СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные течения модернизма в живописи: гуманизм Пикассо, иррационализм С. Дали.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы попробуем разобраться в произведениях, о которых большинство людей скажет: абсурдно, непонятно, неприятно, ужасно…     Мы можем присоединиться к этому большинству и всю оставшуюся жизнь довольствоваться реалистическим искусством, которое доступно всем и не требует особых эстетических знаний или попытаться понять то, что вы видите на экране.

Просмотр содержимого документа
«Художественные течения модернизма в живописи: гуманизм Пикассо, иррационализм С. Дали.»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА В ЖИВОПИСИ:

ГУМАНИЗМ ПИКАССО, ИРРАЦИОНАЛИЗМ С. ДАЛИ.

ЦЕЛИ УРОКА.

Образовательная: - раскрыть характерные особенности сюрреализма через творчество С.Дали.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям.

Развивающая: развитие аналитического и ассоциативного мышления, умения оценивать художественное произведение и высказывать собственное суждение.

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомство с понятиями «сюрреализм», «иррационализм»

  2. Восприятие и осмысление феномена С. Дали как представителя сюрреализма.

  3. Восприятие и осмысление отдельных произведений художника.



Оборудование.

Презентация.

Выставка материалов о художнике.

На доске: тема. Этапы работы. 1.Работа с определениями.

2. Характеристика направления.

3. Образы С.Дали.











ХОД УРОКА.



Орг момент. На партах у вас – материалы, которые понадобятся на уроке.

Посмотрите на экран. Здесь и тема, и цель сегодняшнего урока, попытайтесь сформулировать тему: о чем мы будем говорить.

1.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И МОТИВАЦИИ.

Слайд 1. Сегодня мы попробуем разобраться в произведениях, о которых большинство людей скажет: абсурдно, непонятно, неприятно, ужасно… Мы можем присоединиться к этому большинству и всю оставшуюся жизнь довольствоваться реалистическим искусством, которое доступно всем и не требует особых эстетических знаний или попытаться понять то, что вы видите на экране.

2. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Слайд 2. Тема урока. Тему мы разделим на два урока, и о Пикассо поговорим в следующий раз.

Поэтому цель нашего урока: рассмотреть произведения С. Дали, увидеть особенности направления, вершиной которого он стал и примкнуть к какой-либо группе: к тем, кто категорически отвергает или к тем, кто найдет смысл в существовании и таких необычных форм искусства.

Итак, давайте выработаем план действий. Что мы должны делать?

  1. Дать определение и понять в чем смысл направления.

  2. Узнать о художнике.

  3. Рассмотреть и проанализировать его картины.



3. ЭТАП ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слайд 3. Начнем.

Какие слова в теме урока мы встречаем впервые?

Модернизм, иррационализм, сюрреализм.

Модерн – современный. Сюрреализм – сверхдействительность. Сюр - франц предлог «на», вспомним рациональные и иррациональные числа. Действительные и невозможные, не доказательные числа.

Слайд 4.

Итак, сюрреализм-это направление в искусстве 20 века, иррационализм – его характеристика.

Краткая характеристика направления – на ваших карточках.

Задание - найти что является предметом изображения сюрреалистов?

Ответ: сновидения, бред, галлюцинации, то есть то, что находится вне контроля разума.

Слайд 5.

Почему именно Сальвадор Дали стал вершиной направления, почему его называют уникальным, универсальным маэстро? Почему возникла Далимания, которая тянется уже почти 100 лет?

Живописец, график, скульптор, дизайнер, модельер, ювелир, писатель, поэт, журналист, сценарист. Все, к чему он прикасался, приносило ему баснословный доход. Он был королем эпатажа, любителем парадоксов и мистификатором.



  1. ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.





Слайд 6. Пылающий жираф.

Возьмите примерные вопросы для анализа произведений искусства. Попробуем ответить на вопросы эмоционального уровня. 1.2.3.5.

Кто может сказать, что хотел сказать автор?

  1. Название. Пылающий жираф. Главный герой-?

  2. Если он главный, почему он на заднем фоне? Почему меньше всех?

  3. Почему жираф, а не олень или лошадь? (у Гумилева есть Жираф)

  4. Кто из животных похож на жирафа? Какая у него отличительная черта? Шея. Есть ли еще животные, похожие на жирафа, с такой шеей?

  5. Символом чего может быть это непохожее ни на кого животное: индивидуальность, оригинальность, неповторимость, яркость.

  6. Почему он пылает? Огонь, горение, горит тот, кто воодушевлен и тот, кто сгорает, погибает в огне или своем горении. Символ смерти или символ служения высокой цели. Вспомним пылающее сердце Данко

  7. Передний план. Фигура без лица. С подпорками. Где вы видели такие ящички? Шкаф, контора, бюро. Они открыты - там пусто. Никаких скелетов в шкафу. Ничего за душой нет. И еще одна такая же фигура. Такая же серая и безликая.

  8. Серость жизни, серая масса уничтожает индивидуальность. Все яркое, прекрасное и духовно богатое сгорает под натиском серого большинства.

Какие бы чувства не вызывала у нас эта картина, она уже сделала большое дело: это реакция на смерть друга детства, испанского поэта Гарсиа Лорки, он был замучен и убит.



Слайд 7.

Начнем снова с названия. 1936 год. Что такое гражданская война? Что вы видите? Назовем словами? Человеческое тело, которое раздирает само себя.

Два ужасных существа, если каннибалы, то это представители одного вида, пожирают друг друга с большим изяществом пользуясь столовыми приборами. Это символ двух испанских партий, разделивших Испанию на два лагеря. Для Дали борьба между ними – это каннибализм, где нет жертвы и агрессора, правых и виноватых. Два монстра пожирают друг друга. Семья его очень пострадала в этой войне.

Слайд 8.

Поводом для написания «Сна..» стали открытия австрийского ученого-психиатра Фрейда, посвященного различным фазам сна.

Художник стремился изобразить сон, образы полудремы. Он часто укладывался спать прямо у мольберта, зажав в зубах ключи и подбородком металлический поднос. Мышцы во сне расслаблялись, ключи звенели о поднос, а Дали стремительно пытался запечатлеть свои видения, ускользающие с пробуждением.

У нас у всех в жизни бывают такие ситуации: самые простые, мирные и безобидные звуки могут вызвать сны, в которых происходят невероятные события.

Слайд 9.

Дали объявляет себя католическим художником и создает интеллектуальное изображение распятия. Христос – воплощение земной красоты, изображен без внешних атрибутов мученичества: тернового венца, гвоздей, крови. Давайте подумаем, кто сверху смотрит на Христа? Бог – отец, а взор самого Христа куда устремлен?

Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины.



Слайд 10.

«Постоянство памяти» - своеобразная вариация темы memento mori – помни о смерти. Сухое обломанное дерево, безжизненность пейзажа наводят мысли о бренности жизни. Мягкие часы - символ текучести времени и одновременно «конца времени». Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожестве сиюминутных устремлений перед лицом вечности.



------------------------------------------------------------------------------------------

Попробуйте подобрать и прокомментировать самое подходящее высказывание или пословицу:



...Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни и что, следовательно, не стоит жизни.

Белинский В. Г.



Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством.

Франклин Б.

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
С. Маршак





Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени... Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

Паустовский К. Г.



Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.

Руссо Ж.

Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире.

Овидий



Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий.

Олдингтон Р.



Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.

Овидий

Только время принадлежит нам.

Сенека



Становится новое старым, потом промчатся года — И старое сменится новью: так было, так будет всегда.

Рудаки



Время — движущийся образ неподвижной вечности.

Руссо Ж.



Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время — единственное, где скаредность похвальна.

Манн Т.


Можно годами мечтать о каком-то моменте,

но пропустить его, когда он придет.

Ибо время, столкнувшись с памятью,

узнает о своем бесправии.

(И. Бродский)

Почему у вас часы растекаются? - спрашивают меня. Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время.

Сальвадор Дали

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни.

Чарльз Дарвин



Скупость благородна только в расходовании времени.



Только время принадлежит нам.



Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем.

Сенека

Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.

Лев Николаевич Толстой

Час упустишь, годом не наверстаешь.

Русская пословица.


Вчерашнего дня не воротишь.

Русская пословица.


Лучше поздно, чем никогда.

Русская пословица.


Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду.

польская пословица


Из прошлого бери лишь пламя - обметай пепел.

греческая пословица

6.6

6. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

Слайд 11. Урок подходит к концу. Вернемся к нашим целям и задачам. Стали ли понятнее картины художника? Возникло ли желание посмотреть другие?

В искусстве нет одного верного мнения, сколько людей, столько и мнений.

Приглашаю после урока посмотреть: Альбом, Дневник одного гения, духи.

Слайд 12. Слайд-сюрприз. Сюрреализм давно и прочно занял свое место в вашем детстве. Сальвадор Дали придумал для вас… логотип и саму конфету

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!