СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная обработка бересты

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке, материал. С незапамятных времен, в древней Руси, ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких как, рыбацкие челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, круп, ягод, а также, как прекрасные украшения. В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества - молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. 

Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление. Изделия из бересты изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Об этом сообщает Андрей Болотов. Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был опубликован под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков".

Просмотр содержимого документа
«Художественная обработка бересты»



Троицкий городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»











ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Техника, технологии и техническое творчество»

«Набор для специй »






Руководитель:

Марина Ольга Николаевна, учитель технологии

МБОУ «СОШ № 3»

Автор: Миргалимов Владислав Ринатович 7класс








Содержание


Введение……………………………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………4

    1. История возникновения работ из бересты………………................4

1.2. Заготовка и хранение бересты………………………………………6

1.3. Виды художественной обработки бересты……….........................10

2. Практическая часть (конструкторская часть)…………………….16

3. Практическая часть (технологический этап)…...………………...19

3.1. Технологическая карта. Изготовления набора специй…………..20

3.2. Эколого-экономическое обоснование проекта…………………….22

Заключение……………………………………............................................26

Список используемой литературы……………..........................................27

Приложение………………………………………………………………...28

















Введение


На уроках технологии мы научились приемам обработки древесины, металла и бересты. Теперь появилась возможность решить проблему, с которой приходилось не раз сталкиваться. Каждый раз перед праздниками приходится задумываться о том, что подарить своим близким, чтобы этот подарок был неповторим, оригинален и практичен. На современном этапе, рынок заполнен работами массового производства, креативная работа выделяется на их фоне. Чтобы работы были не только красивы, но и функциональны, предстоит проанализировать множество вариантов уже существующих.

Полученные навыки при выполнении дальнейших работ, помогут создать такие изделия, которые могут иметь спрос на современном рынке.

Для реализации своих фантазий в изображении образов на шкатулках, мне пригодились мои способности в изобразительном искусстве и знания, полученные на уроках мировой художественной культуры, литературы, черчения, физики (механические свойства древесины), ОБЖ (техника безопасности).

Работа выполнялась с использованием современных инструментов (фигурный дырокол, электрический резец, нож и коврик для квилинга), которые сокращают время выполнения работы и тем самым увеличивают её продуктивность.

В связи с этим, целью работы является изготовить набор столовой утвари из бересты.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Знакомство с особенностями поиска и структурой творческого проекта;

  2. Ознакомиться со свойствами бересты;

  3. Заготовка материала для создания данной работы;

  4. Выполнение декоративного оформления;

  5. Формулировка выводов, опирающихся на данные, собранные в ходе работы.

  1. Теоретическая часть

    1. История возникновения работ из бересты


Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке, материал. С незапамятных времен, в древней Руси, ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких как, рыбацкие челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, круп, ягод, а также, как прекрасные украшения. В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества - молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. 

Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление. Изделия из бересты изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Об этом сообщает Андрей Болотов. Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был опубликован под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков".

Для современных историков эта книга является своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем – об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени в своем дневнике: "Никакая работа и мастерство мне так не полюбилась, как одна особливая - производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки". Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается: "Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком впечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка".

Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер "выбирает" фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. В 19 веке она применяется и в берестяных изделиях.














1.2. Заготовка и хранение бересты


Т
ехника съема бересты разнообразна и зависит от того, для каких изделий она предназначается. Существует три вида заготовок — заготовка пластовой бересты, заготовка берестяной ленты и заготовка сколотня (рис. 1 а, б, в). Пластовая береста — это кусок, лист, пласт бересты, ограниченный по длине размером окружности ствола дерева (до 80 см). Из пластовой бересты можно изготовить как целое изделие, например короб, так и часть его, например верхнюю обшивку (рубашку) туеса, и, кроме того, разрезав этот пласт на полоски-ленты, подготовить материал для плетения. Берестяная лента (лыко, сарга)—это полоса бересты, снимаемая с березы по спирали. Длина ленты может доходить до 2—3 м. Такие длинные ленты идут на изготовление кошелей, сумок, коробов, Сколотень (берестяной цилиндр, дупле) — это береста, снимаемая со ствола дерева целиком, трубкой, чулком. Из сколотня делаются внутренние стенки герметичных берестяных сосудов — туесов.

Рис. 1. Три вида заготовки бересты: а - пластовая, б - ленты, в - сколотня.


При заготовке пластовой бересты и лыка используют нож-резак с коротким прямым лезвием и косозаточенным толстым (до 3 мм) обушком. Нож имеет вытянутую, уплощенную с боков, рукоятку. Для съема сколотня кроме ножа нужны другие предметы пила, топор и сочалка.

Сочалка представляет собой инструмент длиной до 500 мм штыковидной формы. Рабочая часть сочалки имеет уплощенную форму шириной до 5—7 мм. Боковые и верхняя грани инструмента закруглены. Сочалка рукоятки к вершине утончается и сужается. Ось рабочей части сочалки должна быть выше оси рукоятки примерно на 50—60 мм, что создает определенное удобство в работе. Рукоятку делают округлой по форме и слегка сплющенной с боков.    

Чтобы заготовить пласт бересты ножом-резаком, делают несколько неглубоких — до луба — надрезов. На рисунке 2 а это показано стрелками. Первыми делают два горизонтальных надреза длиной примерно 200 мм и на расстоянии друг от друга до 500 мм. Затем от правого края верхнего надреза к нижнему делают вертикальный надрез. Надрезы проводятся осторожно, без значительного нажима на бересту, при этом старайтесь не повредить луб. Когда вертикальный надрез закончен, края бересты сами как бы отскакивают от ствола (луба), и она легко отделяется от него руками (рис. 2б). При затруднении съема левый край бересты поддевают острием ножа-резака и ведут его по лубу вверх, постепенно отслаивая кору. Если луб остался неповрежденным — береста снята правильно. Дерево не портится» продолжает расти и напоминает о потере бересты темно-коричневой «заплатой». После съема бересту не менее получаса просушивают в тени и упаковывают в плотные пачки, как показано на рисунке Зв. Если такой возможности нет, бересту скатывают в плотные рулоны наружной стороной вверх по 8—10 пластов и перевязывают бечевкой (рис. 2в).

При заготовке берестяной ленты делают спиральные надрезы вокруг ствола (рис. 2г). Ленту шире 60 мм снимать не рекомендуется. Это связано с тем, что края сарги при большей ширине ее имеют и больше шансов растрескаться при плетений, в отличие от лент узких, практически соответствующих по строению прямым лентам, получаемым при разрезании пластовой бересты. Подняв руку вверх по стволу, осторожно делают вертикальный (50—60 мм) надрез, от которого дальше надрез ведут по спирали (рис. 2д). При этом нож держат в ладони таким образом, чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, рукоятка была плотно зажата остальными тремя, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты при движении снимающего вокруг березы (рис. 2е). Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны внутренним слоем наружу (рис. 2ж). Существуют другие методы съема берестяной ленты. Так, один из известных авторов публикаций по народным промыслам Г. Я. Федотов предлагает для получения длинной ленты пользоваться специальным резаком с ограничителем (рис. 2з). Лезвием этого резака прорезают бересту, а крючком ограничителя одновременно п
риподнимают и отделяют ленту от ствола во время спирального движения.


Рис. 2. Процесс заготовки бересты.


В старину берестяную ленту заготавливали, поднимаясь на березу по лестнице до начала гладкого ствола. Делали ножом надрез длиной до 150 мм, отгибали край бересты и слегка оттягивая его книзу, винтообразно снимали, помогая при этом тупой стороной ножа или специальной деревянной стамеской.

Р
ис. 3. Процесс заготовки бересты.


    Для заготовки сколотней на вырубке выбирают свежеповаленную березу с прямым, гладким стволом, срубают сучки и обрезают вершинную часть. Намечают чистые, ровные участки ствола (рис. 3а). При этом руководствуются правилом: длина сколотня не должна быть меньше полутора-двух диаметров ствола березы, но должна превышать высоту будущего изделия примерно на 80—100 мм. Установив длину сколотня, делают кольцевой разрез (рис. 36). Слегка поколачивают обухом топора или подобием деревянной колотушки, изготовленной на месте, по стволу дерева, чтобы отжать луб и отделить от него бересту (действия, характерные при изготовлении весной свистулек). Вставляют под кору сочалку плоской стороной к древесине и осторожно поступательными движениями по окружности отслаивают от ствола берестяной цилиндр (рис. 36). Если заготовка больше длины сочалки, отслаивание проводят поочередно с каждой стороны. Отслоив сколотек: его плотно обхватывают руками, а лучше — двумя или тремя оборотами ремня, и, вращая по спирали, снимают его.  Затем отпиливают кусок ствола до начала следующего сколотня, делают новый кольцевой разрез и с помощью сочалки вновь начинают отслаивать кору. Если сколотень снимают с отдельного отрезка ствола, последний можно выбить из сколотня легкими ударами топора или колотушки. Однако надо всегда помнить, что от комля (основания березы) к вершине ствол сужается, приобретая очертания конуса, что едва заметно на отдельных отрезках ствола дерева. Поэтому снимать сколотень всегда надо в сторону вершины и сначала снимать сколотни меньшего размера. Когда все сколотни сняты и просушены, их для дальнейшей транспортировки и хранения последовательно, как матрешки, вставляют друг в друга.

Заготовленная впрок береста может храниться несколько лет. Для этого ее помещают в закрытое сухое (летом прохладное) помещение. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит в небольшие стопки, совмещая поперечные края, и прослаивают листами фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают значительный груз, препятствующий сворачиванию концов бересты. Тогда она сохраняет свое первоначальное состояние и не коробится. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а сколотни — вставленными друг в друга.



1.3. Виды художественной обработки бересты


Тиснение по бересте делают специальными кренами (своего рода штампиками) или чеканками. Штампики изготавливают из палочек (стержней, брусков) круглой, прямоугольной или квадратной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая: дуб, вяз, береза, клен. Можно изготовить их также из металла, пустотелых трубочек или кости. Длина палочек выбирается такая, чтобы в процесс6е работы их было удобно держать: это примерно 80-100 мм.

Заготовив необходимое число палочек, тщательно зачищают их от шероховатостей. Затем одному из торцов, который будет рабочий, придают какой-нибудь элемент будущего орнамента: круг, квадрат, ромб, розочка, полоска и т.д. Чем больше штампиков, тем выразительней будет композиция узора.

Более сложные по форме штампики с элементами,  например, растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые используются в резьбе по дереву.

Перед нанесением тиснения бересту размечают шилом на полоски или квадраты, в которых штампиками будет оттиснут рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем наружу. В объемные изделия необходимо вложить деревянные брусочки. Приложив необходимый по рисунку штампик к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате не бересте получается отпечаток. Таким образом, делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и четкость зависят о силы удара точного прикладывания к месту узора.
Выскабливание выполняется следующим образом. Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний, тонкий слой бересты. Можно и использовать плоскую стамеску, если ширина линий узора в его элементах одинаковая.

В украшениях берестяного изделия можно использовать и гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются. Получаются слои различные по цвету.

Изложенными выше видами обработки бересты можно украсить полоску бересты и использовать ее в качестве закладки для книг или изготовить из бересты обложку для записной книжки.

Роспись. Распиная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета.

Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы - цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют не большой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидким,  потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи - масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16. А для росписи три- четыре беличьи или колонковые № 1-3

Резьба. Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.
Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из:

  • изготовления заготовок;

  • изготовления орнамента;

  • монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым  прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

  • расслоение бересты;

  • нарезка полосок;

  • разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и на глазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых  несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т.д.,  далее постепенно усложняя рисунок.
Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.
Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.

Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенности бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Интарсия - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Слово «интарсия» и «инкрустация» часто употребляют как «синонимы», когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация» более широкое, так как кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы - металл, бисер и т.д.
При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок  яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.

Плетение. Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его  назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия зависит от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно   определить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.
Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то не следует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет качественный материал.

Для того чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон.

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе [2].







  1. Практическая часть (конструкторский этап)


Приступая к проектированию изделия, необходимо представить ряд вариантов подобного изделия, чтобы выявить ряд существенных преимуществ и недостатков. При выборе конструкции и технологии изготовления изделий мы определили параметры, которые следует учесть при изготовлении шкатулки.

Назначение: использовать для хранения специй, ювелирных изделий, как украшение, дополняющее интерьер комнаты.

Надежность: зависит от качества подобранного материала. Легкость и простота изготовления: достигаются путем применения простых приемов работы, с которыми знаком любой школьник, приобретая навыки практической работы на токарном станке. Вращает деталь станок, а мастер должен лишь правильно соблюдать технологию производства. Предельная масса и габариты изделия.

Дизайн: на изделие можно нанести рисунок, расписать в технике: хохлома, гжель, городецкая роспись и др. А так же использовать природный рисунок или сделать рисунок выжигателем, дыроколом, чеканами.

Компактность изделия, пропорции и объемные цветовые элементы отличают его от изделий промышленного производства. Хотелось бы, чтобы нас окружали предметы естественного происхождения, которые не вредят нашему здоровью [4].







«Диаграмма 2.1»

Выбор направления темы творческого проекта.












«Диаграмма 2.2»

Выбор вида деятельности.

















«Диаграмма 2.3»

Выбор основных вариантов изделия.

















  1. Практическая часть (технологический этап)


При работе с резцом, ножницами, выжигателем необходимо пользоваться правилами техники безопасности. Общие требования безопасности:

  1. К работе с электронагревательными приборами допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками;

  2. Выполнять только порученную педагогом работу;

  3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности электрического провода. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений;

  4. Замену деталей, ремонт электроприбора производит только педагог;

  5. Во время работы оборудования не допускается его чистка и ремонт.

При работе электровыжигателем:

  1. Через 30 минут работы отключать прибор для охлаждения;

  2. Укладывать прибор в корпусе после остывания пера;

  3. Не допускать соприкосновения нагретого пера со шнуром питания;

  4. Запрещается производить ремонт нагревательного пера или его замену, если прибор находится под напряжением. Более полно техника безопасности описана в источнике [5].











3.1. Технологическая карта. Изготовления набора специй


«Таблица 3.1»

Технология выполнения набора специй.


Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

Выбрать подходящие пласты бересты без сучков, трещин и болезней.



Нож – косячок, резец.

Вырезать 2 заготовки корпуса солонок 200х40.







Резец, коврик для пэчворка, линейка, карандаш.

Выполнить соединение в половину толщины бересты.







Линейка, карандаш, резец, клей.

Вырезать дно солонки, d = 60










Циркуль, ножницы.


Склеить корпус с дном солонки.






Горячий клей пистолет.

Заготовить 2 ленты длиной 200х10.






Линейка, карандаш, коврик для пэчворка, резец.

Выполнить соединение в половину толщины бересты.



Линейка, карандаш, резец, клей.

Вырезать дно крышки солонки, d = 60









Циркуль, ножницы.


Склеить заготовку крышки с дном крышки солонки.






Горячий клей пистолет.

Оформить декоративной отделкой





Дырокол, дырокол декоративный, ножницы декоративные, клей, коврик для пэчворка, резец.

Выполнение подставки для солонок.





Дырокол, дырокол декоративный, ножницы декоративные, клей, коврик для пэчворка, резец.



    1. Эколого-экономическое обоснование проекта


Приступая к проектированию изделия, необходимо сделать предварительный расчет его себестоимости, который выполня­ется следующим образом: Собщ= С1+ С2 + С3 + С4+ С5 + ...;

где Собщ - общая стоимость изделия;

С1— стоимость материала;

С2 - стоимость оборудования и инструментов;

С3 - стоимость электроэнергии;

С4 - заработная плата (из расчета оплаты мастера за 8 ч рабоче­го времени);

С5, С6, Су и т. д. - амортизационные отчисления за здание, со­оружения, заработная плата сторожа, и т. д.

С1 — рассчитывается из стоимости за материал: стоимость бересты плюс стоимость клея.

Бересту заготовил летом, материальных затрат не было.

Всего мне понадобилось 1 карандаш силиконового клея (15р.) использовали 0.2 , 10г клея момент (15р.) и 10 граммом клея ПВА.

76 р.-1000 г; 10 г-0,76 р.

С1 = 0 р. + 18р. +0.76 = 18,76 р.

С2 - рассчитывается исходя из того, что каждый инструмент имеет свой срок службы в процессе эксплуатации. В стоимость изделия включается 5 % от первоначальной стоимости исполь­зованных при его изготовлении инструментов. При изготовлении солонок мне понадобились следую­щие инструменты:

Резец. Новый стоит 250р.

250р.-100%;

х р. - 5 %;

х = (Шр. • 5 %) / 100 % = 12,5 р.

Карандаш. Новый стоит 3 р. Зр. - 100%;

хр.-5%;

х = (3 р. • 5 %) / 100 % = 0,15 р.

Линейка. Новая стоит 5р.

5 р.-100%;

*р.-5%;

х = (5 р. • 5 %)/! 00 % = 0,25 р.

Ластик. Новый стоит 3 р.

Зр.-100%;

хр.-5%;

х = (3 р.-5%)/100% = 0,15 р.

Дырокол . Новый стоит 750 р.

750 р.-100%;

хр.-5%;

х т (750 р. • 5 %) /100 % = 38 р.

Коврик для пэчворка 450р.

450р.-100%;

хр.-5%;

х т (450 р. • 5 %) /100 % = 22.5 р.

Декоративные ножницы 70р.

70 р.-100%;

хр.-5%;

х т (70 р. • 5 %) /100 % = 3.5 р.

Общая стоимость инструментов и оборудования составляет: С2 - 0,5 + 0,15 + 0,25 + 170+ 0,15 = 142.32 (р.).

Сз - расчеты выполняются с учетом потребляемой энергии.

Зная, что 1 кВт-ч стоит 2 р., составим и решим пропорцию:

1 кВт-ч 2 р.;

0,5 кВт-ч - х р.;

х = (2р. • 0,5 кВт-ч) /1 кВт-ч = 1р.

Я работал 15 мин, значит, стоимость энергии равна: Сз = 1руб.

С4 - рассчитывается из расчёта заработной платы помощника мастера т.е.ученика: 150 р. - 8 ч рабочего времени:

8 ч-200р.;

4ч-хр.;

С4 = 100р

Собщ = С1+ С2+ Сз + С4 = 18.76 + 142.35+ 1+ 100 = 262.11 р. (Без учета С5, Сб, С7 и т. д.)

Реальная стоимость составила 262.11 р. Но, если учесть, что это авторская работа, ручная выполнена из экологически чистого материала то это не такая уж большая цена. Что бы оправдать затраты на инструменты необходимо увеличить производимость продукции.

Изготавливая свой проект, я старался как можно меньше на­рушать экологию природы и беречь свое здоровье. Поэтому я использовал кору с дров, которые так или иначе пошли бы на топку. Отходов производства практически не было.

Оценка. На изготовление потребовалось совсем мало материала, зато польза огромная.

Положительные стороны:

  1. Цель достигнута;

  2. Материалы общедоступные;

  3. Технология изготовления посильна;

  4. Работа пробуждает интерес к творчеству и является инициатором новых идей;

  5. Дизайн изделия соответствует назначению.

Рекламный проспект. Декоративно прикладное искусство - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, развивает творческое мышление, художественный труд, любовь к национальным традициям.


























Заключение


  1. Поставленные цели и задачи в начале работы были достигнуты и выполнены;

  2. Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области декоративно прикладного искусства и проектной деятельности, овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе;

  3. На выполнение набора для специй (ручная обработка) было затрачено 4 часа. За восьми часовой рабочий день можно изготовить 2 набора.

  4. Задуманный нами проект по художественной обработке материалов выполнен. В целом получилось хорошее изделие.



















Список используемой литературы



  1. Технология 7-11 кл.: практико-ориентированные проекты/ авт.-сост. В.П.Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134с.

  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-57594.html?page=15


























Приложение
























































22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!