Хронологическая таблица
Василий Иванович Суриков
1848 - 1916
Дата
Событие
1848 12 января
Родился в семье губернского регистратора
1856
Поступил в приходское училище Красноярска
1859
1861
Умер отец
Окончил курс уездного училища с похвальным листом
1867
Красноярский губернатор Замятин обратился в Совет Петербургской Академии художеств о приеме Сурикова учеником
1868
в академию
Отъезд из Красноярска в Петербург для поступления в Академию художеств
1870
Принят в число действительных слушателей. Пишет картину «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади» и
1874
экспонирует ее на академической выставке
Получил денежную премию за эскиз «Пир Валтасара»
1876
Получает заказ на роспись в храме Христа Спасителя
1877
Переезжает в Москву, где и остается на постоянное жительство. Знакомство с И. Е. Репиным
1878
Женитьба на Елизавете Августовне Шаре. Рождение старшей дочери. Начал работать над композицией картины «Утро
1879
стрелецкой казни»
Знакомство с Л. Н. Толстым. Рождение второй дочери
1881
1 марта на 9 Передвижной выставке выставляет картину «Утро стрелецкой казни». Сурикова принимают в члены
Товарищества передвижников. Делает первый эскиз к картине «Боярыня Морозова». Начинает работу над картиной
1883
«Меншиков в Березове»
Выставляет а Петербурге на 11 Передвижной выставке картину «Меншиков в Березове»
1884
Написал картину «Сцена из Римского карнавала»
1887 25 февраля
1888
На 15 Передвижной выставке экспонирует картину «Боярыня Морозова». Летом с семьей едет в Красноярск
Болезнь и смерть жены. Пишет картину «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом
1889
1890-1891
Отъезд в Сибирь
Пишет картину «Взятие снежного городка». Задумывает «Покорение Сибири Ермаком»
1895
Выставляет картину «Покорение Сибири Ермаком» на 23 Передвижной выставке. Задумывает картину «Переход
Суворова через Альпы»
1899 7 марта
На 27 Передвижной выставке в Петербурге выставляет картину «Переход Суворова через Альпы»
1906 30 декабря
В Москве выставляет на 35 Передвижной выставке картину «Степан Разин»
1908
Поездка в Крым. Пишет много крымских этюдов
1910
Заканчивает работу над картиной «Степан Разин»
1912
1913
Выставляет картину «Посещение царевной женского монастыря» на 19 выставке «Союза русских художников»
Работает над композицией неосуществленной картины «Княгиня Ольга встречает тело Игоря»
1916 6 марта
Скончался в Москве
«Утро стрелецкой казни»
«Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади»
«Меншиков в Березове»
«Боярыня Морозова»
На картине изображен пролог к трагическим событиям Петровской эпохи. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632-1675) была защитницей старообрядчества. В 1671 г. ее арестовал. Художник долго обдумывал композицию картины. Морозова и народ – такова тема картины. Бледное лицо Морозовой со впалыми щеками и фанатичным блеском глаз прекрасно и страшно одновременно. Во всем облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в сани и высоко подняла правую руку со сложенным двоеперстием, - и огромная внутренняя сила и непомерное нервное напряжение. Среди толпы есть просто любопытные, есть явно противники боярыни, откровенно радующиеся ее позору, - зло, ядовито смеющиеся поп, купец и возница. Однако в толпе явно больше тех, кто сочувствует героине: поднимает два перста юродивый, кланяется Морозовой барышня в желтом платке, молодая монахиня выглядывает из-за ее спины. Объединяет всех движение, нарастающее к центру: юродивый сидит на снегу, нищенка встает на колени и тянется к Морозовой, сестра боярыни, Евдокия Прокопиевна Урусова, идет рядом с санями, а слева за ними во весь дух бежит мальчик. Очень интересен колорит картины. В центре черное пятно одежды Морозовой рядом с красным нарядом Урусовой, на фоне белого снега создается тревожное контрастное сочетание. А вокруг толпа, изображенная необыкновенно красочно и даже празднично. В картине ощущается голубоватая дымка влажного воздуха
«Покорение Сибири Ермаком»
«Переход Суворова через Альпы»
«Степан Разин»
«Посещение царевной женского монастыря»