СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каталог методик

Нажмите, чтобы узнать подробности

каталог диагностических методик в помощь классному руководителю

Просмотр содержимого документа
«Каталог методик»

Каталог методик педагогической диагностики

Внимание: методики, номер которых помечен знаком *, применять может применять только психолог


Название методики

Автор

Источник

Объект

Возраст

Время применения методики

Форма проведения

Что исследует

Другие возможности использования методики

1

Методика «Диагностика личностного роста школьников».


Авторы Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов

В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г., стр. 8-38

Ученики

6-8 кл.

9-11 кл.

2 часа

1 час

Групповая и индивидуальная


Опросник из 91 утверждения

Характер отношений школьника к:

  1. Семье.

  2. Отечеству

  3. Земле

  4. Миру

  5. Труду

  6. Культуре

  7. Знаниям

  8. Человеку как к таковому

  9. Человеку как к Другому

  10. Человеку как Иному

  11. К своему телесному Я

  12. К своему внутреннему миру, к своему душевному Я

Объединение некоторых шкал позволяют использовать методику для исследования:

- воспитанности (шкалы 4-7)

- отношение к обще-человеческим ценностям (шкалы 1-8)

- взаимоотношения с окружающими (шкалы 8-10)

- самоотношение, само-оценка (шкалы 11-12)

2

Методика «Исследование личностного роста».


Авторы те же


Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г. стр.38 - 47

Ученики

Не указано

Предположительно формальное осуществление процедуры займет примерно 15-30 мин. Работа с содержанием потребует еще 30-60 мин.

Индивидуальное диагностическое собеседование.


Представляет собой решение 10 ситуаций выбора

1. Склонность к

- авторитаризму

- компромиссу

- манипуляции

- временному отказу от цели, т.к. люди важнее

2. Самоотношение. Я-концепция:

- тенденция к доминированию, власти

- расчетливость, стремление к успеху

- компромисс, сотрудничество, самооценка

- конкурентность, соперничество, стремление к успеху

3. Склонность к зависти и злорадству:

- мстительность

- эмпатия

- равнодушие

4. Ценность личной свободы в сознании для подростка

5. Способность отстаивать свою позицию в противовес агрессивному большинству:

- противостояние давлению

- самодостаточность

- мужественность

6. Способность к предательству:

- ценности (материальные, духовные, самоценность)

- активная жизненная позиция:

7. Склонность к принятию простых решений или к толерантности:

8. Представления о лидере и лидерстве:

- ответственность

- активная жизненная позиция

- ведомость

9. Склонность к уважению других:

- толерантность в ситуации нетерпимости

- активная жизненная позиция

10. Потребность в истине или склонность к «пофигизму»

- Каждая ситуация может быть использована автономно для решения конкретной задачи

- Анализ выборов позволяет вести воспитательную работу

- При внесении некоторых изменений может быть использована для формирования команды или при приеме специалистов на работу

3

«Какой у нас коллектив».


Составитель А.Н.Лутошкин.

В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М. АПКиПРО; 2005 г. стр. 48 - 50

Ученический коллектив

Не указано

Примерно 10-30 минут (зависит от темпа чтения)

Групповая и индивидуальная

Ребенок должен определить, на какой из предложенных вариантов описания различных типов коллектива похожи его класс, группа

Изучает уровень развития детского коллектива:

- степень сплоченности детского коллектива

- степень удовлетворенности школьников своим коллективом

- единство в достижении значимых целей

- выявляет тех, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллектива

- Возможно применение при анализе взрослых коллективов при соответствующей корректировке

4*

Методика «Социометрия».

Основоположник метода Дж. Морено

Степанов П.В. и др. См. выше

Стр. 51- 53

Для всех возрастных категорий

Не указано

Предположительно проведение 10-15 мин

Обработка зависит от количества человек

Групповая и индивидуальная

- изучение межличностных отношений в коллективе

- определяет неформальную структуру взаимоотношений в коллективе

- систему внутренних симпатий и антипатий

- выявляет «лидеров» и «отверженных» членов

- степень влияния коллектива на благоприятное развитие ребенка

- степень взаиморасположения коллектива и отдельного ребенка


5

Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе.


Автор М.И. Рожкова

В кн. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

Ученический коллектив

Не указано

Примерно 15-25 минут

Групповая

- определяет уровень развития ученического самоуправления (предложения 1-24)

- включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (1-4)

- организованность классного коллектива (5-8)

- ответственность за результаты совместной работы в классе (9-12)

- участие класса в управлении делами школы (13-16)

- взаимодействие с другими классами (17-20)

- осознание ответственности за результаты всего коллектива школы (21-24)


6

Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя.


Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе».- М. АПКиПРО; 2005 г

Стр. 53 - 60

Педагоги- воспитатели

Проводиться по блокам за 2 дня

Время на один блок не указано

Примерно 20 минут

Групповая и индивидуальная


Два опросных листа по 35 предложений

Изучает профессиональную позицию педагога-воспитателя:

- позволяет определить гуманистический характер данной позиции (являются ли гуманные ценности базовыми для педагога)

- позволяет определить, на сколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности

- педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и коллектив

- педагог как субъект личностного профессионального развития как воспитателя

- педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива

- педагог как субъект взаимодействия с другими социальными общностями и институтами

- Может быть использована в рамках исследования обеспечения условий для развития личности школьника.

- Возможно применение методики при самоанализе педагогом своей деятельности

7

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

Авторы Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова

В кн. Степанов П.В. и др. См. выше.

Стр. 60 – 64

Педагогический коллектив

Не указано

Примерно 20-30 минут

Групповая и индивидуальная


Опросный лист из 29 утверждений

- ориентирован ли коллектив на гуманистическое воспитание или преобладают авторитарные установки

- признают ли педагоги своей базовой ценностью ребенка или для них ценны порядок и дисциплина в школе, хорошие мероприятия и поощрения за достижения


8

Изучение удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Комплексная методика А.А. Андреева.

В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

Родители

Не указано

Групповая и индивидуальная

Анкета в трех частях

Позволяет получить:

1. Количественно выраженную информацию об оценке родителями:

- роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств

- помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

2. Содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям родителей о жизни и их жизненным ценностям

- Может быть использована для изучения результативности применения педагогического опыта или подхода на всех этапах.

- При необходимости методику можно применять для самооценки педагогом своей работы, а при внесении некоторых изменений и родителями при оценке своего воспитательного влияния на ребенка

9

Диагностика параметров самостоятельной деятельности (СД) учащихся.

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993

Экспертная оценка может быть применена с 1 по 11 класс;

самооценка – с 8 по 11

Не указано

Групповая и индивидуальная

- экспертная оценка учителем СД учащихся.

- самооценка учащимися своей СД

Позволяет выявить и оценить сформированность качеств самостоятельной деятельности:

- успеваемость

- мотивация

-активность

- организованность (умение планировать)

- ответственность (степень необходимого контроля)

- самостоятельность


10

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Комплексная методика А.А. Андреева.

В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

4-5 классы

20-30 минут

групповая

Определяет степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью


11

Научно-популярный тест «Конфликтная ли вы личность?» ж. «Биология в школе» № 2 2002 г (стр. 22-23)

подростки


Групповая и индивидуальная

8 утверждений с вариантами ответов

Степень конфликтности и конформности человека


12*

Опросник школьной тревожности

Филипса.

Л.С. Колмогорова «Диагностика психологической культуры школьников» - М.: «Владос пресс»2002г с.186-192 или ж. «Педдиагностика» № 2, 2006г., (стр.87 -93)

5-6 классы

30 минут

Групповая и индивидуальная


Опросник из 58 вопросов


Проводится психологом

- Общий уровень школьной тревожности

- Переживание социального стресса

- Фрустрация потребности в достижении успеха

- Страх самовыражения

- Страх ситуации проверки знаний

- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

- Проблемы и страхи в отношениях с учителем


13

Методики изучения классного коллектива:

- «Наши отношения»

- «Атмосфера в классе»

- «Барометр настроения»

- «Мы выбираем, нас выбирают»

М.А. Алоева, В.Е. Бейсова «Настольная книга классного руководителя 5 -8 классов» - Ростов–на–Дону «Феникс2004г стр.244-2

5-6 классы

5-10 минут в зависимости от количества уч-ся в классе

Групповая

- Изучение дружбы, сплоченности или конфликтности

- состояние взаимопомощи или ее отсутствие

- благоприятная ли атмосфера в классе

- психологическое настроение ребенка коллектива в определенное время

- существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций

- симпатии и антипатии в коллективе

Для составления характеристики классного коллектива

14*

Диагностика эмоциональной сферы в рамках исследования адаптации пятиклассников.

Опросник -1 «Чувства в школе»

Опросник -2 «Отношение к учебным предметам»

Опросник -3 «Черты идеального учителя»

С.В. Левченко, педагог – психолог средней школы №1415 г. Москвы «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?»

Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2005г. стр65-66

4-5 классы

10-15 минут

- индивидуально или в групповой форме

- на бланках или на компьютере

- анонимно или открыто

- разовое применение и лонгитюд

Отсутствие или наличие временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю.

Отсутствие или наличие «проблемных» предметов.

Ожидания детей по отношению к педагогам.

Опросник 1

- чувства, которые ребенок наиболее часто испытывает в школе

- временная дезадаптация или ее отсутствие

- общий настрой класса, его «эмоциональный портрет»

Опросник 2

- отношение к учебным предметам

- выделение списка проблемных предметов, вызывающих дезадаптацию

Опросник 3

- общие черты учителей, которые вызывают симпатию учащихся

- черты педагогов, вызывающие дезадаптацию у школьников

Опросники могут быть использованы администрацией для изучения работы отдельного педагога или педколлектива в целом

15*

Тест-опросник «Значение учебных предметов для развития личности школьника.

Т.Д. Дубовицкая

ж. «Педдиагностика» №2, 2004г., стр 104-114

с 12 лет

Зависит от количества анализируемых предметов

Анонимно

Групповая


18 суждений с предложенными вариантами ответов

Степень значимости изучаемого предмета для развития личности ученика

Может быть использована в рамках изучения направленности предмета на профильную подготовку учащихся

16

Методика измерения уровня коммуникативной успешности.

Автор И.А. Гришанова. Модифицированный вариант методики Г.С. Трофимовой

ж. «Педдиагностика» №1, 2006г, с.80-90

Младшие школьники


Групповая и индивидуальная самооценка или экспертная оценка учителем или родителями

2 опросника

Способность успешно осуществлять межличностное общение по блокам:

- шкалы 1 – 5 предназначены для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах;

- шкалы 6 – 10 связаны выявлением поведенческих характеристик;

- шкалы 11 – 15 направлены на выявление особенностей эмоционально-регулятивной сферы


17

Методика «Мое учение»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

7 – 11 классы


Групповая и индивидуальная

- отношение школьников к учению

- предметную направленность их познавательных интересов

- профессиональные намерения некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учащихся

Может быть использована совместно с психологической методикой «Тест Тулуз-Пьерона» для исследования характера умственной работоспособности учащихся

18

Методика «Познавательный интерес»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993

с 4 класса

Возможно, 1 урок

Групповая (сочинение)

- характер и силу познавательного интереса


19

Методика «Свободные задания»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993


Дополнительно к домашнему заданию по желанию ученика не на отметку

Групповая

Несколько раз в течение учебной четверти

- наличие у учащихся учебно-познавательных интересов и их характер


20

Методика «Познавательная потребность»

Автор В.С. Юркевич

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993

С 6-7 лет, можно и раньше


Экспертная оценка учителями и родителями

- интенсивность познавательной потребности у учащихся


21

Методика «Учитель о профильном классе»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Учителя 8-11 профильных классов


индивидуальная

- критерии формирования контингента профильных классов;

- особенности программы «школа-вуз»;

- мнение учителей о влиянии профильного обучения на учебную деятельность старшеклассников


22

Методика «Старшеклассники о профильном обучении»

старшеклассники

2-3 четверть

Групповая и индивидуальная

- ведущие мотивы учения учащихся профильных классов;

- источники и степень удовлетворения старшеклассников обучением;

- затруднения в учебе

В измененном варианте может применяться и в обычных классах

23

Методика «Сотрудничество»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993



Групповая и индивидуальная

- отношение учащихся к сотрудничеству;

- возможности и приемы реализации сотрудничества в процессе обучения


24

Методика «Самостоятельная работа»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Возможно, с 3-4 класса


Групповая

- отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам;

- мотивы самостоятельной деятельности;

- потребность учащихся в педагогическом руководстве


25

Методика «Шкала наблюдения»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Педагог

Во время урока

Индивидуально

экспертом

- приемы руководства самостоятельной деятельностью учащихся


26

Методика «Домашнее задание» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Ученики средних и старших классов

Дома

В течение недели

Индивидуально

- затраты времени учащимися на выполнение домашних заданий


27

Методика «Учащиеся о стимулах»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

6-11 классы


Групповая

- оценку учащимися стимулов самостоятельной учебной деятельности;

- характер влияния стимулов на деятельность учащихся


28

Методика «Учителя о стимулах»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

учителя


Групповая и индивидуальная

- оценка учителями стимулов самостоятельной учебной деятельности учащихся


29

Методика «Зачеты»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

старшеклассники


Групповая

- отношение учащихся к зачетной системе;

- выявление влияния зачетов на учебную деятельность учащихся


30

Диагностика уровня сформированности навыков рисования

Автор: Г.П. Милованова, педагог дополнительного образования, О.В. Овчинникова, педагог-психолог, ЦНТТ г. Березники Пермской области, ж\л «Дополнительное образование» № 7, 2002, с. 49-51

Младшие школьники

Позволяет осуществить три этапа исследования с нарастанием сложности заданий

Групповая и индивидуальная

Позволяет выявить уровень развития:

- пространственной ориентации ребенка на плоскости, умение соотносить предметы в пространстве;

- координации и тонкой моторики;

- умения изображать рисунок в цвете;

- творческого мышления ребенка;

- умения, представлять объекты в различных пространственных положениях.

- умения решать логические задачи на классификацию;

- умения отгадывать загадки

Может быть использована в комплексе с другими методиками для изучения творческого мышления детей

31

Методика «Познавательные интересы школьника»

Автор К.Н. Волков

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Экспертная оценка деятельности учеников учителем

Анкета из 5 вопросов

Определение степени выраженности познавательных интересов младших школьников

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

32

Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 1

Автор А.А. Горчинская

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов

Степень выраженности познавательной активности

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

33

Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 2

Автор А.А. Горчинская

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями


Степень выраженности познавательной активности в области математики

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

34

Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» Вариант 2

Автор А.А. Горчинская

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями

Степень выраженности познавательной самостоятельности в области математики

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

35

Методика «Доминирующие мотивы в ситуации их столкновения»

Автор М.В. Матюхина

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Индивидуальная

Доминирующий мотив: наличие интереса к мыслительной деятельность или к преодолению трудностей


36

Методика «Заверши предложение»

Автор М.В. Матюхина

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Групповая и индивидуальная

Спектр мотивов учения


37

Доминирующие мотивы учения.

Автор М.В. Матюхина

Методика 1 «Закончи рассказ»

Методика 2

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Можно применять и для 5-6 класса


Индивидуальная и групповая

1. Доминирующий мотив учения (чувство долга, оценочный, потребность в умственной деятельности, социальный, принуждение).

2. Доминирующий мотив учения:

- социальные мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, престижа, избегания неприятностей;

- познавательные мотивы содержания и процесса)


38

Методика «Перечень любимых занятий». Автор М.В. Матюхина

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники



Индивидуальная

Уровень развития интереса к содержанию и процессу учения

При внесении некоторых изменений в описании занятий (4, 7,11) можно применять и для 5-6 класса

39

Методика выбора задачи – «способа».

Автор А.К. Дусавицкий

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники


Индивидуальная и групповая

Степень устойчивости направленности школьника на способ осуществления учебной деятельности


40

Методика «Непроизвольное запоминание». Автор А.К. Дусавицкий

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Школьники 3-его класса

На уроке русского языка

Групповая


В форме подробного изложения

Тип познавательного интереса (занимательно-развлекательный, познавательный, на результат)


41

Методика «Познавательная потребность дошкольника» (модтфицированный вариант методики В.С. Юркевич)

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники


Групповая и индивидуальная Анкета из 7 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями

Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности (устойчивость можно выявить повторным применением методики)


42

Методика «Особенности познавательных потребностей у дошкольников».

Авторы Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

Две методики в форме игры

Индивидуально

Методика 1: особенности познавательной потребности:

- реакция на новизну;

- стремление к новизне

Методика 2: степень выраженности любознательности


43

Методика «Таинственное письмо». Автор А.М. Прихожан

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

В два этапа: первая часть – в последние 5 минут одного занятия;

вторая часть – через 10 минут перерыва

Групповая


Вариант готового письма в методике не предлагается

Напряженность познавательной потребности через интерес к деятельности и возврат к ней


44

Методика прерывания процесса деятельности.

Автор Б.В. Зейгарник.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

15 минут +

Индивидуально

Степень выраженности познавательной мотивации, ее силы и устойчивости через:

- интерес к решаемой задаче;

- отношение к попыткам приостановить деятельность;

- стремление к реальному продолжению деятельности;

- время


45

Методика «Столкновение мотивов».

Автор Н.И. Гуткина.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники


Индивидуально

Доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно - потребностной сфере


46

Методика «Детская любознательность».

Авторы: методика №1 – Д.Б. Годовиков, методика №2 – П. Торренс

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

Две методики

30 мин.

Индивидуально


К методике 2 картинка не предложена

1. Уровень развития любознательности и поисковой активности.

2. Степень выраженности любознательности, чувствительность к новому и неизвестному, способность к вероятностному прогнозированию


47

Методика «Вопрошайка». Автор Н.Б. Шумакова В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники от 4 лет


Индивидуально


Картинки к методике не предложены, описано только их содержание

Уровень вопросительно – исследовательской активности


48

Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей». Автор Т.А. Серебрякова В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

Длительное время в различных условиях жизнедеятельности

Индивидуально

В форме дневника наблюдения за каждым ребенком

Познавательно – вопросительная активность


49

Методика «Выбор учебных заданий».

Автор Н.В. Пророк.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Школьники 6 лет, обучающиеся в школе

учебн. задания

Групповая и индивидуальная

Уровень развития познавательной активности через включенность, поглощенность и отношение к трудностям

Позволяет получить информацию о мотивах деятельности (процессуальный, получение отметки, избегание неприятного)

50

Методика «Выбор сюжетно – тематических картинок».

Автор Н.В. Пророк.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники, младшие школьники


Индивидуально

Наборы сюжетно – тематических картинок не предложены

Направленность интересов и мотивов


51

Методика «Персонификация мотивов».

Автор М.Р. Гинзбург.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники, младшие школьники

5 минут



5 – 10 минут

Индивидуально – дошкольники и первоклассники.

Групповой - для младших школьников

Мотивы учебной деятельности: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения


52

Методика «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников».

Автор Е.Э. Кригер.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Старшие дошкольники

5 минут

Индивидуально

Доминирующие мотивы: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения


53

Методика «Волшебный цветок».

Автор Е.Э. Кригер.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники


Индивидуально

Особенности мотивационных предпочтений в выборе деятельности


54

Методика «Беседа». Автор М.В. Марусинец В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники


Индивидуально

Познавательная мотивация, направленность интересов


55

Методика «Интерес к математике».

Автор Л.Н. Вахрушева.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005

Дошкольники


С детьми – индивидуально;

С родителями – в групповой форме

Наличие и степень устойчивости интереса к математике


56

Анкета для определения готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности дошкольников.

Автор Е.А. Лобанова.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005

Воспитатели детского сада


Групповая и индивидуальная

Степень готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности у дошкольников и представлений о принципах организации развивающей среды


57

Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников.

Автор Е.Э. Кригер.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Воспитатели детского сада


Групповая и индивидуальная

Оценка качества деятельности воспитателя по формированию познавательной активности детей в группе детского сада

Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками

58

Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению.

Автор Э.А. Баранова.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дети 6 – 7 лет

6 заданий

Индивидуально

Особенности познавательного интереса в составе общей способности к учению:

- доминирующий мотив (игровой или познавательный);

- эмоциональное отношение к познавательной деятельности;

- произвольность поисковой активности;

- особенности проявления познавательного интереса в ситуации выбора;

- готовность к самоконтролю;

- отношению к полученному результату;

- познавательный интерес при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане

Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками

59*

Фейс – тест (тест лица).

Из ст. О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32

Ученики 1 – 2 классов


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у учеников.

- Преобладающее эмоциональное состояние учителя (экспертная оценка)

Может быть использована для экспертной оценки деятельности учителя в период аттестации

60*

Методика «Незаконченные предложения».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32

Младшие школьники


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у учеников.

- Умение учителя создать благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

61

Методика «Учитель при проведении индивидуального опроса».

Из ст. О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32

Учитель

Во время урока

2 – 3 эксперта

Коммуникативная культура педагога

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

62*

Методика получения информации о микроклимате в классе «Эмоции на уроке».

Модифицированный вариант методики Н.В. Кузьминой.

Статья О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г.

Учащиеся среднего звена


Учитель (опосредованно)


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Преобладающее эмоциональное состояние и активность школьников во время уроков

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

63*

Опросник «Доверие» из ст. О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г.

Учащиеся среднего звена


Учитель (опосредованно)


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Характер отношений учителя и учащихся

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

64*

Опросник «Оценивание».

Из ст. О. Фролушкиной, ж. «Сельская жизнь» №5, 2001 г.

Ученики



Учитель (опосредованно)


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Умение учителя использовать оценочные суждения, мотивирующие учение, поддерживающие желание учиться и не унижающие ученика

Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

65*

Экспресс – методика «Эффективность общения».

Автор Р. Каверина.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г.

Учителя


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Эффективность общения с коллегами

Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

66*

Методика полярных профилей.

? Автор Р. Каверина.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г.

Учителя


Индивидуальная Анонимно.

Проводится психологом

- Установки учителя и его эмоциональный настрой при общении с коллегами;

- Степень готовности к сотрудничеству с коллегами

Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

67*

Методика оценки готовности учителя к сотрудничеству с родителями.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №1, 2002г. с. 33-38

Родители


(Учителя опосредованно)


Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- готовности учителя к сотрудничеству с родителями учащихся;

- удовлетворенность родителей различными аспектами взаимодействия с учителями школы

Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

68

Методика оценки речевой культуры учителя.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №1, 2002г.

Учителя

Во время урока

2 – 3 эксперта

- речевой культуры учителя (соответствие речи литературным нормам языка, сложность речи, дикция, интонационное разнообразие)

См. выше

69

Тест «Каковы ваши организаторские и коммуникативные склонности».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29

Учителя,

Руководители образовательных учреждений;

Организаторы воспитательной работы


Групповая и индивидуальная;


Самооценка

- способность руководителя (учителя) к лидерству и успешной организаторской деятельности в условиях гуманистических норм общения


70

Опросник «Как вы понимаете объяснительный процесс?»

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23-29

Учителя


Групповая и индивидуальная;


Самооценка

- уровень понимания психолого – педагогической сущности юбъяснительного процесса, как одного из элементов коммуникативной культуры


71*

Методика «Учитель глазами учеников».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29

Учителя

(оценка учителя учениками)


Экспертная оценка деятельности учителя учениками.

Анонимно


- Оценка темпа, ясности, доступности, полезности, активности изложения материала учителем

Может быть использован для самооценки своих действий самим учителем

72*

Методика «Педагог глазами учеников».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29

Учитель, воспитатель, классный руководитель, соц. педагог


Экспертная оценка деятельности учителя учениками.

Анонимно

- Оценка авторитетности, такта, активности, способности воспитателя воздействовать на ученика


73

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №5, 2002г. с. 34 -39

Педагог


Самооценка

Индивидуально

- Позволяет определить индивидуальный стиль работы и выявить его основные достоинства и недостатки.

Стили: эмоционально – импровизационный, эмоционально – методический, методически – импровизационный, рассуждающее – методический


74

Анкета старшеклассника.

Автор Б.А. Федоршин.

Из кн. «Практикум по экспериментальной и прикладной психологии» / Под ред. А.А. Крылова – Л.: ЛГУ, 1990. – С. 101-102

9 – 11 класс


Групповая и индивидуальная;

Самооценка и

экспертная оценка одноклассником.

Заключение профконсультанта

- Осознанность выбора профиля обучения и сформированности профессиональных интересов


75

Карта интересов.

Автор: А.Е. Голомшток. Из кн. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации»./ Под ред. А.Ф. Кудряшова – Петрозаводск, 1992 – с. 222 – 228

9 – 11 класс


Групповая и индивидуальная

- Выраженность интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний)

Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика

76

Определение типа личностной направленности.

Автор Дж. Холланд. Из «энциклопедии для детей. Выбор профессии» / Под ред. Е. Ананьевой, Е. Белоусовой. – М.: Аванта, 2003.- С. 417 – 419

Старшеклассники


Групповая и индивидуальная

- Изучение преобладающего типа личностной направленности в профессиональной деятельности (реалистический, социальный, артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный)


77

Тест интересов и склонностей.

Автор: С.И. Вершинин. Из «Сравненеие профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии» // ж. «Школа и производство». – 1996, №6 стр. 90 – 93

Старшеклассники


Групповая и индивидуальная

- Позволяет определить степень выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности человека (человек, природа, техника, художественный образ, знак).

- Выявление численных характеристик профессиональных интересов школьников и сравнение их с требованиями различных профессий.

Лучше сочетать с методиками, исследующими способности и самооценкой пофессионально важных качеств

78

Схема анализа профессии.

Авторы: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников. Из Е.А. Климова «Как выбирать профессию». – М.:Просвещение, 1990 – 159 с.

Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с.

9 – 11 класс


В группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему. С последующим анализом в минигруппах

- Проведение сравнительного анализа 2 – 3 профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них


79

Моды.

Автор: Н.С. Пряжников.

Из Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с.

9 – 11 класс


Индивидуальная

- Проверка выбранных профессий на перспективность


80

Анкета изучения жизненных потребностей.

Из «Психологическое сопровождение профессионального обучения безработных» // Сост. Н.В. Мажникова, В.Б. Сысенкова, В.М. Звонарева. Под ред. Т.В. Черниковой. – Волгоград, 2001. – С. 42 – 44

Старшеклассники


Групповая и индивидуальная

- Исследование потребностей старшеклассников на этапе выбора профиля обучения

Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика

81

Мотивы выбора профессии.

Автор: С.С. Гриншпун. В ст. «Оценка личностно – делового потенциала учащихся в профессиональной работе». // ж. «Школа и производство». 1994, №6. – С. 11 – 12

Старшеклассники


Групповая и индивидуальная

Исследует:

- Причины выбора профессии школьниками;

- Структуру их мотивационной сферы

Может быть применена для исследования мотивов личности

82

Сводная таблица результатов исследования гендерных (полоролевых) аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками.

Из кн. «Профессиональная ориентация и профильное обучение» // Авт.-сост. Т.В. Черникова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 108с.

Старшеклассники


Групповая и индивидуальная


В таблице сопоставляются данные, полученные при помощи применения приложений №74 и №81

- Проверочное исследование мотивов выбора профессии;

- Исследование гендерного аспекта мотивов выбора профиля обучения

Полученные данные помогут преподавателю при выборе заданий для занятий

83*

Методика «ценностные ориентации».

Автор: М. Рокич.

Из кн.: 1)Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе» / Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин. - М.: Москва, 1990. -С. 34-35. 2)Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. / Подред. А.Ф. Кудряшова и др. Петрозаводск, 1992.-С. 112 - 114

Старшеклассники

Взрослые


Лучше индивидуально.

В два этапа.

Проводится психологом

- Изучение ценностных ориентаций личности;

- Ранжирование их по степени значимости

Не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы

84

Трудовые ценностные ориентации старшеклассников.

Автор Е.М. Павлютенков. Из ст. И.В. Малыхина. // ж. «Школа и производство». – 1989г. - №9, -с. 14 -17

9 – 11 классы


Групповая и индивидуальная

- направленность трудовых ценностных ориентаций;

- иерархию ценностей по предпочтительности


85

Тест –опросник для определения уровня самооценки.

Автор: С.В Ковалев. Из кн. Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета. – Омск, 1992. С. 19-22

Можно применять с младшего подросткового возраста


Групповая и индивидуальная

- уровень самооценки личности с точки зрения взаимодействия с окружающими


86

Самооценка волевых качеств личности.

Автор: ?

Из кн.: Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры. – М., Просвещение, 1989; С. 99 -106

Старшеклассники и студенты


Групповая и индивидуальная

Уровень развития таких волевых качеств личности:

- Целеустремленность;

- Смелость;

- Решительность;

- Настойчивость, упорство;

- Самообладание и выдержка;

- Самостоятельность;

- Инициатива


87*

Опросник тревожности.

Автор: Ч. Спилбергер. Из кн.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под ред. а. Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – С. 41 -45

Подростки и взрослые


Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- ситуативную и личностную тревозжность


88*

Индекс жизненной удовлетворенности.

Автор: Н.В. Панина. Из кн: Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. / Под ред. Л А Кроника. – М.: Прогресс, 1993. –С. 107 – 114

Старшие подростки и взрослые


Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- определение отношения человека к себе и к собственной жизни;

- общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни;

- наличие интереса к жизни;

- последовательность в достижении целей;

- согласованность между поставленными и достигнутыми целями


89*

Опросник для определения структуры темперамента.

Автор: В.М. Русалов Из кн.: Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. - М., 1990. -С. 12-16

Старшие подростки и взрослые


Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- свойства нервной системы (гибкость, темп, способность к переключению);

- особенности поведения и деятельности;

- эмоциональность

Полученные данные могут быть применены для эффективной организации учебного процесса и для прогноза успешности в той или иной профессиональной сфере

90*

Исследование коммуникативных установок личности.

Авторы: А.Н. Ивашов, Е.В. Заика. Литературый источиик: Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. - 1991, - № 5. - С. 162-166

Старшие подростки и взрослые


Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- Выявление доминирующей позиции в поведении и типа общения;

- выявление коммуникативных качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений

Позволяет прогнозировать успешность взаимодействия учителя с учениками

91

Коммуникативные и организаторские способности.

Авторы: В.В. Синявский, Б. А. Федоришин

Литературный источник: Бондарев В.П. Выбор профессии. - М, 1991. - С. 31-40

Старшие подростки и взрослые


Групповая и индивидуальная

- уровень развития коммуникативных и организаторских спо­собностей старшеклассников как стержневых в профессиях типа «человек — человек»


92*

Шкала самоэф-фективности.

Авторы: Р. Шварцер, М. Ерусалем. Литературный источник: ШварцерР., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности. // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - С. 71-76

Старшие подростки и взрослые


Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

Определение степени самоэффективности, т.е. веры в собствснные способности и в возможность собственного успеха (уверенность – неуверенность)


93

Методика «Творческий потенциал».

Авторы: Е.С. Жариков, А.Б. Золотов. Литературный источник: Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий: Введение в психологию научного труда. - Кишинев, 1990. - 336 с.

Старшеклассники


Групповая и индивидуальная

- творческий потенциал личности


94

Тест И.П. Павлова.

Автор И.П. Павлов.

Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

5 минут

Групповая и индивидуальная

- тип функциональной ассиметрии полушарий головного мозга;

- позволяет выявить ведущее полушарие;

- преобладающий тип мышления (логическое или образное)


95

Реестр предполагаемых типов усвоения информации.

Автор Грегорск (?).Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

Не указано

Групповая и индивидуальная

- предпочитаемый способ собирания информации в окружающей среде:

Конкретно – последовательный

Абстрактно – произвольный

Абстрактно – последовательный

Конкретно – произвольный


96

Определение стиля обучения и мышления (Форма Б).

Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл.

Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

Не указано

Групповая и индивидуальная

- Определение стиля обучения и мышления:

Левополушарный

Правополушарный

Равнополушарный


97

Аналитический обзор стиля обучения. АОСО

Автор Ребекка Л, Оксфорд. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

Не должно превышать более 30 минут

Групповая и индивидуальная

- стиль обучения (аудиал – визуал - кинестетик; экстраверт - интроверт; интуиция – логика; регламентированный - нерегламентированный; синтез - анализ)


98*

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Авторы В. Козлов, А. Козлова, А. Тюлюбаев( кандидаты педагогических наук) ж. «Сельская школа», №6-2002, стр. 31-33

Педагогический коллектив


Анонимно

Групповая

- Позволяет дать оценку психологического климата в коллективе – его сплочённости или разобщённости.

Эта методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет при многократном исследовании проследить динамику его развития (по тем свойствам, которые заложены в опросном листе)


99*

Методика самооценки результатов школьного образования (на уровне школы).

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Педагогический коллектив


Анонимно

Групповая

- Изучение достигаемых образова­тельных результатов.

Особенности применения: Данная методика может быть предложена админист­рации, учителям школы в качестве стартового исследования в процессе разработки программы развития образовательного учреждения, проектирования образовательных программ. Содержание предлагаемого опроса можно использовать для внутреннего мониторинга результатов школьной инновационной деятельности

Кроме этого, данные, полученные с помощью опроса, могут быть представлены родителям учащихся и социальным партнерам школы как развернутый отчет об образовательных результатах. В доработанном варианте методика может быть предложена учащимся 10-11 кл. и их родителям

100

Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 1

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Учителя


Устное интервью или письменный опрос

Групповая или индивидуальная

- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на дос­тижение этих результатов.


101

Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 (Для учителей)

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Учителя об учащихся


Анонимно

Групповая

- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на дос­тижение этих результатов


102

Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 Письменный опрос для учащихся

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Учащиеся 11 класса


Самооценка и

экспертная оценка

Письменный опрос в групповой форме

Анонимно и добровольно

- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на дос­тижение этих результатов

Опрос учащихся можно дополнить столбцом, в котором определяется вклад в формирование названных результатов участников образовательного процесса: отдельных учителей, родителей, одноклассников, других сверстников, школы в целом (уклад школьной жизни).

103

Анкета.

Источник: С.А. Писарева «Образовательная среда профильного обучения», под ред. А.П. Тряпицыной, С.-П, «КАРО», 2005

Учащиеся профильных классов


Анонимно

Групповая

Позволяет изучить эмоциональное состояние учащихся в процессе обучения (в том числе в профильном классе)

Может быть использована для исследования деятельности школы

104

Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности.

Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя)

Учащиеся всех ступеней обучения


Экспертная оценка

Учителем

Индивидуально

Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности:

- учебно-познавательного интереса,

- целеполагания,

- учебных действий,

- действия контроля

- действия оценки


105

Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся приемов учебной деятельности.

Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя)

Учащиеся всех ступеней обучения


Экспертная оценка учителем

Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся приемов учебной деятельности


106*

Тест «Незаконченные рисунки».

Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. –56 с.

Дети от 5 до 12 лет


Индивидуальная

Проводится психологом

Позволяет выявить способности к воображению и целостному восприятию, воссоздающему воображению


107*

Тест «Стиль педагогического руководства».

Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003 Из кн. Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г.

Учителя


Индивидуальная самооценка или анонимно

групповая

Стиль педагогического руководства учителя:

- Умение устанавливать отношения сотрудничества с учащимися;

- Способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению;

- Характер методов педагогического воздействия (гуманный или авторитарный)


108*

Тест «Размышляем о жизненном опыте».

Автор Н.Е. Щуркова. из кн. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. Стр. 188-202

Старшеклассники


Анонимно

групповая

Позволяет выявить нравственную воспитанность учащихся

Методика может быть использована для изучения результатов развития личности учащихся

109

Экспертная оценка учителями различных сторон детской одареннности.

Авторы: Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахан (адаптированный вариант создан Туник Е.Е. и Опутниковой В.П.). из кн.: Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. с. 45-66

от 6 до 18 лет


Экспертная оценка учителями, школьными психологами, родителями. Начиная с 7-8 класса, экспертами могут выступать школьники: могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга (взаимооценка)

Позволяет оценить степень проявленности четырех видов одаренности

1) способности к обучению;

2) мотивационно - личностные характеристики;

3) творческие способности (креативность);

4) лидерские способности

Методику можно применять в комплексе с другими методиками для исследования самих составляющих одаренности (способность к обучению, мотивация, лидерские способности)

110

Методика "Интеллектуальный портрет»

Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.

Ученики


Экспертная оценка

Позволяет выявить и изучить характер одаренности учеников через характеристику мыслительных операций, особенностей поведения и деятельности, наблюдаемых в ходе взаимодействия с ребенком:

- оригинальность мышления

- гибкость мышления

- продуктивность

- способность к анализу и синтезу

- классификация и категоризация

- высокая концентрация внимания

- память

- увлеченность содержанием задачи

- перфекционизм

- социальная автономность

- лидерство

- соревновательность

- широта интересов

- юмор


111

Методика - «Карта одаренности».

Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.

От 5 до 10 лет


Экспертная оценка ребенка родителями и педагогаи

Позволяет оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в наст. время:

- интеллектуальная;

- творческая;

- академическая (научная);

- художественно-изобразительная;

- музыкальная;

- литературная;

- артистическая;

- техническая;

- лидерская;

- спортивная


112

Карты сформированности уровней компетентностей у учащихся профильного уровня.

Источник: Н.И. Шевченко. Дневник участника эксперимента по введению профильного обучения. – М., 2006

Учащиеся профильных классов

7-11 кл.


Экспертная оценка учителями

Уровень сформированности компетентностей у учащихся:

- предметной

- коммуникативной

- социальной

Методика может быть использована и для изучения учащихся обычных классов

113*

Тест «Стиль педагогического руководства»

Источник Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г.

Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003

Учителя


Самооценка

Индивидуальная

Групповая

(анонимно)

Позволяет оценить стиль педагогического воздействия:

- умение устанавливать сотрудничество;

- способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению;

- гуманный или авторитарный


114*

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94

Учителя


Самооценка

Экспертная оценка

Индивидуальная

Групповая

(анонимно)

Позволяет выявить способности учителя к саморазвитию и те факторы, которые стимулируют и препятствуют обучению, развитию и саморазвитию учителей


115*

Карта оценки удовлетворённости работой

Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94

Учителя

Срез проводится не чаще одного раза в год

Самооценка

Экспертная оценка

Индивидуальная

Групповая

(анонимно)

Позволяет:

а) оценить удовлетворённость работников различными аспектами социально-производственной ситуации;

б) выявить тенденции к улучшению или ухудшению оценок членов коллектива (в группе);

в) определить наиболее значимые для педагогов аспекты их деятельности;

г) сравнить положение в разных подразделениях


116

Методика изучения мотивации учения подростков.

Источник: ж. «Народное образование» №8, 2001г с. 80 – 89

Учащиеся 7-х, 9-х, 11х классов


Групповая

Позволяет исследовать:

- уровень учебной мотивации подростков и старших школьников,

-характер преобладающих мотивов;

- помогает выявить учащихся активно реализующих учебные мотивы в поведении, и тех, у которых отсутствует активность в поведении по реализации учебных мотивов.

Методика помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность её отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи


117*

Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ).

Автор: О. Шостром. Литературный источник: Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности.// журнал практической психолога. – 1998. - № 1. – с.65-75

Взрослые


Анонимно

Позволяет выявит общий личностный потенциал, способность человека к саморазвитию, самореализации сторон


118*

Анкета для самодиагностики способности учителя к саморазвитию.

Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 48-66

Учителя


Самооценка; Групповая анонимно (в рамках комплексного исследования возможностей педагогических коллективов)

Позволяет выявить направленность учителя на саморазвитие


119

Тест для самоанализа «Проверьте, какой Вы руководитель».

Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 52-55

Учителя


Самооценка

Позволяет оперативно оценить сформированность некоторых управленческих качеств, развивает самооценку руководителя




44


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!