СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ХХ съезд КПСС: от культа личности к первым импульсам гражданского общества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются разные точки зрения о значении XX съезда КПСС и роли личности Н.С.Хрущева в формировании "гражданского общества".

Просмотр содержимого документа
«ХХ съезд КПСС: от культа личности к первым импульсам гражданского общества»

ХХ съезд КПСС: от культа личности к первым импульсам гражданского общества

Актуальность. Исторической вехой на пути создания гражданского общества стал ХХ съезд КПСС, который разоблачил культ личности Сталина, дал мощный импульс демократического обновление общества. Именно теперь, в наши дни, мы всё полнее и глубже осознаём ту поворотную роль, которую в конечном итоге сыграл в судьбах людей этот съезд. Он расколол общество на ярых защитников сталинизма и его непримиримых противников. Коммунисты открыто оценили доклад Н.С.Хрущёва, как начало той катастрофы КПСС, которая произошла в августе 1991 года. Но значимость состоит в том, что все решения ХХ съезда были направлены на укрепление власти КПСС.

Историки оценили этот съезд ,как удар по монополии КПСС на власть, после которого партия так и не смогла оправиться.

Историография:

1.Никита Сергеевич Хрущев. «О культе личности и его последствиях». Доклад XX съезду КПСС. Известия ЦК КПСС (1989). Архивировано из первоисточника 30 августа 2011.Воспоминания. – М., 1989.

2. Хрущев Н. Воспоминание. - М., 1989

3.Хлобустов О.М. Государственная безопасность от Александра I до Путина: 200 лет тайной войны. М., 2005, с. 251 - 256.

С 14 по 25 февраля 1956 года в Москве работал ХХ съезд КПСС, которому было суждено сыграть судьбоносную роль в истории советского общества. По ходу этот съезд ничем не отличался от предыдущих, 19 заседаний съезда рассматривало вопросы: о задачах роста промышленного производства, подъёма сельского хозяйства, введения 7-часового рабочего дня, проведение пенсионной реформы и т. д. Каждый оратор, как обычно, начинал с восхваления ЦК КПСС , а заканчивал самоотчетом , без какой - либо критики недостатков. Но была и другая часть работы съезда. После выполнения повестки дня съезда Н.С.Хрущёв выступил 25 февраля с закрытым докладом

« О культе личности Сталина и его последствиях».

Культ личности - возвеличивание отдельной личности средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Более 1400 делегатов съезда, выйдя за стены Кремля, не могли сдержать своих чувств - слишком велико было потрясение. И хотя в докладе было сказано, что этот вопрос мы не можем вынести за пределы партии, Президиум ЦК КПСС, учитывая нереальность секретности, принял постановление об ознакомлении с докладом Хрущёва всей организованной общественности. Однако впервые он был опубликован в 1989 г. в журнале « Известия ЦК КПСС». Большой раздел доклада был посвящён рассказу о том, как Сталин создавал культ своей личности. Он редактировал подготовленную к печати свою собственную биографию, вписывая свой собственный адрес, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным. Были и личные отступления, так упоминалось одно из высказываний Сталина: « Вот пошевельну мизинцем, и не будет Тито».

Сам Хрущёв, конечно, был дитя своего времени, но выступая с этим докладом, проявил гражданское мужество. За это ему многое можно простить. Но Хрущёв и его окружение были людьми системы. Дальше идти опасно: разоблачать истоки сталинизма, его причины, его генезис, в его планы не входило, да он и не стремился. Но глубокие перемены в жизни, а особенно становление гражданского общества были необратимы.

Гражданское общество - это сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки гражданского общества:

- наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

- развитая демократия;

- правовая защищённость граждан;

- определённый уровень гражданской культуры;

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

- самоуправление;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- легитимность;

- свободно формирующиеся общественные мнение и плюрализм.

Черты гражданского общества:

а) свобода слова: уже 2 марта 1956 г. в «Правде» была напечатана статья,

« Почему культ личности чужд духу марксизма - ленинизма», где впервые прозвучала открытая критика Сталина в печати, но 30 июня было опубликовано Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» , которое устанавливало официальные пределы культа личности и должно было противодействовать опасности распространения критики на партию и социалистический строй;

б) либерализация - широкое освобождение и реабилитация репрессированных в 30 -50 годы, хотя трудности усугублялись социально - бытовыми, возникали проблем с жильём, пропиской, работой;

в) восстановление - в 1957 г. Чечено - Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карачаево- Черкесская АССР, но не реабилитированы немцы Поволжья, крымские татары, выселенные группы армян, греков, болгар…

г) в социальной сфере - закон о государственных пенсиях, сокращение рабочего дня , отменена судебная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с работы или прогул, введены авансирование колхозников и дополнительная оплата их труда, отменена плата за обучение в старших классах и ВУЗах;

д) в Москве был проведен VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, начали работу кинофестивали, возобновлялся иностранный туризм, страна стала более открытой миру, вышли журналы « Молодая гвардия», «Юность», «Наш современник».

Началась перестройка управления промышленностью и строительством, расширены права республиканских и местных органов, в том числе, использование бюджетных средств. Это изменило систему отраслевого, вертикального централизованного управления на территориальную;

г) борьба с бюрократией, сокращение 61 тыс. управленцев;

д) движение « шестидесятников». Процесс либерализации общества коснулся и церкви. В 1956 году началось возвращение репрессированных священников. ХХ съезд КПСС изменил общество. Прекратились массовые аресты, чистки и террор. На некоторое время расчистился простор для самовыражения писателей, поэтов и других деятелей культуры.

ХХ съезд КПСС, несмотря на всю мягкость и непоследовательность, критика культа личности, оказали большое влияние на все стороны жизни общества, и главное, растопили страх в душах людей; они снова учились давать отпор неправде, несправедливости, насилию. Тоталитаризму был нанесен удар, от которого он уже никогда не смог оправиться.

Выступление оппонента.

На ХХ съезде КПСС в 1956 году после доклада Н.С.Хрущева о преодолении культа личности и его последствий начался процесс либерализации и формирования гражданского общества, и в этом процессе ведущая роль принадлежала Н.С.Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС. Существует и противоположная точка зрения о значении вышеназванного съезда и роли личности Н.С.Хрущева в формировании “гражданского общества”.

Н.С.Хрущев был ярым сталинистом. Его выступление на ХХ съезде КПСС – это всего лишь хитрый маневр. Ему не раз приходилось приспосабливаться, чтобы сохранить жизнь. Сталин, который подверг опале и физическому уничтожению многих своих соратников, не тронул Хрущева. И вот Сталина нет, борьба за власть выиграна, но снова нависла угроза. Придя к власти, Н.Хрущев устраняет своих политических соперников, но страх не покидает его. Сталинское окружение, а в него входил и Хрущев, остерегалось выявления их причастности к злодеяниям тирана. Поэтому ХХ съезд и принятые на нем решения были направлены не против сталинизма, как жесткой административно - командной политики, а просто адаптировали его к текущему моменту, спасали КПСС, а заодно, должны были представить “противников” Сталина героями и реформаторами.

Секретный доклад Н.С.Хрущева по поводу репрессий был произнесен после съезда, не одобрялся и не публиковался и не предназначался для широкого обсуждения. Полный текст доклада был опубликован только в 1989 году. Культ личности представили как явление, связанное с личностными характеристиками И.Сталина и тяжелыми условиями политического и социально-экономического положения советского социалистического государства в капиталистическом окружении. Таким образом, модель, стратегия и тактика строительства социализма сомнению не подвергалась и вопросы об ответственности виновных в создании и поддержке тоталитаризма лиц и организаций не ставились. На самом же деле, культ личности был объективным социально-политическим явлением, неизбежным в условиях внерыночной регулируемой государством экономики строительства казарменно - полицейского социализма, командно - административной, бюрократической, тоталитарной, репрессивной, заидеологизированной системы.

В докладе подчеркивались масштабы проведенной реабилитации и демократизации общественной жизни страны. Но что же это за демократизация, если Н.Хрущев и его окружение не решились на пересмотр дел жертв политических процессов, сфабрикованных в 20-30-е годы, а также на реабилитацию осужденных по ст.54 УК – инакомыслие? Не были восстановлены в правах немцы Поволжья, крымские татары, турки-месхетинцы.

В 1958 году из Союза писателей был исключен как “литературный сорняк” Б.Л.Пастернак за публикацию за рубежом романа “Доктор Живаго”, удостоенного Нобелевской премии.

Что же до коммунизма, то как показало дальнейшее развитие событий, Н.Хрущев и руководство партии было настроено на еще большую “социализацию” общества : новый этап борьбы с церковью, запрет подсобных хозяйств в колхозах и совхозах. А в принятой на ХХII съезде новой редакции Программы КПСС было прямо написано, что еще нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Таким образом, ХХ съезд КПСС 1956 года если и привел к появлению первых импульсов гражданского общества, то уже в 1957 году началось его уничтожение. И никакие успехи в науке, экономике и даже некоторый рост материального благосостояния советского человека не могут компенсировать отсутствие реальной демократии. Демократия – это не столько возможность открыто говорить, как уверенность в том, что власть тебя услышит. А.Н.Хрущев уже многого не слышал. Культ Сталина сменил культ Хрущева.

А какой точки зрения придерживаетесь вы?

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!