СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храмое зодчество

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крестово-купольные храмы Древней Руси

 

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

 

 Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

 

 Архитектурная конструкция крестов купольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

 

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Крестово-купольные храмы Древней Руси



Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.



Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.



Архитектурная конструкция крестов купольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.





8. XVII в. Новые стилистические формы



Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру.



Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия.



Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Другое направление более активно использовало элементы как западноевропейской, так и украинской, и белорусской церковной архитектуры с их принципиально новыми для Руси композиционными построениями и стилистическими мотивами барокко. К концу XVII века постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Строгановская архитектурная школа обращает особое внимание на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. Школа нарышкинского барокко стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции.



Как некое предвестие новой эры петровских реформ воспринимается деятельность ряда московских архитекторов конца XVII века — Осипа Старцева (Крутицкий теремок в Москве, Никольский военный собор и собор Братского монастыря в Киеве), Петра Потапова (церковь в честь Успения на Покровке в Москве), Якова Бухвостова (кафедральный Успенский собор в Рязани), Дорофея Мякишева (собор в Астрахани), Владимира Белозерова (церковь в подмосковном селе Марфине).



Реформы Петра Первого, коснувшиеся всех областей русской жизни, определили и дальнейшее развитие церковной архитектуры. Ход становления зодческой мысли в XVII веке подготавливал усвоение западноевропейских архитектурных форм. Возникла задача найти равновесие между византийско-православной концепцией храма и новыми стилистическими формами. Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила ("Меньшикова башня"), сочетал традиционные для русского зодчества XVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры.



Сооружая Смольный монастырь в Петербурге в стиле барокко, Б. К. Растрелли сознательно считался с традиционно православным планированием монастырского ансамбля. Тем не менее достичь органического синтеза в XVIII-XIX веках не удалось. Начиная с 30-х годов XIX века постепенно возрождается интерес к византийской архитектуре.



Только к концу XIX века и в XX веке предпринимаются попытки возродить во всей чистоте принципы средневекового русского церковного зодчества.





9. Типы храмовой архитектуры



Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения.

Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Храмы в форме креста строилисьв знак того,что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.



Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:



Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.



Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.



Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.



11. Многоглавие храмов



Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо.



Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.



Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.





Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.



Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.



Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.



Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.



Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима. По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник — Пасху).



Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами. Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т.д. Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке;









12. Колокольни, звонницы



Колокольня — башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.

В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.

Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане. Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания.

Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу.

В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.



До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц:

стенообразные — в виде стены с проемами;

столпообразные — башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе;

палатного типа — прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

И еще несколько слов хотелось бы сказать о символике самих материалов, из которых созидались храмы Божии — о камне и о дереве.

Камень — символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах, — прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

Дерево — символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.

















Внешний вид храмов



Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.

Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.



Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб — основной объем храма.

Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет — нижний этаж здания.

Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка — прямоугольная впадина в стене.

Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.









Просмотр содержимого презентации
«chto_my_znaem_o_khramakh_mkhk-9_kl»

Тема урока:   «Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества»      Урок МХК в 9 классе

Тема урока:

«Своеобразие архитектурных традиций.

Особенности храмового зодчества»

Урок МХК в 9 классе

Цели урока:

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с историей.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических заданий, умения анализировать полученную информацию.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.
Внимание- вопрос! 1. Что такое храм? 2. Для чего создавали храмы?

Внимание- вопрос!

1. Что такое храм?

2. Для чего создавали храмы?

Храм – дом Бога на земле. Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.

Храм – дом Бога на земле.

Храм – это здание, предназначенное для Богослужения.

Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.

Внешний вид храма 1. Крест – связь небесного и земного пространства. 2. Купол  – символ неба, пламя горящей свечи. 3. Барабан - цилиндрическая верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. 4. Апсида – алтарный выступ, пристроенный к храму 5. Столб – опорные части храма 6. Закомара - полукруглое завершение части наружной стены здания Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.

Внешний вид храма

1. Крест – связь небесного и земного пространства.

2. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

3. Барабан - цилиндрическая верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

4. Апсида – алтарный выступ, пристроенный к храму

5. Столб – опорные части храма

6. Закомара - полукруглое завершение части наружной стены здания

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.

Цвет храма      Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня Голубой - в честь Пресвятой Богородицы Красный - посвященный мученику (мученикам) Зелёный - преподобному Жёлтый – святителю      Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Цвет храма

   

  • Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный - посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный - преподобному
  • Жёлтый – святителю

    Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Количество куполов Количество куполов на храмах символично:      1 - символизирует Единого Бога  2-  две области творения Иисуса Христа (ангельскую и человеческую).      3 - Святую Троицу  4 - Четвероевангелие, четыре стороны света.     5 - Спаситель и четыре евангелиста     7 - семь таинств Церкви     9 - по числу ангельских чинов     13 - Спаситель и двенадцать апостолов     33 - по числу лет земной жизни Спасителя.     40 - как символ освящения всей своей жизни     70 - в честь 70 апостолов

Количество куполов

Количество куполов на храмах символично:     1 - символизирует Единого Бога 2- две области творения Иисуса Христа (ангельскую и человеческую).

    3 - Святую Троицу 4 - Четвероевангелие, четыре стороны света.

    5 - Спаситель и четыре евангелиста    7 - семь таинств Церкви    9 - по числу ангельских чинов    13 - Спаситель и двенадцать апостолов    33 - по числу лет земной жизни Спасителя.    40 - как символ освящения всей своей жизни    70 - в честь 70 апостолов

Что означает количество куполов на храмах?

Что означает количество куполов на храмах?

Цвет купола

Цвет купола

  • Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам после Пасхи: Рождество Христово, Благовещение и т.д.)
  • Синие со звездами - посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Зелёные купола – цвет Троицы — цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами .
  • В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Что означает цвет куполов?

Что означает цвет куполов?

Форма купола   Шлемовидная форма напоминала о доблестных защитниках земли русской. Луковидная форма — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа:

Форма купола

Шлемовидная форма напоминала о доблестных защитниках земли русской.

Луковидная форма — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".

Определите форму купола

Определите форму купола

Итоги урока «Что нового узнали на уроке?»

Итоги урока

«Что нового узнали на уроке?»

Богоявленский храм  р.п. Старая Майна

Богоявленский храм р.п. Старая Майна

Домашнее задание п. 14.1 вопрос 2. с. 133-135  Творческое задание в форме сообщения, реферата, презентации (видео) – (по выбору) на тему «Богоявленский храм» в р.п. Старая Майна Описать наш Богоявленский храм по следующему плану: История возникновения храма Богоявления (кому посвящён храм? кто построил храм, из какого материала) Цвет храма, количество куполов на храме. Форма купола. Внутреннее убранство храма Богоявления (какие иконы имеются, церковная утварь и т.д.) Иконостас в храме Богоявления (расположение святых по рядам (чинам)) Подобрать иллюстрации храма Богоявления в р.п. Старая Майна

Домашнее задание

п. 14.1 вопрос 2. с. 133-135

Творческое задание в форме сообщения, реферата, презентации (видео) – (по выбору) на тему «Богоявленский храм» в р.п. Старая Майна

Описать наш Богоявленский храм по следующему плану:

  • История возникновения храма Богоявления (кому посвящён храм? кто построил храм, из какого материала)
  • Цвет храма, количество куполов на храме. Форма купола.
  • Внутреннее убранство храма Богоявления (какие иконы имеются, церковная утварь и т.д.)
  • Иконостас в храме Богоявления (расположение святых по рядам (чинам))

Подобрать иллюстрации храма Богоявления в р.п. Старая Майна

Практическая работа № 1 № п/п Название храма (собора) 1 Период создания (век, год) Церковь Покрова на р. Нерли (Владимирская обл) Форма купола 1165 Другие особенности «кому посвящён» (количество куполов, цвет купола, цвет храма) и т.д. Луковидная 1.Храм посвящен празднику - Покрова Богородицы. 2. Один купол 3. Синий купол в честь Богородицы

Практическая работа № 1

п/п

Название храма (собора)

1

Период создания (век, год)

Церковь Покрова на р. Нерли (Владимирская обл)

Форма купола

1165

Другие особенности

«кому посвящён»

(количество куполов, цвет купола, цвет храма) и т.д.

Луковидная

1.Храм посвящен празднику - Покрова Богородицы.

2. Один купол

3. Синий купол в честь Богородицы

Что вы можете сказать об этих храмах? Архангельский собор Московского Кремля Церковь Спаса Преображения ,Новгород 18

Что вы можете сказать об этих храмах?

Архангельский собор

Московского Кремля

Церковь Спаса

Преображения ,Новгород

18

1.Что мы знаем о храмах? 18

1.Что мы знаем о храмах?

18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!