СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека профессий для филолога, лингвиста.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кем может работать человек, выбравший изучение лингвистики и литературы? В презентации рассказывается о профессиях, вузах, в которых можно получить филологическое и лингвистическое образование

Просмотр содержимого документа
«Картотека профессий для филолога, лингвиста.»

 Кем может работать человек, выбравший изучение лингвистики и литературы?   Картотека профессий   Саранчина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4»

Кем может работать человек, выбравший изучение лингвистики и литературы? Картотека профессий

Саранчина А.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 4»

Пояснительная записка Цель использования данного вида методической продукции: познакомить школьников с профессиями, где могут пригодиться знания и навыки филолога (лингвиста, литератора). В презентации представлена картотека профессий, кратко описана специфика той или иной профессии. Даны ссылки на сайты вузов, которые реализуют различные программы обучения баклавриата и магистратуры по лингвистическому направлению Возрастная группа , для которой предназначены профориентационные материалы: учащиеся 10-11 класса, но с целью обзорного знакомства с профессиями также можно использовать для учащихся 5-9 классов.

Пояснительная записка

  • Цель использования данного вида методической продукции:

познакомить школьников с профессиями, где могут пригодиться знания и навыки филолога (лингвиста, литератора). В презентации представлена картотека профессий, кратко описана специфика той или иной профессии. Даны ссылки на сайты вузов, которые реализуют различные программы обучения баклавриата и магистратуры по лингвистическому направлению

  • Возрастная группа , для которой предназначены профориентационные материалы:

учащиеся 10-11 класса, но с целью обзорного знакомства с профессиями также можно использовать для учащихся 5-9 классов.

Литературный агент   Литературный агент — это  посредник между автором и издателем. Он управляет правами  писателя  на произведения, защищает их, ищет лучшие условия для  издания книги , выступает его представителем в любых конфликтных ситуациях. А ещё оценивает рукописи, составляет презентационные материалы и занимается продвижением.

Литературный агент

  • Литературный агент — это  посредник между автором и издателем. Он управляет правами  писателя  на произведения, защищает их, ищет лучшие условия для  издания книги , выступает его представителем в любых конфликтных ситуациях. А ещё оценивает рукописи, составляет презентационные материалы и занимается продвижением.
Редактор   Редактор  — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание (книги, журнала, газеты и т. п.), также выступает в роли управляющего.  Редактор  занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации или книжного издательства. В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением за определённый срок. Кроме того, задача редактора заключается в популяризации той компании, в которой он работает. Именно поэтому вся информация должна быть актуальной, точной, грамотно поданной и изложенной в полной мере. Разновидности профессии по роду деятельности: литературный редактор, технический редактор, художественный редактор, научный редактор, редактор фильма, главный редактор. зиц-редактор.

Редактор

  • Редактор  — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание (книги, журнала, газеты и т. п.), также выступает в роли управляющего.  Редактор  занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации или книжного издательства. В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением за определённый срок. Кроме того, задача редактора заключается в популяризации той компании, в которой он работает. Именно поэтому вся информация должна быть актуальной, точной, грамотно поданной и изложенной в полной мере. Разновидности профессии по роду деятельности:
  • литературный редактор,
  • технический редактор,
  • художественный редактор,
  • научный редактор,
  • редактор фильма,
  • главный редактор.
  • зиц-редактор.
Экскурсовод Экскурсовод  — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.

Экскурсовод

  • Экскурсовод  — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.
Урбанист Урбанист -  это специалист по городскому планированию, умеющий сделать городскую среду комфортной для проживания. Профессия, включающая в себя знания по архитектуре, истории, филологии и других сфер деятельности. Он выступает связующим звеном между заинтересованными сторонами и помогает решать спорные вопросы, которые всегда возникают при развитии и изменении городской среды. Образно выражаясь, урбанист собирает всех участников конфликта за столом переговоров и помогает найти вариант, который устраивает всех.

Урбанист

  • Урбанист -  это специалист по городскому планированию, умеющий сделать городскую среду комфортной для проживания. Профессия, включающая в себя знания по архитектуре, истории, филологии и других сфер деятельности.
  • Он выступает связующим звеном между заинтересованными сторонами и помогает решать спорные вопросы, которые всегда возникают при развитии и изменении городской среды. Образно выражаясь, урбанист собирает всех участников конфликта за столом переговоров и помогает найти вариант, который устраивает всех.
Переводчик   Перево́дчик  — специалист, занимающийся  переводом , то есть созданием письменного или устного  текста  на определённом  языке  (называемом языком перевода), эквивалентного письменному или устному тексту на другом языке (языке-источнике). В современную эпоху такой специалист обычно должен иметь профильное высшее образование; это может быть высшее переводческое образование или более широкое филологическое образование, а для выполнения отраслевых (экономических, юридических, технических, медицинских и пр.) переводов могут привлекаться образованием в соответствующей отрасли человеческой деятельности — экономисты, юристы, инженеры, врачи, машинисты имеющие и достаточную языковую и переводческую подготовку, которая может быть получена в рамках их высшего образования и курсов подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации.

Переводчик

  • Перево́дчик  — специалист, занимающийся  переводом , то есть созданием письменного или устного  текста  на определённом  языке  (называемом языком перевода), эквивалентного письменному или устному тексту на другом языке (языке-источнике).
  • В современную эпоху такой специалист обычно должен иметь профильное высшее образование; это может быть высшее переводческое образование или более широкое филологическое образование, а для выполнения отраслевых (экономических, юридических, технических, медицинских и пр.) переводов могут привлекаться образованием в соответствующей отрасли человеческой деятельности — экономисты, юристы, инженеры, врачи, машинисты имеющие и достаточную языковую и переводческую подготовку, которая может быть получена в рамках их высшего образования и курсов подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации.
Менеджер по рекламе  Рекламный бизнес   Менеджер по рекламе занимается продвижением товаров и услуг, привлечением новых клиентов с помощью различных рекламных кампаний.  Специалист по рекламе обязан: уметь общаться и выстраивать отношения; обладать грамотной речью; уметь убеждать в разговоре; быть внимательным к деталям, видеть «между строк»; креативно мыслить; обладать навыками психолога.

Менеджер по рекламе Рекламный бизнес

  • Менеджер по рекламе занимается продвижением товаров и услуг, привлечением новых клиентов с помощью различных рекламных кампаний.
  • Специалист по рекламе обязан:
  • уметь общаться и выстраивать отношения;
  • обладать грамотной речью;
  • уметь убеждать в разговоре;
  • быть внимательным к деталям, видеть «между строк»;
  • креативно мыслить;
  • обладать навыками психолога.
Копирайтер Копирайтер пишет любые тексты, даже тот, который вы сейчас читаете. Он может работать с самыми разными форматами и создавать: информационные статьи в блог; тексты для страниц сайтов — от главной до какого-нибудь раздела каталога; SEO-тексты для  продвижения в поисковиках ; тексты для  лендингов  — одностраничных сайтов; посты для групп в социальных сетях; цепочки писем для email-рассылок; сценарии для роликов и многое другое. Копирайтер — обобщённое название разных направлений. Например, так называют себя те, кто пишет уникальный текст «из головы» или общается с экспертом и пишет на основе этой информации. В отрасли также есть рерайтеры  — они создают контент на основе того, что уже есть в интернете. Это как изложение в школе: прочитали, запомнили суть, пересказали своими словами. Есть и те, кто называют себя коммерческими писателями, авторами, райтерами/веб-райтерами, SEO-копирайтерами и другими терминами.

Копирайтер

Копирайтер пишет любые тексты, даже тот, который вы сейчас читаете. Он может работать с самыми разными форматами и создавать:

  • информационные статьи в блог;
  • тексты для страниц сайтов — от главной до какого-нибудь раздела каталога;
  • SEO-тексты для  продвижения в поисковиках ;
  • тексты для  лендингов  — одностраничных сайтов;
  • посты для групп в социальных сетях;
  • цепочки писем для email-рассылок;
  • сценарии для роликов и многое другое.

Копирайтер — обобщённое название разных направлений. Например, так называют себя те, кто пишет уникальный текст «из головы» или общается с экспертом и пишет на основе этой информации. В отрасли также есть рерайтеры  — они создают контент на основе того, что уже есть в интернете. Это как изложение в школе: прочитали, запомнили суть, пересказали своими словами. Есть и те, кто называют себя коммерческими писателями, авторами, райтерами/веб-райтерами, SEO-копирайтерами и другими терминами.

Big Data В связи с бурным развитием искусственного интеллекта востребованы специалисты по работе с Big Data (большими данными). Например, одно из направлений - когнитивистика (как воспринимаются тексты, как их строить). Другое направление – компьютерная лингвистика, криптография. Когнитивистика  (cognitive science) – междисциплинарная научная область, занимающаяся  исследованиями  мыслительного процесса, моделирует принципы, по которым работают естественные и искусственные системы.  Это  общий термин, используемый  науками , изучающими познание: философия, психология, лингвистика, физика, биология, математика. Компью́терная   лингви́стика  — научное направление в области математического и  компьютерного  моделирования интеллектуальных процессов у человека и животных при создании систем искусственного интеллекта, которое ставит своей целью использование математических моделей для описания естественных языков.  Компьютерная   лингвистика  частично пересекается с обработкой естественных языков.

Big Data

  • В связи с бурным развитием искусственного интеллекта востребованы специалисты по работе с Big Data (большими данными). Например, одно из направлений - когнитивистика (как воспринимаются тексты, как их строить). Другое направление – компьютерная лингвистика, криптография.
  • Когнитивистика  (cognitive science) – междисциплинарная научная область, занимающаяся  исследованиями  мыслительного процесса, моделирует принципы, по которым работают естественные и искусственные системы.  Это  общий термин, используемый  науками , изучающими познание: философия, психология, лингвистика, физика, биология, математика.
  • Компью́терная   лингви́стика  — научное направление в области математического и  компьютерного  моделирования интеллектуальных процессов у человека и животных при создании систем искусственного интеллекта, которое ставит своей целью использование математических моделей для описания естественных языков.  Компьютерная   лингвистика  частично пересекается с обработкой естественных языков.
Педагог Это не только учитель русского языка и литературы. Филологические знания необходимы и для учителей иностранных языков, истории, учителей начальных классов, преподавателей техникумов, колледжей, вузов. Также основы лингвистики нужны педагогам-дефектологам, логопедам.

Педагог

  • Это не только учитель русского языка и литературы. Филологические знания необходимы и для учителей иностранных языков, истории, учителей начальных классов, преподавателей техникумов, колледжей, вузов. Также основы лингвистики нужны педагогам-дефектологам, логопедам.
Юриспруденция Понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью —  судей ,  прокуроров ,  следователей ,  адвокатов ,  нотариусов , юристов в организациях, юристов, занимающихся частной практикой и других.

Юриспруденция

  • Понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью —  судейпрокуроровследователейадвокатовнотариусов , юристов в организациях, юристов, занимающихся частной практикой и других.
Кто еще? Эксперты в любой сфере Любая профессия, связанная с коммуникацией, от продавца до политика В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне. Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов,  навыки правильного общения – это  не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.

Кто еще?

  • Эксперты в любой сфере
  • Любая профессия, связанная с коммуникацией, от продавца до политика

В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне.

Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов,  навыки правильного общения – это  не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.

В каких вузах можно получить профессию «цифрового гуманитария»? «Цифровые методы в гуманитарных науках», НИУ ВШЭ, Москва Программа от DH-центра Вышки. Здесь учат программировать, анализировать и визуализировать данные, применять методы из компьютерной лингвистики/NLP к сложным гуманитарным объектам. Студенты осваивают популярные в современных Digital Humanities подходы вроде сетевого анализа, GIS-ов или стилометрии. Одновременно на гуманитарных курсах идет критическое осмысление возможностей и ограничений цифровых методов. У магистратуры есть лингво-филологический уклон, но не жесткий — историки и культурологи себя тоже найдут. Тем более что вокруг огромный и мощный Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Не потеряются и программисты: Вышка хорошо умеет объединять гуманитариев и технарей в совместные команды. Проектная работа в режиме научных стартапов — одна из «фишек» магистратуры в Вышке.   Адрес программы:  https://www.hse.ru/ma/dh/

В каких вузах можно получить профессию «цифрового гуманитария»?

«Цифровые методы в гуманитарных науках», НИУ ВШЭ, Москва

  • Программа от DH-центра Вышки. Здесь учат программировать, анализировать и визуализировать данные, применять методы из компьютерной лингвистики/NLP к сложным гуманитарным объектам. Студенты осваивают популярные в современных Digital Humanities подходы вроде сетевого анализа, GIS-ов или стилометрии. Одновременно на гуманитарных курсах идет критическое осмысление возможностей и ограничений цифровых методов.
  • У магистратуры есть лингво-филологический уклон, но не жесткий — историки и культурологи себя тоже найдут. Тем более что вокруг огромный и мощный Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Не потеряются и программисты: Вышка хорошо умеет объединять гуманитариев и технарей в совместные команды. Проектная работа в режиме научных стартапов — одна из «фишек» магистратуры в Вышке.  Адрес программы:  https://www.hse.ru/ma/dh/
Анализ культурных данных и визуализация/ Data, Culture and Visualization, ИТМО, Санкт-Петербург Англоязычная программа от лаборатории DH Lab в ИТМО. Здесь тоже есть и программирование, и анализ данных, и сети с GIS-ами, и, конечно, визуализация. Внутри магистратуры три трека на выбор:   — трек для гуманитариев — с введением в работу с данными и практикой постановки задач IT-специалистам  — трек для аналитиков культуры (в нём поровну гуманитарных и технических навыков)  — трек по машинному обучению — для технарей, желающих применить себя в гуманитарных областях и прикоснуться к прекрасному.   Адрес программы:  https://abit.ifmo.ru/program/11758/#i ... У команды, которая делает эту магистратуру, есть интересный проект по созданию цифровой культурной карты Санкт-Петербурга — там можно будет узнать, куда ходил обедать Чайковский и где гулял Пушкин. Еще один плюс программы — компьютерные спецы из ИТМО под боком.

Анализ культурных данных и визуализация/ Data, Culture and Visualization, ИТМО, Санкт-Петербург

  • Англоязычная программа от лаборатории DH Lab в ИТМО. Здесь тоже есть и программирование, и анализ данных, и сети с GIS-ами, и, конечно, визуализация. Внутри магистратуры три трека на выбор:  — трек для гуманитариев — с введением в работу с данными и практикой постановки задач IT-специалистам — трек для аналитиков культуры (в нём поровну гуманитарных и технических навыков) — трек по машинному обучению — для технарей, желающих применить себя в гуманитарных областях и прикоснуться к прекрасному.  Адрес программы:  https://abit.ifmo.ru/program/11758/#i ...
  • У команды, которая делает эту магистратуру, есть интересный проект по созданию цифровой культурной карты Санкт-Петербурга — там можно будет узнать, куда ходил обедать Чайковский и где гулял Пушкин. Еще один плюс программы — компьютерные спецы из ИТМО под боком.
«Гуманитарная информатика» и «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках», ТГУ, Томск Две «сестринские» программы от Лаборатории гуманитарных проблем информатики ТГУ. «Гуманитарная информатика» — программа более гуманитарно-философская, здесь есть курсы по философии искусственного интеллекта, цифровой культуре и т.п. Впрочем, прикладные навыки тоже дают — учат разработке пользовательских интерфейсов, анализу данных, азам 3D-графики. Вторая программа, «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках», рассчитана на технарей. В учебном плане много технических дисциплин вроде программирования, баз данных, и компьютерной графики, основной фокус — разработка и дизайн интерфейсов.  Адрес программы:  http://huminf.tsu.ru/dh_lab/?page_id=2&lang=ru#about https://cosmo.tpu.ru/komputernaa-lingvistika.html

«Гуманитарная информатика» и «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках», ТГУ, Томск

  • Две «сестринские» программы от Лаборатории гуманитарных проблем информатики ТГУ. «Гуманитарная информатика» — программа более гуманитарно-философская, здесь есть курсы по философии искусственного интеллекта, цифровой культуре и т.п. Впрочем, прикладные навыки тоже дают — учат разработке пользовательских интерфейсов, анализу данных, азам 3D-графики. Вторая программа, «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках», рассчитана на технарей. В учебном плане много технических дисциплин вроде программирования, баз данных, и компьютерной графики, основной фокус — разработка и дизайн интерфейсов. Адрес программы:  http://huminf.tsu.ru/dh_lab/?page_id=2&lang=ru#about
  • https://cosmo.tpu.ru/komputernaa-lingvistika.html
Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук, СФУ, Красноярск Программу делает Кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ — известные специалисты по музейной оцифровке и сохранению культурного наследия в электронной форме. Здесь учат техникам оцифровки и визуализации музейных экспонатов (например, могут научить 3D-моделированию) и прочему digital preservation. Есть курсы по математическому моделированию и проектированию информационных систем.   Адрес программы:  http://edu.sfu-kras.ru/node/1121

Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук, СФУ, Красноярск

  • Программу делает Кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ — известные специалисты по музейной оцифровке и сохранению культурного наследия в электронной форме. Здесь учат техникам оцифровки и визуализации музейных экспонатов (например, могут научить 3D-моделированию) и прочему digital preservation. Есть курсы по математическому моделированию и проектированию информационных систем.  Адрес программы:  http://edu.sfu-kras.ru/node/1121
Историческая информатика, МГУ им. Ломоносова, Москва В отличие от Digital History, историческая информатика не считает себя частью Digital Humanities и не стремится к междисциплинарности. Вот и в этой магистратуре от Кафедры исторической информатики МГУ занимаются серьезной академической наукой, не выходя за рамки истории. Если вам интересно математическое моделирование исторических процессов или, к примеру, применение статистических методов в экономической истории — вам сюда. Не-историков берут, мы знаем успешные примеры.  http://www.hist.msu.ru/study/study-mag/mag-history/p?fbclid=IwAR2Nxelfr0o4vwk_pF-oPffbg4v7GN-O_wy-yqtieiY4FCJoLTvw8zN7hPg

Историческая информатика, МГУ им. Ломоносова, Москва

  • В отличие от Digital History, историческая информатика не считает себя частью Digital Humanities и не стремится к междисциплинарности. Вот и в этой магистратуре от Кафедры исторической информатики МГУ занимаются серьезной академической наукой, не выходя за рамки истории. Если вам интересно математическое моделирование исторических процессов или, к примеру, применение статистических методов в экономической истории — вам сюда. Не-историков берут, мы знаем успешные примеры. 
  • http://www.hist.msu.ru/study/study-mag/mag-history/p?fbclid=IwAR2Nxelfr0o4vwk_pF-oPffbg4v7GN-O_wy-yqtieiY4FCJoLTvw8zN7hPg
Магистратура от Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (город Калининград) http://edu.kantiana.ru/filfil?fbclid=IwAR0I-HrWNA7_tqpqybxuP_P_VK1VQMplqP5i7DsuQAtF71XRr-Dhgb5WLEk

Магистратура от Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (город Калининград)

  • http://edu.kantiana.ru/filfil?fbclid=IwAR0I-HrWNA7_tqpqybxuP_P_VK1VQMplqP5i7DsuQAtF71XRr-Dhgb5WLEk
Полезная информация Что за профессия лингвист?: https://edunews.ru/professii/obzor/lingvo/lingvist.html Где в России обучают компьютерной лингвистике: https://habr.com/ru/post/142020/  Круг профессий расширяется: https://ria.ru/20100511/233037982.html  Об искусственном интеллекте: https://zen.yandex.ru/media/naukatv/chego-my-ne-znaem-ob-iskusstvennom-intellekte-5d2cd1e023371c00ace843f8  О нейролингвистике: https://intalent.pro/interview/mariya-hudyakova-o-professii-neyrolingvista.html  М. Кронгауз “Украли слово”: http ://old.russ.ru/ ist_sovr / sumerki /20030117_kro.html  Об учебе на лингвиста из первых уст: https:// www.hse.ru/news/admission/153097872.html Из лингвиста в программисты: https://euro-pulse.ru/eurocampus/iz-lingvista-v-programmistyi-lichnyiy-opyit-vyipusknitsyi-magistraturyi-po-kompyuternoy-lingvistike-erasmus

Полезная информация

  • Что за профессия лингвист?: https://edunews.ru/professii/obzor/lingvo/lingvist.html
  • Где в России обучают компьютерной лингвистике: https://habr.com/ru/post/142020/
  • Круг профессий расширяется: https://ria.ru/20100511/233037982.html
  • Об искусственном интеллекте: https://zen.yandex.ru/media/naukatv/chego-my-ne-znaem-ob-iskusstvennom-intellekte-5d2cd1e023371c00ace843f8
  • О нейролингвистике: https://intalent.pro/interview/mariya-hudyakova-o-professii-neyrolingvista.html
  • М. Кронгауз “Украли слово”: http ://old.russ.ru/ ist_sovr / sumerki /20030117_kro.html
  • Об учебе на лингвиста из первых уст: https:// www.hse.ru/news/admission/153097872.html
  • Из лингвиста в программисты: https://euro-pulse.ru/eurocampus/iz-lingvista-v-programmistyi-lichnyiy-opyit-vyipusknitsyi-magistraturyi-po-kompyuternoy-lingvistike-erasmus


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!