СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства солей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока позволяет закрепить знания учащихся о составе и химических свойствах солей,  систематизировать  знания о классификации веществ, типах химических реакций. Позволяет заинтересовать детей  в возможности применения этих знаний в повседневной жизни. К разработке есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства солей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Владиславовская общеобразовательная школа»

Кировского района Республики Крым















Методическая разработка урока химии

Тема: Химические свойства солей







Разработала: Сейтумерова Татьяна Валентиновна,

учитель химии









2018

Тема: Химические свойства солей

Цель:

  1. изучить основные химические свойства солей на примерах взаимодействия их с металлами, кислотами, щелочами, солями;

  1. определить условия, при которых могут протекать эти реакции;

  1. узнать о значении некоторых реакций в повседневной жизни и для дальнейшего изучения химии;

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о составе солей, экспериментальным путём изучить химические свойства солей, систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Приемы и методы: беседа, объяснение, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  компьютер, проектор, Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов,  реактивы.

Литература:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Москва, Просвещение, 2014.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Владимирова Светлана Сергеевна, Урок химии в 8-м классе по теме "Химические свойства солей"  http://festival.1september.ru/articles/576206/

  4. «Всё для уроков химии» blogspot.ru/p/blog-page_25.html

Используемые технологии:

1.Технология поэтапного формирования умственной деятельности.

2. ИКТ

3. Технология деятельностного подхода

4. Здоровьесбрегающие технологии

5. Проблемный диалог

Этапы урока:

 

      Организационный этап;

  

     Этап проверки домашнего задания

 

     Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний;

 

     Этап усвоения новых знаний;

 

     Этап закрепления новых знаний;

 

     Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

- Рефлексия

Ход урока:

Организационный этап. Этап проверки домашнего задания.

Приветствие учащихся

- Какую тему мы начали изучать на предыдущем уроке? ( Соли)

- Дать определение классу соли. ( Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.)



- Я хочу начать урок с химической разминки и предложить вам отгадать загадки, которые вам подготовили ребята.

К доске выходят ученики с картинками веществ и прикрепляют их на доску по мере отгадывания загадки.

- Первая загадка.

Он может быть цветной и белый,

Им дети любят рисовать,

Художник он, в руках умелых,

Картины может создавать!

Выводит им слова учитель,

Детишкам в школе на доске,

Кто он, загадки этой житель,

Живущий в маленьком куске?

Ответ готов? Верно, это мел СаСО3 – карбонат кальция

2. Эта соль- главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных: костей, зубов. Она содержится в мышцах, нервах, особенно необходима для построения скелета ребёнка. Нехватка этой соли в организме человека и животных приводит к заболеванию рахитом. Назовите эту соль. Са3(РО4) – фосфат кальция. Такую формулу также имеют мрамор и известняк.

Источником фосфата кальция  являются такие продукты, как сыр, говядина, печень, рыба, яйцо, молоко, йогурт.

Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели ...(соль)

(Это поваренная соль NaCL – хлорид натрия)

Розовая жидкость в склянке

Лечит ссадины и ранки,

Победит микробов ловко

Розовая… (марганцовка)

Правильное название соли - перманганат калия КMnO4



Его подсыплю под цветок,

Чтоб тот расти быстрее мог.

Еда не только для растения,

Зовётся просто - минеральные….(удобрения)

NaNO3 - нитрат натрия, KNO3 – нитрат калия

Одолела ТЛЯ или ФИТОФТОРА? –

Без проблем решит вопрос

Распыленный на участке ( Медный купорос) ( Железный купорос)

CuSO4 · 5 H2O кристаллогидрат сульфата меди (II)



У вас на кухне есть она

Любой хозяйке бывает нужна

Для выпечки, мытья посуды

Для полоскания горла при простуде

И даже при ожогах кислотой –

Промой раствором из неё – совет простой!

Незаменимая такая

Это – …(сода пищевая.)

NаНСО3 гидрокарбонат натрия (кислая соль)

Все вместе зачитывают:

Хлориды и нитраты, 
Сульфаты, карбонаты.

Я без труда и боли


Объединю в класс. . . (Соли). 

- Молодцы! Знаете ответы к загадкам. А какие физические свойства проявляют соли?

(Все соли твердые кристаллические вещества. Соли имеют различную окраску и разную растворимость в воде. Растворимость можно определить по таблице растворимости.)

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

Целеполагание. Мотивация.

- Что мы уже знаем о солях и что хотели бы еще узнать? (Знаем состав солей, их классификацию и физические свойства. Хотим узнать их химические свойства.)

- Почему нужно изучать соли и их свойства? (Соли окружают нас повсюду и мы должны знать об особенностях их взаимодействия с другими веществами и области применения некоторых реакций.)

Дети пытаются сами формулировать цель урока.

- А теперь разминка по группам «Установи соответствие» Одна группа – это ребята с одного ряда. Всего три группы. Для них приготовлены листочки с названием вещества и формулой, которые лежат на столе вразброс. Задача состоит в том, чтобы найти нужную пару и прикрепить магнитом к доске. Затем проверяем выполнение задания (слайд)

  • Нитрат алюминия - Al(NO3)3

  • Сульфат железа(II) - FeSO4

  • Хлорид натрия - NaCL

  • Фосфат калия - K3PO4

  • Сульфид железа(II) - FeS

  • Гидроксохлорид магния - Mg(OH)CL

  • Сульфат бария - BaSO4



Следующее задание - «Исключи лишнее»

  • Mg(OH)CL – основная соль (слайд) – по классификации

  • BaSO4 – нерастворимая в воде соль (слайд) – по физическим свойствам

На листах самооценивания ( Приложение 1) следующее задание «Третий лишний» Нужно ислючить одну формулу. (слайд)

  • H2SO3 Na2CO3 HNO3

  • MgO CuSO4 SO2

  • Mg(OH)2 NaOH KNO3

(Слайд)

  • H2SO3, Na2CO3, HNO3 кислоты

  • MgO, CuSO4, SO2 оксиды

  • Mg(OH)2, NaOH, KNO3 основания

  • Na2CO3, CuSO4, KNO3 соли (лишняя)

Выполняем самооценивание 1 по критериям. (Приложение 1)

Анализируем самооценивание и уточняем, на что обратить внимание ребятам с низкими оценками.

Этап усвоения новых знаний

- Знаете ли вы, ребята, для чего используется медный купорос? ( Для опрыскивания фруктовых деревьев.) Верно. Как-то раз один дачник оставил раствор медного купороса в железной бочке, вскоре эта бочка прохудилась в некоторых местах. (Слайд) Почему это произошло? (Значит раствор медного купороса разъедает железо, т.е. взаимодействует с ним.)

- Значит соль – сульфат меди(II) реагирует с железом.

- Выполняем лабораторный опыт. При работе с реактивами соблюдаем правила техники безопасности! Берём две пробирки: в одну наливаем раствор сульфата меди(II) и кладём в неё железную кнопку, а в другую наливаем раствор сульфата железа(II) и помещаем в неё медную проволоку. Через некоторое время наблюдаем появление красноватого налёта на кнопке – это металлическая медь. В другой пробирке – никаких изменений. Почему? Для того, чтобы объяснить это явление, обращаемся к ряду активности металлов Н.Н.Бекетова.

- Железо более активно, чем медь. Поэтому железо вытесняет медь из раствора его соли. Металлическая медь оседает на поверхности железной кнопки. А часть железа переходит в раствор. Медь менее активна, чем железо, поэтому не может вытеснять его из раствора сульфата железа(II) и никакого признака реакции мы не наблюдаем во второй пробирке. Записываем уравнение реакции.

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu - реакция замещения

Fe SO4 + Cu ≠ реакция не происходит (слайд)

Таким образом соли реагируют с металлами:

  • Соль 1 + Металл 1 = Соль 2 + Металл 2

При этом выполняется следующее правило:

Более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли

  • Но из каждого правила есть исключение. Находим его на стр. 161 учебника.

Исключение:

Активные металлы (Li,Na,K,Ca,Ba) не применяют для таких опытов, т.к. они будут реагировать с водой.

Демонстрируется видеофрагмент – взаимодействие железной пластинки с раствором нитрата меди(II) (из электронного приложения к учебнику Г.Е. Рудзитиса Ф.Г. Фельдмана), дети сами пробуют составить уравнение реакции на листе самооценивания, затем проверяют ( уравнение на экране).

Cu(NO3)2 + Fe = Fe(NO3)2 + Cu

- Можно ли использовать оцинкованные ведра для хранения раствора медного купороса ? (Нельзя, т.к. сульфат меди(II) будет реагировать с цинком. Можно его хранить в стеклянных и пластмассовых ёмкостях.) (Слайд)

- Задумайтесь над такой проблемой: Многие тысячелетия стояли памятники архитектуры Греции, Италии. А сейчас они стали разрушаться. Почему это происходит? Из какого материала выполнены эти скульптуры? (Известняк, мрамор, а это соль карбонат кальция. Скульптуры стали разрушаться под действием кислотных дождей. Экологическая ситуация ухудшается.) (Слайд)

- Значит соли взаимодействуют с кислотами. Выполняем лабораторный опыт. Наливаем в пробирку раствор карбоната натрия и добавляем раствор серной кислоты. Наблюдаем выделение газа. Составляем уравнение реакции.

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2 - Реакция обмена

  • Соль1 + Кислота 1 = Соль 2 + Кислота 2 ( Слайд)

- Какое условие протекания реакций такого типа? (1- выделение газа или 2-выпадение осадка)

- Предлагаю посмотреть на эти картинки на экране. (Слайд) Как очистить от накипи электрочайник и стиральную машину? (Действием уксуса и лимонной кислоты)

- Что собой представляет накипь? Это соль - карбонат кальция, а карбонаты будут взаимодействовать с кислотами.

- А сейчас вспомним химические свойства щелочей и выполним экспериментально следующее взаимодействие:

CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

- Что наблюдаем? (Выпадение голубого осадка – признак реакции). Что мы получили с помощью этой реакции? (Нерастворимое основание – гидроксид меди(II). Значит взаимодействие солей с щелочами происходит по следующей схеме:

  • Соль1 + Щёлочь = Соль 2 + Основание - Реакция обмена.

  • Какие условия протекания реакций такого типа? (1- выделение газа или 2-выпадение осадка)

  • Какое практическое значение имеют такие реакции?

  • С помощью подобных реакций мы будем в дальнейшем распознавать катионы металлов в соединениях, т.е. осуществлять качественные реакции, а также этим способом получают нерастворимые в воде основания.

- Чтобы продеманстрировать взаимодействие солей с солями проводим две реакции:

BaCL2 + К2SO4 = 2NaCL + BaSO4 - выпадение осадка (BaSO4)

Na2CO3 + K2SO4 = - нет признака реакции

- Значит взаимодействие солей с солями происходит по такой схеме:

  • Соль 1 + Соль 2 = Соль 3 + Соль 4 при условии - выпадение осадка.

- Предлагаю выполнить следующий 2 этап оценивания (Приложение 1)

Анализируем самооценивание и уточняем, на что обратить внимание ребятам с низкими оценками.

Закрепление и выводы.

- Я вам предлагаю обратить внимание на необычный цветок на листах самоконтроля. В центре цветочка – формула соли. А на лепестках – формулы веществ, с которыми взаимодействует или не взаимодействует данная соль. Вам нужно зачеркнуть только то вещество, которое, по вашему мнению, не будет взаимодействовать, основываясь на химических свойствах солей.

Химический цветок

Zn

Na Ag

Na2SO4 CuCL2 H3PO4



AgNO3 HNO3

NaOH

- Обмениваемся листами и проверяем выполнение задания.

- А теперь предлагаю вам, ребята, работу в парах. Перед вами на листочках вразброс лежат левая и правая части схем взаимодействия солей с металлами, кислотами, щелочами и солями. Задание – установить соответствие между исходными веществами и продуктами реакции и соединить эти части.

1. Соль 1 + Металл 1 = Соль 2 + Металл 2 (Проверяем – слайд)

2. Соль 1 + Кислота 1 = Соль 2 + Кислота 2

3. Соль1 + Щёлочь = Соль 2 + Основание

4. Соль 1 + Соль 2 = Соль 3 + Соль 4

- Посмотрите внимательно и исключите лишнюю реакцию.

Лишняя реакция 1, т.к. это реакция замещения, а 2.3.4 – реакции обмена.

- Предлагаю сформулировать выводы самостоятельно, ориентируясь на итоговые схемы реакций, которые вы составили сами.

Выводы: (Формулируют сами ученики.)

Сегодня на уроке мы изучили химические свойства солей

1. Соли реагируют с металлами. При этом образуется другая соль и другой металл. Более активные металлы вытесняют менее активные из их солей

2. Соли реагируют с кислотами. При этом образуется новая соль и новая кислота

3. Соли реагируют с щелочами. При этом образуется новая соль и основание.

4. Соли реагируют с солями. При этом образуются новые соли.

Мы также узнали практическое значение некоторых химических реакций.

- Предлагаю выполнить третий этап самоценивания, а затем выставить итоговую оценку. (Приложение 1)

- Чтобы выставить объективную оценку, прошу ребят – высказать своё мнение, ориентируясь на работу одноклассников в течение всего урока, т.е. проводим взаимооценивание.

Анализируем оценки и уточняем, на что обратить внимание ребятам с низкими результатами.

Домашнее задание: § 47, упр. 5 письменно – всем

Упр. 2 письменно – на «4» и «5»

Рефлексия. (Слайд)

Ребята на листе самооценивания рисуют свой смайлик.



 - На уроке было интересно, у меня все получилось.

 - На уроке было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения.

 - Было скучно, мне трудно выполнять задания.

































Приложение 1

Лист самооценивания

Фамилия Имя учащегося ______________________________________________

Третий лишний

  1. H2SO3 Na2CO3 HNO3

  2. MgO CuSO4 SO2

  3. Mg(OH)2 NaOH KNO3

4)



Самооценивание 1 по плану:

  • Я знаю состав солей, их классификацию, могу находить соли среди других соединений.

  • Я умею составлять формулы солей по валентности и давать названия по формулам.

  • Я знаю физические свойства и применение солей, умею пользоваться таблицей растворимости.

Первая оценка

Взаимодействие нитрата меди (II) с железом:





Самооценивание 2 по плану:

  • Я могу проводить эксперимент и по признаку реакции делать выводы

  • Я умею составлять уравнения реакций солей с металлами, кислотами, щелочами, солями.

  • Я знаю значение некоторых реакций в повседневной жизни.



Вторая оценка

Химический цветок



Zn

Na Ag

Na2SO4 CuCL2 H3PO4



AgNO3 HNO3

NaOH





Самооценивание 3 по плану:

  • Я знаю с какими веществами будут реагировать соли и могу прогнозировать продукты реакции.

  • Я знаю условия протекания этих химических реакций.

  • Я могу определять типы химических реакций

Третья оценка



Итоговая оценка:



НАРИСУЙ СМАЙЛИК -








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!