СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс Земноводные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать при изучении Класса Земноводные ( Амфибии)

Просмотр содержимого документа
«Описание разработки»

Описание разработки.

Тимошевская Надежда Васильевна

МОУ Новопреображенская СОШ

Естественные науки – биология

7 класс ( базовый)

56 урок, 1-ый урок при изучении темы Класса Земноводные

Тема урока « Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных животных». .

Урок комбинированный.

Цель: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше. .

Задачи:

Познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных; Развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом. Воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Ожидаемые результаты: распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки; выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формы организации работы учителя: словесные, информационные, наглядно-образные, поисковые.

Технологические

Используемое оборудование: компьютеры, мультимедийная презентация, учебник « Биология. Многообразие живых организмов», В.Б.Захарова, Н.И.Сонина; рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийный диск к учебнику-навигатору, ресурсы Интернета..









Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 1»

Урок биологии в 7-м классе по теме « Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных животных». Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше. Задачи урока: Познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных; Развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом. Воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому. Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный. Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, демонстрационный материал: скелет лягушки, влажные препараты, учебник Н.И.Сонин и рабочая тетрадь « Многообразие живых организмов». Ключевые понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.

Девиз урока «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». (С .Есенин).

Организационный момент. Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». Актуализация знаний. Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами должны угадать, о ком пойдет речь. - В обыденной жизни часто можно услышать, как многие высказывают свое нелестное отношение к этим животным. Одни их презирают, другие брезгуют или, третьи к ним равнодушны. В народе они никогда не пользовались любовью. Издавна про них складывались небылицы, с ними связаны различные поверья. - Нередко можно услышать: «От них бывают бородавки». Видимо, бородавки ассоциируются у людей с многочисленными кожными железами, имеющимися у этих животных, которые выглядят как пупырышки. Увидев раздавленное, убитое кем-то это животное, невольно вспоминаешь: «Будет дождь». Что это? Суеверный страх перед природой, которая мстит за своих, хоть и неприглядных с виду, детей? Попытка наших предков защитить эти слабые и беззащитные существа от варварского уничтожения? Совершенно лишенные защитных приспособлений (ни острых клыков у них нет, ни когтей, лишь немногие имеют ядовитые железы), они уповают порой только на милость венца творения природы, человека, да на свои ноги и маскирующую окраску. Столетиями у человечества формировалось негативное отношение к этим тварям божьим. Старшее поколение учило недоверчивому отношению к лягушкам и жаб младшее поколение. Матери с детства усвоившие привычку недолюбливать этих животных от своих родителей, учат этому же детей, хотя даже при желании вреда человеку те его не причинят. Какие это животные? Ученики: Лягушки, жабы. ( звучит песня про лягушку). Учитель: Правильно! Тема нашего урока «м Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных». Что вы можете рассказать о лягушках?

Ученики: Лягушки встречаются на болотах, в сырых местах, зеленого цвета. Они питаются мошками и комарами.

Изучение нового материала.

Учитель: Чтобы больше узнать о земноводных, мы познакомимся с ними на сегодняшнем уроке.

Проблемный вопрос: Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу? Учитель: На этот вопрос вы должны ответить в процессе урока. В классе земноводных известно около 5 тысяч видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Как вы считаете, почему лягушки получили второе название « Амфибии»? « Амфибии» означают двоякодышащие. Почему, их относят к двоякодышащим? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале изучим внешний вид лягушек.

Внешний вид их разнообразен. У вас на столах находятся влажные препараты лягушки. Пользуясь текстом, рисунками учебника и презентацией, выполните лабораторную работу « Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни», задание № 145 в рабочей тетради. ( по окончании – беседа). -Где живут земноводные? - В связи с чем они получили такое название? -Что помогло амфибиям выйти на сушу? Ученики: У амфибий появились органы дыхания – легкие.

Учитель: Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий. ─ Какая? Как они справляются с этим испытанием? Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключается в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико. Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, кто живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.

- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом? 1. У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. 2. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха. 3. Икра земноводных не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде. Итак, можно сделать вывод о том, что земноводные - животные, приспособленные к обитанию и в воде, и на суше. У них можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. (Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Черты приспособленности земноводных.

К наземной среде

К водной среде

Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

Ноздри, легкие;

Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;

Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;

Свободные конечности для передвижения.

Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;

Размножение возможно только в воде;

Кожное дыхание.



Физкультминутка. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет!

Учитель: Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении земноводных от рыбообразных предков: по многим признакам они близки к древним кистеперым рыбам.

Современная фауна объединяет всех амфибий в три отряда.

Земноводные

Хвостатые Безхвостые Безногие (тритоны,саламандры) (жабы, лягушки) (червяги) Учитель: Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и их мускулатуре. ─ Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб? Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Задание группы 1. Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб.

Задание группы 2. Рассмотрите строение кровеносной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения кровеносной системы рыб.

Задание группы 3 . Рассмотрите строение нервной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения нервной системы рыб.

( Отчет каждой группы по своему заданию). Закрепление нового материала. Выбери правильные суждения: 1. Большая часть земноводных водится в тропиках. 2. Кожа лягушки всегда остается влажной. 3. Глаза земноводных имеют подвижные веки. 4. В скелете у земноводных отсутствуют ребра. 5. Кожа земноводных голая, лишенная желез 6. Земноводные обитают в пресных водоемах и на суше. 7. Шейный отдел позвоночника имеет три позвонка, что обеспечивает подвижность головы. 8. Органом слуха являются барабанные перепонки. 9. Плавательная перепонка имеется на передних и на задних конечностях. 10. Слизь, выделяемая земноводными, защищает кожу от болезнетворных бактерий и предохраняет кожу от быстрого иссушения.

Подведение итогов. Учитель: Вызывают ли у вас отвращение семейство жаб и весь класс земноводных, после того, как мы с вами подробнее узнали о них? Что скажут нам по этому поводу наши ученые? Согласны ли вы с мнением Альфреда Брема? (Амфибии – творения уникальны, сложно устроенные, познавая их, просто восхищаешься, насколько все взаимосвязано в их строении, нет ничего лишнего. Амфибии поддерживают в природе равновесие. Они нужны всем! Их надо охранять. Слова А. Брема не правильны, если есть преследования, то только по невежеству человечества. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же на век мы все объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся! Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Итак, можно сделать вывод: Земноводные решили все задачи к приспособлению к жизни в воде и на суше. Задание на дом: текст на с. 186-190, вопросы Задание по выбору: 1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Новосибирской области. 2) Подготовить сообщение « Лягушкины рекорды». Творческое (на выбор): 1. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту. 2. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.



Просмотр содержимого презентации
«земноводные»

Девиз урока «И зверье, как братьев наших меньших,  никогда не бил по голове».  (С .Есенин). Тимошевская Надежда Васильевна, учитель биологии, МБОУ Новопреображенская СШ.

Девиз урока «И зверье, как братьев наших меньших,

никогда не бил по голове». (С .Есенин).

Тимошевская Надежда Васильевна, учитель биологии, МБОУ Новопреображенская СШ.

Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных животных

Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных животных

Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

Ноздри Глаз с подвижным веком Резонаторы Рот
  • Ноздри
  • Глаз с подвижным веком
  • Резонаторы
  • Рот
Внешнее строение земноводных.

Внешнее строение земноводных.

Черты приспособленности земноводных.  К наземной среде  К водной среде Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание; Ноздри, легкие; Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде; Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза; Размножение возможно только в воде; Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха; Кожное дыхание. Свободные конечности для передвижения.

Черты приспособленности земноводных.

К наземной среде

К водной среде

Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

Ноздри, легкие;

Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;

Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;

Размножение возможно только в воде;

Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;

Кожное дыхание.

Свободные конечности для передвижения.

Скелет лягушки.

Скелет лягушки.

Внутреннее строение лягушки.

Внутреннее строение лягушки.

Задание группы 1. Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб. Задание группы 2.  Рассмотрите строение кровеносной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения кровеносной системы рыб. Задание группы 3.  Рассмотрите строение нервной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения нервной системы рыб.

Задание группы 1.

Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб.

Задание группы 2.

Рассмотрите строение кровеносной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения кровеносной системы рыб.

Задание группы 3.

Рассмотрите строение нервной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения нервной системы рыб.

Выбери правильные суждения:  1. Большая часть земноводных водится в тропиках.  2. Кожа лягушки всегда остается влажной.  3. Глаза земноводных имеют подвижные веки.  4. В скелете у земноводных отсутствуют ребра.  5. Кожа земноводных голая, лишенная желез  6. Земноводные обитают в пресных водоемах и на суше.  7. Шейный отдел позвоночника имеет три позвонка, что обеспечивает подвижность головы.  8. Органом слуха являются барабанные перепонки.  9. Плавательная перепонка имеется на передних и на задних конечностях.  10. Слизь, выделяемая земноводными, защищает кожу от болезнетворных бактерий и предохраняет кожу от быстрого иссушения.

Выбери правильные суждения:

1. Большая часть земноводных водится в тропиках.

2. Кожа лягушки всегда остается влажной.

3. Глаза земноводных имеют подвижные веки.

4. В скелете у земноводных отсутствуют ребра.

5. Кожа земноводных голая, лишенная желез

6. Земноводные обитают в пресных водоемах и на суше.

7. Шейный отдел позвоночника имеет три позвонка, что обеспечивает подвижность головы.

8. Органом слуха являются барабанные перепонки.

9. Плавательная перепонка имеется на передних и на задних конечностях.

10. Слизь, выделяемая земноводными, защищает кожу от болезнетворных бактерий и предохраняет кожу от быстрого иссушения.

Амфибии – творения уникальны, сложно устроенные, познавая их, просто восхищаешься, насколько все взаимосвязано в их строении, нет ничего лишнего. Амфибии поддерживают в природе равновесие. Они нужны всем! Их надо охранять.  Альфред Брем

Амфибии – творения уникальны, сложно устроенные, познавая их, просто восхищаешься, насколько все взаимосвязано в их строении, нет ничего лишнего. Амфибии поддерживают в природе равновесие. Они нужны всем! Их надо охранять.

Альфред Брем

Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же на век мы все объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся

Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же на век мы все объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся

Задание на дом: текст на с. 186-190, вопросы  Задание по выбору:  1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Новосибирской области.  2) Подготовить сообщение « Лягушкины рекорды». Творческое (на выбор):  1. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.   2. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

Задание на дом: текст на с. 186-190, вопросы

Задание по выбору:

1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Новосибирской области.

2) Подготовить сообщение « Лягушкины рекорды». Творческое (на выбор):

1. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

2. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!