваркой».
11.Структура занятия
Организационный момент и мотивация познавательной деятельности- 5мин
Актуализация опорных знаний - 10мин
Изучение нового материала - 20 мин
Закрепление нового материала - 5мин.
Подведение итогов занятия и выставление оценок-3 мин.
Задание на дом - 2 мин.
План изложения нового материала
1. Виды контроля качества сварных соединений (разрушающие, неразрушающие).
2. Методы неразрушающего контроля сварных соединений.
3. Техника безопасности при выполнении контроля качества сварных соединений.
Ход урока
№ п/п | Этапы проведения урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Компетенции |
1 | Организационный момент. Приветствие Мотивация Сообщение темы Проблемная ситуация Определение цели и плана урока | 5 мин | - приветствие обучающихся; - проверяет отсутствующих; - проверяет готовность группы к занятию; - нацеливает на результат: Тема, которую мы сегодня продолжим изучать, относится к основным темам этого междисциплинарно-го курса «Контроль качества сварных соединений» и имеет большое значение в вашей будущей профессиональной деятельности. Урок содержит большое количество профессиональных терминов, связанных с выполнением визуального контроля и других методов неразрушающего контроля сварных швов, изучив которые мы достигнем поставленных на уроке целей - сообщает тему урока: Запишите тему урока в тетрадь: «Методы контроля качества сварных соединений» Как вы думаете, для чего такое многообразие методов контроля качества сварных соединений. Посмотрим, как вы в конце урока ответите на этот вопрос! Моя цель: Дать представление о методах и способах контроля качества сварных соединений. Итак, будем работать по такому плану совместной деятельности: 1.Обобщим и систематизировать знания о дефектах сварных соединений, их причинах возникновения и методах устранения. 2.Орпеделим назначение разрушающего и неразрушающего видов контроля качества сварных соединений. 3. Ознакомимся с методами неразрушающего контроля качества сварных соединений. 4. Вспомним основные правила техники безопасности при выполнении сварочных работ 5. Проверим и оценим свои знания. | - Приветствуют преподавателя. - Подготавливаются к работе на уроке. - Записывают тему урока в тетрадь. - Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, входят в атмосферу общения. - Осмысливают цели предстоящего урока. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
2 | Актуализа-ция опорных знаний. | 10 мин | - проводит опрос обучающих, фиксирует правильные ответы: Вопрос 1: Каковы основные виды дефектов сварных соединений и причины их возникновения? Ответ: В сварных соединения встречаются следующие виды дефектов: внутренние, наружные, сквозные. Причина возникновения – нарушение техники и технологии сварки. Вопрос 2: Как влияют дефекты на снижение прочности сварного соединения? Ответ: Влияние дефекта сварного шва рассматривают с точки зрения формы, длины и расположения по отношению направления действующей силы. Вопрос 3: Какие способы исправления дефектов сварных соединений существуют? Ответ: Подварка, механическое или термическое вскрытие дефекта с последующей заваркой, механическая обработка дефекта по всей длине. Вопрос 4: На экране появляются изображение дефекта сварного соединения, необходимо его назвать (слайд 2) Ответ: 1-трещины 2-подрезы 3- наплывы 4-кратер 5-пористость шва Переходим к следующему этапу урока. | Отвечают на вопросы, находят правильные ответы, выполняют задание, вырабатывают критерии своего поведения. | ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки. ПК 1.7. Выполнять предварительный , сопутствующий (межслойный) подогрева металла. ПК 1.9 Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно – технологической документации по сварке. |
3 | Формирование новых знаний. Ознакомление с новым материалом | 20 мин | - формирует знания обучающихся: Мы повторили и закрепили наши знания по основным видам дефектов сварных соединений, причины их возникновения и методы устранения. А как обнаружить наличие дефекта в сварном шве? Что для этого нужно знать и уметь? -Рассмотрение видов, способов и методов контроля качества сварных соединений (слайд 3-19) -Изложение сути метода разрушающего и неразрушающего контроля качества сварных соедине- ний. -Формирование знаний по методам неразрушающего контроля. -Формирование знаний по безопасности при проведении контроля качества сварных соединений. | Отвечают на вопросы. - Воспринимают, осмысливают и первично записывают опорный конспект в тетради (Приложение 5); -участвуют в изложении материала: - отвечают на проблемные и наводящие вопросы |
4 | Закрепление изученного материала. Решение проблемной ситуации Выполнение интерактивных упражнений | 5 мин | - задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, делать выводы; Задание 1: из 3 вариантов предложенного ряда слов исключить лишнее и обосновать ответ. (Приложение 1) (слайд 17, 18) | Отвечают на вопросы. Анализируют проделанную работу. Решают поставленную задачу. |
5 | Подведение итогов урока. | 3 мин | - подводит итоги урока; - выставляет и комментирует оценки. | Проводят самоанализ проделанной работы, самостоятельно оценивают свою работу. |
6 | Домашнее задание. | 2 мин | - предлагает домашнее задание, дает инструкцию по его выполнению. | Слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь. |
7 | Рефлексия | 1 мин | - проводит рефлексию: Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы знать: - Чем он был вам полезен? - Что вы узнали? - Чему научились? - Мы достигли целей урока? (слайд 19) | Выражают отношение к уроку, осознают результаты своей деятельности. |
Приложение № 1
Инструкция: Внимательно прочитайте три ряда предложенных слов. Из каждого ряда исключите одно не соответствующее остальным. Обоснуйте свой выбор. Время выполнения 3 минуты.
1 ряд – внешний осмотр, капиллярный метод, механические испытания;
2 ряд – ультразвуковая дефектоскопия, контроль воздушным давлением, контроль гидравлическим давлением;
3 ряд – механические испытания, испытания с целью получения характеристик сварных соединений, радиационный метод.
Эталон ответа
1 ряд - внешний осмотр, капиллярный метод, механические испытания (исключить);
Обоснование: Внешний осмотр и капиллярный метод – методы неразрушающего контроля, а механические испытания – метод разрушающего контроля
2 ряд - ультразвуковая дефектоскопия (исключить), контроль воздушным давлением, контроль гидравлическим давлением;
Обоснование: Контроль воздушным давлением и контроль гидравлическим давлением относятся к проверке сварных соединений на герметичность, ультразвуковая дефектоскопия – самостоятельный метод неразрушающего контроля.
3 ряд – механические испытания, испытания с целью получения характеристик сварных соединений, радиационный метод (исключить).
Обоснование: Механические испытания и испытания с целью получения характеристик сварных соединений – методы разрушающего контроля, радиационный метод – метод неразрушающего контроля сварных соединений.