СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал: статья на тему "Художественное творчество на уроках изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности. Формирование, сохранение и развитие творческих способностей у детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Ребенок наделен огромными возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие творческих способностей. М.Монтессори.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал: статья на тему "Художественное творчество на уроках изобразительного искусства"»

Художественное творчество на уроках изобразительного искусства

Е.Ю.Степанова,

учитель изобразительного искусства

Кемерово 2020



В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности. Формирование, сохранение и развитие творческих способностей у детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Ребенок наделен огромными возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие творческих способностей. М.Монтессори.

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

Рисование – один из видов изобразительной деятельности, в полной мере которого проявляется творчество детей разного возраста. Порой они начинают рисовать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребёнка в самом начале его творческого пути. Главное – помочь ребёнку увидеть мир, вселить в него уверенность в свои силы. Зажечь огонёк радости и творчества можете и вы, родители!

Пути формирования творческих способностей ребёнка в области изобразительного искусства.

Необходимо обогащать знания, представления о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, например, на прогулке в парке, при посещении театра, цирка. По мере получения новых впечатлений в процессе наблюдений рисунки детей обогащаются, изменяются, приобретают новые черты.

Обращать внимание на то, что предметы, которые окружают детей могут быть разными: отличаться по цвету, по величине, по положению в пространстве. Может изменяться внешний вид предметов, например, деревья в разные времена года.

Большое внимание на уроках изобразительного искусства я, как учитель уделяю творческому развитию личности у школьников. Ведь в какой-то мере все дети талантливы. Для развития их способностей и задатков существуют, необходимы условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе. Важным фактором является создание благоприятных условий для обучения изобразительному искусству, нужно иметь соответствующие художественные материалы. Однако самым главным является то, что помогает преодолеть недостаточность условий – атмосфера увлеченности предметом, его познания. Увлеченность эта не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен создать эмоциональную атмосферу, ученик же должен захотеть научиться, иначе ничего не выйдет. В работе с детьми использую факторы интенсификации учебного процесса, повышение целенаправленности обучения, психологический

фактор – усиление мотивации обучения, опираюсь на мотив интереса.

Изучая новый материал, знакомлю с темой обучающихся. Ребята пробуют свои силы в различных видах и темах изобразительного творчества, предусмотренных учебной программой. Это поддерживает их интерес к самостоятельной работе, способствует многостороннему развитию художественно-творческой активности детей, обогащает восприятие действительности.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуально эмоциональной сферы и творческого потенциала.

Выбор средств выразительности материала, методов и форм работы должны обеспечивать комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.

Все это в свою очередь способствует формированию и становлению гармонически развитой во всех направлениях личности.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить творческого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В формировании творческих способностей ребенка наиболее эффективными из современных педагогических технологий, являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода, эти технологии позволяют понять точку зрения обучающегося. Использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет школьникам погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. На своих уроках я применяю метод проектов с обучающимися.

У детей с творческими способностями удачно сочетаются высокий интеллект, скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У них есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей.

Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.

Формирование творческих способностей ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность детей, что, как показывает опыт, возможно, сделать на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого школьника, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

В данном случае речь идет о формировании творческих способностей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве.

Своеобразны и важны не только проявления творческих способностей ребенка, но и пути формирования.

Увлеченность искусством сама не рождается, она создается, программируется учителем. Существуют различные пути формирования творческих способностей ребенка по изобразительному искусству в школе. Это, прежде всего привлечение их к кружковой или внеклассной работе, индивидуальные занятия, организация персональных выставок и экспозиций в школе, встречи с художниками, посещение выставок, участие в различных творческих конкурсах, поисковая и исследовательская работа.

Работа на уроках и внеклассная деятельность по изобразительному искусству подразумевают:

  1. Создание благоприятных для творчества психолого-педагогических условий.

  2. Использование аудиального ряда для релаксации и тонизации. 3.Опору на опыт, приобретённый обучающимися в жизни и на уроках

изобразительного искусства в школе.

  1. Учёт особенностей изобразительной деятельности младших школьников (чувствительность к цвету как выразительному средству).

  2. Декоративное рисование для преодоления. Декоративное рисование позволяет выполнять композиции, приближенные к реальности, но не так, как в академическом рисовании.

  3. Проникновение в строение формы, анализ её природы, стилизацию и трансформацию, всестороннее её отображение и создание новых конструктивных форм.

  4. Изучение и овладение разными формами художественной деятельности.

  5. Использование тщательной детализации и орнаментальной обработки изображаемого (для подростков и обучающихся старшего школьного возраста).

  6. Формирование и развитие изобразительных умений и навыков (восполнение недостатка).

  7. Постепенное усвоение практических навыков овладения декоративным рисованием усложнение заданий.

  8. Развитие творческих способностей личности (т.к. каждое учебное упражнение и композиция являются творческими), в соответствии со своей творческой индивидуальностью.

  9. Общение с шедеврами и изучение наследия мастеров, не только изобразительного искусства, но и литературы, музыки, зрелищных видов искусства, как на уроке, так и на дополнительных занятиях, и при подборе поискового материала по каждой теме, что даёт мощный заряд творчества и способствует развитию интереса к художественному творчеству. Все это работает на то, чтобы расширить возможности организации условий для художественной деятельности детей на занятиях по изобразительному искусству и во внеурочной деятельности.

  10. Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства, где возможны интерпретация и фантазия на тему понравившегося мастера. Ученик будет извлекать свой урок через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой либо пластической или колористической идеи.

  11. Использование широкого спектра тематик, где каждый может выбрать наиболее интересующую его тему и разрабатывать её в рамках учебной задачи. Использование (помня о стимулирующей силе материала) всего многообразия изобразительных материалов, их сочетаний и разнообразных техник как традиционных, так и нетрадиционных т.к. важным моментом любого возраста является обострённое внимание к техническим аспектам художественного творчества.

  12. Возможность общения, основой которой является коллективная деятельность. Именно общение и взаимодействие в области искусства, по мнению многих педагогов-исследователей, занимающихся проблемами художественного развития детей, может стать эффективным средством сохранения интереса обучающихся к изобразительной деятельности на долгие годы.

В большинстве случаев, благодаря всему этому в практической деятельности, школьника, даже не имея особых творческих способностей и не веря в свои способности, занимаясь рисованием, могут добиться результата, превосходящего все их ожидания. Всё это повышает самооценку ребенка и вызывает уважение сверстников, особенно если рисунок юного художника попадает в школьную картинную галерею, отмечен на выставках- конкурсах различных уровней или размещён на сайте школы.

Дополнительные занятия в изобразительной области возбуждают творческое мышление; способствуют укреплению рисовальных качеств; утоляют присущую детству и юности жажду необыкновенного, романтического и фантастического; развивают композиционный талант и воображение, значение которого трудно переоценить сегодня, когда самая смелая фантазия решительно вторгается в жизнь.

Условием развития и сохранения интереса к художественному творчеству является взаимодействие основного урока изобразительного искусства в школе с дополнительными занятиями во внеурочной деятельности, которое даёт возможность придать динамический характер и сделать непрерывным процесс образования в учебное и свободное от учебы время школьников; способствует взаимообмену и взаимообогащению опытом и эмоциями в художественной деятельности, повышению не только уровня образованности ученика, но и развитию в нем эстетического начала, созданию благоприятной атмосферы для творческой работы и сотрудничества.

Воспитательный процесс имеет и индивидуальный подход. Необходимо на первый план при организации учебной деятельности детей, выдвинуть здоровьесберегающий аспект. Занятия способствуют не только развитию интереса к изобразительной деятельности, но и являются своеобразной арттерапией. На занятиях проводится анализ эмоционального состояния обучающегося, цветодиагностика, сказкотерапия, применяются игровые технологии и метод эмпатии, что позволяет повысить творческую активность обучаемых. Это способствует повышению качества обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Ребенка необходимо увлечь своим предметом и продолжить этим заниматься во внеклассной работе в коллективной и индивидуальной работе. В своей работе с учениками я пытаюсь привить интерес, любовь к изобразительному искусству. Постоянно провожу с ребятами школьные персональные выставки, в которых учувствуют дети, раньше ни проявлявшие себя в рисовании, а сейчас активно сами предлагают свои работы, с удовольствием смотрят и обсуждают рисунки других ребят. С желающими школьниками организовать свою выставку я сначала беседую, просматриваем вместе работы, корректируем или дорабатываем работы, если это необходимо. Главное у детей появился мотив к своему делу, возможность показать результат своего труда. С детьми, у которых явно выражены художественные способности, мы учувствуем в конкурсах различного уровня.

Нужно побуждать ребёнка думать по- новому, пробовать новое. Позволять ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивать ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

И, конечно же, дети любого возраста кроме оценок ждут от учителя похвалы, одобрения, на что не надо нам скупиться, так это стимулирует, активизирует, обещающих на уроке. Творчество не возникает само собой, оно развивается под влиянием обучения и воспитания. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающей действительности, научить его живо, интересно передавать свои наблюдения, впечатления. Пусть ребенок не станет художником. Важно другое, чтобы он уже в раннем детстве испытывал волнующую радость творчества. Об этом думали лучшие педагоги прошлого, заботятся педагоги и сейчас, создавая

условия для всестороннего, гармоничного развития личности.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с творческими способностями ребенка — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями-предметниками, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!