СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кейс технологии на уроках истории" мастер- класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Методическая копилка" из опыта педагогической деятельноти

Просмотр содержимого документа
«"Кейс технологии на уроках истории" мастер- класс»

Комитет образования, науки и молодежной политики

Волгоградской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

"Волгоградский колледж машиностроения и связи»






Мастер-класс «Ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет…»

«Нить Ариадны»

(составление и применение кейс-технологий на уроках истории)































Преподаватель истории

Любимова Л.А.



Волгоград 2019





Тема «Нить Ариадны»

(составление и применение кейс-технологий на уроках истории)


Цель:

1. формирование практических навыков использование кейс-технологий на уроках истории.

2. демонстрация опыта работы;

3. разработка авторской модели учебного занятия в режиме демонстрируемой педагогической технологии

Форма: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Оборудование: м/медиа, демонстрационный материал (связанный с фрагментами учебного занятия), презентация.

Задачи:

  1. Знакомство со структурой кейсов, их классификацией

  2. Условия применения кейс-технологии на уроках;

  3. Отработка на практике составления и использования кейс-технологии на уроке истории.

  • Эпиграф: В.А. Сухомлинского «Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем»


Введение

Современные образовательные стандарты обязывают нас готовить выпускника с определенными умениями и навыками. Человека конкурентоспособного, с аналитическим мышление, способного быстро приспосабливаться к изменившимся условиям, эрудированного во всех сферах общества.

Преподаватель в образовательном процессе играет роль проводника, способного помочь разобраться обучающемуся в информационном пространстве, вычленить самое основное из множества информации. Студент должен не только разбираться в изменениях, произошедших в обществе, но и устанавливать причинно-следственную связь между событиями и изменениями, уметь применить полученные знания на практике. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Для решения этой задачи, преподаватель использует множество методов, приемов и технологий. Одна, из которых - это кейс-технология.

Основная часть

Кейс-технология это своеобразная «нить Ариадны», которая позволяет обучающемуся выйти из информационного лабиринта с нужными знаниями, навыками и умениями.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. 

Кейс-технология или «кейс-стадии» - это технология при которой обучающимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у студентов высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

К кейс технологиям относятся:
- метод инцидента: Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию

- метод разбора деловой корреспонденции: Работа с документами, их анализ и выводы, опровергающие или подтверждающие утверждение.

- метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию со всех сторон. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

А сейчас я прошу ВАС помочь мне- побыть в качестве студентов.

Работа с фокус группами (нужно 3):

1. Метод инцидента.

Тема: «Социально-экономического развития России в начале XXI века».

Сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
(Примерные) Вопросы к тексту:
-В чем заключается проблема?
-Как государство ее решает?
-Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. 
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

2. Метод разбора деловой корреспонденции.

Тема: «Оружие времен Великой Отечественной войны».

Респонденция Германских СМИ от 1941-го года: «Советский союз не может составлять конкуренцию Германии, потому что имеет на вооружении только конницу. Противостоять моторизированной пехоте невозможно махая только шашкой…»
Примерные вопросы (можно придумать свои):
-На сколько правдиво это сообщение?
-Какое оружие было в распоряжении советских солдат?
-В чем истинная причина поражений нашей армии в начале войны?
-Какой можно сделать вывод?
- Зачем нужна пропаганда?
Документы: «Винтовка Мосина», «Катюша», «Танк Т-34» и т.д..

3. Метод ситуационного анализа.

Тема: «Эпоха дворцовых переворотов».

Задание: Сопоставление картинок и событий.


Примерные вопросы (можно придумать свои):

1. Что общего между 8-м марта и Екатериной-1?

2. При каких условиях стала императрицей? И т.д.







Очень важно правильно составить кейс-задание.

Памятка для составления кейс-задания (для преподавателя):

  • определить тематическое поле кейса (группа, раздел курса, тема);

  • сформулировать цель и задачи кейса;

  • выделить содержательные сегменты для кейса (термины, ключевые понятия, цифровой материал, картинки и т.д.);

  • составить кейс и определить технологическую модель занятия;

  • подготовить задание для организации исследовательской деятельности обучающихся (если необходимо – глоссарий, дополнительный информационный материал);

  • разработать критерии оценивания решения кейса.


Памятка для студентов при работе с кейсом:

1. Анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;

2. Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное четкости формулировки;

3. Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

4. Необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

5. При выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

6. При составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:

-обучающиеся работают более активно, целеустремленно;

-повышается стимул к получению прогнозируемого результата;

-отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

-создаются равные условия для каждого;

-выпускники адаптируются в новых социальных условиях.

Набирающая темпы эпоха информационного общества сопровождается не только новым «знаниевым бумом» она началась с потрясающего по своей силе и по своим результатам информационным взрывом. Нужен ли в условиях огромнейшего объема информации постоянно УВЕЛИЧИВАЮЩИЙСЯ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ, учитывая их быстрое старение? Одновременно большой объем усвоенных знаний приводит к уменьшению маневренности, сужению возможностей мыслительных операций с ними. «Многознание превращается в маломудрие» ( 19 век. Дистервег немецкий педагог: одна из причин глупости – обилие знаний.) эта ужасная игра слов, но, к сожалению она несет в себе глубокий смысл.(Йохан Хейзинг нидерландский историки философ). Сегодня свою ведущую роль начинает играть понимание , которое возможно только в том случае , если понятия сохраняются в глубине души и могут быть вызваны или воспроизведены в сознании. А также осмысление этого процесса происходит на уровне ассоциативного, логического и творческого мышления. И на сегодняшний день в деятельности педагога в процессе обучения выступает задача поиска и использование продуктивных механизмов мыслительных операций по их эффективному взаимодействию на всех этапах обучения.

Рефлексия: Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:
1. «Коробка печенья».
Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка.
Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.
Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.
Вопросы:

  1. Какие чувства испытывала девочка во время спора?

  2. Чего она хотела на самом деле?

  3. Какие чувства испытывал мальчик во время спора?

  4. Чего он хотел на самом деле?

  5. Какова причина конфликта?

  6. Как мать решила конфликт детей?

  7. Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?

  8. Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?




2. Работа с понятиями: революция, эволюция (3 группы).

В наших учебных заведениях такой метод должен иметь место, и подготовить учебные занятия, как мы все убедились, с его использованием, возможно и интересно.

Таким образом, если мы будем учитывать все детали, будем смотреть на один и тот же предмет с разных сторон мы, будем иметь гораздо больше шансов, получить полную информацию. Эти принципы работы с информацией, инструмент универсальный, они могут применяться на любых уроках, по любому предмету и содействовать так, чтоб сразу видеть, основную мысль, перейти от уровня знания к уровню понимания.

Понимание является чем-то личностным, плодом интеллектуальных усилий индивида. Понимание как признак, характеризующий качество познавательных навыков человека – это объяснение самому себе. Когда студент «перевел» учебный материал с языка преподавателя на свой язык, смог своими словами изложить суть полученной информации, применить полученные знания на практике, тогда мы можем считать достигнутой цель обучения.

Мысль должна быть всегда самым универсальным инструментом познания для человека ее нужно развивать ее нужно совершенствовать ее нужно формировать, как человек тренирует тело, потому что «Ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет»

Я желаю, чтобы вы всегда оставались светом для окружающих, и чтобы ваши учебные занятия стали очагом, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем, ведь тот, у кого нет огня в сердце, не сможет зажечь чужие сердца













































Список использованной литературы:


1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Лебедев Ю. Б. Технологии компетентностного обучения: кейс-обучение. Методическое пособие для учителей и преподавателей общественных дисциплин образовательных учреждений систем общего, начального и среднего профессионального образования. Чебоксары – 2014

3. Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений : профил. уровень / под ред.Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение,2016

4. Обществознание : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений : под ред.Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. — М. : Просвещение,2015

5. История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2014

6.Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

7.https://infourok.ru/masterklass-po-teme-keys-tehnologii-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-377555.html

8.https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/ispol_zovaniie_kieis_tiekhnologhii_na_urokakh_istorii_i_obshchiestvoznaniia_kak_

9.http://5fan.ru/wievjob.php?id=53571



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!