СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Киномузыка как один из компонентов кинопроизведения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Киномузыка один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Эта тема особенно актуальна в наши дни, в эпоху развития кино и телевидения. 

Просмотр содержимого документа
«"Киномузыка как один из компонентов кинопроизведения"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств №8



«КИНОМУЗЫКА КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯ»










Преподаватель высшей квалификационной категории

АРХАНГЕЛЬСКАЯ И.К.


г.Ульяновск,2022




Как замечательно, что есть кинотеатры. Кино любят дети и взрослые. Мы заходим в кинозал. Зажигается волшебный луч в белом окне. И здесь мы можем увидеть все, что угодно: любое время - от прошлого до настоящего и будущего, разных людей, живущих в любой точке земного шара, невиданных зверей, планету, подводный мир и т.д. Звуки, краски, слова становятся событиями и людьми, вызывают у нас радость или грусть, восторг или уныние, отчаяние, смех, а иногда и страх. Многих актеров уже давно нет в живых, а на экране они живут, шутят, смеются, и мы можем посмотреть эти бессмертные образы, созданные артистами кино, благодаря волшебному лучу. В кино объединены почти все виды искусства: театр, живопись, литература, искусство танца, поэзия. А какое же место в кино отведено музыке?

Актуальность: Киномузыка один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Эта тема особенно актуальна в наши дни, в эпоху развития кино и телевидения. 

С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х—начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка непросто сопровождение картинки, это неотъемлемая её часть. Музыка способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Зачастую одна лишь мелодия в начале фильма может подсказать зрителю жанр произведения. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма.

Несмотря на успех немого кино, работа над совершенствованием кинематографа не прекращалась. В 1927 году обществу был представлен первый звуковой фильм, «Певец джаза». Речь шла уже не о музыкальном сопровождении, герой на экране говорил. В данном фильме это было всего несколько реплик, однако это было настолько ново, что вызвало резонанс в обществе. Так началось становление звуковых фильмов, в процессе которого качество звука менялось и совершенствовалось.

Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и другие. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работающие над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945, 2-я — 1958) отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский"). Одну из главных ролей сыграла музыка таких композиторов, как И.О. Дунаевский, М. Таривердиев.

Исаак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов. Он родился в начале XX столетия. За его плечами Харьковская консерватория, где композитор обучался игре на скрипке. По окончанию консерватории он занялся музыкальным творчеством, и стал писать музыку для театральных спектаклей. Его быстро заметили и стали предлагать работу. Вскоре Дунаевский познакомился с Л.О.Утесовым, и они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский.

Это стало его звездным часов. Фильм и музыку из него знал весь советский народ. После этого Дунаевский стал популярным советским композиторам. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта». Дунаевский создавал песни, которые сегодня стали народными. Например, сегодня уже многие считают песню, - «Каким ты был, таким ты и остался» народным фольклором, однако музыку к ней писал именно Дунаевский. Также к его творчеству относится «Ой, цветет, калина», «Широка страна моя родная» и другие, ставшие народными, песни.

Никита Богословский – один из патриархов музыки в кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько “всегда были с нами”, что порой кажется, что песни эти народные. “Любимый город (может спать спокойно)”, “Спят курганы темные”, “Шаланды, полные кефали”, “Темная ночь” – все эти песни, известные с детства, написал Никита Богословский, хотя кажется, что их автор или народ, или, в крайнем случае, Марк Бернес (поскольку часто авторство приписывают исполнителю).

Среди известных мелодий из фильмов можно отметить:

  • Пес Барбос и необычайный кросс”

  • Остров сокровищ” (1937)

  • Всадник без головы”

Алексей Рыбников за 30 лет написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам». Последние его работы – музыка к фильмам Эльдара Рязанова об Андерсене, Павла Лунгина - к сериалу «Дело о мертвых душах», Николая Лебедева - к фильму «Волкодав».


Евгений Крылатов. Уже не одно поколение наших детей растёт на замечательных песнях композитора - таких, как: "Колыбельная медведицы", "Лесной олень", "Ласточка", "Крылатые качели", "Прекрасное далёко", "Три белых коня" и других замечательных песнях. Особенно плодотворно творчество Е. Крылатова - в кинематографе. Им написана музыка более чем к 120- ти фильмам и мультфильмам. Среди них такие, как: "Умка", "Трилогия - Простоквашино", "Достояние Республики", "Ох уж, эта Настя", "Русалочка", "И это всё о нём", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Гостья из будущего", и другие замечательные фильмы.

Музыка в кино призвана творить атмосферу. Каждому жанру свой стиль. Многие молодежные группы становились популярными благодаря своим композициям, написанным в качестве саундтрека к популярным фильмам. Многие ужастики и триллеры еще больше «растягивают» наши нервы напряженной, порою режущей уши музыкой. Барабанная дробь часто предсказывает появления приведения или маньяка из-за стены. Крутая рок-музыка в конце боевика как бы намекает, что враги повержены, а главный персонаж – герой. А вот ласково-медленные мотивы мелодрам заставляют слезные железы работать еще интенсивнее.

Часто именно музыка становится главным плюсом картины. И актеры не очень, и сценарий так себе, и такое чувство, что режиссёр только колледж закончил, а фильм нравится. Часто и ранее неизвестные коллективы, и певцы становились известными, после работы в известной картине.

У каждого всемирно известного режиссера свои предпочтения в музыке. Услышав только заглавную песню можно догадаться, чьих рук это творение. Взять только таких режиссеров как Тарантино и Кустурица. Саундтреки к их фильмам очень уникальные.

Музыка начинается сразу с появлением первых титров на волшебном экране, который может нам рассказать и поведать о любых событиях: исторических, фантастических, реальных и т.д. Выбирай любую тему и кино расскажет тебе, но сначала, конечно же пойдет музыка, подготавливая зрителя к тому, что будет происходить на экране. Удивительный, волшебный дар музыки, не видя сюжета на экране можно по музыке определить жанр начинающегося фильма.

Важное место занимает музыка и в комедийных, хроникально-документальных, научно-популярных фильмах, где художник-музыкант дополняет звучанием происходящее на экране. Невозможно представить себе без музыки и детские, мультипликационные фильмы.



«Классическая музыка в мультипликации»

Существует также много методов приобщения детей к классической музыке. Помимо прослушивания записей классической музыки, как один из приемов, можно использовать просмотр мультипликационных фильмов, в которых эта музыка используется! Ребенок не только может услышать, но и увидеть образ, который эта музыка передает. С помощью увиденного образа, музыка станет более понятной и доступной малышу!

Создано большое количество мультипликационных фильмов на классическую музыку. И Российские и зарубежные мультипликаторы часто берут за основу своих фильмов знаменитые произведения. Одним из любимейших мультфильмов для детей может стать «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского. Бесстрашный Щелкунчик, волшебные эльфы, злобные мыши….И как бесподобно изображен «Вальс Цветов»! Сознание ребенка может перевернуть и мультфильм, созданный на музыку немецкого композитора Шумана. Ведь здесь Дед Мороз предстает в совершенно другом образе, нежели дети привыкли! Вместо доброго, веселого и румяного Мороза, мы видим совсем другого персонажа! Суровый и беспощадный Дед Мороз все заносит снегом на своем пути. И волшебная музыка Эдварда Грига тоже нашла отражение в мультипликации! Злой пещерный король, сказочные тролли не оставят никого равнодушными! И еще большое множество прекрасных мультфильмов…..

Мультфильмы в жизни детей.

Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.

Музыкальное воспитание – это важное средство в становлении мировоззрения ребенка, дальнейшего развития музыкальной культуры в стране. В детские годы музыка особенно сильно воздействует на духовную сферу.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных.

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

В качестве критериев оценки мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам.





Анализ музыки и песен к мультипликационным фильмам.

Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

В мультипликационном искусстве в России выделяются два периода: советский и современный. Рассмотрим воспитательный потенциал этих периодов.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию.

Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями.

Дети сильно увлекаются героями мультиков и сериалов, сотни раз включая любимые отрывки и слушая понравившиеся мелодии. Песни из мультиков - добрые мелодии – саундтреки, которые слушают и поют с удовольствием дети и взрослые. Для таких песен чаще сначала пишется текст, а только потом легкая мелодия, основным требованием к которой предъявляется запоминаемость.

Песни из мультиков советского периода всегда находили, и будут находить своих благодарных слушателей. Каждый ребёнок, посещающий детский сад, не раз участвует в постановках и утренниках, учит и поет детские песни из мультфильмов, радуя родителей и воспитателей. Всем мелодиям очень много лет, и, казалось бы, их давно уже должны были заменить современные песни.

«Крошка Енот».

Пример того, что советская мультипликация была одной из самых сильных в мире. Этот мультфильм известен и любим далеко за рубежом.

Песня «Улыбка» известна многим поколениям нашей страны, ее до сих пор включают в свой репертуар многие дошкольные учреждения, используют в школьных концертах, классных часах. Песня несет огромный воспитательный потенциал: быть добрыми, дружными и отзывчивыми.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!