СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранители культурно- исторических традиций: народные ремесла Семиречья Материал к уроку краеведения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. О существовании ткачества свидетельствуют археологические находки костяных, каменных и глиняных пряслиц, грузиков от примитивного ткацкого станка, спиц для натягивания ткущейся основы,.Об этом и других ремеслах говорится в подборе материала

Просмотр содержимого документа
«Хранители культурно- исторических традиций: народные ремесла Семиречья Материал к уроку краеведения»

Хранители культурно- исторических традиций: народные ремесла края.

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. О существовании ткачества свидетельствуют археологические находки костяных, каменных и глиняных пряслиц, грузиков от примитивного ткацкого станка, спиц для натягивания ткущейся основы,.

О домашнем промысле и ремеслах можно судить по дневниковым записям путешественников.Они писали, что значительную часть изделий из войлока казахи изготовляли для собственных нужд. Домашние промыслы и ремесла казахов развивались в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя в основном нужды людей.

Таким образом, важной составной частью материального культурного наследия казахов в Жетысу являются народные ремесла. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении всего исторического времени, они не теряют свою уникальность и самобытность и сегодня. В них сконцентрированы опыт и ум наших предков, своеобразие и неповторимость народного творчества. В ремеслах отражается быт и материальное производство, уровень развития и ценностные ориентиры народа. «Изучение национальных художественных традиций способствует их сохранению и использованию в новых социальных условиях»,- пишет У.Джанибеков в своей книге «Культура казахского ремесла».

И действительно, мастерство ремесленников, и их умение создавать самобытные изделия материальной культуры вызывают интерес многих последующих мастеров, их стремление воплощать идеи современности в сочетании с древним искусством, позволяют обогатить культурные потребности и выработать чувства восприятия прекрасного, привить хороший вкус.

Своим творчеством они показывают неповторимость национального ремесла, основанных на присущих ему навыков и знаний. Учат бережно относиться к достоянию прошлого, воспитывают трудолюбие, умение ценить и уважать опыт лучших создателей прекрасного, способствуют развитию эстетическо-художественного вкуса у молодого поколения.

Народные ремесла в своем развитии прошли сложный путь от изготовления седла и предметов быта до современных изделий домашнего обихода: ковров, тускиизов, циновок и т.д. Мастера испокон веков занимались изготовлением войлочных изделий, плетением, ткачеством, вышивкой, тиснением по коже, были искусными кузнецами, ювелирами, резчиками по кости и дереву.

Возникновению казахского ремесла способствовали обстоятельства, в которых оказалась казахская общность - натуральный способ ведения хозяйства, весь ее жизненный уклад- кочевой образ жизни. Но кочевые пути в регионе Алматы имели особое направление, потому что все пастбища находились недалеко друг оь друга. Прекрасные летние и зимние пастбища были главной ценностью Жетысу. Эти пастбища стали основой для разведения овец. В регионе Алматы выращивали овец грубошерстных мясо-молочногй породы.

Разводили и верблюдов, но он мало приспособлен к климату. Крупный рогатый разводили, но он требовал стойлового содержания , не был приспособлен к тебеневке.

Народные ремесла явились продуктом материальной деятельности, в процессе которой люди приобрели определенные умения и навыки, в этом процессе строились также производственные отношения: отношения к окружающим людям, отношения к труду, отношения человека к результату своей деятельности. Все это представляло развитие человека в целом и общества, в котором он живет.

Значительную роль в условиях полукочевого быта и натурального хозяйства играли различные ремесла и домашние промыслы. К одному из наиболее развитых ремесел относится металлообработка. Археологи утверждают, что Алматы являлся крупным центром кузнечного производства, кузнецы даже проживали в специализированных кварталах. В силу сложной специфики производства кузнечным и ювелирным ремеслом занимались : с железом –кузнецы(қара ұста) украшения производили ювелиры (зергеры) Изделия из меди- мастера-медники –колашы.Инструменты мастера изготавливали сами и они передавались по наследству.

Осовным приемом работы кузнеца была ковка.Большого мастерства казахские уста добились в изготовлении холодного оружия:сабель, кинжалов, луков со стрелами..С особой тщательностью они изготавливали воинские доспехи.С появлениемогнестрельного оружия казахские кузнецы научились изготавливать фитильные ружья, небольшие бронзовые пушки.

Изготавливалась и домашняя утварь : кухонные тазики, кумганы, чаши, жаровни,бронзовые светильники.

Занимались ремесленники и обработкой кости.Основными материалами служили рога и верблюжья кость.

Казахские мастера лепки издавна работают с таким податливым материалом, как глина. Раскопки свидетельствуют, что глиняные гончарные изделия использовались еще в V веке до нашей эры. Потомки усуней и тюрков особенно преуспели в гончарном искусстве. В X-XII веках нашей эры в Жетысуском районе появилась первая мастерская лепнины, в которой запустили массовое производство различных лепных изделий, декорированных народными узорами и орнаментами. 

Большое влияние на становление гончарного ремесла оказывали предметы, попадающие в страну по Шелковому пути. Поэтому многие казахские лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранского, китайского и даже японского производства. Только в XIII веке казахские мастера приступили к поиску совершенно иных форм. Многие изделия данного периода характеризуются наличием черного фона, на котором очень четко просматривается нанесенный узор. Одной из особенностей предметов тех веков является сплошное нанесение замысловатых орнаментов. Некоторые изделия окрашивались в зеленый цвет, популярностью также пользовалась глазурь.

 

В XIV-XV веках гончарное искусство перешло на новый уровень. Лепнина того времени украшалась разноцветным орнаментом, а в колористической гамме начал превалировать желтый цвет. Линии узоров стали более четкими, а краски – насыщенными. Для акцентирования основного рисунка применялись линии контрастных оттенков или геометрические фигуры. Узором покрывалась практически вся поверхность изделия, а пробелы между основными орнаментами заполняли точками и различными завитушками. Прослеживается частое использование голубого цвета.



Традиционныедомашние промысла , связанные с обработкой продуктов животноводства, находились в ведении женщин.Кожа и выделываемый из шерсти войлок были самыми необходимыми материалами для изготовления жилища, одежды и предметов быта.



В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока – их древнее достояние, связанное с кочевым скотоводческим хозяйством.Большого совершенства добились мастерицыАлматы в изготовлении узорных войлоков. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стены. Из него делали әбдіреқап – чехлы для сундуков, аяққап – настенные сумы для посуды, кебенек – войлочные плащи, байпақ – войлочные чулки, типа валенок, қалпақ – войлочные шляпы, жабу – попоны, терлік, тоқым – подстилки, тебіңгі – потники боковые для седла и другие изделия.

Наиболее традиционными изделиями казахского кошмоваляния являются:

- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;

- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- сырдак – полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями;

- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот.

Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.

Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во время кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканые сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.

Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы.

Среди женских ремесел у казахов в прошлом значительное место занимало ткачество как безворсовые, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.

Основными орнаментальными мотивами изделий из безворсовой ткани являются ромбы, крупные завитки. Безворсовое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение, связано с кочевым образом жизни. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры – алаша, ковры паласного типа – алты ауыл кілем, арабы, адай кілем и другие.

Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гүл күмбезді – граница между центральным полем, состоящим из трех-четырех крупных розеток, известных в искусствоведческой литературе под названием күмбез(купол), жұлдыз (звезда), и каймой выглядит нередко весьма условной.

Ворсовые ковры высоко ценились казахами, они были одними из главных предметов приданого невесты. Для орнаментации ворсовых ковров характерен ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы.

Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства, как в прошлом, так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент, чаще в виде цветков и листьев.

Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте- по бархату, замше, тонкому сукну.

Широкое развитие в Семиречье получил деревообрабатывающий промысел., что определялось богатством лесных угодий. Примечательно, что Заилийский Алатау, где расположена Алматинская область, называли Алматы тауы- Яблоневый хребет.

Из дерева изготовлялись остов юрты, ее двери, многие предметы домашней утвари. Ағаш уста мастера деревообделочники.Они использовали для резьбы и росписи казахский узор-қошқар мүйіз.



Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности для дома- кровати, сундуки и т.д.

Оригинальна и неповторима резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными раньше были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже – ларь, әбдіре- сундуки, төсекағаш – кровать, жастықағаш – изголовье подушечное, асадал – шкаф разборный для хранения посуды; музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк – черпаки, тостаған- миски, күбі- маслобойни и многое другое.

К известному сложному виду промысла относится и плетение циновок из чия – степного тростника. Для этого каждую тростинку сначала в отдельности обвивали по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получали великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким способом полотнищами – шым ши обкладывались решетчатые стены юрты – кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы.

Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.

Казахское народное прикладное искусство является неиссякаемым источником творческого вдохновения для современников, бережно сохраняющих древнее культурное наследие своего народа. Они умело развивают и используют декоративные мотивы, найденные народными мастерами много веков назад. За последние годы в Алматы интенсивно развивается профессиональное прикладное искусство. На основе богатейшего наследия традиционного национального искусства, веками выработанных форм и приемов, мастера создают произведения, в которые вводят элементы пейзажа, портрета и сюжетных композиций, отражающих современность. Поиски новых форм, обогащенные современной тематикой и выразительными средствами, наглядно прослеживаются в произведениях профессионального прикладного искусства. Так, мастерицы Жетысу , следуя богатейшим национальным традициям, делают тканные и войлочные ковры, алаша, баскуры, бау. На выставках произведений декоративного народного искусства можно увидеть современные орнаментальные композиции. В большинстве своем они изготовлены из войлока, ткани, кожи. Эти работы свидетельствуют о восстановлении традиций в изготовлении кошм, ковров, сырмаков, гобеленов.

А сейчас продолжаются традиции древнего Семиречья. Сегодня все популярней становится и изготовление конской упряжи и седел. Однако, несмотря на рост популярности, пока таких мастеров единицы. Соответственно, и воссоздавать тонкости народного  промысла зачастую приходится методом поиска. 


В умелых руках мастера любой деревянный брусок становится настоящим произведением искусства. Шкатулки, резные картины, панно, а также предметы национального быта: астау-блюдо для подачи мяса, кумысные наборы-тостаган и многие другие изделия. В своем искусстве мастер применяет традиционную методику резьбы по дереву - контурную и барельефную. Безусловно, ведущий орнамент - национальный. 


У каждого дерева - своя структура, необходимо только разработать технологию обработки. К примеру, для изготовления шкатулки с рисунком в 3D формате у художника уходит 10 дней,  а материал для этого произведения искусства подготовила сама природа, художнику нужно было только включить фантазию, и узловатый ствол дерева превратился в виноградную лозу. .

Может быть и вы, юные краеведы, будете мастерами и продолжите традиции предков.



Задания:

1Вспомните, какие промыслы развивались раньшев вашем крае?

2.Примените свои знания и создайте рисунок войлочного ковра.

3 Побывайте в музее и рассмотрите экспонаты народных промыслов.

4. Узнайте у родных , нет ли в семье вышивки, ткачества, плетения .принесите в класс , рассмотрите и поделитесь мнениями.

5.Используя видео, телевидения , интернета, расскажите о современных видах ремесленного мастерства

6.. Опишите , какие народные традиции и обычаи соблюдаются в вашей семье?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!