СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Химический состав живой природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-общения знаний учащихся по теме: "Химический состав живой природы" и применение их при решении задач по молекулярной биологии.

Просмотр содержимого документа
«"Химический состав живой природы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа-гимназия № 25»

г. Симферополь

Республика Крым



Открытый урок по теме:


« Химический состав живой природы»











Разработала

учитель биологии

Кадырова Л.И.









Тема урока: « Химический состав живой природы».

Цель урока: Обобщить знания учащихся по изученной теме.

Тип урока: Деловая игра.

Оборудование к уроку: компъютер, презентация, депозитные карточки.

Задачи урока:

  1. Проверка знаний учащихся по изученному материалу.

  2. Применение полученных знаний при решении задач по молекулярной биологии.

  3. Формирование навыков работы в группах.

  4. Создание условий для проявления индивидуальности каждого ученика.


План урока.

  1. Организационный момент (2 минуты).

  2. Первый этап урока – разминка «С биологической точки зрения-это значит» (10 минут).

  3. Второй этап урока – работа в группах: «Органический состав живой природы» (10 минут).

  4. Третий этап урока: работа в группах (10 минут).

  5. Четвертый этап урока ( 5 минут).

  6. Рефлексия (3-4 минуты).

  7. Домашнее задание (2 минуты).


Ход урока.

  1. Организационный этап урока: учитель сообщает тему, цель и задачи урока.

2.Первый этап урока. Разминка «С биологической точки зрения-это значит» (13 минут).

Учитель. Ребята! Мы закончили изучать тему: «Химический состав живой природы». Сегодня мы проведем обобщение полученных знаний в виде деловой игры «Депозит». Начнем с того, что слово депозит- это производная от латинского «depositum», которая означает "вещь, отданную на хранение". В соответствии с экономическими и толковыми словарями терминов рыночной экономики, а также в соответствии с малым энциклопедическим словарем, депозиты имеют более широкое толкование, одним из видов которого является «вклад». Ваш вклад – это ваши знания, которые помогут вам получить хорошие оценки на уроке. В зависи-мости от сложности задания ответы будут оцениваться в 1 ДПБ или 2 ДПБ. ДПБ - депозитные баллы (это наша валюта). Накопленную сумму баллов в конце урока мы переведем в оценку согласно соответствующему курсу валют. Каждый из вас получит конверт «Депозит», в который вы будете складывать свои заработанные баллы и ответы к получаемым заданиям в ходе урока.



А сейчас приступим к разминке: «С биологической точки зрения-это значит» :

Вопрос 1. Объясните с биологической точки зрения значение высо-кой температуры испарения воды? (2 ДПБ).

Ответ. Значение в том, что испарение всегда сопровождается охлаждением. Это явление используется у животных при тепловой одышке. При транспирации влаги у растений, потовыделение у

человека.

Вопрос 2. Объясните с биологической точки зрения значение максимальной плотности воды при 4 °C? (2 ДПБ).

Ответ. Это свойство имеет жизненное значение для животных организмов, зимующих в водоемах. Кусочки льда не тонут в воде. Это происходит благодаря тому, что плотность льда меньше плотности жидкой воды. По справочнику мы определили, что плотность воды равна 1 г/см3, а плотность льда равна 0,92 г/см3. Таким образом, лед легче воды и может плавать на ее поверхности, что позволяет животным зимовать в водоемах.

Вопрос 3. Объясните с биологической точки зрения значение поверхностного натяжения волы ? (2 ДПБ).

Ответ. С биологической точки зрения значение поверхностного натяжения воды – велико. Во – первых- обеспечение формы живых клеток; во- вторых – дает возможность обитания на воде некоторых животных и растений ( водомерки, ряска).

Вопрос 4. Объясните с биологической точки зрения роль воды в процессе эволюции? ( 2 ДПБ).

Ответ. Вода сыграла определенную роль в процессе видообразо-вания при выходе растений на сушу. При недостатке воды у неко-торых растений возникли приспособления, которые помогли им выжить в процессе эволюции. Например, кактусы , молочаи (мясистые стебли – запас воды, колючки – защита от поедания животными),

3.Второй этап урока. «Органические вещества живой природы». Работа в группах (10 минут).

Учитель раздает карточки- задания для 1 и 2 групп.

Содержание задания для 1 группы:


1) Заполнить таблицу (6 ДПБ):

Белок

Роль в организме человека

Гемоглобин


Миозин


Актин


Кератин



2) Решите задачу (5 ДПБ).



При взаимодействии 1 г глюкозы с 744 мл кислорода выделяется 15,8 кДж тепла. За сутки человеческий организм перерабатывает приблизительно 100 г глюкозы. Рассчитайте массу кислорода,потребляемого человеком в сутки и количество тепла, которое при этом выделяется.

Содержание задания для 2 группы:


1) Заполнить таблицу (6 ДПБ):

Углеводы

Количество

мономеров

Привести пример


Моносахариды



Олигосахариды



Полисахариды




2) Решите задачу (5 ДПБ).

Белок состоит из 600 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит соответствующий ген?


Учитель. Пока 1 и 2 группы выполняют полученные задания, 3 группа зарабатывает баллы на игре «Аукцион». С лота про-даются вопросы по теме «Аминокислоты и не только». Каждый правильный ответ оценивается в 2 ДПБ.


«АУКЦИОН»


Вопрос 1. Покупаем информацию по формуле:

Ответ. Это общая формула аминокислот. R – радикал. Радикал изменяемая часть аминокислоты и по нему определяют ее название. NH2 (NH 3-) – аминогруппа. Аминогруппа – постоянная составляющая амино-кислоты, обуславливающая щелочные свойства аминокислот. СООН (СОО-) – карбоксильная группа – постоянная составляющая аминокислот, обуслав-ливающая кислотные свойства.

Вопрос 2. Покупаем информацию о разнообразии амино-кислот.

Ответ.Всего в природе насчитывается более 159 аминокислот, но только лишь 20 из них принимают участие в синтезе белков. Их разделяют на заменимые, синтезируемые в самом организме и незаменимые, поступающие в него с продуктами питания.



Вопрос 3. Покупаем информация об особенностях фибрил-лярных белков.

Ответ. Особенность фибриллярных белков в том, что их молекулы состоят из полипетидных цепей, расположенных параллельно друг другу. Эти белки нерастворимы в воде и в организме играют структурную роль. Например, кератин участвует в образовании волос и кожных покровов.

Вопрос 4. Покупаем информацию об особенностях глобул-лярных белков.

Ответ. Особенности глобулярных белков обусловлены их строением- молекулы которых, состоят из плотно свернутых полипептидных цепей в виде глобул ((шариков). Они растворимы в воде и выполняют разнообразные функции. Например, гемоглобин осуществляет транспорт газов, пепсин – расщепление белков.

Вопрос 5. Покупаем информацию о защитных функциях белков.

Ответ. Защитную функцию в организме выполняют белки – иммуно-глобулины (антитела). Они распознают и уничтожают чужеродные агенты: вирусы, бактерии, чужеродные для организма белки. Тромбин и тромбо-пластин участвуют в свертываемости крови.

Вопрос 6. Покупаем информацию о различии функций белков – ферментов от других белков.

Ответ. Белки – ферменты в отличие от других белков имеют активный центр, с помощью которого происходит узнавание между ферментом и веществом, преобразование которого он осуществляет.

4.Третий этап урока (10 минут).

3 группа работает над письменным заданием по карточкам.

Содержание задания для 3 группы:


  1. Заполнить таблицу (6 ДПБ):


Структурная организация белка

В виде чего представ-лена данная струк-тура?

Химические связи, принимающие участие в образовании структуры

Первичная






Вторичная



Третичная



Четвертичная




  1. Решите задачу (5 ДПБ). Относительная масса белка – 100000, а масса одной аминокислоты – 100 а.е.м. Определить длину соответствующего гени, который кодирует этот белок, если длина одного нуклеотида составляет 0,34 нм.


Представители 1 и 2 групп подходят к учителю и выбирают задания:

1 группа – письменное задание: «Выбрать неправильное утверждение», (правильный ответ--2 ДПБ)


  1. Неорганические соединения находятся в клетке в растворенном состоянии.

  2. В живых организмах преобладают такие элементы как калий, натрий, фосфор, йод,

  3. При недостатке кальция в организме человека наблюдается плохой рост костей, рахит, кариес зубов.

  4. Железо принимает участие в дыхании и синтезе хлорофилла.

  5. Кобальт влияет на развитие эритроцитов.

  6. При недостатке йода в организме наблюдается анемия.

  7. Водород, кислород, углерод и азот относятся к микроэлементам.

  8. Электростатические взаимодействия между молекулами воды возникают за счет электронейтральности ее молекул.

2 группа участвует в мини- викторине «Знаете ли Вы»:

  1. Почему углеводы являются более ценными энергетическими веществами, чем жиры? Ответ. Расщепляются быстрее, чем жиры,

  2. Почему, у многих растений , основным запасным веществом в семени является жир, а в вегетативных – углеводы? Ответ. В семени может размещаться ограниченное количество запасного вещества, то энерге-тически выгодно запасать жир. В вегетативных органах происходит фотосинтез, продуктом которого являются углеводы. Их проще с точки зрения экономии хранить в том же виде, так как не надо тратить энергию на их преобразование.

  3. Почему для передачи наследственной информации другие, кроме ДНК, полимеры, например, полисахариды? Ответ. Полисахариды не обладают способностью образовывать комплементарную 2-х цепочечную структуру.



  1. Почему, если капнуть капельку Н2О2 на срез свежего картофеля, можно наблюдать выделение пузырьков, а на срезе варенного – нет? Ответ. В клетках свежего картофеля имеется фермент каталаза, который расщепляет перекись водорода до воды и кислорода, который выделяется в виде пузырьков. При термической обработке картофеля каталаза раз-рушается и реакция расщепления перекиси водорода не наблюдается, а следовательно, не наблюдается и выделение пузырьков.

  2. Почему, в настоящее время, актуально изучение протеома белка? Ответ. Протеом – белок организма. Актуальность – лучше узнать организм человека для обеспечения медицинской помощи.

  3. Почему, расшифровка ДНК, имеет важное значение для человека? Ответ. Для предотвращения наследственных заболеваний и лечения их с помощью методов генной инженерии.

5. Четвертый этап урока. Задание для всех: «Терминологический диктант» ( на его выполнение отводится 5 минут; правильный ответ оценивается в 0,5 ДПБ).

Закончить предложение:

1. Вещества, которые не растворяются в воде, называются…..

2. Вещества, которые растворяются в воде, называются…..

3. Нарушение высших уровней организации белковой молекулы с сохранением ее первичной структуры, называется…..

4. Элементы : водород, кислород, углерод и азот относят к …..

5. Элементы, содержание которых в организме меньше 0,01%, называются…..

6. Процесс восстановления физико-химических и биологических свойств белка, называется ….

7. Процесс самоудвоения молекулы ДНК называется …..

8. Химические связи богатые энергией называются ……

9. Пространственное соответствие молекул или их частиц, приводящее к образованию водородных связей называется…..

10. Нарушение всех уровней белковой молекулы, включая первичную, назы-вается ….

11. Универсальным источником энергии клетки является….

12. Изменение скорости протекания биологических процессов под действием определенных химических соединений называется…..



Учитель собирает конверты у учащихся с вложенными в них ответами на все задания, которые они получили на уроке для проверки и заполнения депозита каждого ученика по форме в соответствии «курса валют»:






Курс валют:


ДБ

Оценка

25 -20 ДБ

5

19 – 14 ДБ

4

13 – 8 ДБ

3

7 – 5 ДБ

2

4 -1 ДБ

1


№ группы




Ф.И.

Разминка

Карточки-задания

Аук-цион

Утвер-жде-ние

Вик-то-рина

Тер-ми-ны

Курс валют

ΣДБ

Оценка

1 группа

Иванов И.

11б

-

-

25б

5

Семенов М.

0

-

-

14 б

4

2 группа

Антонов О.

-

-

20б

5

Никитин В.

0

-

-

12б

3

3 группа

Петров А.

10б

-

-

23б

5

Ветров В.

0

-

-

12б

3


Рефлексия.



1. Дайте оценку уроку.

2. Что Вам понравилось на уроке?

3. Что Вам не понравилось на уроке?

4. Какой совет Вы бы дали учителю?

5. Каков Ваш личный вклад на уроке?



Учитель благодарит учащихся за ответы и переходит к домашнему заданию.

Домашнее задание: Подготовить доклад по теме: « Предпосылки возникновения клеточной теории».


Учитель. Спасибо за урок. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!