Христианская Церковь в Раннее Средневековье
- Как верить правильно.
- Отцы Церкви.
- Устройство церкви.
- Монашество.
I. Как верить правильно
худ. Антонио Чизери
IV – V вв. – становление христианского вероучения .
1). Вырабатывались общецерковные определения истин веры .
2). Определялись правила церковной организации и дисциплины.
3). Процесс христианизации варварских племен .
Христос Пантократор из Синайского монастыря
312 год – сражение у Мульвийского моста ( знамение Господа Константину « In hoc signo vinces » - « С этим ты победишь » ).
313 год – издание Миланского эдикта императором Константином I , согласно которому христиане получили право свободного вероисповедания.
324 год – император лично принимает христианство , укрепляя авторитет церкви.
Константин I Великий
306 — 337 гг.
Определение основ вероучения – догматов Церкви
325 год – Первый Вселенский собор в Никее .
385 год – Второй Вселенский собор в Константинополе .
I. Никео – Цареградский Символ Веры , утверждавший равенство и единство трех лиц (ипостасей) Святой Троицы .
II. Составление Нового Завета :
1. Были отобраны канонические 4 Евангелия (с греч . – « благая весть » ).
2. Деяния Святых Апостолов.
3. 21 Послание (писания) Апостолов.
4. Апокалипсис ( « Откровение последних событий») Иоанна Богослова (вошел в состав Библии в 692 году )
Храм Святой Софии где проходил
Первый Вселенский собор
Первая ересь
Причина разногласий – Тринитарный вопрос (Сущность Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа).
Александрийский священник Арий утверждал, что Христос (Сын) ниже своего Бога-Отца , поскольку является рожденным.
Никейский Собор осудил арианство (учение Ария ) как ересь.
Ересь – отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение.
II. Отцы Церкви
Василий Великий .
Григорий Богослов . Архиепископ Константинопольский , христианский богослов
Архиепископ Кесарии , церковный писатель и богослов
Отцы Церкви – учителя и основатели христианства , внесшие огромный вклад в выработку и оформление христианской догматики .
Иоанн Златоуст.
Архиепископ Константинопольский , богослов
Григорий Нисский .
Христианский богослов и философ, епископ города Ниссы , святой.
Наиболее почитаемые Римской церковью отцы и богословы:
Аврелий Августин . Христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, один из Отцов христианской церкви.
Григорий I Великий Двоеслов –
Папа Римский. Один из латинских великих учителей Церкви.
Амвросий Медиоланский .
Миланский епископ, проповедник.
III. Устройство церкви (на Западе)
Римский Папа
Аббаты
Епископы
Духовенство ( клир ) – возведенные в духовный сан священнослужители.
Миряне – простые люди, входившие в церковную общину .
- Имели право самостоятельно совершать богослужения , обряды и таинства .
- Обязаны уплачивать в пользу церкви десятину – десятую часть своих натуральных и денежных доходов .
Монахи
IV. Монашество
III век – возникновение в Египте , затем в Палестине и Сирии особой формы христианского богослужения – монашества .
1). Монашество – отшельничество .
- Монахи-отшельники уходили в места, удаленные от людских поселений и отказывались общаться с людьми.
- Тяжкие телесные испытания во имя веры.
Павел Фивейский . Первый из известных христианских отшельников ( анахоретов ). Ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием .
2. Монастырская община
Синайский монастырь
Монастырь – место проживания монахов ( с греч . – « одинокий » ), людей отрекшихся от мирской жизни .
Лео Мулен
«Жизнь Средневекового монастыря»
Под руководством настоятеля монастыря аббата , монахи трудились на полях , разводили лекарственные травы , работали в скрипториях и библиотеках . Остальное время проводили в молитвах.
Аббатство Монте-Кассино
IV век – основание первого монашеского ордена в Европе Бенедиктом Нурсийским в Италии ( Монте Кассино ). По имени основателя орден монахов стали называть Бенедиктинским .
Постепенно монастыри приобрели большие богатства и стали влиятельной силой в средневековом обществе.
Последний взгляд апостола Павла на Рим перед казнью
Домашнее задание:
1). § 2 читать и уметь пересказывать.
2). Составить схему церковной иерархии на Востоке.