Кейс-метод в практике урока математики в начальной школе
«Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым» (Л. Карно)
Два года назад меня стал мучить вопрос: «Почему 82% класса боятся и не любят уроки математики?» Наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что дети боятся неудачи, что отметка стала целью в учёбе, зубрёжка - единственным способом получения знаний. И стала искать.
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Кейс - метод или метод конкретной ситуации – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении на конкретной проблемной задаче – ситуации. Впервые он был применён в 1870 году в школе права Гарвардского университета при работе со студентами. Считается, что в начальной школе применение кейс-метода затруднено из-за недостаточного жизненного опыта учащихся. Именно это и заинтересовало меня. Я решила попробовать применить кейс-метод на уроках математики в 4 классе. Преимущество кейсов обнаружилось уже с первых уроков его применения. Это возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при работе именно на уроке математики. Следовательно, моя задача состояла в том, чтобы опираясь на практическую деятельность учащихся дать им новые теоретические знания для решения задания. Главное предназначение кейс - метода - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Результат я увидела сразу. Ребята перестали бездумно «зубрить» теорию, перестали бояться высказываться, стали смелее работать на уроке и, как результат, отметки поползли вверх.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- групповая самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (кейс 1);
- использование дополнительных теоретических сведений (кейс 2);
- экспертиза результатов работы групп на общей дискуссии;
- принятие общего решения, как результат решения конкретной задачи.
- закрепление полученных знаний, используя практический кейс
(кейс 3)
Свою работу с кейсами я разделяю на несколько шагов:
1 шаг: Получение учащимися кейса с практическим заданием.
2 шаг: Формулирование результата практической работы.
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Невозможность чётко сформулировать полученный результат создаёт проблему, для решения которой требуются новые теоретические знания.
4 шаг: Причина становятся задачей.
5 шаг: Для решения задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению.
6 шаг: Выполнение намеченного плана для решения задачи;
7 шаг: Делается вывод.(формулируется ответ)
8 шаг: Первичное закрепление нового материала.
Перед началом работы я распределяю функции между учащимися и преподавателем:
Учитель определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся; разрабатывает сценарий занятия; делит класс на подгруппы; руководит обсуждением кейса в группах; задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы; оценивает работу учащихся.
Ученики получают кейс с проблемной ситуацией (каждая группа свой); разрабатывают варианты решений, принимая во внимание мнения других; принимают или участвуют в принятии решений; составляют отчет о занятии по заданной форме.
Обычно я готовлю следующие кейсы:
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы);
исследовательский кейс (результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
практический кейс (закрепление полученных знаний)
При работе с кейсами я ставлю перед собой цель научить:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций мною достигаются и дополнительные эффекты.
Обучаемые:
получают коммуникативные навыки
развивают презентационные умения
формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
приобретают экспертные умения и навыки
учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
надеюсь, что изменяют мотивацию к обучению
Что же даёт моим ученикам работа по кейс-методу?
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Хочу привести пример фрагмента урока по работе с кейсами.
Тема урока: Доли и дроби.
Цели:
формировать представление о долях и дробях,
развивать способность записывать доли и дроби,
развивать кругозор, абстрактное мышление, пространственное воображение, память
закреплять изученные вычислительные приемы,
воспитывать чувство гордости и любви к людям.
Формируемые УУД:
предметные: иметь представление о дробях как числах, выражающих часть единиц счёта или измерения;
метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, оценивать свои достижения, работать в группе, делать выводы; личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить на доли, записывать доли и дроби.
Ход урока.
II. Актуализация знаний.
Какое у вас настроение?
А у меня радостное. А почему, вы догадаетесь сами.
(на доске открываются слова)
Гость на гость — хозяину радость.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Что нужно для того, чтобы пойти в гости?
Прежде чем пойти в гости, нужно …
Устный счёт:
(на этом этапе мы повторили именованные числа)
III. Создание условий для формулировки темы урока и постановки целей
1.Создание проблемной ситуации.
1 шаг: Кейс 1.(Вводный + стратегический кейсы.)
(класс разделён на три группы по 10 человек в каждой)
Каждая группа получает кейс с заданием.
1 группа – разделить яблочный пирог на 8 равных частей и угостить 8 человек.
2 группа – разделить вишнёвый пирог на 10 равных частей и угостить 10 человек.
3 группа – разделить грушевый пирог на 12 равных частей и угостить 12 человек.
2 шаг: Представители каждой команды выходят со своими частичками и пытаются объяснить, что у каждого в руке. Из обсуждения выводим первую часть темы.
«Доли и дроби» (открывается одна часть темы)
3 шаг: (создание проблемы) Запишите, какую часть пирога держит в руках представитель каждой команды.
(Проблема заключается в том, что учащиеся не знают дроби)
4 шаг: Невозможность выполнить задание превращается в задачу.
5 шаг: Для её решения я предлагаю воспользоваться теоретической подсказкой.
кейс 2 (информационный)
(Каждая группа пытается найти нужный теоретический материал из предложенного мною. В теоретический кейс включены сведения о натуральных числах (1), именованных (2) и дробных (3). Учащиеся читают теоретический материал в предложенном мною порядке и определяют, подходят эти сведения для решения задачи или нет)
6 шаг: Ответ найден: 1/8, 1/10, 1/12
7 шаг: Выводим вторую часть темы: «Доли и дроби» (открывается вторая часть темы)
8 шаг: Для первичного закрепления предлагаю выполнить задания из
Кейса 3 (практический)
(на этом этапе формулируем цели урока)
А теперь я предлагаю разделить каждую группу на две подгруппы и выполнить практическое задание.
(Работа в 6 микрогруппах. Подбираю задания так, чтобы каждый участник мог выполнить по несколько заданий – от простого до задания повышенной сложности).
Обсуждение и выполнение заданий.
Отчет микрогрупп по практической части кейса.
IΥ. Рефлексия.
На этом этапе урока предлагаю ученикам провести самооценку полученных знаний. К моему удивлению НИ ОДИН не показал красную и жёлтую карточку. Это был тот случай, когда ребята с уверенностью подняли зелёные сигналы, которые обозначали, что все 100% считали, что поняли новый материал. (До применения кейс – метода лучшим результатом было: 56% - зелёный сигнал, 27% - жёлтый (что – то осталось непонятно),17% - красный (считали, что всё непонятно).
Мои сомнения и недоверие к полученным результатам самоанализа учеников развеялись на следующем уроке, после того как ребята выполнили небольшую самостоятельную работу. Результат меня ошеломил: «5» - 26 человек, «4» - 4 человека. Говорят, что успех один раз – это удача. Поэтому я провела ещё один урок, выбрав ближайшую тему: «Проценты». И снова положительная динамика. «5» - 22 человек, «4» - 8 человек. Говорят, что успех два раза – это случайность. И я разработала и провела третий урок по технологии кейс – метода. Выбрала тему «Площадь прямоугольного треугольника». И снова 100% качество. Успех в третий раз – это уже закономерность. После такого положительного результата кейс – метод стал мною применяться регулярно.
Опрос, проведённый мною после начала использования нового метода, показал, что % «не любви» к математике упал.56% класса – обожают математику,32% - заинтересовались, а оставшиеся 12% - перестали бояться неудач на уроке.
Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не становится для меня самоцелью в образовательном процессе. Ведь кейс-технологии должны быть внедрены с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей.
Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией.
Используемая литература:
1. Буравой М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
3. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
4. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
5. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
6. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
7. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
8. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.