СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"»

8 класс;
УМК Габриелян О.С.
Продолжительность урока - 45 минут;
Тема и номер урока в данной теме – «Кислоты, их свойства в свете теории электролитической диссоциации», 5 урок
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: сформировать у обучающихся понятие о кислотах как электролитах.
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать понятие о кислотах как о классе электролитов;
- систематизировать знания о классификации кислот по различным признакам;
- охарактеризовать общие свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации;
- познакомить учащихся с понятием «Электрохимический ряд напряжений металлов».
2. Воспитательные:
- способствовать формированию навыков умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. Развивающие:
- продолжить формирование умений работы с таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот;
- совершенствовать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами и химической посудой;
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умение обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Оборудование и материалы:
Пробирки, штатив, компьютер с проектором, кислоты – соляная и серная, набор индикаторов – фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумаг, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник, тетрадь, презентация.
Ожидаемый результат: понимание учащимися сути процесса электролитической диссоциации, знание свойств и классификации кислот, умение пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов, умение составлять ионные уравнения.

Структура урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, подготовка к усвоению нового
    материала, 3 мин.

  2. Усвоение и закрепление новых знаний, 25 мин.

  3. Этап повторения пройденного материала, 7 мин.

  4. Обобщение и систематизация новых знаний, 5 мин.

  5. Домашнее задание, 2 мин.

  6. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся, 3мин.


Ход урока

Организационный момент: приветствие детей, проверка готовности учащихся к работе на уроке. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Повторение пройденного:

Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним:

1. Что такое электролитическая диссоциация?

2. Какие вещества называют электролитами?
3. Как определить является ли вещество электролитом?
Отвечают на вопросы:
1. Процесс распада электролита на ионы
2. Вещества, растворы которых проводят электрический ток
3. Необходимо воспользоваться таблицей растворимости
Выполняют задание в тетрадях, а затем учитель показывает слайд с правильными ответами, учащиеся сравнивают и исправляют ошибки самостоятельно.

Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим говорить об электролитической диссоциации и выясним, какими свойствами обладают кислоты как электролиты. Кислоты очень важны для человека, поскольку имеют широкое применения в практической – например, они используются при производстве таких соединений как лаки, краски, эмали, волокна, пластмассы, лекарственные вещества, в пищевой промышленности, парфюмерии.
учащиеся записывают число и тему урока в тетради, слушают цели урока.
Рассказ учителя. Существует несколько классификаций кислот в зависимости от признака, лежащего в его основе. Рассмотрим их на стр. 235 учебника в таблице 10.

Однако какими бы разными не были кислоты, все они обладают рядом общих свойств. Чем это обусловлено? Присутствием катионов водорода обусловлены общие свойства кислот: кислый вкус, изменение окраски индикаторов (лакмуса и метилового оранжевого), взаимодействие с другими веществами.
Какие ионы еще образуются при диссоциации?
Как же можно определить кислоты с точки зрения ТЭД?
Учащиеся отвечают:
все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотных остатков.
Учащиеся формулируют определение:
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков.
Химические свойства кислот:
первое общее свойство – все кислоты кислые на вкус и имеют кислую среду раствора. Однако ни один человек и не подумает распознавать кислоты таким образом, ведь это может быть смертельно опасно, так как среди кислот есть ядовитые: цианистоводородную и серную. Как же, не пробуя кислоты распознать их безопасным способом? Для этого используются специальные вещества – индикаторы, с лат. означает «указатели кислот».
Демонстрация учителем опыта с использованием различных индикаторов. Учащиеся наблюдают изменение окраски растворов кислот. Давайте сделаем вывод?

Продолжаем изучение химических свойств кислот. Учитель демонстрирует лабораторный опыт 1, реакцию взаимодействия кислоты и растворимого основания: HCl + NaOH = NaCl + H2O

Аналогично протекает эта реакция и с нерастворимыми основаниями. Реакция взаимодействия кислоты и основания называется реакцией нейтрализации, в результате получается соль и вода.

Учащиеся наблюдают, делают выводы и записи в тетрадях.

Лабораторный опыт 2. Учитель демонстрирует взаимодействие кислоты и оксида металла CuO+H2SO4 =

Учащимся предлагается закончить молекулярное уравнение и составить полное и сокращённое ионные уравнения в тетрадях.

Чтобы выполнить третий лабораторный опыт взаимодействие кислот с металлами, необходимо выполнить несколько условий:

- металл должен находиться в ряду напряжений левее водорода;

- в результате реакции должна получиться растворимая соль;

- кислота должна быть растворимой, нерастворимые кислоты не вступают в реакции с металлами (кремниевая).

В три пробирки налить соляную кислоту, опустить в них гранулы цинка, кусочек медной проволоки и железной. Учащимся предлагается сделать вывод о том, в каких пробирках произошли химические реакции.

Лабораторный опты 4. Взаимодействие кислот с солями.

В пробирки сливают попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1-ая пробирка – соляная кислота и силикат натрия;

2-ая пробирка – серная кислота и карбонат калия;

3-ая пробирка – соляная кислота и нитрат бария.

Учащимся предлагается сделать вывод при каких условия возможно взаимодействие кислот с солями.
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока

Что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Учащиеся отвечают:
мы познакомились с классом кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Узнали, о классификации кислот по различным признакам;
Научились охарактеризовать общие свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации;
Познакомились с понятием «Ряд напряжений металлов».

Рефлексия «Светофор».

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. § 39; упр. 4,5;
2. Подготовить сообщения на тему:
«Практическое значение кислот в жизни человека».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!