СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура Китая

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Худ. культура китая

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура Китая»

Художественная культура Китая.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

Искусство Китая, очень древнее и самобытное. Первое знакомство Запада с китайской культурой произошло в 14 веке (эпоха Юань), когда знаменитый географ и путешественник, венецианец Марко Поло, прибыл ко двору монгольских правителей и долгое время жил здесь, изучая обычаи и нравы народов, населявших Китай. После появления записок путешественника, Китай надолго получил репутацию загадочного края с необыкновенной сказочной природой, наполненной мистическими тайнами. Поднебесная, как назвали свою страну сами китайцы.

Великий Шелковый путь, проложенный, вероятно, еще в 1 тыс. до н. э., являлся той артерией, по которой шел не только обмен товарами, но и традициями, культурными ценностями. Китай определял облик и направление всего дальневосточного региона. Последовательно развиваясь с 5 тыс. до н. э., древняя китайская культура сумела передать свой опыт Японии, Корее, Монголии, странам Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, язык и иероглифическая письменность, основы конфуцианской этики и морали, местные особенности буддийской идеологии.

Традиционная китайская архитектура развивалась в трех основных направлениях: погребальная, скальная и наземная. Погребальная архитектура связана с древнейшим культом предков. Скальное зодчество связано со строительством буддийских монастырей, в структуре и украшении которых были использованы традиции индийского пещерного зодчества. Наземная же архитектура решает в основном градостроительные задачи. Отличительная особенность китайской архитектуры — органическая связь с окружающим пейзажем.

Живопись начинает активно развиваться в эпоху средневековья. Жанр «люди и предметы» соответствовал бытовому, описательному и детальному отражению мира. Парадный портрет изображал человека с особой наблюдательностью, демонстрируя не столько его психологическое, сколько социальное «лицо». Развивался анималистический жанр — «цветы и птицы», «растения и насекомые». Но ведущее место среди жанров всегда занимал пейзаж — «горы и потоки», который неразрывно был связан с поэзией и каллиграфией.

Особое место в художественной культуре Китая занимает декоративно-прикладное искусство. Резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора всегда отличались высочайшим качеством.

В колониальный период европейцы глубже познакомились с китайской художественной традицией 18-19 вв. Первая волна контакта была связана с распространением внутри общеевропейского стиля рококо особого направления, основанного на увлечении элиты европейского общества формами, орнаментами и эмблематикой искусства стран Дальнего Востока. Это направление, характерное, в основном, для камерных, декоративных форм искусства, получило название шинуазри и довольно быстро переросло в модный стиль оформления интерьера, популярный не только в странах Европы, но и в России.

Археологические открытия, сделанные в Китае во второй половине 20 века и ставших настоящей мировой сенсацией:

  • Открытие великолепно сохранившегося погребения ханьской аристократки 2 в. до н.э. в Мавандуе (пров. Хубэй), в котором было обнаружено мумифицированное тело покойной, великолепные лаковые предметы и большой погребальный стяг с изображением сцен, происходящих в загробном мире.

  • Глиняная подземная армия первого императора Китая 3 в. до н.э. — Цинь Шихуана была обнаружена у подножия его гробничного холма, недалеко от г. Сиани (пров. Шэньси). Этот фантастический погребальный эскорт представляет лишь небольшую часть гигантского некрополя императора, который до сих пор полностью не раскопан.





Древнейший и древний периоды (4 тыс. до н.э. — 3 век н.э.)

Эпоха неолита и энеолита (5-3 тыс. до н.э.). Эпоха Шан (Инь) (16-11 вв. до н. э.) Искусство этого времени неотделимо от культа предков и жертвенных ритуалов, которые древнекитайские племена совершали в их честь.



Эпоха Чжоу (11-3 вв. до н. э.). Развитие искусства данного периода связано с образованием на территории древнего Китая нескольких самостоятельных государств, создатели которых принадлежат к разным культурным традициям. Самобытность каждой из них очень хорошо отразилась в произведениях декоративно-прикладного искусства: лаковой скульптуре и посуде, бронзовых сосудах, подставках и светильниках, шелковых тканях для погребения, ювелирных украшениях, оружии, керамике.



Эпоха Цинь (221 — 207 гг. до н. э.). В основном это произведения погребальной скульптуры: глиняные воины из раскопок гробницы императора Цинь Шихуана.

Эпоха Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.). Эта эпоха представлена искусством гробниц, которые демонстрируют архитектуру, скульптуру, живопись и ритуальную утварь этого времени.

Эпоха Цинь, 3 в. до н.э. (221 — 207 гг. до н.э.)

В 221 г. до н.э. после длительного периода смут и войн древнекитайские царства были объединены в огромную империю. Первым императором Поднебесной стал правитель царства Цинь — великий завоеватель Цинь Шихуан. Грандиозным замыслом, воплощенным в жизнь, стало строительство Великой китайской стены, которую сами китайцы назвали «Стеной в 10 тысяч ли”, подчеркивая ее огромные размеры. Это мощное фортификационное сооружение, на строительстве которого день и ночь трудились 700 000 человек, не просто защищало северные рубежи страны от набегов кочевых племен сюнну. По замыслу императора, оно должно было стать символом объединения Поднебесной и противопоставления ее миру варваров-кочевников. Существует и другое интересное объяснение: будто суеверный Цинь Шихуан опасался злых духов, могущих помешать ему заполучить бессмертие. Потому-то линия стены и напоминает тело отдыхающего дракона, который зорко охраняет страну великого императора. Высота и ширина стены достигает 10 метров. Дозорные башни, квадратные в плане, ритмически располагаются по всей длине этого заслона. На гребне стены проложена неширокая дорога, так, чтобы могли разъехаться две груженые повозки. Говорят, что Великая китайская стена — единственное на земле сооружение, которое видно из космоса.

Но самым значительным архитектурным комплексом эпохи Цинь стал огромный подземный некрополь императора.

Частью уникального некрополя является теперь уже известная во всем мире подземная глиняная армия императора. В глубоких траншеях, укрепленных глиной, кирпичом и деревом, и предназначенных для длительного хранения скульптуры, располагались керамические фигуры воинов и лошадей, выполненные с учетом реальных размеров и пропорций. Общее число статуй составляет около 10 тысяч. Невероятнее всего то, что лица воинов портретны и ни разу не повторяют друг друга. В древности скульптура была раскрашена, а воины держали в руках настоящее боевое оружие.

Многое в этом уникальном погребальном комплексе указывает на то, что Цинь Шихуан хотел создать для себя целую Загробную империю, которая во многом повторяла бы реалии завоеванной им Поднебесной.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!