1 | Методика «Диагностика личностного роста школьников». Авторы Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г., стр. 8-38 | Ученики 6-8 кл. 9-11 кл. | 2 часа 1 час | Групповая и индивидуальная Опросник из 91 утверждения | Характер отношений школьника к: Семье. Отечеству Земле Миру Труду Культуре Знаниям Человеку как к таковому Человеку как к Другому Человеку как Иному К своему телесному Я К своему внутреннему миру, к своему душевному Я | Объединение некоторых шкал позволяют использовать методику для исследования: - воспитанности (шкалы 4-7) - отношение к обще-человеческим ценностям (шкалы 1-8) - взаимоотношения с окружающими (шкалы 8-10) - самоотношение, само-оценка (шкалы 11-12) |
2 | Методика «Исследование личностного роста». Авторы те же Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г. стр.38 - 47 | Ученики | Не указано Предположительно формальное осуществление процедуры займет примерно 15-30 мин. Работа с содержанием потребует еще 30-60 мин. | Индивидуальное диагностическое собеседование. Представляет собой решение 10 ситуаций выбора | 1. Склонность к - авторитаризму - компромиссу - манипуляции - временному отказу от цели, т.к. люди важнее 2. Самоотношение. Я-концепция: - тенденция к доминированию, власти - расчетливость, стремление к успеху - компромисс, сотрудничество, самооценка - конкурентность, соперничество, стремление к успеху 3. Склонность к зависти и злорадству: - мстительность - эмпатия - равнодушие 4. Ценность личной свободы в сознании для подростка 5. Способность отстаивать свою позицию в противовес агрессивному большинству: - противостояние давлению - самодостаточность - мужественность 6. Способность к предательству: - ценности (материальные, духовные, самоценность) - активная жизненная позиция: 7. Склонность к принятию простых решений или к толерантности: 8. Представления о лидере и лидерстве: - ответственность - активная жизненная позиция - ведомость 9. Склонность к уважению других: - толерантность в ситуации нетерпимости - активная жизненная позиция 10. Потребность в истине или склонность к «пофигизму» | - Каждая ситуация может быть использована автономно для решения конкретной задачи - Анализ выборов позволяет вести воспитательную работу - При внесении некоторых изменений может быть использована для формирования команды или при приеме специалистов на работу |
3 | «Какой у нас коллектив». Составитель А.Н.Лутошкин. В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М. АПКиПРО; 2005 г. стр. 48 - 50 | Ученический коллектив | Не указано Примерно 10-30 минут (зависит от темпа чтения) | Групповая и индивидуальная Ребенок должен определить, на какой из предложенных вариантов описания различных типов коллектива похожи его класс, группа | Изучает уровень развития детского коллектива: - степень сплоченности детского коллектива - степень удовлетворенности школьников своим коллективом - единство в достижении значимых целей - выявляет тех, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллектива | - Возможно применение при анализе взрослых коллективов при соответствующей корректировке |
4* | Методика «Социометрия». Основоположник метода Дж. Морено Степанов П.В. и др. См. выше Стр. 51- 53 | Для всех возрастных категорий | Не указано Предположительно проведение 10-15 мин Обработка зависит от количества человек | Групповая и индивидуальная | - изучение межличностных отношений в коллективе - определяет неформальную структуру взаимоотношений в коллективе - систему внутренних симпатий и антипатий - выявляет «лидеров» и «отверженных» членов - степень влияния коллектива на благоприятное развитие ребенка - степень взаиморасположения коллектива и отдельного ребенка | |
5 | Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе. Автор М.И. Рожкова В кн. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007 | Ученический коллектив | Не указано Примерно 15-25 минут | Групповая | - определяет уровень развития ученического самоуправления (предложения 1-24) - включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (1-4) - организованность классного коллектива (5-8) - ответственность за результаты совместной работы в классе (9-12) - участие класса в управлении делами школы (13-16) - взаимодействие с другими классами (17-20) - осознание ответственности за результаты всего коллектива школы (21-24) | |
6 | Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе».- М. АПКиПРО; 2005 г Стр. 53 - 60 | Педагоги- воспитатели | Проводиться по блокам за 2 дня Время на один блок не указано Примерно 20 минут | Групповая и индивидуальная Два опросных листа по 35 предложений | Изучает профессиональную позицию педагога-воспитателя: - позволяет определить гуманистический характер данной позиции (являются ли гуманные ценности базовыми для педагога) - позволяет определить, на сколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности - педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и коллектив - педагог как субъект личностного профессионального развития как воспитателя - педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива - педагог как субъект взаимодействия с другими социальными общностями и институтами | - Может быть использована в рамках исследования обеспечения условий для развития личности школьника. - Возможно применение методики при самоанализе педагогом своей деятельности |
7 | Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания. Авторы Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова В кн. Степанов П.В. и др. См. выше. Стр. 60 – 64 | Педагогический коллектив | Не указано Примерно 20-30 минут | Групповая и индивидуальная Опросный лист из 29 утверждений | - ориентирован ли коллектив на гуманистическое воспитание или преобладают авторитарные установки - признают ли педагоги своей базовой ценностью ребенка или для них ценны порядок и дисциплина в школе, хорошие мероприятия и поощрения за достижения | |
8 | Изучение удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. Комплексная методика А.А. Андреева. В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007 | Родители | Не указано | Групповая и индивидуальная Анкета в трех частях | Позволяет получить: 1. Количественно выраженную информацию об оценке родителями: - роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств - помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем. 2. Содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям родителей о жизни и их жизненным ценностям | - Может быть использована для изучения результативности применения педагогического опыта или подхода на всех этапах. - При необходимости методику можно применять для самооценки педагогом своей работы, а при внесении некоторых изменений и родителями при оценке своего воспитательного влияния на ребенка |
9 | Диагностика параметров самостоятельной деятельности (СД) учащихся. Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993 | Экспертная оценка может быть применена с 1 по 11 класс; самооценка – с 8 по 11 | Не указано | Групповая и индивидуальная - экспертная оценка учителем СД учащихся. - самооценка учащимися своей СД | Позволяет выявить и оценить сформированность качеств самостоятельной деятельности: - успеваемость - мотивация -активность - организованность (умение планировать) - ответственность (степень необходимого контроля) - самостоятельность | |
10 | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Комплексная методика А.А. Андреева. В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007 | 4-5 классы | 20-30 минут | групповая | Определяет степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью | |
11 | Научно-популярный тест «Конфликтная ли вы личность?» ж. «Биология в школе» № 2 2002 г (стр. 22-23) | подростки | | Групповая и индивидуальная 8 утверждений с вариантами ответов | Степень конфликтности и конформности человека | |
12* | Опросник школьной тревожности Филипса. Л.С. Колмогорова «Диагностика психологической культуры школьников» - М.: «Владос пресс»2002г с.186-192 или ж. «Педдиагностика» № 2, 2006г., (стр.87 -93) | 5-6 классы | 30 минут | Групповая и индивидуальная Опросник из 58 вопросов Проводится психологом | - Общий уровень школьной тревожности - Переживание социального стресса - Фрустрация потребности в достижении успеха - Страх самовыражения - Страх ситуации проверки знаний - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - Проблемы и страхи в отношениях с учителем | |
13 | Методики изучения классного коллектива: - «Наши отношения» - «Атмосфера в классе» - «Барометр настроения» - «Мы выбираем, нас выбирают» М.А. Алоева, В.Е. Бейсова «Настольная книга классного руководителя 5 -8 классов» - Ростов–на–Дону «Феникс2004г стр.244-2 | 5-6 классы | 5-10 минут в зависимости от количества уч-ся в классе | Групповая | - Изучение дружбы, сплоченности или конфликтности - состояние взаимопомощи или ее отсутствие - благоприятная ли атмосфера в классе - психологическое настроение ребенка коллектива в определенное время - существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций - симпатии и антипатии в коллективе | Для составления характеристики классного коллектива |
14* | Диагностика эмоциональной сферы в рамках исследования адаптации пятиклассников. Опросник -1 «Чувства в школе» Опросник -2 «Отношение к учебным предметам» Опросник -3 «Черты идеального учителя» С.В. Левченко, педагог – психолог средней школы №1415 г. Москвы «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?» Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2005г. стр65-66 | 4-5 классы | 10-15 минут | - индивидуально или в групповой форме - на бланках или на компьютере - анонимно или открыто - разовое применение и лонгитюд | Отсутствие или наличие временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю. Отсутствие или наличие «проблемных» предметов. Ожидания детей по отношению к педагогам. Опросник 1 - чувства, которые ребенок наиболее часто испытывает в школе - временная дезадаптация или ее отсутствие - общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» Опросник 2 - отношение к учебным предметам - выделение списка проблемных предметов, вызывающих дезадаптацию Опросник 3 - общие черты учителей, которые вызывают симпатию учащихся - черты педагогов, вызывающие дезадаптацию у школьников | Опросники могут быть использованы администрацией для изучения работы отдельного педагога или педколлектива в целом |
15* | Тест-опросник «Значение учебных предметов для развития личности школьника. Т.Д. Дубовицкая ж. «Педдиагностика» №2, 2004г., стр 104-114 | с 12 лет | Зависит от количества анализируемых предметов | Анонимно Групповая 18 суждений с предложенными вариантами ответов | Степень значимости изучаемого предмета для развития личности ученика | Может быть использована в рамках изучения направленности предмета на профильную подготовку учащихся |
16 | Методика измерения уровня коммуникативной успешности. Автор И.А. Гришанова. Модифицированный вариант методики Г.С. Трофимовой ж. «Педдиагностика» №1, 2006г, с.80-90 | Младшие школьники | | Групповая и индивидуальная самооценка или экспертная оценка учителем или родителями 2 опросника | Способность успешно осуществлять межличностное общение по блокам: - шкалы 1 – 5 предназначены для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах; - шкалы 6 – 10 связаны выявлением поведенческих характеристик; - шкалы 11 – 15 направлены на выявление особенностей эмоционально-регулятивной сферы | |
17 | Методика «Мое учение» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | 7 – 11 классы | | Групповая и индивидуальная | - отношение школьников к учению - предметную направленность их познавательных интересов - профессиональные намерения некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учащихся | Может быть использована совместно с психологической методикой «Тест Тулуз-Пьерона» для исследования характера умственной работоспособности учащихся |
18 | Методика «Познавательный интерес» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993 | с 4 класса | Возможно, 1 урок | Групповая (сочинение) | - характер и силу познавательного интереса | |
19 | Методика «Свободные задания» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | | Дополнительно к домашнему заданию по желанию ученика не на отметку | Групповая Несколько раз в течение учебной четверти | - наличие у учащихся учебно-познавательных интересов и их характер | |
20 | Методика «Познавательная потребность» Автор В.С. Юркевич Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993 | С 6-7 лет, можно и раньше | | Экспертная оценка учителями и родителями | - интенсивность познавательной потребности у учащихся | |
21 | Методика «Учитель о профильном классе» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | Учителя 8-11 профильных классов | | индивидуальная | - критерии формирования контингента профильных классов; - особенности программы «школа-вуз»; - мнение учителей о влиянии профильного обучения на учебную деятельность старшеклассников | |
22 | Методика «Старшеклассники о профильном обучении» | старшеклассники | 2-3 четверть | Групповая и индивидуальная | - ведущие мотивы учения учащихся профильных классов; - источники и степень удовлетворения старшеклассников обучением; - затруднения в учебе | В измененном варианте может применяться и в обычных классах |
23 | Методика «Сотрудничество» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | | | Групповая и индивидуальная | - отношение учащихся к сотрудничеству; - возможности и приемы реализации сотрудничества в процессе обучения | |
24 | Методика «Самостоятельная работа» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | Возможно, с 3-4 класса | | Групповая | - отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; - мотивы самостоятельной деятельности; - потребность учащихся в педагогическом руководстве | |
25 | Методика «Шкала наблюдения» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | Педагог | Во время урока | Индивидуально экспертом | - приемы руководства самостоятельной деятельностью учащихся | |
26 | Методика «Домашнее задание» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | Ученики средних и старших классов | Дома В течение недели | Индивидуально | - затраты времени учащимися на выполнение домашних заданий | |
27 | Методика «Учащиеся о стимулах» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | 6-11 классы | | Групповая | - оценку учащимися стимулов самостоятельной учебной деятельности; - характер влияния стимулов на деятельность учащихся | |
28 | Методика «Учителя о стимулах» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | учителя | | Групповая и индивидуальная | - оценка учителями стимулов самостоятельной учебной деятельности учащихся | |
29 | Методика «Зачеты» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 | старшеклассники | | Групповая | - отношение учащихся к зачетной системе; - выявление влияния зачетов на учебную деятельность учащихся | |
30 | Диагностика уровня сформированности навыков рисования Автор: Г.П. Милованова, педагог дополнительного образования, О.В. Овчинникова, педагог-психолог, ЦНТТ г. Березники Пермской области, ж\л «Дополнительное образование» № 7, 2002, с. 49-51 | Младшие школьники | Позволяет осуществить три этапа исследования с нарастанием сложности заданий | Групповая и индивидуальная | Позволяет выявить уровень развития: - пространственной ориентации ребенка на плоскости, умение соотносить предметы в пространстве; - координации и тонкой моторики; - умения изображать рисунок в цвете; - творческого мышления ребенка; - умения, представлять объекты в различных пространственных положениях. - умения решать логические задачи на классификацию; - умения отгадывать загадки | Может быть использована в комплексе с другими методиками для изучения творческого мышления детей |
31 | Методика «Познавательные интересы школьника» Автор К.Н. Волков В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Экспертная оценка деятельности учеников учителем Анкета из 5 вопросов | Определение степени выраженности познавательных интересов младших школьников | Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
32 | Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 1 Автор А.А. Горчинская В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов | Степень выраженности познавательной активности | Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
33 | Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 2 Автор А.А. Горчинская В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями | Степень выраженности познавательной активности в области математики | Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
34 | Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» Вариант 2 Автор А.А. Горчинская В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями | Степень выраженности познавательной самостоятельности в области математики | Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
35 | Методика «Доминирующие мотивы в ситуации их столкновения» Автор М.В. Матюхина В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Индивидуальная | Доминирующий мотив: наличие интереса к мыслительной деятельность или к преодолению трудностей | |
36 | Методика «Заверши предложение» Автор М.В. Матюхина В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Групповая и индивидуальная | Спектр мотивов учения | |
37 | Доминирующие мотивы учения. Автор М.В. Матюхина Методика 1 «Закончи рассказ» Методика 2 В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники Можно применять и для 5-6 класса | | Индивидуальная и групповая | 1. Доминирующий мотив учения (чувство долга, оценочный, потребность в умственной деятельности, социальный, принуждение). 2. Доминирующий мотив учения: - социальные мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, престижа, избегания неприятностей; - познавательные мотивы содержания и процесса) | |
38 | Методика «Перечень любимых занятий». Автор М.В. Матюхина В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Индивидуальная | Уровень развития интереса к содержанию и процессу учения | При внесении некоторых изменений в описании занятий (4, 7,11) можно применять и для 5-6 класса |
39 | Методика выбора задачи – «способа». Автор А.К. Дусавицкий В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Младшие школьники | | Индивидуальная и групповая | Степень устойчивости направленности школьника на способ осуществления учебной деятельности | |
40 | Методика «Непроизвольное запоминание». Автор А.К. Дусавицкий В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Школьники 3-его класса | На уроке русского языка | Групповая В форме подробного изложения | Тип познавательного интереса (занимательно-развлекательный, познавательный, на результат) | |
41 | Методика «Познавательная потребность дошкольника» (модтфицированный вариант методики В.С. Юркевич) В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | | Групповая и индивидуальная Анкета из 7 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями | Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности (устойчивость можно выявить повторным применением методики) | |
42 | Методика «Особенности познавательных потребностей у дошкольников». Авторы Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | Две методики в форме игры | Индивидуально | Методика 1: особенности познавательной потребности: - реакция на новизну; - стремление к новизне Методика 2: степень выраженности любознательности | |
43 | Методика «Таинственное письмо». Автор А.М. Прихожан В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | В два этапа: первая часть – в последние 5 минут одного занятия; вторая часть – через 10 минут перерыва | Групповая Вариант готового письма в методике не предлагается | Напряженность познавательной потребности через интерес к деятельности и возврат к ней | |
44 | Методика прерывания процесса деятельности. Автор Б.В. Зейгарник. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | 15 минут + | Индивидуально | Степень выраженности познавательной мотивации, ее силы и устойчивости через: - интерес к решаемой задаче; - отношение к попыткам приостановить деятельность; - стремление к реальному продолжению деятельности; - время | |
45 | Методика «Столкновение мотивов». Автор Н.И. Гуткина. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | | Индивидуально | Доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно - потребностной сфере | |
46 | Методика «Детская любознательность». Авторы: методика №1 – Д.Б. Годовиков, методика №2 – П. Торренс В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | Две методики 30 мин. | Индивидуально К методике 2 картинка не предложена | 1. Уровень развития любознательности и поисковой активности. 2. Степень выраженности любознательности, чувствительность к новому и неизвестному, способность к вероятностному прогнозированию | |
47 | Методика «Вопрошайка». Автор Н.Б. Шумакова В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники от 4 лет | | Индивидуально Картинки к методике не предложены, описано только их содержание | Уровень вопросительно – исследовательской активности | |
48 | Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей». Автор Т.А. Серебрякова В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | Длительное время в различных условиях жизнедеятельности | Индивидуально В форме дневника наблюдения за каждым ребенком | Познавательно – вопросительная активность | |
49 | Методика «Выбор учебных заданий». Автор Н.В. Пророк. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Школьники 6 лет, обучающиеся в школе | учебн. задания | Групповая и индивидуальная | Уровень развития познавательной активности через включенность, поглощенность и отношение к трудностям | Позволяет получить информацию о мотивах деятельности (процессуальный, получение отметки, избегание неприятного) |
50 | Методика «Выбор сюжетно – тематических картинок». Автор Н.В. Пророк. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники, младшие школьники | | Индивидуально Наборы сюжетно – тематических картинок не предложены | Направленность интересов и мотивов | |
51 | Методика «Персонификация мотивов». Автор М.Р. Гинзбург. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники, младшие школьники | 5 минут 5 – 10 минут | Индивидуально – дошкольники и первоклассники. Групповой - для младших школьников | Мотивы учебной деятельности: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения | |
52 | Методика «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников». Автор Е.Э. Кригер. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Старшие дошкольники | 5 минут | Индивидуально | Доминирующие мотивы: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения | |
53 | Методика «Волшебный цветок». Автор Е.Э. Кригер. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | | Индивидуально | Особенности мотивационных предпочтений в выборе деятельности | |
54 | Методика «Беседа». Автор М.В. Марусинец В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дошкольники | | Индивидуально | Познавательная мотивация, направленность интересов | |
55 | Методика «Интерес к математике». Автор Л.Н. Вахрушева. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005 | Дошкольники | | С детьми – индивидуально; С родителями – в групповой форме | Наличие и степень устойчивости интереса к математике | |
56 | Анкета для определения готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности дошкольников. Автор Е.А. Лобанова. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005 | Воспитатели детского сада | | Групповая и индивидуальная | Степень готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности у дошкольников и представлений о принципах организации развивающей среды | |
57 | Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников. Автор Е.Э. Кригер. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Воспитатели детского сада | | Групповая и индивидуальная | Оценка качества деятельности воспитателя по формированию познавательной активности детей в группе детского сада | Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками |
58 | Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению. Автор Э.А. Баранова. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 | Дети 6 – 7 лет | 6 заданий | Индивидуально | Особенности познавательного интереса в составе общей способности к учению: - доминирующий мотив (игровой или познавательный); - эмоциональное отношение к познавательной деятельности; - произвольность поисковой активности; - особенности проявления познавательного интереса в ситуации выбора; - готовность к самоконтролю; - отношению к полученному результату; - познавательный интерес при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане | Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками |
59* | Фейс – тест (тест лица). Из ст. О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32 | Ученики 1 – 2 классов | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у учеников. - Преобладающее эмоциональное состояние учителя (экспертная оценка) | Может быть использована для экспертной оценки деятельности учителя в период аттестации |
60* | Методика «Незаконченные предложения». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32 | Младшие школьники | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у учеников. - Умение учителя создать благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках | Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
61 | Методика «Учитель при проведении индивидуального опроса». Из ст. О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32 | Учитель | Во время урока | 2 – 3 эксперта | Коммуникативная культура педагога | Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
62* | Методика получения информации о микроклимате в классе «Эмоции на уроке». Модифицированный вариант методики Н.В. Кузьминой. Статья О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г. | Учащиеся среднего звена Учитель (опосредованно) | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - Преобладающее эмоциональное состояние и активность школьников во время уроков | Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
63* | Опросник «Доверие» из ст. О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г. | Учащиеся среднего звена Учитель (опосредованно) | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - Характер отношений учителя и учащихся | Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
64* | Опросник «Оценивание». Из ст. О. Фролушкиной, ж. «Сельская жизнь» №5, 2001 г. | Ученики Учитель (опосредованно) | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - Умение учителя использовать оценочные суждения, мотивирующие учение, поддерживающие желание учиться и не унижающие ученика | Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
65* | Экспресс – методика «Эффективность общения». Автор Р. Каверина. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г. | Учителя | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - Эффективность общения с коллегами | Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
66* | Методика полярных профилей. ? Автор Р. Каверина. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г. | Учителя | | Индивидуальная Анонимно. Проводится психологом | - Установки учителя и его эмоциональный настрой при общении с коллегами; - Степень готовности к сотрудничеству с коллегами | Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
67* | Методика оценки готовности учителя к сотрудничеству с родителями. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №1, 2002г. с. 33-38 | Родители (Учителя опосредованно) | | Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом | - готовности учителя к сотрудничеству с родителями учащихся; - удовлетворенность родителей различными аспектами взаимодействия с учителями школы | Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
68 | Методика оценки речевой культуры учителя. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №1, 2002г. | Учителя | Во время урока | 2 – 3 эксперта | - речевой культуры учителя (соответствие речи литературным нормам языка, сложность речи, дикция, интонационное разнообразие) | См. выше |
69 | Тест «Каковы ваши организаторские и коммуникативные склонности». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29 | Учителя, Руководители образовательных учреждений; Организаторы воспитательной работы | | Групповая и индивидуальная; Самооценка | - способность руководителя (учителя) к лидерству и успешной организаторской деятельности в условиях гуманистических норм общения | |
70 | Опросник «Как вы понимаете объяснительный процесс?» Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23-29 | Учителя | | Групповая и индивидуальная; Самооценка | - уровень понимания психолого – педагогической сущности юбъяснительного процесса, как одного из элементов коммуникативной культуры | |
71* | Методика «Учитель глазами учеников». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29 | Учителя (оценка учителя учениками) | | Экспертная оценка деятельности учителя учениками. Анонимно | - Оценка темпа, ясности, доступности, полезности, активности изложения материала учителем | Может быть использован для самооценки своих действий самим учителем |
72* | Методика «Педагог глазами учеников». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29 | Учитель, воспитатель, классный руководитель, соц. педагог | | Экспертная оценка деятельности учителя учениками. Анонимно | - Оценка авторитетности, такта, активности, способности воспитателя воздействовать на ученика | |
73 | Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №5, 2002г. с. 34 -39 | Педагог | | Самооценка Индивидуально | - Позволяет определить индивидуальный стиль работы и выявить его основные достоинства и недостатки. Стили: эмоционально – импровизационный, эмоционально – методический, методически – импровизационный, рассуждающее – методический | |
74 | Анкета старшеклассника. Автор Б.А. Федоршин. Из кн. «Практикум по экспериментальной и прикладной психологии» / Под ред. А.А. Крылова – Л.: ЛГУ, 1990. – С. 101-102 | 9 – 11 класс | | Групповая и индивидуальная; Самооценка и экспертная оценка одноклассником. Заключение профконсультанта | - Осознанность выбора профиля обучения и сформированности профессиональных интересов | |
75 | Карта интересов. Автор: А.Е. Голомшток. Из кн. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации»./ Под ред. А.Ф. Кудряшова – Петрозаводск, 1992 – с. 222 – 228 | 9 – 11 класс | | Групповая и индивидуальная | - Выраженность интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний) | Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика |
76 | Определение типа личностной направленности. Автор Дж. Холланд. Из «энциклопедии для детей. Выбор профессии» / Под ред. Е. Ананьевой, Е. Белоусовой. – М.: Аванта, 2003.- С. 417 – 419 | Старшеклассники | | Групповая и индивидуальная | - Изучение преобладающего типа личностной направленности в профессиональной деятельности (реалистический, социальный, артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный) | |
77 | Тест интересов и склонностей. Автор: С.И. Вершинин. Из «Сравненеие профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии» // ж. «Школа и производство». – 1996, №6 стр. 90 – 93 | Старшеклассники | | Групповая и индивидуальная | - Позволяет определить степень выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности человека (человек, природа, техника, художественный образ, знак). - Выявление численных характеристик профессиональных интересов школьников и сравнение их с требованиями различных профессий. | Лучше сочетать с методиками, исследующими способности и самооценкой пофессионально важных качеств |
78 | Схема анализа профессии. Авторы: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников. Из Е.А. Климова «Как выбирать профессию». – М.:Просвещение, 1990 – 159 с. Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с. | 9 – 11 класс | | В группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему. С последующим анализом в минигруппах | - Проведение сравнительного анализа 2 – 3 профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них | |
79 | Моды. Автор: Н.С. Пряжников. Из Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с. | 9 – 11 класс | | Индивидуальная | - Проверка выбранных профессий на перспективность | |
80 | Анкета изучения жизненных потребностей. Из «Психологическое сопровождение профессионального обучения безработных» // Сост. Н.В. Мажникова, В.Б. Сысенкова, В.М. Звонарева. Под ред. Т.В. Черниковой. – Волгоград, 2001. – С. 42 – 44 | Старшеклассники | | Групповая и индивидуальная | - Исследование потребностей старшеклассников на этапе выбора профиля обучения | Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика |
81 | Мотивы выбора профессии. Автор: С.С. Гриншпун. В ст. «Оценка личностно – делового потенциала учащихся в профессиональной работе». // ж. «Школа и производство». 1994, №6. – С. 11 – 12 | Старшеклассники | | Групповая и индивидуальная | Исследует: - Причины выбора профессии школьниками; - Структуру их мотивационной сферы | Может быть применена для исследования мотивов личности |
82 | Сводная таблица результатов исследования гендерных (полоролевых) аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками. Из кн. «Профессиональная ориентация и профильное обучение» // Авт.-сост. Т.В. Черникова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 108с. | Старшеклассники | | Групповая и индивидуальная В таблице сопоставляются данные, полученные при помощи применения приложений №74 и №81 | - Проверочное исследование мотивов выбора профессии; - Исследование гендерного аспекта мотивов выбора профиля обучения | Полученные данные помогут преподавателю при выборе заданий для занятий |
83* | Методика «ценностные ориентации». Автор: М. Рокич. Из кн.: 1)Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе» / Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин. - М.: Москва, 1990. -С. 34-35. 2)Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. / Подред. А.Ф. Кудряшова и др. Петрозаводск, 1992.-С. 112 - 114 | Старшеклассники Взрослые | | Лучше индивидуально. В два этапа. Проводится психологом | - Изучение ценностных ориентаций личности; - Ранжирование их по степени значимости | Не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы |
84 | Трудовые ценностные ориентации старшеклассников. Автор Е.М. Павлютенков. Из ст. И.В. Малыхина. // ж. «Школа и производство». – 1989г. - №9, -с. 14 -17 | 9 – 11 классы | | Групповая и индивидуальная | - направленность трудовых ценностных ориентаций; - иерархию ценностей по предпочтительности | |
85 | Тест –опросник для определения уровня самооценки. Автор: С.В Ковалев. Из кн. Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета. – Омск, 1992. С. 19-22 | Можно применять с младшего подросткового возраста | | Групповая и индивидуальная | - уровень самооценки личности с точки зрения взаимодействия с окружающими | |
86 | Самооценка волевых качеств личности. Автор: ? Из кн.: Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры. – М., Просвещение, 1989; С. 99 -106 | Старшеклассники и студенты | | Групповая и индивидуальная | Уровень развития таких волевых качеств личности: - Целеустремленность; - Смелость; - Решительность; - Настойчивость, упорство; - Самообладание и выдержка; - Самостоятельность; - Инициатива | |
87* | Опросник тревожности. Автор: Ч. Спилбергер. Из кн.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под ред. а. Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – С. 41 -45 | Подростки и взрослые | | Групповая и индивидуальная Проводится психологом | - ситуативную и личностную тревозжность | |
88* | Индекс жизненной удовлетворенности. Автор: Н.В. Панина. Из кн: Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. / Под ред. Л А Кроника. – М.: Прогресс, 1993. –С. 107 – 114 | Старшие подростки и взрослые | | Групповая и индивидуальная Проводится психологом | - определение отношения человека к себе и к собственной жизни; - общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни; - наличие интереса к жизни; - последовательность в достижении целей; - согласованность между поставленными и достигнутыми целями | |
89* | Опросник для определения структуры темперамента. Автор: В.М. Русалов Из кн.: Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. - М., 1990. -С. 12-16 | Старшие подростки и взрослые | | Групповая и индивидуальная Проводится психологом | - свойства нервной системы (гибкость, темп, способность к переключению); - особенности поведения и деятельности; - эмоциональность | Полученные данные могут быть применены для эффективной организации учебного процесса и для прогноза успешности в той или иной профессиональной сфере |
90* | Исследование коммуникативных установок личности. Авторы: А.Н. Ивашов, Е.В. Заика. Литературый источиик: Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. - 1991, - № 5. - С. 162-166 | Старшие подростки и взрослые | | Групповая и индивидуальная Проводится психологом | - Выявление доминирующей позиции в поведении и типа общения; - выявление коммуникативных качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений | Позволяет прогнозировать успешность взаимодействия учителя с учениками |
91 | Коммуникативные и организаторские способности. Авторы: В.В. Синявский, Б. А. Федоришин Литературный источник: Бондарев В.П. Выбор профессии. - М, 1991. - С. 31-40 | Старшие подростки и взрослые | | Групповая и индивидуальная | - уровень развития коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников как стержневых в профессиях типа «человек — человек» | |
92* | Шкала самоэф-фективности. Авторы: Р. Шварцер, М. Ерусалем. Литературный источник: ШварцерР., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности. // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - С. 71-76 | Старшие подростки и взрослые | | Групповая и индивидуальная Проводится психологом | Определение степени самоэффективности, т.е. веры в собствснные способности и в возможность собственного успеха (уверенность – неуверенность) | |
93 | Методика «Творческий потенциал». Авторы: Е.С. Жариков, А.Б. Золотов. Литературный источник: Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий: Введение в психологию научного труда. - Кишинев, 1990. - 336 с. | Старшеклассники | | Групповая и индивидуальная | - творческий потенциал личности | |
94 | Тест И.П. Павлова. Автор И.П. Павлов. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 | Не указан | 5 минут | Групповая и индивидуальная | - тип функциональной ассиметрии полушарий головного мозга; - позволяет выявить ведущее полушарие; - преобладающий тип мышления (логическое или образное) | |
95 | Реестр предполагаемых типов усвоения информации. Автор Грегорск (?).Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 | Не указан | Не указано | Групповая и индивидуальная | - предпочитаемый способ собирания информации в окружающей среде: Конкретно – последовательный Абстрактно – произвольный Абстрактно – последовательный Конкретно – произвольный | |
96 | Определение стиля обучения и мышления (Форма Б). Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 | Не указан | Не указано | Групповая и индивидуальная | - Определение стиля обучения и мышления: Левополушарный Правополушарный Равнополушарный | |
97 | Аналитический обзор стиля обучения. АОСО Автор Ребекка Л, Оксфорд. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 | Не указан | Не должно превышать более 30 минут | Групповая и индивидуальная | - стиль обучения (аудиал – визуал - кинестетик; экстраверт - интроверт; интуиция – логика; регламентированный - нерегламентированный; синтез - анализ) | |
98* | Оценка психологического климата в педагогическом коллективе Авторы В. Козлов, А. Козлова, А. Тюлюбаев( кандидаты педагогических наук) ж. «Сельская школа», №6-2002, стр. 31-33 | Педагогический коллектив | | Анонимно Групповая | - Позволяет дать оценку психологического климата в коллективе – его сплочённости или разобщённости. Эта методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет при многократном исследовании проследить динамику его развития (по тем свойствам, которые заложены в опросном листе) | |
99* | Методика самооценки результатов школьного образования (на уровне школы). Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. | Педагогический коллектив | | Анонимно Групповая | - Изучение достигаемых образовательных результатов. Особенности применения: Данная методика может быть предложена администрации, учителям школы в качестве стартового исследования в процессе разработки программы развития образовательного учреждения, проектирования образовательных программ. Содержание предлагаемого опроса можно использовать для внутреннего мониторинга результатов школьной инновационной деятельности | Кроме этого, данные, полученные с помощью опроса, могут быть представлены родителям учащихся и социальным партнерам школы как развернутый отчет об образовательных результатах. В доработанном варианте методика может быть предложена учащимся 10-11 кл. и их родителям |
100 | Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 1 Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. | Учителя | | Устное интервью или письменный опрос Групповая или индивидуальная | - Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на достижение этих результатов. | |
101 | Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 (Для учителей) Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. | Учителя об учащихся | | Анонимно Групповая | - Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на достижение этих результатов | |
102 | Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 Письменный опрос для учащихся Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. | Учащиеся 11 класса | | Самооценка и экспертная оценка Письменный опрос в групповой форме Анонимно и добровольно | - Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на достижение этих результатов | Опрос учащихся можно дополнить столбцом, в котором определяется вклад в формирование названных результатов участников образовательного процесса: отдельных учителей, родителей, одноклассников, других сверстников, школы в целом (уклад школьной жизни). |
103 | Анкета. Источник: С.А. Писарева «Образовательная среда профильного обучения», под ред. А.П. Тряпицыной, С.-П, «КАРО», 2005 | Учащиеся профильных классов | | Анонимно Групповая | Позволяет изучить эмоциональное состояние учащихся в процессе обучения (в том числе в профильном классе) | Может быть использована для исследования деятельности школы |
104 | Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности. Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя) | Учащиеся всех ступеней обучения | | Экспертная оценка Учителем Индивидуально | Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности: - учебно-познавательного интереса, - целеполагания, - учебных действий, - действия контроля - действия оценки | |
105 | Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся приемов учебной деятельности. Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя) | Учащиеся всех ступеней обучения | | Экспертная оценка учителем | Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся приемов учебной деятельности | |
106* | Тест «Незаконченные рисунки». Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. –56 с. | Дети от 5 до 12 лет | | Индивидуальная Проводится психологом | Позволяет выявить способности к воображению и целостному восприятию, воссоздающему воображению | |
107* | Тест «Стиль педагогического руководства». Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003 Из кн. Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г. | Учителя | | Индивидуальная самооценка или анонимно групповая | Стиль педагогического руководства учителя: - Умение устанавливать отношения сотрудничества с учащимися; - Способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению; - Характер методов педагогического воздействия (гуманный или авторитарный) | |
108* | Тест «Размышляем о жизненном опыте». Автор Н.Е. Щуркова. из кн. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. Стр. 188-202 | Старшеклассники | | Анонимно групповая | Позволяет выявить нравственную воспитанность учащихся | Методика может быть использована для изучения результатов развития личности учащихся |
109 | Экспертная оценка учителями различных сторон детской одареннности. Авторы: Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахан (адаптированный вариант создан Туник Е.Е. и Опутниковой В.П.). из кн.: Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. с. 45-66 | от 6 до 18 лет | | Экспертная оценка учителями, школьными психологами, родителями. Начиная с 7-8 класса, экспертами могут выступать школьники: могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга (взаимооценка) | Позволяет оценить степень проявленности четырех видов одаренности 1) способности к обучению; 2) мотивационно - личностные характеристики; 3) творческие способности (креативность); 4) лидерские способности | Методику можно применять в комплексе с другими методиками для исследования самих составляющих одаренности (способность к обучению, мотивация, лидерские способности) |
110 | Методика "Интеллектуальный портрет» Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с. | Ученики | | Экспертная оценка | Позволяет выявить и изучить характер одаренности учеников через характеристику мыслительных операций, особенностей поведения и деятельности, наблюдаемых в ходе взаимодействия с ребенком: - оригинальность мышления - гибкость мышления - продуктивность - способность к анализу и синтезу - классификация и категоризация - высокая концентрация внимания - память - увлеченность содержанием задачи - перфекционизм - социальная автономность - лидерство - соревновательность - широта интересов - юмор | |
111 | Методика - «Карта одаренности». Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с. | От 5 до 10 лет | | Экспертная оценка ребенка родителями и педагогаи | Позволяет оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в наст. время: - интеллектуальная; - творческая; - академическая (научная); - художественно-изобразительная; - музыкальная; - литературная; - артистическая; - техническая; - лидерская; - спортивная | |
112 | Карты сформированности уровней компетентностей у учащихся профильного уровня. Источник: Н.И. Шевченко. Дневник участника эксперимента по введению профильного обучения. – М., 2006 | Учащиеся профильных классов 7-11 кл. | | Экспертная оценка учителями | Уровень сформированности компетентностей у учащихся: - предметной - коммуникативной - социальной | Методика может быть использована и для изучения учащихся обычных классов |
113* | Тест «Стиль педагогического руководства» Источник Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г. Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003 | Учителя | | Самооценка Индивидуальная Групповая (анонимно) | Позволяет оценить стиль педагогического воздействия: - умение устанавливать сотрудничество; - способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению; - гуманный или авторитарный | |
114* | Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии. Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94 | Учителя | | Самооценка Экспертная оценка Индивидуальная Групповая (анонимно) | Позволяет выявить способности учителя к саморазвитию и те факторы, которые стимулируют и препятствуют обучению, развитию и саморазвитию учителей | |
115* | Карта оценки удовлетворённости работой Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94 | Учителя | Срез проводится не чаще одного раза в год | Самооценка Экспертная оценка Индивидуальная Групповая (анонимно) | Позволяет: а) оценить удовлетворённость работников различными аспектами социально-производственной ситуации; б) выявить тенденции к улучшению или ухудшению оценок членов коллектива (в группе); в) определить наиболее значимые для педагогов аспекты их деятельности; г) сравнить положение в разных подразделениях | |
116 | Методика изучения мотивации учения подростков. Источник: ж. «Народное образование» №8, 2001г с. 80 – 89 | Учащиеся 7-х, 9-х, 11х классов | | Групповая | Позволяет исследовать: - уровень учебной мотивации подростков и старших школьников, -характер преобладающих мотивов; - помогает выявить учащихся активно реализующих учебные мотивы в поведении, и тех, у которых отсутствует активность в поведении по реализации учебных мотивов. Методика помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность её отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи | |
117* | Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ). Автор: О. Шостром. Литературный источник: Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности.// журнал практической психолога. – 1998. - № 1. – с.65-75 | Взрослые | | Анонимно | Позволяет выявит общий личностный потенциал, способность человека к саморазвитию, самореализации сторон | |
118* | Анкета для самодиагностики способности учителя к саморазвитию. Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 48-66 | Учителя | | Самооценка; Групповая анонимно (в рамках комплексного исследования возможностей педагогических коллективов) | Позволяет выявить направленность учителя на саморазвитие | |
119 | Тест для самоанализа «Проверьте, какой Вы руководитель». Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 52-55 | Учителя | | Самооценка | Позволяет оперативно оценить сформированность некоторых управленческих качеств, развивает самооценку руководителя | |