СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура России II половины XVIII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности развития художественной культуры  XVIII века:

  1. Синтез национального своеобразия и европейских тенденций;
  2. Повышенный интерес к литературе;
  3. Развитие русского театра;
  4. Развитие коллекционирования картин, фарфора, книг;
  5. Расцвет живописи, архитектуры, скульптуры.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура России II половины XVIII века»

Художественная культура России   II половины XVIII века

Художественная культура России II половины XVIII века

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…   А.Н.Радищев  Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.  А.С.Пушкин

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…

А.Н.Радищев

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А.С.Пушкин

Особенности развития художественной культуры:  Синтез национального своеобразия и европейских тенденций; Повышенный интерес к литературе; Развитие русского театра; Развитие коллекционирования картин, фарфора, книг; Расцвет живописи, архитектуры, скульптуры.

Особенности развития художественной культуры:

  • Синтез национального своеобразия и европейских тенденций;
  • Повышенный интерес к литературе;
  • Развитие русского театра;
  • Развитие коллекционирования картин, фарфора, книг;
  • Расцвет живописи, архитектуры, скульптуры.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
  • Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
  • Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.
  • Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. Л итературн ое (художественное) направление  – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.

Понятие о классицизме

  • Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков.
  • Л итературн ое (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Жанры Средние Низкие Высокие трагедия ода эпопея трагедия ода эпопея комедия басня сатира

Жанры

Средние

Низкие

Высокие

трагедия

ода

эпопея

трагедия

ода

эпопея

комедия

басня

сатира

Принцип «трёх единств» Место – 1 дом Время – 1 день Действие – 1 конфликт

Принцип «трёх единств»

Место –

1 дом

Время –

1 день

Действие –

1 конфликт

Национальные особенности русского классицизма Повышенный интерес к историческому прошлому своей страны. Интерес к фольклору. Развитие сатирического направления. Перенесение акцента с идей абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма.

Национальные особенности русского классицизма

  • Повышенный интерес к историческому прошлому своей страны.
  • Интерес к фольклору.
  • Развитие сатирического направления.
  • Перенесение акцента с идей абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма.
Феофан Прокопович (1681-1736)  Церковный и политический деятель, писатель. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий», «средний», «низкий». 7

Феофан Прокопович

(1681-1736)

Церковный и политический деятель, писатель. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий», «средний», «низкий».

7

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768 ) Поэт В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. Она была построена на акцентной системе русского языка. Для коротких стихов он сохранил силлабику. Силлаботорическую систему стиха он предложил в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Его реформа была завершена М.В. Ломоносовым.

Василий Кириллович Тредиаковский

(1703-1768 )

  • Поэт В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. Она была построена на акцентной системе русского языка. Для коротких стихов он сохранил силлабику. Силлаботорическую систему стиха он предложил в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Его реформа была завершена М.В. Ломоносовым.
Антиох Кантемир (1708-1744) В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы этого русского поэта и просветителя. Не всё в поэзии Кантемира позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой задачу воспитания словом.

Антиох Кантемир

(1708-1744)

В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы этого русского поэта и просветителя. Не всё в поэзии Кантемира позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой задачу воспитания словом.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства. Ломоносов является одним из создателей современного русского языка. М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб . Основоположник русской торжественной и философской оды. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений». Автор теории «трёх штилей».

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711-1765)

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства. Ломоносов является одним из создателей современного русского языка. М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб . Основоположник русской торжественной и философской оды.

Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений». Автор теории «трёх штилей».

Гавриил Романович Державин (1743-1816)  Поэт, драматург, переводчик. Державин Г.Р. развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. Главным объектом его поэтики является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Основным жанром его произведений была ода. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Гавриил Романович Державин

(1743-1816)

Поэт, драматург, переводчик. Державин Г.Р. развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. Главным объектом его поэтики является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Основным жанром его произведений была ода.

Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Иван Андреевич Крылов (1768-1844) Русский писатель, баснописец, журналист,, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова

Иван Андреевич Крылов (1768-1844)

Русский писатель, баснописец, журналист,, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Сентиментали́зм  - литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.   

Сентиментали́зм - литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.  

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Основополо жник русского сентиментализма, автор повестей

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

  • Основополо жник русского сентиментализма, автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".
Архитектура Архитектурные стили II половины XVIII века Барокко Классицизм   Обилие колонн; Пышность убранства; Обилие лепных украшений . Строгие колонны; Античные мотивы в убранстве; Сочетание белого, желтого и голубого цветов .

Архитектура

Архитектурные стили II половины XVIII века

Барокко

Классицизм

  • Обилие колонн;
  • Пышность убранства;
  • Обилие лепных украшений .
  • Строгие колонны;
  • Античные мотивы в убранстве;
  • Сочетание белого, желтого и голубого цветов .
Барокко  – это направление в искусстве отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков Самой крупной фигурой архитектуры барокко в России был  В.В. Растрелли

Барокко – это направление в искусстве отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков

Самой крупной фигурой архитектуры барокко в России был В.В. Растрелли

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Зимний дворец

Зимний дворец

Известными представителями классицизма в архитектуре были:  Известными представителями классицизма в архитектуре были:  Василий Иванович Баженов, по  проекту которого построен Дом Пашкова в Москве; Василий Иванович Баженов, по  проекту которого построен Дом Пашкова в Москве;   Иван Егорович Старов, создавший Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Иван Егорович Старов, создавший Таврический дворец в Санкт-Петербурге.

Известными представителями классицизма в архитектуре были:

  • Известными представителями классицизма в архитектуре были:

Василий Иванович Баженов, по проекту которого построен Дом Пашкова в Москве;

  • Василий Иванович Баженов, по проекту которого построен Дом Пашкова в Москве;

Иван Егорович Старов, создавший Таврический дворец в Санкт-Петербурге.

  • Иван Егорович Старов, создавший Таврический дворец в Санкт-Петербурге.
Дом Пашкова в Москве

Дом Пашкова в Москве

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Живопись Бытовые темы Исторический жанр Портретная живопись Пейзажи

Живопись

Бытовые темы

Исторический жанр

Портретная живопись

Пейзажи

А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова. Портретная живопись Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.

А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

Портретная живопись

Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II . 1763

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II . 1763

Исторический жанр А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Исторический жанр

А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Махаев Михаил Иванович Пейзажи

Махаев Михаил Иванович

Пейзажи

И.П. Аргунова  портрет крестьянки Бытовые темы

И.П. Аргунова портрет крестьянки

Бытовые темы

Скульптура Во второй половине XVIII в. в скульптуре сформировались 2 направления светского жанра Ф. И. Шубин – создал галерею скульптурных портретов: полное сходство портрета с моделью; показаны индивидуальные черты и характер человека

Скульптура

Во второй половине XVIII в. в скульптуре сформировались 2 направления светского жанра

Ф. И. Шубин создал галерею скульптурных портретов:

  • полное сходство портрета с моделью;
  • показаны индивидуальные черты и характер человека
Основоположником традиций русской скульптуры был  Федот Иванович Шубин Павел

Основоположником традиций русской скульптуры был

Федот Иванович Шубин

Павел

Ломоносов Екатерина Вторая

Ломоносов

Екатерина Вторая

«Медный всадник», созданный мастером  Э. Фальконе и установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге «Медный всадник», созданный мастером  Э. Фальконе и установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

«Медный всадник», созданный мастером

Э. Фальконе и установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

  • «Медный всадник», созданный мастером Э. Фальконе и установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
Русский театр Первый русский театр возник в Ярославле под руководством Федора Григорьевича Волкова , который затем, в 1761 году, возглавил театр в Петербурге. Кроме императорских театров были частные, в которых играли крепостные актеры.В театре графа Шереметева играла крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова .

Русский театр

Первый русский театр возник в Ярославле под руководством Федора Григорьевича Волкова , который затем, в 1761 году, возглавил театр в Петербурге.

Кроме императорских театров были частные, в которых играли крепостные актеры.В театре графа Шереметева играла крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!