СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика профессиональной деятельности педагога – психолога.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика профессиональной деятельности   педагога – психолога.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика профессиональной деятельности педагога – психолога.»

Характеристика профессиональной деятельности

педагога – психолога

Самойленко Эрики Хасановны





Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат»




































Содержание


  1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании………………………………………….стр. 3

  2. Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др…………..стр. 3 - 4

  3. Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года …………………..……………………………………стр.5 - 24

  4. Перечень применяемых Конкурсантом психолого – педагогических технологий, методик, программ …………………………………….стр. 25 - 29




































В последние годы увеличивается количество детей и подростков с особыми потребностями здоровья. Работая с детьми с проблемами здоровья и с социальной дезинтеграцией хочется, подарить им улыбку, дать им радость познания себя и окружающего мира, а их родителям — веру в счастливое будущее, любовь и радость принятия и взаимодействия со своим ребёнком. Работая в условиях Коррекционной школы -интернат, мы педагоги чаще всего выступаем чуть ли не единственными проводниками детей в самостоятельную взрослую жизнь.

Целью работы педагога - психолога является развитие адаптационного потенциала ребенка, а именно, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.

Проблема, стоящая перед педагогом - психологом в школе-интернате это соединение целей психологической, педагогической и воспитательной практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.

Объектом психологической практики выступает психологическое развитие ребенка в условиях ограничения возможностей его здоровья.

Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании

Первое образование среднее специальное имею квалификацию: Постановщик театрализованных представлений. Преподаватель. В 2007  году  окончила Тобольское училище искусств и культуры им. А.А.Алябьева.

Второе образование высшее. В 2014 году окончила Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова по специальности «Педагогика и психология», присвоена квалификация педагог-психолог. Общий трудовой стаж 16,5 лет,  педагогический стаж составляет 6,5 лет. В данном образовательном учреждении работаю с 2012 года. В 2017 году присвоена первая квалификационная категория .

  Прошла курсы повышения квалификации:

ТОГИРРО,2016 год, «Социально-педагогические и социально психологические технологии работы в образовательном учреждении». 

ТОГИРРО,2018 год," АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

Курсы повышения квалификации: ТОГИРРО,2018 год "Школа родительского мастерства Андрея Афонина" нулевой шаг-начало.

Областной семинар  28.04.2018г. "Защита и поддержка несовершеннолетних от преступных посягательств"АУСОН ТО и ДПО РСР ЦН.Васкэ Е.С.

ТОГИРРО,2019год . Областной семинар – практикум АБСОЛЮТНОГО ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА «Учитель года России -2018» Алихана Данаева.

ТОГИРРО,2019год,"Творческое самовыражение педагога в условиях реализации национального проекта «Образование», федерального конкурса лучших учителей и регионального конкурса «Педагог года» в номинациях: « Педагог –психолог года», «Дефектолог года»

Участие в обучающих семинарах:

- г. Ишим. Августовская конференция. Семинар «Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения младших школьников» педагог-дефектолог, клинический психолог И.Я. Медведева 4часа, 2015 г

- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар . «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации»,36 часов.14ю12.2018г

- г.Тюмень. ТОГИРРО Августовская конференция. Семинар «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся» .15 часов. 20,21,22. 2018 г

- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар «Психолого педагогическое сопровождение детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями и различными вариантами РАС», 24 часа. 12-14 декабря 2018

- г.Тюмень. ТОГИРРО Курс «Школа родительского мастерства Андрея Афонина».16 часов. 10-11 декабря 2018г.

- г. Ишим. Августовская конференция. Семинар «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся» 2018г.

- Педагогический медианар “Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее спешной социализации» 2 часа, 20.12.2018г

- Педагогический медианар “Обеспечение единства образовательной , развивающей и воспитательной среды-основная задача педагога» 2 часа, 20.12.2018г

- Педагогический медианар “Творчество как неотьемлемый компонент личности современного педагога»» 2 часа, 20.12.2018г

- Свидетельство .Педагогический медианар “Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса» 2 часа, 20.12.2018г

- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар «Юмор, как эффективный инструмент преподавания» Алихан Динаев. 4 часа,26.03.2019 г.

Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, сохранение и сбережение психического здоровья,создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы обучающихся в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого.

Программы:

1.Рабочая адаптированная программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.

2. Программа развивающего курса «Психологическая азбука» Аржакаева Т.А., Вачкрва И.В., Попова А.Х. и «Жизненные навыки» Архипова Ю.С., Комолова Н.Д. 3. Коррекционно – развивающая программа тренинговых занятий для детей в возрасте от 10 до 13 лет «Полезные привычки».Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психотропных веществ.

4. Коррекционно – развивающая программа работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха». Работа плана направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия.

5. Программа родительского клуба «Я с тобой» Цель: Повышение педагогической культуры родителей. Приобщение к участию в жизни ОУ через поиски внедрение эффективных форм работы. Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).


Методические разработки, публикации:

-Методическая разработка «Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» для педагогов, воспитателей и родителей.

- Методический материал на тему «Царство мелкой моторики» для педагогов, воспитателей и родителей.

-Конспект занятия на тему «Путешествие в страну чувств» для учащихся 2-4 классов

-Конспект занятия на тему «Слева-справа.Верху-внизу»

-Памятки « Безопасный интернет» для педагогов, родителей, обучающихся


Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года


Начала свой профессиональный путь в должности педагога - психолога в 2012 году в Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат»

В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:

  • «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

  • «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе.

  • Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

  • Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

  • «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.

ДОБАВИТ НАШИ


Итоги профессиональной деятельности:

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат» за 2015-2018 г.г.

Основные направления моей деятельности, в соответствии с профессиональным стандартом Педагога-психолога: проведение психодиагностического обследования, проведение коррекционно-развивающих занятий, проведение консультаций и обучающих занятий для родителей детей с ОВЗ, а так же с сотрудниками; учебно-методическая работа.

Задачами моей деятельности являются выявление и коррекция эмоциональных, познавательных, коммуникативных и поведенческих нарушений у детей.

Наиболее приоритетными направлениями в течение 2015 – 2018 уч.гг. являлись психологическая диагностика,  психологическое развитие и коррекция.

Психологическая диагностика осуществлялась фронтально и индивидуально.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей.

За этот период были проведены следующие диагностики :

  • «Диагностика адаптация вновь прибывших обучающихся» («Карта адаптации», которая включала в себя такие показатели как учебная активность, усвоение программного материала, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции)

  • Диагностика уровня тревожности. : Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л.

  • Диагностика на выявление детей «группы риска» склонных к асоциальному поведению.

  • Диагностика жестокого обращения с детьми. Анкета для школьников по жестокому обращению с детьми.

  • Диагностика готовности обучающихся 4 класса к обучению во 2 ступени . «Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова); опросник школьной тревожности (Филлипс).

Диагностика выпускника. опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому);

  • Изучение эмоционального выгорания педагогов



Количественный и качественный анализ диагностической работы

за 2015 – 2018 уч.гг.

Количество проведенных мероприятий за прошедший учебный год:

Диагностика

Индивидуальная

Групповая

2015-16 г.

2016-17 г.

2017-18 г.

17-18





84

80

24

40




Количественные данные и их качественная интерпретация представлена в таблице 1.





В таблице 1 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики адаптация вновь прибывших обучающихся .

Таблица 1


Результаты «Диагностика адаптация вновь прибывших обучающихся»

2015 – 2018 уч.гг.

Показатели

(кол-во человек)

(кол-во человек)

(кол-во человек)


2015-2016 г

2016-2017 г

2017-2018 г

Высокий уровень психологической готовности

2

4

4

Средний

7

6

13

Низкий

6

4

2

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что на момент поступления в школу у большинства вновь прибывших отмечается средний уровень психологической готовностик обучению в школе-интернат.

Сравнивая 2015-2016 и 2016–2017 уч.гг. можно выявить тенденцию снижения количества детей, имеющих низкий уровень психологической готовности, адаптации .



В таблице 2 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов «Диагностика уровня тревожности»



Таблица 2

Результаты «Диагностика уровня тревожности» за 2015-2018 г.г





Показатели

(кол-во человек)

(кол-во человек)

(кол-во человек)


2015-2016 г

2016-2017 г

2017-2018 г

Высокий уровень тревожности

2

0

4

Средний уровень тревожности

48

46

52

Низкий уровень тревожности

6

9

8

Анализируя полученные данные диагностикиможно сказать, что у большинства учащихся 5 по 9 классы наблюдается благополучное эмоциональное состояние.

При сравнении 2015-2016 и 2016–2017 уч.гг. у учащихся 5–9 х классов отмечается уменьшение количества детей, имеющих неблагополучное эмоциональное состояние.



В таблице 3 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностикина выявление детей «группы риска» склонных к асоциальному поведению.



Таблица 3



Результаты диагностики « Выявление «группы риска» склонных к асоциальному поведению»за 2015-2018 г.г.


Показатели

(кол-во человек) 2015-2016

(кол-во человек) 2016-17

(кол-во человек) 2017-18

Низкая склонность (или отсутствие)

53

59

55

Средняя (значительная предрасположенность).


4

2

6

Высокая склонность

21

20

18

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что

сравнивая 2015-2016 и 2016–2017 уч.гг. можно выявить тенденцию снижения количества детей, склонных к асоциальному поведению.


В таблице 4 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики жестокого обращения с детьми.


Таблица 4


Результаты диагностики жестокого обращения с детьми за 2015-2018 г.г.

Показатели

(кол-во человек) 2015-2016

(кол-во человек) 2016-17

(кол-во человек) 2017-18

Подвергались жестокому насилию

0

0

0

Не подвергались жестокому насилию


82

80

81

Анализируя полученные данные диагностики можно сказать, что у всех учащихся 1 по 9 классы наблюдается благополучное эмоциональное и физическое состояние.

В таблице 5 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики готовности обучающихся 4 класса к обучению во 2 ступени.


Таблица 5

Результаты диагностики готовности обучающихся 4 класса к обучению во 2 ступени за 2015-2018 г.г.

Название методики

2015 – 2016 уч.гг

2016 – 2017 уч.гг

2017 – 2018 уч.гг

«Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова)


высокий уровень учебной мотивации

3

высокий уровень учебной мотивации

3

2

средний уровень

7

средний уровень

7

3

низкий уровень

0

низкий уровень

0

0

Опросник школьной тревожности (Филлипс).

высокий уровень тревожности

0

высокий уровень тревожности

0

0

повышенный уровень тревожности

2

повышенный уровень тревожности

1

0

в пределах нормы

8

в пределах нормы

9

5

Всего участвовало

10

10

5


По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства пятиклассников отмечается средний уровень учебной мотивации, школьная тревожность находится в пределах нормы.

В сравнении 2015-2016 с 2016–2017 уч.гг.у учащихся 5-х классов отмечается снижение количества детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, высокий, повышенный уровень школьной тревожности.


В таблице 6 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики выпускника.

Таблица 6



Результаты диагностики выпускника за 2015-2018 г.г.



Показатели

(кол-во человек) 2015-2016

(кол-во человек) 2016-17

(кол-во человек) 2017-18

Не готовность

0

0

0

Высокая готовность


0

0

0

Низкая готовность

5

8

2

Средняя готовность

7

4

10

Анализируя полученные результаты диагностикиможно сказать, что у большинства учащихся 9-х классов наблюдается средний уровень готовности к выбору профессии.

Анализ результатов диагностической работы выявил проблемные точки и позволил определить дальнейшие направления профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

На основании проведенной диагностической работы были определены следующие задачи:

  • способствовать повышению уровня психологической адаптации вновь прибывших обучающихся;

  • способствовать снижению неблагополучного эмоционального уровня тревожности у учащихся 1 – 9 классов;

  • Усилить работу с детьми попавшими в зону особого внимания, снизить уровня склонности к девиантному поведению .

  • научить учащихся 9-х классов ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных индивидуальных особенностях в целях повышения уровня психологической готовности к выбору профессии, формировать адекватное представление о своих возможностях.

Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась групповая коррекционно развивающая работа, направленная на преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Работа велась по основным направлениям:

  • коррекция и развитие познавательной сферы (сюда же включена сенсорная стимуляция);

  • коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы;

  • развитие коммуникативной сферы.

  • развитие психомоторики и сенсорных процессов.



В рамках коррекции и развития познавательной сферы ставились следующие задачи:

  • коррекция памяти,

  • коррекция логического мышления,

  • расширение кругозора,

  • коррекция внимания,

  • развитие мелкой моторики,

  • коррекция восприятия.

В результате реализации поставленных задач по коррекции (развитию) познавательной сферы достигнуты следующие показатели: улучшение слухоречевой и зрительной памяти, развитие логических операций (исключение/обобщение, выведение аналогии, установление последовательностей), улучшение конструктивного праксиса, расширение запас знаний, повышение устойчивости и переключаемости внимания, расширение объёма внимания, улучшение мелкой моторики, улучшение восприятия.



В рамках коррекции эмоционально-личностной сферы ставились следующие задачи:

  • развитие уверенности в себе,

  • снятие эмоционального напряжения,

  • коррекция тревожности,

  • коррекция агрессивности,

  • стабилизация эмоционального состояния,

  • коррекция страхов.

В результате реализации поставленных задач по коррекции эмоционально-личностной сферы достигнуты следующие показатели: повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, снижение агрессивности, стабилизация эмоционального состояния, снижение количества страхов.



В рамках коррекции коммуникативной сферы ставились следующие задачи:

  • развитие навыков эффективного общения,

  • развитие эмпатии.

В результате реализации поставленных задач по коррекции коммуникативной сферы достигнуты следующие показатели: развитие навыков эффективного общения в референтной группе, развитие эмпатии и сопереживания.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной. В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты: 90,5% показали улучшение, а 9,5 % - без динамики. Отсутствие динамики обусловлено следующими причинами: тяжесть заболевания ребенка.

Выводы. Проведенную коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.


Основной коррекционной работой являются коррекционные занятия «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов». Согласно учебного плана КТП.Коррекционно развивающие занятия

Охват учащихся групповыми коррекционно-развивающими программами

№ п/п

Название программы

Контингент

2015 – 2016 уч.гг.

2016 – 2017 уч.гг.

2017 – 2018 уч.гг.

Кол-во занятий

Охват

Кол-во занятий

Охват

Кол-во занятий

Охват

1

«Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» по КТП

обучающиеся 1-7 классов

100%

100%

100%

100%

100%

100%

2

Коррекционно-развивающие занятия «Сказкотерапия»

обучающиеся 1-9х классов

100%

100%

100%

100%

100%

100%

3

Альтернативная коммуникация по программа «СИПР»

обучающиеся 1х классов





100%

100%

4

Развивающий курс «Психологическая азбука»


обучающиеся 5,6,8 классов





100%

100%

5

Коррекционно-развивающие занятия «Все грани успеха»

обучающиеся 5-9 классы



100%

100%

100%

100%

6

Коррекционно-развивающие занятия «Полезные привычки»

обучающиеся 2-4 классы



100%

100%

100%

100%



Охват учащихся индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями

№ п/п

Название программы

Контингент

2015 – 2016 уч.гг.

2016 – 2017 уч.гг.

2017 – 2018 уч.гг.

Кол-во занятий

Охват

Кол-во занятий

Охват

Кол-во занятий

Охват

1

Занятия направленные на коррекцию эмоционально-поведенческой сферы

обучающиеся 1-9 классов

306

9

374

11

510

15

2

Занятия с детьми инвалидами.(развитие познавательной, эмоционально -личностной сфер)

Дети инвалиды

408

12

374

11

544

16

3

Занятия направленные на коррекцию агрессивного поведения (по запросу)

обучающиеся 1-9 классов

204

6

340

10

40

408

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной. В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты: 90,5% показали улучшение, а 9,5 % - без динамики. Отсутствие динамики обусловлено следующими причинами: тяжесть заболевания ребенка.

Выводы. Проведенную коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.


Консультативное направление

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собирается анамнез и выявляются психологические особенности ребенка или семьи; б) повторное консультирование – где родителям давались рекомендации по проблемам развития ребенка, по дальнейшему развитию ребенка.

В целом все запросы родителей можно разделить на:

  1. трудности в коммуникативной сфере;

  2. трудности эмоционально-волевой сферы (агрессивность, тревожность, большое количество страхов и т.п.);

  3. проблемы в детско-родительских отношениях;

  4. сложности со стороны познавательной сферы.

Так же проводилось консультирование по индивидуальному запросу родителей, связанному с их психологическими проблемами. Имели место темы взаимоотношений в семье, профессиональной социализации, психосоматических расстройств, самоопределения и т.д.

Деятельность по обучению родителей проходила в рамках вопросов особенностей развития детей и взаимодействия с ними, и имела преимущественно групповую формы. Задачами просветительской деятельности является:

1) повышение психологической грамотности;

2) осознание своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;

3) побуждение к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;

4) мотивирование родителей на более глубокую работу по преодолению трудностей.

Родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.



Часто используемые методики (диагностические)

В рамках проведения диагностики использовались следующие методики:

  • Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.;

  • «Опросник страхов» Захарова;

  • Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);

  • Опросник Баса-Дарки;

  • Шкала явной тревожности для детей;

  • Тест школьной тревожности Филипса;

  • Тест «Рука»;

  • Проективные методики «Моя семья», «Несуществующее животное».

Тесты достижений, позволяющие объективно изучить уровень интеллектуального развития, структуру способностей и другие психолого-педагогические характеристики, поддающиеся объективной оценке: тест Векслера (детский вариант), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест работоспособности Э. Ландольта

Проективные методики, имеющие сильную методологическую основу и частично доступные для машинной обработки: фрустрационный тест Розенцвейга, Hand-тест

Надёжные опросники с доказанной валидностью: Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), опросник «Анализ семейного воспитания» Эйдемиллера, Юстицкиса.


Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ







Профилактическая работа.

Профилактическая работа проводилась по направлениям:

Суицид и жестокое обращение с детьми.

Профилактика безнадзорности правонарушений.

Профилактика асоциальных явлений.

- Межведомственное взаимодействие со специалистом по делам несовершеннолетних .

- Социально-педагогический контроль. Ведется систематическая связь с учителями – предметниками. С помощью учителей - предметников работать над повышением учебной мотивации учащихся. - Строгий учёт пропусков и нарушений учащихся. По каждому пропуску и нарушению беседа с родителями, разбираться в причинах и планировании дальнейшей работы с ребёнком.

В воспитательной работе в школе важным элементом является психолого-педагогическое сопровождение, в том числе просвещение и профилактика социально опасных явлений. Мероприятия по профилактике суицида способствуют более глубокому изучению ценностных приоритетов учащихся, позволяют каждому учащемуся задуматься о своих целях и будущем.


В течение этого периода особое внимание уделялось актуальной проблеме : профилактике и предотвращению жестокого обращения с несовершеннолетними. Профилактическая работа с обучающимися проходит в различных формах, одним из актуальных считаю тренинговые занятия.

Рекомендации: В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди под­ростков представляется необходимым шире использовать возможности:

детского самоуправления в классах, которое может стать одним из фак­торов социализации подростков, поможет включению этих ребят в зна­чимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;

правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.

Принято решение по усилению воспитательной работы классных руководителей, воспитателей, социального педагога, психолога в плане развития толерантности, уважения к чужому мнению посредством: бесед, игровых моментов, личного примера.

Психологическое консультирование и просвещение.

За прошедший период было проведено 70 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 21 – для педагогов школы, и 20 консультации для родителей обучающихся. Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком с ОВЗ и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

трудности в общении со сверстниками

эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

проблемы в детско-родительских отношениях

трудности в профессиональном самоопределении

трудности обучения

консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

прояснение и уточнение запроса;

сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

диагностика нарушений;

рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.



Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для обучающихся совместно с классным руководителем 5, 8 классах. В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 8 выступлений для родителей обучающихся с 1 по 9 классы. Темы проведенных выступлений: «Профилактика уходов ребенка из дома» , «Половое воспитание подростков» «Воспитательная среда как фактор становления личности» и «"Стресс у детей. Как с ним бороться?"». «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка», «Причины детской агрессии»





3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей по вопросам особенностей развития детей сОВЗ и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и воспитателями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

4) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей. Семенар - практикум «Слагаемые педагогического долголетия»

«Сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов.»

Консультация «Профилактика школьных конфликтов», «Ведение карт динамического развития»

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

6) Обобщение и распространение опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер-классы, публикации , выступления на семинарах, круглых столах, методических объединениях, курсах повышения квалификации .

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление планов для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для обучающихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;

д) создание базы диагностических методик.

Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей

Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей

Оформление документации педагога-психолога

Посещение МО и семинаров в целях самообразования

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами.



Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с тяжелой адаптацией и переходом в средне звено, профилактике асоциальных явлений. В приоритете на следующий учебный год ставлю работу с обучающимися требующими снятие психо-эмоционального напряжения. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.



Задачи на 2016-2017 учебный год.

1. Создать план индивидуальных и групповых занятий пятиклассников.

2. Разработать программу профилактика асоциального поведения.

3. Улучшить работу, направленную на координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса – учащихся, классных руководителей, учителей-предметников и родителей (проведение совместных занятий, разработка индивидуальных рекомендаций и т.д.);

4. Продолжать отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы и продолжать работу с группами .








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!