СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное проектирование как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации Центра образования «Точка роста»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Касаясь предмета «дизайн», можно сказать, что это – новая, сложившаяся в начале ХХ века область искусства, особенно развивающая в последнее время (арт-дизайн, компьютерный дизайн, рекламный дизайн, дизайн костюма и др.). Школа не может готовить профессиональных дизайнеров, но она побуждает формирование у учащихся дизайнерских способностей.   В 2020-2021 уч. году разработана дополнительная общеразвивающая программа  художественной направленности «Основы дизайна»  на 10 часов   для обучающихся 7 класса, реализуется на базе Центра «Точка роста».

 

Просмотр содержимого документа
«Художественное проектирование как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации Центра образования «Точка роста»»

Художественное проектирование как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации

Центра образования «Точка роста»


Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.

Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед учеником возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Определение профессии становится психологическим центром развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих.

Касаясь предмета «дизайн», можно сказать, что это – новая, сложившаяся в начале ХХ века область искусства, особенно развивающая в последнее время (арт-дизайн, компьютерный дизайн, рекламный дизайн, дизайн костюма и др.). Школа не может готовить профессиональных дизайнеров, но она побуждает формирование у учащихся дизайнерских способностей. В 2020-2021 уч. году разработана дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы дизайна» на 10 часов для обучающихся 7 класса, реализуется на базе Центра «Точка роста».

Основной целью курса «Основы дизайна» является формирование у детей особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармоничной вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление). Программа курса построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна и его роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта.

При этом дизайн рассматривается не с позиций, где дети должны изображать взрослых проектировщиков, создавать проекты, которые никто не будет осуществлять, а с позиций освоения проектных понятий, художественного языка плоскостных и объемных форм, развития эстетического восприятия и творческого мышления. Обучающиеся должны научиться и освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания. При этом учащиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, технологические умения. В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: эмоционально-художественное "погружение"; художественно-творческое и образное моделирование; активизация воображения и творческого представления; сравнение и сопоставление.

На занятиях курса «Основы дизайна» обучающиеся осваивают новую универсальную область (проектирование и дизайн), которая предполагает новый способ формирования и интеграции традиционных дисциплин и дает представления о современном искусстве и материальной культуре; повышают графическую грамотность, которая способствует формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно – конструкторских способностей; формируются определенные умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т.п.).

Во время изучения данного курса обучающиеся выполняют творческие работы: «Стилизация объекта по заданному свойству», «Создание новой оригинальной формы чайника», мини-проект «Детская площадка». Все работы учащихся представляются на отчетной выставке на итоговом занятии.

Современные профессии дизайнера, архитектора, художника-модельера все больше привлекают молодежь. Поэтому заниматься подготовкой учащихся следует в школе. Результаты показывают, что преподавание дисциплины «дизайн», как новое направление в педагогике, дает ребенку возможность почувствовать свои творческие и политехнические способности, реально ощутить необходимость приобретения получаемых знаний и умений.

Сегодня дизайн характеризуется принципиально новым, комплексным мировоззрением и новыми социальными задачами. Он создает новые виды творческой деятельности, ассимилируя в своей области труд инженера, художника и ученого. Он порождает новый предметный мир и новые отношения человека к вещам.





Литература

  1. Базилевский А.А. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна (Влияние технологии на морфологию промышленных изделий). Автореф. канд. иск. М., 2006. - 26 с.

  2. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с.

  3. Графический дизайн США. - М., 1989.

  4. Художественное проектирование / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М., 1979.

  5. Цыганкова Э. У истоков дизайна. - М., 1977.

  6. Кузин В.С. Основы дизайна. - М., 1997.

  7. Холмянский Л.М. Дизайн. - М., 1985.

  8. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. - М., 1974.

9. Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте Росдизайн http://www.rosdesign.com/design/bookofdesign.htm

10. Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте NataHaus

http: //www.infanata.org/color/graph

11. Большая библиотека электронных книг по дизайну и графике на сайте Мир Книг http://www.mirknig.com/design grafika

12. Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте Community.Livejournal.com



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!