СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных , дидактических и экологических игр на тему "Журавли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Игры  для детей старшего возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных , дидактических и экологических игр на тему "Журавли"»






Картотека подвижных,

дидактических и

экологических

игр на тему

«Журавли»











Подвижные игры


«Журавли - журавли».    


Цель: развитие внимание, координации движений, укрепление мышц туловища, спины, живота.


Ход игры: Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д.

Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.



«Журавль и лягушки»


Цель: научить согласовывать действия с текстом; действовать по сигналу педагога; развить умение прыгать, легкость движений.

Ход игры: На земле чертится большой прямоугольник – река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети -«лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

И, надувшись, как пузырь,

Стали квакать из воды:

«Ква, ке,ке,

Ква,ке,ке.

Будет дождик на реке».

Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды.


«Лиса и журавушки» — русская игра

Цель: развивать внимание, ловкость, учить двигаться по сигналу.

Ход игры: Нарисовать мелом или палочкой на земле «луг», «дом», «лисью нору».
Ведущий с помощью считалки выбирает «лису». «Лиса» прячется в «нору». «Журавушки» собираются в домике. Ведущий начинает читать стихотворение, а «Журавушки» вылетают из «домика» и неспеша расхаживают по «лугу», высоко поднимая то одну, то другую ногу.

Скажет ведущий слова: «Лети, лети, лети!» - и полетят журавушки домой, широко раскинув руки-крылья. А «лиса» выскочит из «норы» и вдогонку за ними! Поймает одного - меняется с ним местами. Не поймает - пусть снова водит.

По травушке-муравушке журавушка идёт
И песенку о травушке-муравушке поёт:
«Ах, травушка-муравушка, густа и хороша!»
Идёт домой журавушка, шагает неспеша.
Журавушка, журавушка, лисица на пути!
Лети домой, журавушка, лети, лети, лети!


«Журавль» — осетинская игра

Цель: развивать внимание, ловкость, совершенствование пространственной ориентации у детей.

Ход игры: Дети выбирают водящего и «волка». Остальные - «журавли», становятся в колонну по одному. Каждый кладёт руки на пояс  впереди стоящему. Водящий становится впереди колонны и старается всё время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.

-Как курлычут журавли?
-Гли, гли, гли!
-Что на них наводит страх?
-Волк в горах!
-Кто прогонит волка вон?
-Я! Ты! Он!

 

  «Хромой журавль» - туркменская народная игра

Цель: развивать внимание, ловкость, совершенствование пространственной ориентации у детей.

Ход игры: Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3–5 м проводятся две параллельные линии длиной до 5-6 м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую – левой).

По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.

Правила игры. Игроки начинают двигаться навстречу друг другу по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой окажется большее количество сбитых игроков.



Игра «Вот так»

Звучит аудиозапись веселой музыки с убыстряющимся темпом

Дети выполняют движения с ускорением по показу:

Он летит…(машут руками) Вот так!

Он стоит…(поднимают одну ногу) Вот так!

Он идет…( шагают высоко поднимая ноги) Вот так!

Он клюет…(кивают головой) Вот так!

Ждет обед…(поглаживают рукой живот) Вот так!

Машет вслед…(Машут рукой) Вот так!

Ночью спит …(прикрывают голову рукой) Вот так!

Клювом щелкает…(хлопают в ладоши) Вот так!

 

Игра «Голодные журавли»

В корзинках лежат разные мелкие мягкие игрушки, дети по очереди переносят клювом –прищепкой по одной мягкой игрушке.


Игра «Лягушка путешественница»

По два ребенка палочками держат воздушный шар и несут его в противоположную сторону комнаты. Нужно донести шарик, не уронив его.

Игра «Лес. Болото. Море»

На полу три обруча зеленый – лес, синий – море, желтый – болото; три команды детей-птиц: синицы, чайки, журавли  под музыку все птицы летают по залу, по окончании музыки занимают свои места.



Игра «Журавлик»

Цель: Совершенствование пространственной ориентации у детей.

Задачи: закрепление задержки дыхания в воде; совершенствование выполнения умения быстро сгруппироваться в воде «поплавок»;  развитие  быстрой реакции, решительности и выносливости; знакомство с названием северного журавля - стерхом  по иллюстрации.

Ход игры:

Дети в воде с масками лягушек на голове встают в круг. Считалкой выбирают  ловишку - журавля, который встает в центр круга (в руках шнур с привязанным на конце «журавликом»).

                       «Мы лягушки ква-ква-ква

                         Прячемся от журавля

                         Только в небо он взлетит

                         Спрячемся в водичку мы!»

«Журавлик» (из мягкого материала.), взлетает над головами, дети - лягушки  должны быстро спрятаться, сгруппироваться в «поплавок», кто не успел спрятаться, становится журавлем. Выигрывает тот, кто ни разу не был  «журавликом».

Методические рекомендации:

Игра проводится в заключительной части занятия, на закрепление пройденного материала с детьми старшего и подготовительного возраста.

 

Игра «Лиса и Журавль»

Возрастная категория: для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: развитие и совершенствование навыков быстрого реагирования на какую-либо критическую ситуацию, точности и четкости движений, ловкости, аккуратности, внимательности.

Оборудование: костюмы или маски лисы и журавля, две табуретки, две тарелки с манной кашей, два стакана с молоком, два средних яблока, две маленькие чайные ложки (можно использовать даже и кофейные, чтобы процесс поглощения манной каши занимал как можно больше времени).

Ход игры.

Из числа участников выбираются два ведущих, которые подразделяют всех игроков на две одинаковые команды по 5 игроков, т. е. в игре одновременно может участвовать десять ребятишек плюс два ведущих.
Причем одна команда становится лисами (ими могут быть девочки), а другая — журавлями (это вполне может относиться к мальчикам). Обе команды выстраиваются каждая в свою шеренгу около стартовой черты. У противоположной стены помещения, в котором организуется игра, ставят на небольшом расстоянии друг от друга два табурета и на каждый из них — по одной миске, железной или пластмассовой, с манной кашей и ложками.

После прозвучавшей команды ведущих: «Начали!», первые игроки команд бегут наперегонки каждый к своему стулу с манной кашей и, добежав, начинают кушать ее при помощи ложки. Съев приблизительно половину содержимого тарелки, эти участники оббегают каждый свою табуретку и после этого направляются к своей команде.

Затем вторые по счету игроки из каждой команды бегут к табуреткам и доедают оставшуюся в них кашу. После их возвращения на свое место третьи участники команд направляются в ту же сторону, где на табуретках ведущие уже установили по стакану с молоком на каждой, убрав тарелки. Причем чашки или кружки тоже лучше использовать из небьющихся материалов, таких как железо или пластмасса. Добежав до места назначения, они отпивают молоко каждый из своей чашки примерно до половины, после чего проделывают те же самые действия, что и предыдущие ребята. Далее четвертые игроки команд, оказавшись на заданном месте, допивают оставшееся в стаканчиках молоко и продолжают веселую эстафету.
Пятым по счету игрокам команд предстоит, добежав до стульев и остановившись около них, взять с них каждый по одному яблоку, куда их предварительно положили ведущие во время бега игроков, заблаговременно убрав кружки, съесть его полностью, а огрызки оставить лежащими на стульях.

Побеждает в соревнованиях та команда, которая не только быстрее по времени проделает все вышеперечисленные манипуляции, но и произведет их более аккуратно, не пролив молоко, не испачкав все вокруг (и себя в том числе) манной кашей. Менее собранная и организованная команда проигрывает.
Кроме того, каждая команда вправе «болеть» за своего игрока, морально поддерживая его. Например, участники команды лис могут громко кричать в процессе игры: «Лиса! Лиса! Лиса!», а игроки команды журавлей: «Журавль! Журавль! Журавль!» Игроки, чувствуя серьезную поддержку каждый своей команды, будут выполнять условия игры намного лучше.

Дидактические игры

Закончи предложение

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Соловей живет в лесу, а журавль - …. (на болоте).

У ласточки клюв короткий, а у журавля ….(длинный).

Иволга строит гнездо на дереве, а журавль .... (на земле).


Отгадайте, что за журавль

Цель: учить описывать журавля и узнать его вид по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать один из видов журавля. Другие дети должны отгадать, что это за вид журавля.


Накорми журавля


Цель: дать знание о птицах и о том, чем питаются журавли, развивать познавательные способности.

Ход игры: Дети получают карточки с изображением различного корма. Дети должны выбрать карточки с изображением корма для журавля.


Назови вид журавлей

Цель: Учить детей различать виды журавлей, различать их особенности, рассказывать о них.

Ход игры: Кто-либо из участников показывает карточку, а названный ребенок называет вид журавля и рассказывает о нем.

Как летят журавли

Цель: Учить детей различать виды построения птиц при перелете.


Ход игры: Перед ребенком раскладываются карточки с разными видами построения стаи птиц. Он должен показать схему построения стаи журавлей.


Узнай по голосу

Цель: Учить различать крики журавлей среди голосов других птиц .
Ход игры: Воспитатель дает послушать звуки разных птиц. Среди них ребенок должен узнать крик журавлей.



Разрезные картинки.

Цель: расширить представление о журавлях, учить собирать целое из частей.

 Материал:

На картоне распечатываются картинки журавлей. Каждая из них разрезана на много частей.

Ход игры:

Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки. Далее воспитатель побуждает детей к называнию полученного изображения журавля.

Верю – не верю

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

Исправь ошибку

Цель: развивать внимание, мышление, речь.

Материал: игрушка Незнайки , картинки птиц, где он допустил ошибки.

Ход игры :

А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил Незнайка. Посмотрите, каких нелепых птиц

он нарисовал. Вы видели таких? Какие ошибки допустил Незнайка?

(Детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник).



Художественно-эстетическое развитие.

Выложи птицу

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя

геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение,

вызвать желание фантазировать.

Материал: карточки со схемами, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор», палочки КЬюзенера, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра.

Ход игры: 1 вариант : составить птицу по схеме.

2 вариант: Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения .



Узнай птицу по силуэту.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Материал: силуэты птиц.


Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц .

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

информация о движениях достигнет последнего игрока, все играющие разворачиваются в круг лицом и смотрят конечное движение (показывает последний игрок), затем первоначальное движение (показывает ведущий). Можно проследить путь искажения информации при демонстрации движений каждым участником игры по очереди.

Журавли на пролете

Цель: рассказать участникам игры, сколько трудностей испытывают журавли во время миграции, при перелете к местам зимовки и обратно. Показать их упорство и борьбу за выживание.

Введение: Рассказать участникам игры почему журавли мигрируют, какие расстояния пролетают, каковы особенности журавлиного полета, какие сложности испытывают во время перелетов - браконьерство, пожары, ядохимикаты, линии электропередач, осушение болот, исчезновение местообитаний, используемых для отдыха во время миграции.

Методика проведения: участники игры разбиваются на две группы: «журавли» и «антропогенные факторы». Из числа игроков, представляющих антропогенные факторы, выбирают:

2-3 игрока– «ядохимикаты»

2-3 игрока – «осушители болот»

4 игрока – «пожары» (крутят скакалками)

2-3 игрока – «браконьеры»

На земле прочертить две параллельные линии на расстоянии 10 метров друг от друга, символизирующие места пребывания журавлей - за одной места гнездования, за другой - места зимовок. Команда «журавлей» выстраивается за одной из черт и готовится перебежать расстояние и достичь противоположной черты. На территории между линиями распределяются «антропогенные факторы»: «пожары» стоят через 3 метра, далее следуют «ядохимикаты», «осушители болот», «браконьеры».

По команде ведущего «журавли» начинают перелет. Они должны пройти через «пожары» и не задеть их. Если задели, то – «погибают». Далее они должны миновать все «антропогенные факторы». Задача «антропогенных факторов» помешать «журавлям» совершить перелет. Если «антропогенные факторы» дотронулись до «Журавля», он выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока «антропогенные факторы» не поймают всех журавлей.

Журавлиная история

Цель: привлечь внимание участников игры к проблемам сохранения отдельных видов журавлей.

Методика проведения: участники игры рассаживаются в круг на лужайке в тени деревьев. Ведущий рассказывает о журавлях, об особенностях его поведения, о проблемах его существования. Далее ведущий предлагает поочередно каждому участнику произнести по предложению своей сочиненной истории о журавле, о путях его спасения и сохранения в естественной среде обитания.

При этом каждый последующий участник высказывает предложение в дополнение по смыслу к предыдущему высказыванию. Высказывания игроков можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута смысловая завершенность рассказа.

Лети, журавлик

Цель: познакомить участников игры с понятием инстинкта. Рассказать сколько трудностей встречают на своем пути журавли, движимые инстинктом сезонных миграций.

Методика проведения: предложить участникам игры распределиться на команды по 5 человек в каждой. На земле прочертить две параллельные черты на расстоянии 10 метров друг от друга. Команда участников выстраивается в колонну друг за другом у одной черты. Рядом выстраиваются колонны команд соперников. Всем игрокам предлагается закрыть глаза и по команде ведущего начать движение, держась в колоне и используя для ориентации органы чувств (кроме зрения).

Побеждает команда, первая, достигшая противоположной черты и правильно выполнившая условия передвижения.

Жили-были журавли

Цель: раскрыть понятие о пище, воде и убежище, как трех основных компонентах местообитания журавля.

- описать важность хорошего местообитания для животных;

- определить «сдерживающие факторы» и привести примеры;

Введение: На способность диких животных размножаться и поддерживать численность в своих популяциях в течение определенного времени оказывают влияние разные факторы: взаимоотношения «хищник жертва», погодные условия, болезни, несчастные случаи, загрязнения окружающей среды, разрушение и ухудшение условий местообитаний и т.д. Некоторые из этих факторов служат для сдерживания популяций диких животных от размножения в количестве, превышающем возможности местообитания. Однако чрезмерное количество и качество таких сдерживающих факторов приводит к угрозе исчезновения и полному уничтожению видов животных.

Рассмотреть влияние сдерживающих факторов мы сможем на примере журавлей.

Методика проведения:

1. Вводная беседа о компонентах местообитания какого-либо редкого вида журавлей и о важности для него жизненного пространства.

2. Предложите игрокам рассчитаться на четыре. Отделите все первые номера в одну сторону, а вторые, третьи и четвертые номера в другую. Проведите на земле две параллельные линии на расстоянии 10 метров друг от друга. Расположите игроков с первым номером позади одной линии, а всех остальных позади противоположной линии.

3. Игроки – первые номера будут редкий вид журавлей, например, «японские журавли». Для выживания журавлям необходимо хорошее местообитания (пища, вода, убежище и жизненное пространство).

Предположим, что у наших «журавлей» достаточно жизненного пространства, поэтому мы уделяем внимание трем остальным компонентам.

Нашим «журавлям» нужно найти пищу (он/она прикладывает ладонь ко рту), воду (он/она держат руки в стороны, согнутые в локтях, ладонь развернута вверх), убежище (соединяют руки над головой «домиком»).

В течение одного раунда журавль не может изменять положение рук.

4. Вторые, третьи и четвертые номера становятся в игре «пищей, водой и убежищем». В течение каждого раунда каждый из них должен выбрать, каким элементом он/она будет. Пищу, воду и жилище игроки по номерами 2, 3 и 4 показывают таким же образом как и «Журавли».

5. Игра начинается с того, что все игроки выстраиваются вдоль своих линий («журавли» на одной стороне, «элементы местообитания» на другой»), повернувшись спиной к участникам позади другой линии.

6. Ведущий просит всех игроков принять условные положения рук («журавли» решают что они ищут, «элементы местообитания», кем они будут ).

7. По команде ведущего, все «журавли» и «элементы местообитания» поворачиваются друг к другу, по прежнему, руки держа в выраженном положении.

8. «журавли» высматривают нужные им «элементы местообитания», бегут к ним и забирают в свою команду (при этом руки «журавли» держат руки в том же положении, что и объект, к которому они бегут). Если «журавль» достиг того, к чему он стремился, это значит, что он удовлетворил свои потребности и способен увеличить численность своего вида. Если нет, он погибает и становится «элементом местообитания»

Внимание! Когда несколько «журавлей» подбегают к «элементу местообитания», выживает тот, кто подбежал первым. «элементы местообитания» стоят на своих местах в ожидании «журавля». Если они в течение целого раунда никому не понадобились, то они остаются там же где и стояли. Однако, они от раунда к раунду могут менять свое качество (пища, вода, убежище).





Таинственный друг

Цель: познакомить игроков с биологией редких, исчезающих видов птиц японским журавлем и дальневосточным аистом. В занимательной форме повторить зоологию и экологию животных. Воспитание чувства сопереживания.

Методика проведения: ведущий сообщает участникам игры интересные факты об одном из редких видов журавлей, сохраняя при этом в тайне его название.. Скажите, что вы все вместе совершите путешествие для того, чтобы познакомиться с весьма необычной птицей. Убедите их слушать очень внимательно и запоминать все детали «картины», которую поможет составить их воображение в процессе повествования, потому что им придется составить «отчет» о наблюдении за «таинственным другом» и описать как его самого, так и место его обитания.

Для того, чтобы ваши слушатели могли живо представить себе это животное и его окружение, создайте такую обстановку, в которой в работу включились бы все органы чувств.

Для того, чтобы слушателям не было скучно, желательно рассказчику знать наизусть некоторые наиболее важные моменты истории повествования, но рассказать ее так, словно он импровизирует на ходу, а не читает по бумажке.

Окончив рассказ, раздайте всем карандаши и листочки бумаги.

Скажите слушателям, что их «отчет» о наблюдениях должен быть представлен в виде рисунка, изображающего «таинственного друга» в его месте обитания.

Пока участники игры будут рисовать, натяните веревку между двумя деревьями или ветвями. Когда игроки закончат рисовать, попросите их развесить свои рисунки на прищепках по всей веревке – получится выставка рисунков. Разглядывая рисунки друг друга, участники игры будут оживленно обсуждать их и смеяться. В конце игры предложите

им посмотреть, как по-настоящему выглядит описываемый объект. Для этого используйте красочные иллюстрации журавлей.

Ключевые, наиболее важные моменты рассказа о таинственном друге (как пример - японский журавль)

1. Я вымирающий вид, внесенный в Красные книги МСОП, России, Японии и Кореи.

2. У меня постоянная температура тела.

3. Я являюсь одной из самых красивых птиц Азии.

4. В религии Японии я считаюсь полубожеством, символом долголетия и счастья.

5. У многих писателей и художников я вызывал восхищение и вдохновение.

6. Мой наряд весь снежно-белый, только есть, и не одно, черное на мне пятно. Это шея в черной краске, да еще конец крыла, чтобы статною была моя славная фигура.

8. Я достиг больших размеров. Это очень мне полезно, чтоб сдержать напор врагов так, как много хищников вкруг меня.

9. И еще одна деталь – это красная «шапчонка» у меня на голове.

10. Когда мы прилетаем в родные края из мест зимовки, то начинаем устраивать танцы. Танцоры мы замечательные, да и танцы у нас очень красивые.

11. Гнездиться мы предпочитаем на осоково-вейниковых болотах, в тростниках, на обширных заболоченных лугах по долинам и вокруг крупных озер.

12. В кладке у нас, как правило, по 2 крупных, зеленовато-бурых с красно-коричневыми пятнами яйца.

13. Насиживаем мы их в добром согласии поочередно и отец и мать.

14. Моя излюбленная пища: насекомые, рыба и лягушки.

Примечание: Вы можете составить подобные ключевые моменты для выбранного Вам вида журавля.













БИБЛИОГРАФИЯ

Журавли. О журавлях и болотах (метод. пособи для школьников младших классов). 2004. Авториз. перевод С.М. Смиренского, Е.М. Смиренской, М.В. Колодиной. Нижний Новгород, 36 с.

Журавлиная родина. Очерки о природе и людях. 2009. Издание 2-е, дополненное (ред. О.С. Гринченко). М., 160 с.

Ильяшенко В.Ю. 2007. Петроглифы журавлей на Чукотке. - Информационный бюллетень Рабочей группы по журавлям Евразии, 10: 98 Ильяшенко В.Ю. 2007. Журавли в жизни айнов на японских картинах XVII-XVIII веков. - Информационный бюллетень Рабочей группы по журавлям Евразии, 10: 99-101 Ильяшенко Е.И., Киселева Н.Ю. (сост.). 2004. Материалы для проведения праздника «День журавля». М., 172 c.

Каразин Н.Н. 2006. С севера на юг. Путевые заметки старого журавля. М., 224 с.

Птицы, шаманы, люди. Стерх и другие перелетные питцы народов Восточной Сибири. 2003. М., 156 с.

Сорокин А.Г. Стерх в этнографии и религии обских угров. Журавли Евразии (биология, распространение, миграции) (ред. Е.И. Ильяшенко, А.Ф. Ковшарь, С.В. Винтер). Вып. 3.

М.: 450-454

Cтерх - символ надежды: книга-фотоальбом (ред. А.М. Ермаков). 2006 г. Салехард, 220 с.

Трофимов А., Истогина А. (сост.). 2005. Летят журавли высоко.

(сборник стихов). М., 287 с.

Флинт В.Е. 2009. 101 вопрос о журавлях. Мини-энциклопедия.

М., 34 Флинт В.Е., Ермаков А.М., Сорокин А.Г. 2002. Белый журавль из легенды. Салехард, 60 с.

Федорова Л.В. 2007. Стерх как божество. - Информационный бюллетень Рабочей группы по журавлям Евразии, 10: 93-95




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!