СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кл.час Школьный этикет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кл.час Школьный этикет»

МБОУ Балаганская СОШ №2

План классного часа

Классный руководитель – Орлова Валентина Ивановна.

Класс - 7

Тема: «Школьный этикет».

Форма проведения – конкурсная программа, работа в группах.

Цель: Развить у учащихся понятие о «школьном этикете», «речевом этикете», усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Задачи:

  1. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

  2. Развивать умение анализировать свои поступки, поведение других людей и делать выводы;

  3. Воспитывать самостоятельность, честность, ответственность, взаимопомощь.

Подготовительная работа

Несколько человек получают задание подготовить к классному часу несколько сценок, как могут быть одеты ученики, приходя в школу. Ученики должны представить свои варианты одежды. (праздничный стиль, ученик неряха, спортивный стиль, пляжный костюм, могут быть другие варианты).

Оборудование: бланки «Памятка воспитанного человека», карточки - задания для каждой группы, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия:

Учитель: Этикет – это основные правила поведения в обществе людей. Вы уже подростки и у вас сформированы навыки поведения в обществе. Различают разные виды этикета: домашний, школьный, гостевой, телефонный, поведения за столом, вкус к одежде. Слово этикет французского происхождения и произошло от слова «этикетка», что означает карточка. Этикетка – словно маленький представитель вещи. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде являются своеобразной «Этикеткой» человека. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе
(слайд1 - 2)

Сегодня мы проводим конкурсную программу, посвященную школьному этикету. Для этого мы разделимся на 4 группы. У каждой группы на столе лежит пустой бланк «Памятка, воспитанного человека» в которую вы будете записывать правила поведения по ходу конкурсов. В конце классного часа каждая группа представит правила, которые нужно соблюдать воспитанному человеку. (слайд 3)

Конечно школа – дом родной для всех ребят но, как известно

Она еще для нас с тобой, мой друг общественное место.

Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.

Школьный этикет так же включает свод правил для всех видов деятельности школьника. Это поведение на уроке и на перемене, внешний вид, приветствие работников школы и друг друга, манера общения. Мы остановимся только на нескольких из них.

Конкурс «Приветствие» (слайд 4)

Учитель: Слова приветствия мы произносим по нескольку раз в день. С приветствия начинается любой разговор. Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если встреча была случайной, даже если вы спешите. Традиционно в нашей стране сложилась своя форма приветствия «Здравствуйте». Так мы приветствуем друг друга, желая здравствовать т.е. не болеть. Сейчас мы проведем конкурс «Приветствие». Каждая группа получает задание. На подготовку дается 5 минут, выступление 3 минуты.

Задание 1. Существует три вида обращения: официальное, дружеское, фамильярное. К кому можно обращаться в каждом конкретном случае? Какова форма обращения? Как нужно приветствовать старших?

Ответ: Официальное к людям старше себя, незнакомым людям. Форма обращения – гражданин, товарищ, господин. Дружеское к людям хорошо знакомым. Форма обращения – уважаемый, старина, дорогой друг. Фамильярное допустимо только среди самых близких друзей. Форма обращения – любая. Старших приветствуют обращаясь на Вы.

Задание 1а.

Кто первым приветствует старшего по возрасту? Как нужно здороваться и прощаться, приходя в гости, где несколько человек?

Ответ: Первыми приветствуют младшие старших, мужчины – женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий – первый прощается с остающимися. В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем – с хозяином дома и мужчинами.

Задание 1б.

Какие жесты могут сопровождать приветствие? Рукопожатие – традиционный символический жест. Почему рукопожатие характерно только для мужчин?

Ответ: Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями, поцелуем руки. Мужчине во время приветствия нужно снять шляпу. Зимнюю шапку, берет, кепку снимать не обязательно. Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах и сигарету во рту.

Обряд рукопожатия появился в Европе в средние века. Он демонстрировал партнеру, что к нему обращается человек без оружия в руке (обычно мужчина подает правую руку). Если дело происходит зимой, человек при встрече и рукопожатии должен снять перчатку (это тоже показывает, что рука безоружна). Но обычная для нашей страны форма приветствия принята далеко не везде. В жарких краях, где руки людей часто бывают влажными от пота, рукопожатии не в ходу. Вы заметили, что обычай, ритуал не предусматривают таких жестов для женщины? Женщины не носили оружия и не надевали шлемов, а вот поклон, кивок свойствен женщине – это знак смирения.

Задание 1в

Как нужно отвечать на приветствие учителя в начале урока? Нужно ли здороваться с учителями во время перемены? Нужно ли здороваться с работниками школы приходя в школу? Можно ли здороваться с одним человеком в течение дня несколько раз?

Ответ: Когда учитель или другой взрослый входит в класс, учащиеся встают, приветствуя его. Когда кто-то из взрослых покидает класс, все ученики также должны встать Здороваться нужно со всеми учителями, работающими в школе. В школе много обслуживающего персонала. Это и вахтер, уборщицы, работники столовой, медработник, дворник здороваться нужно со всеми. Здороваться нужно только один раз. Встречаясь с этим человеком в течение дня можно просто улыбнуться.

Учитель. Записали в памятку основные правила.

«Памятка воспитанного человека» ( слайд 5)

1. . Младший первым приветствует старшего по возрасту; входящий в комнату – присутствующих; уходящий прощается с остающимися

2.Слова приветствия нужно произносить четко и внятно, глядя при этом на того, кому они адресованы.

3. Невежливо стоять боком, а тем более спиной к тому, кто вас приветствует. Нужно повернуться к человеку и улыбнуться.

4. Ученик, придя в школу, должен поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе.

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем и посмотрим, как приветствуют друг друга другие народы. Выходят по два человека от группы и изображают, как приветствуют друг друга разные народы мира.

1) В прежние времена, встречая друг друга, пожимали руку себе самому (китайцы).

2) Трутся носами (лапландцы).

3) Хлопают приятеля по спине (американцы).

4) Обнимаются (латиноамериканцы).

5) Целуют друг друга в щеку (французы).

6) Обнюхивают друг друга (самоа).

7) Показывают язык (тибетцы).

8) Легонько стучат кулаком по голове и по плечам (эскимосы).

9) Ладонь прикладывалась ко лбу (египтяне).

Конкурс «Школьная форма» ( слайд 6)

Учитель – А сейчас мы проведем конкурс «Школьная форма». Вам было дано задание, подготовить несколько сценок, как могут быть одеты ученики, приходя в школу. Обсуждение идет по ходу представления. Ученики представляют свои варианты одежды. (Праздничный стиль, ученик неряха, спортивный стиль, пляжный костюм, могут быть другие варианты).

Учитель: С 2013 года в силу вступили правила о школьной форме. Они распространяются на всех учеников с 1 по 11 класс. Школьную форму можно определить, как повседневную одежду для учащихся, в которой они обязаны ходить в школу. Школьная форма создает в школе деловое настроение и необходимую для обучения атмосферу, практически уничтожает момент соревновательности среди учащихся.

Чаще всего для школ выбирают темные цвета: синий,  оттенки бордового, красивый серый, также коричневый в сочетании с традиционным белым. В школе ученик должен выглядеть соответствующим образом. Форма должна быть простой и удобной.

Для уроков физкультуры должна быть спортивная форма и обувь. Спортивную форму можно одевать только на уроки физкультуры .

Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и поглаженной. В красивой и ухоженной форме приятно заниматься на уроках.

Мальчики должны быть аккуратно подстрижены и причесаны . Если у девочки стрижка, волосы должны быть причесаны , не растрепаны . Если у девочки длинные волосы , они должны быть уложены красиво : в косы или собраны на голове аккуратно.

Записали в памятку основные правила.

«Памятка воспитанного человека» ( слайд 7)

  1. В школу нужно приходить в школьной форме или в строгой деловой одежде, чистыми и аккуратными.

Конкурс «Звенит звонок» ( слайд8)

Учитель. Вам предложены несколько ситуаций из школьной жизни. Обыграйте данную ситуацию. Объясните, что сделано неверно и как нужно было поступить в каждом конкретном случае.

Ситуация 2.

Звенит звонок на урок и все ученики столпились у кабинета. Подходит учитель и все дружно толкая друг друга рвутся в дверь. Учитель стоит в сторонке и не один ученик не уступил учителю дорогу.

Ситуация 2а.

Начался урок, учитель дает задание классу. Вдруг с шумом открывается дверь, влетает опоздавший ученик. Он, громко топая, проходит к своему месту, по пути сметая все на своем пути. Начались возмущения, пререкания ребят с ним. Вмешался учитель, и несколько минут урока было потеряно.

Ситуация 2б.

Начался урок, учитель дает задание классу. Вдруг раздает стук в дверь, заходит опоздавший ученик. «Извините, пожалуйста, меня задержали ребята из другого класса. Я не хотел опоздать, но так получилось. Извините меня еще раз. Больше этого не повториться». И так он извинялся, проходя к своему месту. Учитель попытался остановить его извинения, и несколько минут урока было потеряно.

Ситуация 2в.

Начался урок, учитель дает задание классу. Вдруг тихонько открывается дверь, и ученик, согнувшись, крадется в кабинет. Он думает, что его никто не видит. Однако весь класс, дружно повернувшись, наблюдает за его перемещением. Кто-то дает ему советы, кто-то подбадривает, кто-то возмущается. Учитель делает ему замечание, и несколько минут урока было потеряно.

«Памятка вежливого человека» ( слайд 9)

1. Ученики обязаны пропустить первым учителя, а затем спокойно, не толкаясь войти в кабинет. Так же нужно при входе пропустить не только учителя, но любого человека старше себя по возрасту.

2. Опоздавший ученик должен постучать в дверь, войти, извинившись и тихо пройти на свое место, не отвлекая ребят и учителя.

Учитель . Дорогие друзья вот и закончился наш классный час, посвященный школьному этикету. Я думаю, что вы задумались над вопросами, которые сегодня рассматривались. Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь.
Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Следующий классный час мы посвятим с вами другим видам этикета – гостевому и телефонному.( слайд 10)

Задания группам



Группа 1.

Конкурс «Приветствие» На подготовку дается 5 минут, выступление 3 минуты.

Задание 1. Существует три вида обращения: официальное, дружеское, фамильярное. К кому можно обращаться в каждом конкретном случае? Какова форма обращения? Как нужно приветствовать старших?

Конкурс «Звенит звонок»

Вам предложена ситуация из школьной жизни. Обыграйте данную ситуацию. Объясните, что сделано неверно и как нужно было поступить данном случае.

Ситуация 2. Звенит звонок на урок и все ученики столпились у кабинета. Подходит учитель и все дружно толкая друг друга рвутся в дверь. Учитель стоит в сторонке и не один ученик не уступил учителю дорогу.





Группа 2.

Конкурс «Приветствие» На подготовку дается 5 минут, выступление 3 минуты

Задание 1а.

Кто первым приветствует старшего по возрасту? Как нужно здороваться и прощаться, приходя в гости, где несколько человек?

Конкурс «Звенит звонок»

Вам предложена ситуация из школьной жизни. Обыграйте данную ситуацию. Объясните, что сделано неверно и как нужно было поступить в данном случае.

Ситуация 2а. Начался урок, учитель дает задание классу. Вдруг с шумом открывается дверь, влетает опоздавший ученик. Он, громко топая, проходит к своему месту, по пути сметая все на своем пути. Начались возмущения, пререкания ребят с ним. Вмешался учитель, и несколько минут урока было потеряно.









Группа 3

Конкурс «Приветствие» На подготовку дается 5 минут, выступление 3 минуты

Задание 1б.

Какие жесты могут сопровождать приветствие? Рукопожатие – традиционный символический жест. Почему рукопожатие характерно только для мужчин?



Конкурс «Звенит звонок»

Вам предложена ситуация из школьной жизни. Обыграйте данную ситуацию. Объясните, что сделано неверно и как нужно было поступить в данном случае.

Ситуация 2б. Начался урок, учитель дает задание классу. Вдруг раздает стук в дверь, заходит опоздавший ученик. «Извините пожалуйста, меня задержали ребята из другого класса. Я не хотел опоздать, но так получилось. Извините меня еще раз. Больше этого не повториться». И так он извинялся, проходя к своему месту. Учитель попытался остановить его извинения, и несколько минут урока было потеряно.



Группа 4

Конкурс «Приветствие» На подготовку дается 5 минут, выступление 3 минуты.

Задание 1в

Как нужно отвечать на приветствие учителя в начале урока? Нужно ли здороваться с учителями во время перемены? Нужно ли здороваться с работниками школы приходя в школу? Можно ли здороваться с одним человеком в течение дня несколько раз?

Конкурс «Звенит звонок»

Вам предложена ситуация из школьной жизни. Обыграйте данную ситуацию. Объясните, что сделано неверно и как нужно было поступить в данном случае.

Ситуация 2в. Начался урок, учитель дает задание классу. Вдруг тихонько открывается дверь, и ученик, согнувшись, крадется в кабинет. Он думает, что его никто не видит. Однако весь класс дружно повернувшись наблюдает за его перемещением. Кто-то дает ему советы, кто-то подбадривает, кто-то возмущается. Учитель делает ему замечание и несколько минут урока было потеряно.



















.








7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!