Характеристика профессиональной деятельности
педагога – психолога
Самойленко Эрики Хасановны
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Содержание
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании………………………………………….стр. 3
Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др…………..стр. 3 - 4
Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года …………………..……………………………………стр.5 - 24
Перечень применяемых Конкурсантом психолого – педагогических технологий, методик, программ …………………………………….стр. 25 - 29
В последние годы увеличивается количество детей и подростков с особыми потребностями здоровья. Работая с детьми с проблемами здоровья и с социальной дезинтеграцией хочется, подарить им улыбку, дать им радость познания себя и окружающего мира, а их родителям — веру в счастливое будущее, любовь и радость принятия и взаимодействия со своим ребёнком. Работая в условиях Коррекционной школы -интернат, мы педагоги чаще всего выступаем чуть ли не единственными проводниками детей в самостоятельную взрослую жизнь.
Целью работы педагога - психолога является развитие адаптационного потенциала ребенка, а именно, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.
Проблема, стоящая перед педагогом - психологом в школе-интернате это соединение целей психологической, педагогической и воспитательной практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.
Объектом психологической практики выступает психологическое развитие ребенка в условиях ограничения возможностей его здоровья.
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании
Первое образование среднее специальное имею квалификацию: Постановщик театрализованных представлений. Преподаватель. В 2007 году окончила Тобольское училище искусств и культуры им. А.А.Алябьева.
Второе образование высшее. В 2014 году окончила Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова по специальности «Педагогика и психология», присвоена квалификация педагог-психолог. Общий трудовой стаж 16,5 лет, педагогический стаж составляет 6,5 лет. В данном образовательном учреждении работаю с 2012 года. В 2017 году присвоена первая квалификационная категория .
Прошла курсы повышения квалификации:
ТОГИРРО,2016 год, «Социально-педагогические и социально психологические технологии работы в образовательном учреждении».
ТОГИРРО,2018 год," АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Курсы повышения квалификации: ТОГИРРО,2018 год "Школа родительского мастерства Андрея Афонина" нулевой шаг-начало.
Областной семинар 28.04.2018г. "Защита и поддержка несовершеннолетних от преступных посягательств"АУСОН ТО и ДПО РСР ЦН.Васкэ Е.С.
ТОГИРРО,2019год . Областной семинар – практикум АБСОЛЮТНОГО ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА «Учитель года России -2018» Алихана Данаева.
ТОГИРРО,2019год,"Творческое самовыражение педагога в условиях реализации национального проекта «Образование», федерального конкурса лучших учителей и регионального конкурса «Педагог года» в номинациях: « Педагог –психолог года», «Дефектолог года»
Участие в обучающих семинарах:
- г. Ишим. Августовская конференция. Семинар «Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения младших школьников» педагог-дефектолог, клинический психолог И.Я. Медведева 4часа, 2015 г
- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар . «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации»,36 часов.14ю12.2018г
- г.Тюмень. ТОГИРРО Августовская конференция. Семинар «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся» .15 часов. 20,21,22. 2018 г
- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар «Психолого педагогическое сопровождение детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями и различными вариантами РАС», 24 часа. 12-14 декабря 2018
- г.Тюмень. ТОГИРРО Курс «Школа родительского мастерства Андрея Афонина».16 часов. 10-11 декабря 2018г.
- г. Ишим. Августовская конференция. Семинар «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся» 2018г.
- Педагогический медианар “Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее спешной социализации» 2 часа, 20.12.2018г
- Педагогический медианар “Обеспечение единства образовательной , развивающей и воспитательной среды-основная задача педагога» 2 часа, 20.12.2018г
- Педагогический медианар “Творчество как неотьемлемый компонент личности современного педагога»» 2 часа, 20.12.2018г
- Свидетельство .Педагогический медианар “Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса» 2 часа, 20.12.2018г
- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар «Юмор, как эффективный инструмент преподавания» Алихан Динаев. 4 часа,26.03.2019 г.
Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, сохранение и сбережение психического здоровья,создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы обучающихся в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого.
Программы:
1.Рабочая адаптированная программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.
2. Программа развивающего курса «Психологическая азбука» Аржакаева Т.А., Вачкрва И.В., Попова А.Х. и «Жизненные навыки» Архипова Ю.С., Комолова Н.Д. 3. Коррекционно – развивающая программа тренинговых занятий для детей в возрасте от 10 до 13 лет «Полезные привычки».Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психотропных веществ.
4. Коррекционно – развивающая программа работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха». Работа плана направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия.
5. Программа родительского клуба «Я с тобой» Цель: Повышение педагогической культуры родителей. Приобщение к участию в жизни ОУ через поиски внедрение эффективных форм работы. Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Методические разработки, публикации:
-Методическая разработка «Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» для педагогов, воспитателей и родителей.
- Методический материал на тему «Царство мелкой моторики» для педагогов, воспитателей и родителей.
-Конспект занятия на тему «Путешествие в страну чувств» для учащихся 2-4 классов
-Конспект занятия на тему «Слева-справа.Верху-внизу»
-Памятки « Безопасный интернет» для педагогов, родителей, обучающихся
Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года
Начала свой профессиональный путь в должности педагога - психолога в 2012 году в Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат»
В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:
«Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.
«Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе.
Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
«Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.
ДОБАВИТ НАШИ
Итоги профессиональной деятельности:
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат» за 2015-2018 г.г.
Основные направления моей деятельности, в соответствии с профессиональным стандартом Педагога-психолога: проведение психодиагностического обследования, проведение коррекционно-развивающих занятий, проведение консультаций и обучающих занятий для родителей детей с ОВЗ, а так же с сотрудниками; учебно-методическая работа.
Задачами моей деятельности являются выявление и коррекция эмоциональных, познавательных, коммуникативных и поведенческих нарушений у детей.
Наиболее приоритетными направлениями в течение 2015 – 2018 уч.гг. являлись психологическая диагностика, психологическое развитие и коррекция.
Психологическая диагностика осуществлялась фронтально и индивидуально.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей.
За этот период были проведены следующие диагностики :
«Диагностика адаптация вновь прибывших обучающихся» («Карта адаптации», которая включала в себя такие показатели как учебная активность, усвоение программного материала, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции)
Диагностика уровня тревожности. : Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л.
Диагностика на выявление детей «группы риска» склонных к асоциальному поведению.
Диагностика жестокого обращения с детьми. Анкета для школьников по жестокому обращению с детьми.
Диагностика готовности обучающихся 4 класса к обучению во 2 ступени . «Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова); опросник школьной тревожности (Филлипс).
Диагностика выпускника. опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому);
Количественный и качественный анализ диагностической работы
за 2015 – 2018 уч.гг.
Количество проведенных мероприятий за прошедший учебный год:
Диагностика | Индивидуальная | Групповая |
2015-16 г. | 2016-17 г. | 2017-18 г. | 17-18 | | |
| | 84 | 80 | 24 | 40 |
Количественные данные и их качественная интерпретация представлена в таблице 1.
В таблице 1 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики адаптация вновь прибывших обучающихся .
Таблица 1
Результаты «Диагностика адаптация вновь прибывших обучающихся»
2015 – 2018 уч.гг.
Показатели | (кол-во человек) | (кол-во человек) | (кол-во человек) |
| 2015-2016 г | 2016-2017 г | 2017-2018 г |
Высокий уровень психологической готовности | 2 | 4 | 4 |
Средний | 7 | 6 | 13 |
Низкий | 6 | 4 | 2 |
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что на момент поступления в школу у большинства вновь прибывших отмечается средний уровень психологической готовностик обучению в школе-интернат.
Сравнивая 2015-2016 и 2016–2017 уч.гг. можно выявить тенденцию снижения количества детей, имеющих низкий уровень психологической готовности, адаптации .
В таблице 2 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов «Диагностика уровня тревожности»
Таблица 2
Результаты «Диагностика уровня тревожности» за 2015-2018 г.г
Показатели | (кол-во человек) | (кол-во человек) | (кол-во человек) |
| 2015-2016 г | 2016-2017 г | 2017-2018 г |
Высокий уровень тревожности | 2 | 0 | 4 |
Средний уровень тревожности | 48 | 46 | 52 |
Низкий уровень тревожности | 6 | 9 | 8 |
Анализируя полученные данные диагностикиможно сказать, что у большинства учащихся 5 по 9 классы наблюдается благополучное эмоциональное состояние.
При сравнении 2015-2016 и 2016–2017 уч.гг. у учащихся 5–9 х классов отмечается уменьшение количества детей, имеющих неблагополучное эмоциональное состояние.
В таблице 3 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностикина выявление детей «группы риска» склонных к асоциальному поведению.
Таблица 3
Результаты диагностики « Выявление «группы риска» склонных к асоциальному поведению»за 2015-2018 г.г.
Показатели | (кол-во человек) 2015-2016 | (кол-во человек) 2016-17 | (кол-во человек) 2017-18 |
Низкая склонность (или отсутствие) | 53 | 59 | 55 |
Средняя (значительная предрасположенность). | 4 | 2 | 6 |
Высокая склонность | 21 | 20 | 18 |
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что
сравнивая 2015-2016 и 2016–2017 уч.гг. можно выявить тенденцию снижения количества детей, склонных к асоциальному поведению.
В таблице 4 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики жестокого обращения с детьми.
Таблица 4
Результаты диагностики жестокого обращения с детьми за 2015-2018 г.г.
Показатели | (кол-во человек) 2015-2016 | (кол-во человек) 2016-17 | (кол-во человек) 2017-18 |
Подвергались жестокому насилию | 0 | 0 | 0 |
Не подвергались жестокому насилию | 82 | 80 | 81 |
Анализируя полученные данные диагностики можно сказать, что у всех учащихся 1 по 9 классы наблюдается благополучное эмоциональное и физическое состояние.
В таблице 5 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики готовности обучающихся 4 класса к обучению во 2 ступени.
Таблица 5
Результаты диагностики готовности обучающихся 4 класса к обучению во 2 ступени за 2015-2018 г.г.
Название методики | 2015 – 2016 уч.гг | 2016 – 2017 уч.гг | 2017 – 2018 уч.гг |
«Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова) | высокий уровень учебной мотивации | 3 | высокий уровень учебной мотивации | 3 | 2 |
средний уровень | 7 | средний уровень | 7 | 3 |
низкий уровень | 0 | низкий уровень | 0 | 0 |
Опросник школьной тревожности (Филлипс). | высокий уровень тревожности | 0 | высокий уровень тревожности | 0 | 0 |
повышенный уровень тревожности | 2 | повышенный уровень тревожности | 1 | 0 |
в пределах нормы | 8 | в пределах нормы | 9 | 5 |
Всего участвовало | 10 | 10 | 5 |
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства пятиклассников отмечается средний уровень учебной мотивации, школьная тревожность находится в пределах нормы.
В сравнении 2015-2016 с 2016–2017 уч.гг.у учащихся 5-х классов отмечается снижение количества детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, высокий, повышенный уровень школьной тревожности.
В таблице 6 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики выпускника.
Таблица 6
Результаты диагностики выпускника за 2015-2018 г.г.
Показатели | (кол-во человек) 2015-2016 | (кол-во человек) 2016-17 | (кол-во человек) 2017-18 |
Не готовность | 0 | 0 | 0 |
Высокая готовность | 0 | 0 | 0 |
Низкая готовность | 5 | 8 | 2 |
Средняя готовность | 7 | 4 | 10 |
Анализируя полученные результаты диагностикиможно сказать, что у большинства учащихся 9-х классов наблюдается средний уровень готовности к выбору профессии.
Анализ результатов диагностической работы выявил проблемные точки и позволил определить дальнейшие направления профессиональной деятельности в образовательном учреждении.
На основании проведенной диагностической работы были определены следующие задачи:
способствовать повышению уровня психологической адаптации вновь прибывших обучающихся;
способствовать снижению неблагополучного эмоционального уровня тревожности у учащихся 1 – 9 классов;
Усилить работу с детьми попавшими в зону особого внимания, снизить уровня склонности к девиантному поведению .
научить учащихся 9-х классов ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных индивидуальных особенностях в целях повышения уровня психологической готовности к выбору профессии, формировать адекватное представление о своих возможностях.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая коррекционно развивающая работа, направленная на преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Работа велась по основным направлениям:
коррекция и развитие познавательной сферы (сюда же включена сенсорная стимуляция);
коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы;
развитие коммуникативной сферы.
развитие психомоторики и сенсорных процессов.
В рамках коррекции и развития познавательной сферы ставились следующие задачи:
коррекция памяти,
коррекция логического мышления,
расширение кругозора,
коррекция внимания,
развитие мелкой моторики,
коррекция восприятия.
В результате реализации поставленных задач по коррекции (развитию) познавательной сферы достигнуты следующие показатели: улучшение слухоречевой и зрительной памяти, развитие логических операций (исключение/обобщение, выведение аналогии, установление последовательностей), улучшение конструктивного праксиса, расширение запас знаний, повышение устойчивости и переключаемости внимания, расширение объёма внимания, улучшение мелкой моторики, улучшение восприятия.
В рамках коррекции эмоционально-личностной сферы ставились следующие задачи:
развитие уверенности в себе,
снятие эмоционального напряжения,
коррекция тревожности,
коррекция агрессивности,
стабилизация эмоционального состояния,
коррекция страхов.
В результате реализации поставленных задач по коррекции эмоционально-личностной сферы достигнуты следующие показатели: повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, снижение агрессивности, стабилизация эмоционального состояния, снижение количества страхов.
В рамках коррекции коммуникативной сферы ставились следующие задачи:
В результате реализации поставленных задач по коррекции коммуникативной сферы достигнуты следующие показатели: развитие навыков эффективного общения в референтной группе, развитие эмпатии и сопереживания.
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной. В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты: 90,5% показали улучшение, а 9,5 % - без динамики. Отсутствие динамики обусловлено следующими причинами: тяжесть заболевания ребенка.
Выводы. Проведенную коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.
Основной коррекционной работой являются коррекционные занятия «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов». Согласно учебного плана КТП.Коррекционно развивающие занятия
Охват учащихся групповыми коррекционно-развивающими программами
№ п/п | Название программы | Контингент | 2015 – 2016 уч.гг. | 2016 – 2017 уч.гг. | 2017 – 2018 уч.гг. |
Кол-во занятий | Охват | Кол-во занятий | Охват | Кол-во занятий | Охват |
1 | «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» по КТП | обучающиеся 1-7 классов | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
2 | Коррекционно-развивающие занятия «Сказкотерапия» | обучающиеся 1-9х классов | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
3 | Альтернативная коммуникация по программа «СИПР» | обучающиеся 1х классов | | | | | 100% | 100% |
4 | Развивающий курс «Психологическая азбука» | обучающиеся 5,6,8 классов | | | | | 100% | 100% |
5 | Коррекционно-развивающие занятия «Все грани успеха» | обучающиеся 5-9 классы | | | 100% | 100% | 100% | 100% |
6 | Коррекционно-развивающие занятия «Полезные привычки» | обучающиеся 2-4 классы | | | 100% | 100% | 100% | 100% |
Охват учащихся индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
№ п/п | Название программы | Контингент | 2015 – 2016 уч.гг. | 2016 – 2017 уч.гг. | 2017 – 2018 уч.гг. |
Кол-во занятий | Охват | Кол-во занятий | Охват | Кол-во занятий | Охват |
1 | Занятия направленные на коррекцию эмоционально-поведенческой сферы | обучающиеся 1-9 классов | 306 | 9 | 374 | 11 | 510 | 15 |
2 | Занятия с детьми инвалидами.(развитие познавательной, эмоционально -личностной сфер) | Дети инвалиды | 408 | 12 | 374 | 11 | 544 | 16 |
3 | Занятия направленные на коррекцию агрессивного поведения (по запросу) | обучающиеся 1-9 классов | 204 | 6 | 340 | 10 | 40 | 408 |
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной. В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты: 90,5% показали улучшение, а 9,5 % - без динамики. Отсутствие динамики обусловлено следующими причинами: тяжесть заболевания ребенка.
Выводы. Проведенную коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.
Консультативное направление
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собирается анамнез и выявляются психологические особенности ребенка или семьи; б) повторное консультирование – где родителям давались рекомендации по проблемам развития ребенка, по дальнейшему развитию ребенка.
В целом все запросы родителей можно разделить на:
трудности в коммуникативной сфере;
трудности эмоционально-волевой сферы (агрессивность, тревожность, большое количество страхов и т.п.);
проблемы в детско-родительских отношениях;
сложности со стороны познавательной сферы.
Так же проводилось консультирование по индивидуальному запросу родителей, связанному с их психологическими проблемами. Имели место темы взаимоотношений в семье, профессиональной социализации, психосоматических расстройств, самоопределения и т.д.
Деятельность по обучению родителей проходила в рамках вопросов особенностей развития детей и взаимодействия с ними, и имела преимущественно групповую формы. Задачами просветительской деятельности является:
1) повышение психологической грамотности;
2) осознание своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;
3) побуждение к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;
4) мотивирование родителей на более глубокую работу по преодолению трудностей.
Родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Часто используемые методики (диагностические)
В рамках проведения диагностики использовались следующие методики:
Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.;
«Опросник страхов» Захарова;
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);
Опросник Баса-Дарки;
Шкала явной тревожности для детей;
Тест школьной тревожности Филипса;
Тест «Рука»;
Проективные методики «Моя семья», «Несуществующее животное».
Тесты достижений, позволяющие объективно изучить уровень интеллектуального развития, структуру способностей и другие психолого-педагогические характеристики, поддающиеся объективной оценке: тест Векслера (детский вариант), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест работоспособности Э. Ландольта
Проективные методики, имеющие сильную методологическую основу и частично доступные для машинной обработки: фрустрационный тест Розенцвейга, Hand-тест
Надёжные опросники с доказанной валидностью: Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), опросник «Анализ семейного воспитания» Эйдемиллера, Юстицкиса.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ
Профилактическая работа.
Профилактическая работа проводилась по направлениям:
Суицид и жестокое обращение с детьми.
Профилактика безнадзорности правонарушений.
Профилактика асоциальных явлений.
- Межведомственное взаимодействие со специалистом по делам несовершеннолетних .
- Социально-педагогический контроль. Ведется систематическая связь с учителями – предметниками. С помощью учителей - предметников работать над повышением учебной мотивации учащихся. - Строгий учёт пропусков и нарушений учащихся. По каждому пропуску и нарушению беседа с родителями, разбираться в причинах и планировании дальнейшей работы с ребёнком.
В воспитательной работе в школе важным элементом является психолого-педагогическое сопровождение, в том числе просвещение и профилактика социально опасных явлений. Мероприятия по профилактике суицида способствуют более глубокому изучению ценностных приоритетов учащихся, позволяют каждому учащемуся задуматься о своих целях и будущем.
В течение этого периода особое внимание уделялось актуальной проблеме : профилактике и предотвращению жестокого обращения с несовершеннолетними. Профилактическая работа с обучающимися проходит в различных формах, одним из актуальных считаю тренинговые занятия.
Рекомендации: В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков представляется необходимым шире использовать возможности:
детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению этих ребят в значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;
правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.
Принято решение по усилению воспитательной работы классных руководителей, воспитателей, социального педагога, психолога в плане развития толерантности, уважения к чужому мнению посредством: бесед, игровых моментов, личного примера.
Психологическое консультирование и просвещение.
За прошедший период было проведено 70 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 21 – для педагогов школы, и 20 консультации для родителей обучающихся. Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком с ОВЗ и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:
трудности в общении со сверстниками
эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
проблемы в детско-родительских отношениях
трудности в профессиональном самоопределении
трудности обучения
консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
прояснение и уточнение запроса;
сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
диагностика нарушений;
рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для обучающихся совместно с классным руководителем 5, 8 классах. В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать очень эффективным.
2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 8 выступлений для родителей обучающихся с 1 по 9 классы. Темы проведенных выступлений: «Профилактика уходов ребенка из дома» , «Половое воспитание подростков» «Воспитательная среда как фактор становления личности» и «"Стресс у детей. Как с ним бороться?"». «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка», «Причины детской агрессии»
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей по вопросам особенностей развития детей сОВЗ и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и воспитателями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
4) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей. Семенар - практикум «Слагаемые педагогического долголетия»
«Сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов.»
Консультация «Профилактика школьных конфликтов», «Ведение карт динамического развития»
5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
6) Обобщение и распространение опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер-классы, публикации , выступления на семинарах, круглых столах, методических объединениях, курсах повышения квалификации .
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление планов для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для обучающихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;
д) создание базы диагностических методик.
Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей
Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
Оформление документации педагога-психолога
Посещение МО и семинаров в целях самообразования
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с тяжелой адаптацией и переходом в средне звено, профилактике асоциальных явлений. В приоритете на следующий учебный год ставлю работу с обучающимися требующими снятие психо-эмоционального напряжения. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
Задачи на 2016-2017 учебный год.
1. Создать план индивидуальных и групповых занятий пятиклассников.
2. Разработать программу профилактика асоциального поведения.
3. Улучшить работу, направленную на координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса – учащихся, классных руководителей, учителей-предметников и родителей (проведение совместных занятий, разработка индивидуальных рекомендаций и т.д.);
4. Продолжать отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы и продолжать работу с группами .