МКОУ СОШ № 2
г.Нефтекумска Ставропольского края
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
«Художественный мир М.Ю.Лермонтова»
6 класс
УМК Г.Меркина
учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2015 – 2016 учебный год
В соответствии с ФГОС планируется, что в 6 классе ученики будут уметь работать индивидуально и в группе, создавать устные монологические высказывания, выявлять значение мотива странничества в творчестве поэта, понимать образную природу литературы как явления словесного искусства (определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка). По программе модуль состоит из 6 уроков: 1) Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове; 2) Стихотворение «Тучи»; 3) Стихотворение «Парус»; 4) Стихотворение «Листок»; 5) Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»; 6) Конкурс творческих работ (урок развития речи)1. Вместо конкурса творческих работ был проведён урок «открытия» нового знания «Художественный мир М.Ю.Лермонтова».
Деятельность обучающихся организована в 4 группах: «Артисты», «Художники», «Поэты», «Журналисты» (по ходу урока каждая группа в Рабочем листе работает с одним из текстов стихотворений»: «Парус», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок»).
В предлагаемой разработке приводятся реально прозвучавшие ответы учащихся.
I этап урока посвящён работе над новыми понятиями.
- Мы завершаем наше исследование стихотворений Лермонтова. Но как ни странно, этот урок я хочу посвятить разговору о мире. Как вы думаете, в каком смысле употреблено слово мир? Как связаны понятия поэзия Лермонтова и мир? Выскажите версии, о каком мире мы будем говорить.
Ответы. О мире дружбы. О мире природы. О жизни Лермонтова. О внутреннем мире поэта. О чувствах поэта. О мире человеческих отношений. О душевном мире. О достижении мира в собственной душе.
(Слайд 1) - Перед вами три иллюстрации, которые демонстрируют значения слова мир. Назовите эти значения.
Ответы. Планета Земля, вселенная, пространство. Дружба. Мир поэзии, поэта.
(Слайд 2) - Обратимся к Толковому словарю.
МИР 1
МИР 2
Почему мир написано дважды? Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение?
Ответы. Омонимы: МИР1 – земля, МИР 2 – дружба.
- Предположите, сколько значений у слова МИР 1 (дети называют три).
Лексическая работа2:
МИР 1 – 1. Вселенная. Происхождение мира.
2. Отдельная часть вселенной. Звёздные миры.
3. Земля, а также люди. Чемпион мира.
4. Строй жизни. Научный мир.
5. Область жизни. Внутренний мир человека.
6. Светская жизнь. Жить в миру (устар.).
7. Сельская община. Всем миром (устар.).
Правда, некоторые из семи значений устарели: Жить в миру – то есть не служить Богу (религиозное значение); фразеологизм навалиться всем миром – то есть вместе, всем обществом, народом.
МИР 2 – 1. Отсутствие вражды, ссоры. Жить в мире.
2. Соглашение о прекращении войны. Заключить мир.
- О каком из 7 значений мы будем говорить на уроке литературы? Почему?
(Слайд 3) - А теперь попробуем разгадать загадку. Перед вами два фрагмента из стихотворений поэтов начала ХХ века. Этот время называют серебряным веком поэзии, в отличие от золотого века, который на его исходе застал Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба стихотворения посвящены гениальным поэтам ХIХ века. О каком поэте идёт речь в первом фрагменте? Обоснуйте свою точку зрения.
Он – жрец, и он весёлый малый,
Пророк и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег.
М. Кузмин3
Ответы. Я думаю, что первое стихотворение посвящено Пушкину, потому что он был страстный, весёлый и целеустремлённый. Он участвовал в дуэлях, а здесь написано про одну черту, к которой направлен его бег.
- Какое качество этого поэта вы не отметили? Кого называют пророком?
Ответы. Кто что-то предсказывает.
- Кто не согласен, что это Пушкин?
Ответы. Я считаю, что это Лермонтов, потому что он ничего не боялся, был страстный и направлен на одну цель.
- Но похожие аргументы выдвинули и в пользу версии о Пушкине. Кто попытается рассудить спор?
Ответы. Это не Лермонтов, так как он был внешне спокойный человек, но в душе замкнутый, грустный… Он не всегда что-то говорил, хотя у него на всё была своя точка зрения.
- Проверим истинность вашей версии. Действительно, стихотворение Михаила Кузмина называется «Пушкин». А кто же тогда второй поэт?
Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот страстный пыл
Ни с кем неразделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.
К.Бальмонт4
Ответы. Это Лермонтов, потому что у него были мучения и он был замкнутым в себе человеком. А ещё он был ранимый человек… Я хочу добавить, что его одолевала тоска, потому что его мучения никто не разделял, он был одиноким человеком. Это его отличает от Пушкина… А я хочу добавить, что Лермонтова называют нечеловеком, потому что он был с раннего детства гениальным: и языки знал, и играл на инструментах, и в шахматы, и фехтовал, и скакал на лошади; ему преподавали умнейшие люди, он умел рисовать.
- Меня тоже удивило это слово. Но в гениальности Лермонтов не уступал Пушкину. Видимо, Бальмонт имеет в виду нечто иное. Внимательно вчитаемся: «Не за то тебя полюбил, что ты гений, великий поэт… Нет! За то, что ты нечеловеком был». Как вы это понимаете?
Ответы. У него характер был нечеловеческий, слишком пылкий… Как человек он был ранимый, но в то же время упёртый, упрямый… Он был скромный, душевный, но с характером…. Не такой как все… У него были противоположные качества, чувства… Он был как бы разделён на две части…
- То есть это человек с раздвоенной душой? А можно ли это сказать о Пушкине? Пушкин был человек … Какой?
Ответы. Гармоничный.
- Мне нравится ваше объяснение слова нечеловек. Итак, Пушкин – это …
Ответы. Гармония.
- Лермонтов – это…
Ответы. Дисгармония.
- Это протест, это мятеж! Во всяком случае, таков его образ в стихотворении Бальмонта. Вы правы, молодцы.
(Слайд 4) - Перед вами кроссенс5, в котором зашифрована тема урока. Сформулируйте и запишите в Рабочем листе тему урока (задание 1).
| Ответы. Мне кажется, что в центре находится портрет Лермонтова, потому что мы видим иллюстрации к стихотворениям о сосне и пальме, листке и парусе …А ещё здесь есть даты его жизни и смерти…И фотографии дома в Тарханах и домика в Пятигорске, где он умер. |
Ответы. Тема урока «М.Ю.Лермонтов», «Мир Лермонтова», «Внутренний мир поэта».
- Я уточню: «Художественный мир М.Ю.Лермонтова». Слово мир нам понятно. О личности Лермонтова мы уже говорили, обратив внимание на основное его качество – бунтарство, мятежность. Давайте разберёмся со словом художественный. Как вы думаете, мир может быть только у великих людей или у любого человека? А у каждого из вас есть мир? Похожи ли ваши миры? Из чего складывается картина мира человека? Назовите предметы или явления, с которыми вы себя ассоциируете. Чтобы описать свой мир, о чём вы будете рассказывать? (Что вы любите, цените, какие испытываете чувства?) Мир человека и мир поэта – это одно и то же?
Ответы. Мне кажется, что это разные понятия, так как представления о мире, о людях у поэта другое, не такое, как у простого человека.
- В Рабочем листе (задание 2) сформулируйте цель своей работы на уроке (Я хочу узнать… Я хочу научиться…), исходя из слова художественный.
- Что значит слово художественный?
Ответы. Человек занимается творчеством…Создаёт живопись, пишет музыку, сочиняет стихи…
(Слайд 5) - Обратимся к словарю.
Лексическая работа2:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – 1. Относящийся к искусству. Художественный
руководитель театра.
2. Изображающий действительность в образах.
Художественное произведение.
3. Отвечающий требованиям искусства, красивый.
Художественный вкус.
- В каком значении мы будем употреблять слово художественный?
Ответы. Я думаю, во 2-м значении, потому что Лермонтов – поэт, он создаёт образы.
- В Рабочем листе (задание 3) продолжите фразу Художественный мир поэта…
Ответы.
Это творчество… Это мир, в котором он может открыть свой характер, чувства… Это действительность, описанная на бумаге… Это мир искусства, в котором он живёт…Это мир, в котором поэт находит вдохновение…
II этап урока посвящён работе с новой информацией.
(Слайд 6) - Интересно ли вам проникнуть в тайну поэтического мира Лермонтова? Давайте разбираться вместе. Условимся называть художественный мир поэта специальным словом поэтика. Один из литературоведов сравнивал творческую манеру поэта с художником6: «Художественные приёмы Лермонтова чрезвычайно напоминают приёмы художника-живописца, который предварительно делает маленькие наброски, чтобы потом их использовать для большого полотна…» То, что сравнивают мир поэта Лермонтова с творчеством художника неудивительно. Почему?
Ответы. Лермонтов очень любил рисовать картины.
- Особенно много картин он нарисовал на какую тематику, связанную с чем?
Ответы. С Кавказом, в который он был влюблён с детства.
- Совершенно верно, и перед вами одна из таких картин – «Вид на Пятигорск». Правильно ли я утверждаю, что стихи Лермонтова о природе – это пейзажная лирика? Большинство героев относится к миру людей или природы?
Ответы. Нет. Он описывает свою жизнь, но через природу… Он пишет об отношениях людей.
- Как называется такой приём в литературе?
Ответы. Аллегорический пейзаж.
- Запишите в Рабочем листе (задание 4 а) слово аллегория. Как пишется это слово?
(Слайд 7) Каким предстаёт мир природы в поэзии Лермонтова?
Ответы. Растения (деревья)… Животные (райские птицы)… Явления природы (буря)… Море… Небо с тучками…
- А указано ли пространство, какие места названы, стороны света?
Ответы. Да, милый север, южная сторона, край, где солнца восход, пустыня, степь.
- Назовите героев стихотворений поэта.
Ответы. Тучи, море, парус, сосна, пальма, листок, чинара // изгнанник, лирический герой.
(Слайд 8) По мнению критика Фишера, который помогает нам постигать тайну художественного мира Лермонтова, «очарование стихотворений заключается в их чистой образности…», следовательно, парус, листик, сосна, тучки – это поэтические образы. Докажите это, выписав по одному примеру из стихотворения в Рабочем листе (задание 4 б): инверсия + эпитет, олицетворение, сравнение или повтор, антитеза.
Антитеза – излюбленный приём поэта. Поэтому во всех стихотворениях присутствуют… Сколько миров и как в них взаимодействуют герои?
Ответы. Два мира. Они никак не могут соединиться… Обрести гармонию…Герои страдают, они одиноки, их не понимают…
Исследуя поэтику Лермонтова, критик замечает, что «поэт не выражает прямо ни одной мысли, ни одного чувства; тем не менее, мысль и чувство говорит в этих образах очень громко». Можно ли поставить знак равенства между героями и автором?
Ответы. Нет, они отличаются друг от друга своими душами и понятиями о жизни. Сосна нашла покой, дремлет, а пальма грустит, и автор вместе с ней… Если листок мечтает о доме, хочет добра, то чинара думает только о блаженстве. А он её умоляет о приюте, о любви…
Листок умоляет. А автор? Он согласен с тем, что её надо умолять?
Ответы. Нет, для него это неправильно. Он пытался представить через природу свою жизнь. Когда Лермонтова отправили на Кавказ, он подал в отставку, но царь отказал. Поэт не стал его умолять… Он презирал богатых людей… Чинара – это богатые…
Кто же выражает мысли и чувства автора?
Ответы. Лирический герой.
Есть ли разница между лирическим героем и автором в стихотворении «Тучи»?
Ответы. Да, там был изгнанник, который не мог вернуться домой, а Лермонтов приезжал с Кавказа… Я хочу добавить, что Лермонтов и лирический герой разные, потому что небо, море, тучки – они что-то делают, а автор за ними наблюдает, смотрит со стороны и думает.
В каком стихотворении преобладают, доминируют размышления? («Парус») В чём особенность этого стихотворения? Как оно построено?
Ответы. В 1 строфе описан парус и есть вопрос, во 2 строфе описана буря и дан ответ, в 3 строфе есть море и небо, но главное здесь разговор лирического героя с самим собой… Я хочу добавить, что в 1 строфе лирический герой следит за парусом издалека, во 2 и 3 строфах он как будто сам находится на паруснике, плывёт на нём, а автор размышляет.
Вставьте в цепочку близких понятий знак равенства или неравенства.
Герой =//= Лирический герой =//= Автор
III этап урока строится на коммуникации в группе.
(Слайд 9) - И вновь докажем или опровергнем мнение литературоведа, утверждавшего: «В стихотворениях Лермонтова слиты воедино краски, звуки, движения…», для чего работаем в Рабочем листе (задание 5), заполняя таблицу примерами из стихотворений (у каждой из групп своё стихотворение).
В результате групповой работы получается обобщающая таблица:
Цвет | Звук | Движение | Стихотворение |
Небесные, лазурный, жемчужный, севера | | Мчитесь, гонит | Тучи |
Белеет, голубой, лазурь, золотой | Свищет, скрыпит | Ищет, играют, гнётся, бежит | Парус |
Снегом | | Качаясь | На севере диком |
Зелёных, изумрудных, жёлт, солнцем | Шепчется, поют, молит, говорит, отвечает, утомили слух | Оторвался, укатился, гонимый, докатился, лаская, качаются, прижался, ношуся, иди, умывает | Листок |
- Если бы мы нарисовали картину этими цветами, то какая бы она бы получилась?
Ответы. Яркая, светлая.
- Запишите в Рабочем листе (задание 4 а) слово цветопись. Как называется приём подбора согласных звуков, например, свищет, скрыпит, шепчет?
Ответы. Аллитерация.
- Запишите в Рабочем листе (задание 4 а) слово аллитерация.
Действительно, мир героев стихотворений Лермонтова дисгармоничен, а художественный мир поэзии Лермонтова гармоничен. На создание образа направлено всё: и цвет, и звук, и движение, и композиция, и тропы, и стилистические фигуры, и ритм, и рифма, но об этом мы будем говорить на других уроках.
(Слайд 10) Домашнее задание (вариативное):
- написать о своём мире в форме синквейна, постера, сочинения.
Обращаю ваше внимание: описывая свой мир, говорите не только о чувствах, но и о других составляющих внутреннего мира человека: звуках, движениях, цвете, музыке, живописи, книгах и так далее.
На IV этапе урока происходит выработка позиции.
(Слайд 11) «Мир поэта» представляет каждая группа, получив задание, на подготовку которого отводится 3 минуты.
Задание группе «Артисты»: инсценировать одно из стихотворений, объяснить свой выбор и подобрать прилагательные, характеризующие мир поэта М.Ю.Лермонтова.
Задание группе «Художники»: создать и прокомментировать постер7 на тему «Мир Лермонтова» (смотри приложение 1). В постере отразить
основных героев, их взаимоотношения с лирическим героем,
темы, проблемы (вопросы) лирики поэта,
пространство,
решение проблем (идеи).
Задание группе «Поэты»: представить на заседании «Поэтического кафе» синквейны собственного сочинения на темы (смотри приложение 2).
«Лермонтов»,
«Поэт»,
«Одиночество»,
«Счастье»,
«Борьба».
Задание группе «Журналисты»: придумать речь и выступить от имени российской команды на международном литературном конкурсе. Ваша задача – заинтересовать рассказом о мире Лермонтова настолько, чтобы иностранцы захотели выучить русский язык и прочитать стихи поэта в подлиннике.
На V этапе урока проводится рефлексия.
(Слайд 12) - В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Какие вы ставили цели и достигли ли вы их?
Ответы. Узнать о мире Лермонтова… Работать в команде слаженно, отвечать на все вопросы… Сравнить, как внешний мир представлялся во внутреннем мире… Открыть тайну мира Лермонтова…
- Что было самым интересным на уроке?
Ответы. Представления групп «Мир Лермонтова»…Мне весь урок понравился…
- Что узнали нового на уроке?
Ответы. Как мир разных стихотворений сложился в большой мир всей поэзии.
- Оцените свою работу на уроке. Согласны ли вы с этими оценками? Кто не согласен, почему?
Приложение 1
Пояснение учащегося. На постере представлены все герои стихотворений Лермонтова, так как именно в стихах поэт раскрывает свою душу через изображение природы. В его поэзии представлены два мира. Особая тема творчества – одиночество.
Приложение 2
Лермонтов Тоскующий, печальный Сочиняет, рисует, вдохновляет Он пишет лучшие стихотворения Поэт | Поэт Одинокий, переживающий Стремится, добивается, выражает Уносится мечтами ввысь Стихотворец |
Одиночество Скучное, грустное Раздирает душу, убивает Как же всё это печально Зло |
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Соловьёва Ф.Е. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература. 5 класс», «Литература. 6 класс». – М., 2012. – С. 102-103.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1961. – С. 344; 856.
3 Кузмин М. Стихи и проза. – М., 1989. – С. 97.
4 Бальмонт К. Стихотворения. – М., 1990. – С. 74-75.
5 Кроссенс // URL:http://www.ug.ru/method_article/214
6 Фишер В.М. Поэтика Лермонтова //
http://lermontov.rhga.ru/osmi/detail.php?ELEMENT_ID=2770&ART_NAME=%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%80.%20%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0
7 Мастер-класс «Метод постерной презентации» // http://mosjakina.ucoz.net/load/master_klass_posternaja_prezentacija/1-1-0-20
10