Чтение «Мастера и Маргариты» - это не просто перелистывание страниц, а нечто завораживающее. Этот роман заставляет задуматься о многом. При чтении может возникнуть чувство страха, а порой жалости к тому или иному герою. Этот роман нельзя назвать скучным произведением, уже с первых страниц становится интересно.
Булгаков в своём романе говорит нам о трусости, верности, о любви и предательстве. На наш взгляд, роман "Мастер и Маргарита" - очень современная вещь. В ней высмеивается низость мысли и коварство поступков, глупость и безнравственность членов МАССОЛИТа. И Воланд со всей присущей дьяволу жестокостью изобличает все отвратительное в таких людях.
Именно образ одного из приспешников Воланда мы выбрали для анализа в нашей исследовательской работе. Кот Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона.
Актуальность данной работы заключается в том, что роман поныне привлекает читателей и исследователей взаимопроникновением псевдоисторического, реалистического и мистического сюжетов. Кроме того, образ кота Бегемота, несмотря на его инфернальную природу, очаровывает все новые и новые поколения читателей.
Новизна работы выявляется в том, что образ кота Бегемота рассматривается нами с точки зрения проявления в нем «животного начала» и «мистики», сочетаемости данных качеств.
Предмет исследования – образ кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», объект – животного – «тварного» начала и адского – «инфернального» в нем.
Гипотеза исследовательской работы заключается в том, что образ кота Бегемота от редакции к редакции романа существенно не изменялся.
Цель курсовой работы – выявить характер сочетамости «инфернального» и «тварного» в образе кота Бегемота на страницах булгаковского романа, причем как в последнем варианте произведения, так и в ее рукописях.