СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-эстетическое воспитание детей посредством их приобщения к декоративно-прикладному искусству

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественно-эстетическое воспитание детей посредством их приобщения к декоративно-прикладному искусству»

«Художественно-эстетическое воспитание детей посредством их приобщения к декоративно-прикладному искусству»


Все мы знаем, что декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. И его название произошло от латинского слова decoro, что значит украшаю и слова «прикладное»- то есть обслуживающее практические нужды человека и при этом оно одновременно еще и удовлетворяет его эстетические потребности.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Люди всегда старались украсить все, что их окружало: свое жилище, предметы быта, одежду, оружие… И делали они это при помощи материалов, которые находились под руками – это глина, дерево, кость и т.д.

Одним из важнейших художественных принципов традиционным для декоративно-прикладного искусства является близость к детскому творчеству. Когда строгая каноничность народного искусства уравновешивается непосредственностью и непроизвольностью выражения. Что является близким детскому творчеству и угадывается по легкости и непринужденности пластических форм.

Знакомство ребят с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, последовательности, систематичности, наглядности и индивидуальном подходе в обучении и художественном развитии. Этот вид искусства, как никакой другой способствует гармоничному развитию личности ребенка, посредством обогащения души ребенка и прививания любви к своему краю и народу.

Народное искусство помогает сохранить хрупкую нить передачи новым поколениям национальных традиций и форм эстетического отношения к миру выработанные народом. Вовлечение ребят в прекрасный и удивительный мир искусства народных мастеров развивает у них художественный вкус.

Именно по этому, в программе «Декоративно - прикладное творчество» в нашей школе, особое внимание обращается на изучение традиционных народных промыслов, таких, как различные виды народных росписей, лаковая миниатюра, роспись по стеклу и керамике, традиционная глиняная народная игрушка, обереговые куклы, вышивка и многое другое. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Построение современной системы эстетического воспитания и развития культуры личности возможно только при соблюдении условий использования в педагогической работе с детьми народного искусства. Именно оно способствует глубокому воздействию на внутренний мир ребенка и обладает эстетической, нравственной, познавательной ценностью, а так же воплощает в себе исторический опыт многих поколений и является частью материальной культуры.

Обладая образно-эмоциональным отражением мира, народное искусство оказывает сильное воздействие на ребенка, который воспринимает этот мир через краски, формы и ощущения.

Эстетическое воспитание посредством декоративно-прикладного искусства формирует у ребят навык правильного восприятия красоты и прекрасного в целом, способствует приобретению знаний по теории и истории декоративно-прикладного искусства. Все это играет важную роль в формировании культурного, образованного человека и отвечает требованиям современных ФГОС, которые базируются на том, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе приобщения их к национальным российским ценностям. В них так же говорится о необходимости опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох в целях воспитания личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Поэтому одной из важнейших задач современной педагогики является изучение, сохранение и восстановление исчезающих видов русского народного искусства. Этнокультурное, художественно-эстетическое и патриотическое направление предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество», реализуется за счет конкретных видов практических работ с проведением бесед. Ребята учатся создавать образ, овладевают способностями передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивают знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает учащихся к творческой деятельности, способствует прохождению сложного пути от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Формирование художественных и эстетических идеалов у ребят — сложный и длительный процесс, требующий огромных усилий и терпения. Это отмечают все педагоги и психологи. Этот процесс возможен лишь в руках опытных педагогов, под влиянием произведений искусства и лучших образцов декоративно-прикладного творчества. Суть педагогического процесса по формированию художественных и эстетических идеалов у учащихся с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, формировать устойчивые представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в доступной для ребят форме. При этом учащиеся нашей школы имеют возможность не только познакомиться с произведениями декоративно-прикладного искусства в музее школы, но и создают их своими руками. Преподаватели школы воспитывают в детях чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве прикладного творчества. Через историко-этнографическое и историко-культурное знание происходит знакомство учащихся с духовно-нравственными ориентирами, что играет важную роль при формировании моральных и духовно-нравственных качеств личности. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит формирование личности учащегося с нестандартным мышлением и широким мировоззрением.

В заключении можно сделать вывод, что народная культура является богатейшим кладезем знаний и предоставляет всем нам уникальные возможности по формированию художественно – эстетического воспитания и обучения ребят, отвечающим всем современным требованиям образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!