СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека методических рекомендаций для родителей воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека в помощь родителям  по закреплению лексических тем, знакомство с которыми происходит на логопедических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Картотека методических рекомендаций для родителей воспитанников с интеллектуальной недостаточностью»


Картотека методических рекомендаций для родителей воспитанников

с интеллектуальной недостаточностью

Об успешности логопедического сопровождения детей - инвалидов нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями. Индивидуальные обучающие консультации позволяют повысить качество коррекции. Данная картотека предназначена для помощи родителям по закреплению лексических тем, знакомство с которыми проходит на логопедических занятиях. На каждую лексическую тему – индивидуальная карточка, которая дается родителям для закрепления с учетом тематического планировани.


1. Осень

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года на­ступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопро­сы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

— Какое сейчас время года?

Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выде­лить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осен­ние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава

и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо?

Небо чистое и голубое.

  • А каким чаще бывает небо поздней осенью?

Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях?

Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью?

Поздней осенью деревья голые.

— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

— Что произойдет с травой поздней осенью?

Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.

Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, гото­вятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью?

Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь?

Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени. Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.

5. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. 7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. — Желтые березовые листья.

Клен. — Алые кленовые листья.

Осина. — Пунцовые осиновые листья.

Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

6. Выучите с ребенком следующий текст и проведите паль­чиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (паль­цевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные дубовый, кленовый, рябиновый, пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.




Плавные волнообразные движения ладонями.


Загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших.




Укладываем ладони на стол.

2. Овощи

1. Объясните ребенку, что вы хотите проверить, какая у него память. Ему нужно вспомнить как можно больше назва­ний овощей, рассказать вам, где овощи растут. Конечно же, ребенок без труда вспомнит, что овощи выращивают в огоро­дах, на полях, в теплицах, и сможет перечислить не менее десяти названий овощей: картофель, морковь, свекла, репа, редис, помидор, огурец, кабачок, баклажан, лук.

2. Попробуйте совместно придумать загадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую — ваш ребенок. Например:

— Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)

— Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис.)

— Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или парнике. Что это? (Это баклажан.)

3. Об одном из овощей можно попробовать составить рас­сказ-описание по плану:

— Что это?

— Это овощ или фрукт?

— Где он растет?

— Какой он на вид, на ощупь, на вкус?

— Что можно из него приготовить?

• Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, пасту, можно положить его в борщ. 6. Выучите с ребенком следующий текст и проведите паль­чиковую гимнастику.


Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,

Посолили

И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.


Ритмичные удары ребром ладоней по столу.



Хватательные движения руками.

Указательный и средний пальцы трутся о большой.

Удары обеими ладонями по столу.

Отряхнуть ладони друг о друга.




3. Фрукты

1. Предложите ребенку вспомнить названия фруктов. Для этого можно провести игру-соревнование с мячом. Вы бро­саете мяч друг другу и называете при этом фрукты. Побеждает тот, кто последним назовет очередной фрукт {яблоко, груша, слива, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви, манго и т. д.).

2. Вспомнит ли ребенок, что фрукты растут на деревьях в саду? Проверьте это.

3. Попросите ребенка вспомнить названия фруктов, которые начинаются со звука [А] (ананас, абрикос, апельсин, айва), содер­жат звук [Н] {лимон, гранат, манго, ананас, мандарин, виноград).

4. Потренируйте ребенка в составлении загадок-описаний о фруктах. Например:

  • Круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. Что это? (Яблоко.)

Овальный, желтый, кислый, сочный. Растет в саду на де­реве. Что это? {Лимон.)

5. Об одном из фруктов ребенок должен составить рассказ-описание по уже известному плану (см. задание 2).

6. Выучите с ребенком стихотворение. Следите за правиль­ностью звукопроизношения и выразительностью речи. Пока­жите, как нужно выразительно рассказывать стихотворение.

В САДУ

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

4. Насекомые

1. Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о насекомых. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть по­лезными {пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.

2. Загадайте ребенку загадки или предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый

Опускает хоботок

В распустившийся цветок. (Шмель)


Злюка тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком. (Оса)


По листочку проползает,

Всюду дырки оставляет.

Вот прожорливая штучка!

А свернулась закорючкой. (Гусеница)


ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Два пера, и три былинки,

И листочек, и травинку

В муравейник принесли

Работяги... {муравьи).


Звон весь день в ушах стоит.

Надо мною кто звенит?

Прилетел он со двора.

Длинный нос у... (комара).

3. Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о насекомых по плану:

— Кто это?

— Какого он (она) размера?

— Какие части тела у него (у нее) есть?

— Как он (она) передвигается?

— Чем питается?

— Приносит пользу или вред? Например:

• Эта бабочка называется крапивница. Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, две пары ножек и красивые шелковистые крылья коричневого цвета с красными, желтыми, белыми и чер­ными узорами. Крапивница хорошо летает. Бабочка пита­ется цветочной пыльцой. Гусеница бабочки питается лис­тьями растений и наносит растениям вред.

4. Выучите с ребенком четверостишия о насекомых. По­кажите ребенку, как можно рассказать их выразительно. Сле­дите за правильностью произношения звуков.

Фигуристка водомерка

По воде, как по фанерке,

Пробежала, проскочила,

Даже ног не замочила.

Вот большое коромысло

Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют.

Это каждый школьник знает.

Майский жук — как рыцарь в латах,

Очень страшный и усатый.

Жук над веткою кружит,

От жужжанья весь дрожит.

Зеленый кузнечик кобылкой зовется.

И стрекот кобылки в траве раздается.

А скачет кобылка как заводная.

Я более прыткой букашки не знаю.

Нектар и пыльцу собирает пчела.

С утра до заката у пчелки дела.

Пчела-хлопотунья, пчела-непоседа

Накопит нам меду на пасеке деда.



5. Лесные ягоды. Грибы

1. Продолжаем работу над темой «Лесные ягоды. Грибы». Помнит ли ваш ребенок названия грибов и лесных ягод? Пред­ложите ему поиграть в увлекательную игру: вы будете бросать друг другу мяч, называя при этом грибы; победит тот, кто назовет гриб последним (боровик, подосиновик, подберезовик, моховик, масленок, волнушка, сыроежка, лисичка, рыжик, груздь). Так же можно поиграть, называя ягоды (малина, чер­ника, голубика, брусника, морошка, рябина, клюква, земляника, ежевика).

2. Помогите ребенку составить рассказы-описания об од­ном из грибов и об одной из ягод по плану.

РАССКАЗ О ГРИБЕ

— Как называется этот гриб?

— Он съедобный или несъедобный?

— Как выглядит ножка гриба?

— Какая у него шляпка?

— Что можно из него приготовить?

РАССКАЗ О ЛЕСНОЙ ЯГОДЕ

— Как называется ягода?

— Где она растет?

— Какая она на вид, на вкус, по запаху?

— Что из нее готовят?

• Это подосиновик, съедобный гриб. Он растет в березовом, осиновом или еловом лесу. У него толстая прямая ножка с серым налетом и крепкая оранжевая шляпка. Из него можно приготовить жаркое или сварить суп, его можно мариновать.

• Это малина. Она растет в лесу на высоких кустах. Она красная, овальная, мягкая, сочная, душистая. Из нее можно сварить малиновое варенье, приготовить желе, ком­пот, джем.

3. Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и грибов. Знает ли он, как называется варенье из земляники {земляничное), желе из малины (малино­вое)^ джем из черники (черничный), повидло из брусники (брус­ничное), компот из ежевики (ежевичный)?

4.Выучите с ребенком и используйте в качестве физкуль­турной паузы во время домашних занятий следующее упраж­нение.

ЗА ГРИБАМИ

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисички бежали,

Лисички собирали.

Скакали зайчатки,

Срывали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.


Маршируем на месте.


Скачем вприсядку, собирая воображаемые грибы.


Бежим, собирая воображаемые грибы.

Скачем на прямых ногах, собирая воображаемые грибы.


Идем вперевалку, в конце строки топаем ногой.





6. Домашние животные

1. Предложите ребенку вспомнить названия домашних жи­вотных {корова, лошадь, собака, кот, коза, свинья, овца, кро­лик). Знает ли он, почему они называются домашними? (При­носят человеку пользу, а человек за ними ухаживает.)

2. Выясните, помнит ли ребенок названия детенышей до­машних животных? Поиграйте с ним в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете домашнее животное; ребе­нок ловит мяч, называет детеныша или детенышей этого жи­вотного и возвращает мяч вам.

У козы — козленок (козлята).

У кошки — котенок (котята).

У крольчихи — крольчонок (крольчата).

У свиньи — поросенок (поросята).

У собаки — щенок (щенята).

У овцы — ягненок (ягнята).

У коровы — теленок (телята).

У лошади — жеребенок (жеребята).

3. Предложите ребенку составить рассказ-описание о лю­бом домашнем животном по плану:

— Как называется животное?

— Оно дикое или домашнее?

— Какого оно размера?

— Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

— Чем покрыто его тело?

— Какую пользу приносит животное?

— Как называются его детеныши?

• Это баран. Баран — домашнее животное среднего размера. У него крепкое туловище, большая голова, стройные ноги, коротенький хвостик. На голове у барана — толстые рога. Тело барана покрыто густой кудрявой шерстью. Баран дает человеку мясо, шерсть, шкуру. Человек кормит барана сеном, травой. Дети барана — ягнята.

4. Следующее задание позволит потренировать ребенка в образовании притяжательных прилагательных. Предложите ему ответить на ваши вопросы:

— Чей это хвост? (бараний, овечий, козий, коровий)

— Чья это голова? (баранья, овечья, козья, коровья)

— Чье это ухо? (баранье, овечье, козье, коровье)

— Чьи это рога? (бараньи, овечьи, козьи, коровьи)

5. Выучите с ребенком и используйте в качестве физкульт­минутки следующее упражнение.

КОНИ

Кони пасутся гурьбой на лугу. Идем по кругу с высоким подниманием колена.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь. Белый как снег. На каждое название загибаем по одному пальцу на

Рыжий как пламя, красивее всех. обеих руках

Серый весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой. Опять идем по кругу.

Их посчитаем еще раз с тобой:

Черный как уголь. Белый как снег. Вновь загибаем пальцы.

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

7. Дикие животные наших лесов

1. Предложите ребенку вспомнить названия диких живот­ных наших лесов (медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь). Это можно сделать, используя уже из­вестную вам игру с мячом. Вы бросаете друг другу мяч и называете животных. Побеждает тот, кто назовет животное последним.

2. Знает ли ребенок, что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище? А как называются жилища диких животных? Проведите игру «Чей дом?» Она не только позволит проверить уровень знаний ребенка по теме, но и по­упражняет его в образовании притяжательных прилагательных.

— Как называется жилище медведя?

Берлога.

— Берлога — чье жилище?

Медвежье.

— Как называется жилище лисы?

Нора.

— Нора — чье жилище?

Лисье.

— Как называется жилище волка?

Логово.

— Логово — чье жилище?

Волчье.

— Как называется жилище белки?

Гнездо.

— Гнездо — чье жилище?

Беличье.

3. Об одном из диких животных ребенок должен составить рассказ-описание. Для составления рассказа описания пред­ложите ему план:

— Как называется животное?

— Оно дикое или домашнее?

— Хищное ли это животное?

— Чем оно питается?

— Какого оно размера?

— Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

— Чем покрыто его тело?

— Как называется его жилище?

— Как называются его детеныши? Например:

• Это лиса, дикое животное. Лиса — хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса — животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордоч­кой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы — нора. Ее детеныши — лисята.

4. Выучите с ребенком подвижное упражнение и исполь­зуйте его в качестве физкультминутки во время занятий.

ПАПА, МАМА И РЕБЕНОК

Волки вышли из-за елки.

На охоту вышли волки.

Волк, волчица и волчонок-

Папа, мама и ребенок.

Три колючих колобка

Притаились у пенька.

Еж, ежиха и ежонок —

Папа, мама и ребенок.

У лесной речушки хатка,

Там бобриха и бобрятки.

Папа-бобр их охраняет,

Возле хатки он ныряет.

Три пушистых рыжих шкурки

Дружно вышли на прогулку.

Лис, лисица и лисенок -

Папа, мама и ребенок.

















Идем по кругу, широко шагая, говорим низким голосом.




Приседаем, сделав круглые спинки

Двигаемся по кругу вприсядку.



Стоим лицом в круг, делаем из рук «крышу» над головой. Подкладываем руки под щеку.

Идем по кругу, изображая, как плывет бобер.

Идем по кругу крадучись.

8. Одежда. Обувь. Головные уборы


1. Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть одежда, обувь, головные уборы, и ответить на вопрос:

— Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы? (Одежда, обувь, головные уборы долж­ны соответствовать сезону и погоде.)

2. Проверьте, использует ли ваш ребенок в речи сложнопод­чиненные предложения. Пусть даст полные ответы на вопросы:

— Почему осенью тебе нужны резиновые сапожки?

Осенью я ношу резиновые сапожки, потому что идут дожди, кругом лужи, можно промочить ноги.

— Почему летом ты не носишь шубу?

Я не ношу летом шубу, потому что жарко.

— Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?

Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги.

3. Проверьте, знает ли ребенок, как называются некоторые детали одежды. Это задание позволит проверить соответствие уровня развития словаря ребенка возрастной норме. Поиграй­те в игру «Подскажи словечко».

В нем ношу платок, монетки,

Для сестренки две конфетки,

Болтик, гвоздь, один банан.

Назови его! (Карман)

Нет у юбки и у майки,

Есть у платья и фуфайки.

У плаща их тоже два.

Догадались?..(Рукава)

Есть, ребята, он у куртки.

Мне он нужен на прогулке.

От дождя спасает он.

Что же это? (Капюшон)

9. Зима. Зимующие птицы

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года на­ступило. Задайте ему вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

— Какое сейчас время года?

Сейчас зима.

— Почему ты так думаешь? Постарайся перечислить все

приметы зимы.

На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на вет­ках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль. Проходят чередой С морозом, со снежком, С Рождественской звездой.

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше прила­гательных к каждому существительному.

Снег {какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Лед {кокой?) гладкий, блестящий, холодный, твердый.

Сосулька {какая?) — твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Снежинка {какая?) белая, легкая, узорная, красивая, хо­лодная, хрупкая.

Сугроб {какой?) — ...

4. Выучите с ребенком следующее стихотворение, порабо­тайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

В ЗИМНЕМ ПАРКЕ

В парке зимнем, в парке сонном

Под периной снежной склоны.

Елки в шишках как в сережках.

Мы гуляем по дорожкам

Кто на лыжах, кто на санках,

Лепим бабу на полянке.

Удивляются пичуги:

«Что слепили тут подруги?

Вот так баба! Как картина!

Вся украшена рябиной!»

Высунул язык щенок,

Удивленья скрыть не смог.

В парке зимнем нагулялись,

По сугробам навалялись.

Только нам домой пора.

До свиданья! До утра!

5. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, чем они питаются, как им можно помочь.

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края осенью. Это сова, сорока, ворона, воробей, голубь. Некоторые зиму­ющие птицы прилетают к нам с севера. Это снегирь, сини­ца, свиристель, щегол, клест. Снегирь и свиристель любят рябину. Щегол питается семенами некоторых растений. Всем зимующим птицам трудно найти корм зимой. Надо помогать птицам, развешивать кормушки, насыпать в них корм: пшено, хлебные крошки, семена и сушеные ягоды. Для синичек можно подвешивать кусочки несоленого сала.













10. Мебель

1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в мебельный салон или в мебельный магазин. Побеседуйте с ребенком о назначении разных пред­метов мебели, обратите его внимание на части мебели и ма­териалы, из которых она сделана.

2. Побеседуйте с ребенком о том, какая мебель должна стоять на кухне, в гостиной, в спальне, в детской.

  1. Попросите ребенка составить описательный рассказ о любом из предметов мебели по образцу, предложенному вами.

• Это диван. Он стоит в гостиной. Он большой, мягкий, удобный, красный. У него есть сиденье, спинка и подло­котники. На диване можно сидеть и отдыхать, можно при­лечь на диван и почитать книгу.

4. Проверьте, умеет ли ребенок употреблять в речи простые и сложные предлоги. Возьмите мячик и выполняйте действия с ним, а ребенок пусть комментирует ваши действия. Например:

Мячик лежит на письменном столе. - Мячик упал со стола.

Мячик закатился под стол

Мама достала мячик из-под стола.

Мячик лежит в ящике стола.

Мама достала мячик из ящика.

Мячик закатился за стол.

Мама достала мячик из-за стола.

Мячик летит над столом.

5. Предложите ребенку отгадать, а потом выучить загадку.

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет,

Он называется... (буфет).

6. Предложите ребенку выполнить вместе с вами пальчи­ковую гимнастику. В тексте гимнастики выделены относи­тельные прилагательные, которые помогут обогатить словарь ребенка.

В нашей комнате — столовой —

Есть отличный стол дубовый,

Стулья — спинки все резные,

Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама гам белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.


На каждое название мебели загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших.



11. Посуда


1. Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин «Посуда». Побеседуйте о назначении посуды. Обратите внимание ребенка на части по­суды и материалы, из которых она сделана. Придя домой, поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какие?» Вы бро­саете ребенку мяч и называете предметы посуды; ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам.

Напри­мер:

Ложки (какие?) — серебряные.

Тарелки (какие?) — фарфоровые.

Кастрюля (какая?) — эмалированная.

Ваза (какая?) — хрустальная.

Нож (какой?) — металлический.

Поднос (какой?) — пластмассовый.

Кувшин (какой?) — стеклянный.

Блюдо (какое?) — фаянсовое.

2. Об одном из предметов посуды ребенок должен приду­мать загадку-описание, о другом — рассказ-описание. Напри­мер:

• Этот предмет мебели стоит в гостиной. У него есть стек­лянные дверцы, полки, ножки. В нем хранят книги. Что это? (Книжный шкаф.)

• Это стол. Он большой, дубовый, полированный. У него гладкая столешница и резные ножки. За этим столом обе­дают.

3. Выучите с ребенком небольшой отрывок из стихотворе­ния К. Чуковского «Федорино горе». Следите за правильно­стью произношения, четкостью дикции и выразительностью речи.

12. Новогодний праздник


1. Побеседуйте с ребенком о приближающемся праздни­ке, погуляйте по городу и полюбуйтесь его праздничным убранством. Обратите внимание ребенка на иллюминацию, гирлянды, наряженные елки. Привлеките его к украшению елки дома, к подготовке подарков и сюрпризов всем домаш­ним.

2. Предложите ребенку ответить на вопрос «Почему ты любишь новогодний праздник?» Отвечая, пусть он использует сложноподчиненное предложение, начав ответ со слов: Мне нравится новогодний праздник, потому что...

3. Рассмотрите с ребенком елочные игрушки, которые есть у вас дома. Побеседуйте о том, из чего они сделаны. Поиг­райте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое?» Пусть ребенок нарисует одну елочную игрушку и составит о ней описатель­ный рассказ по образцу:

• Это елочная игрушка — шарик. Он большой, легкий, се­ребристый, блестящий. Шарик висит на ветке, кружится и сверкает.

4. Предложите ребенку отгадать и выучить загадки.

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес.

Кто он?..{Дедушка Мороз)

Красавица какая

Стоит, светло сверкая!

Так пышно убрана.

Скажите, кто она? {Новогодняя елка)

5.Подберите и выучите с ребенком стихотворение про Новый год. Поработайте над звукопроизношением и вырази­тельностью речи.

13. Транспорт


1. Вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом на ули­цах города. Выясните, что знает ребенок о транспорте, помнит ли, для чего предназначен грузовой и пассажирский транс­порт, что существует пять видов транспорта: дорожный, же­лезнодорожный, водный, воздушный, подземный.

2. Предложите ребенку составить описательный рассказ о транспорте по образцу. Например:

• Это автобус. Автобус — дорожный пассажирский транс­порт. Он большой, желтый. У него просторные салон и кабина водителя, четыре колеса, две двери, большие стек­лянные окна, круглые фары. Автобусом управляет шофер.

3. Отгадайте и выучите с ребенком загадки.

Под землей огни горят.

Под землей дворцы стоят.

Под землею чудо мчится,

Каждый может прокатиться. {Метро)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы:

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили...

Они называются... (автомобили).







































14. Профессии


1. Помогите ребенку составить рассказ о профессии папы или мамы: рассказать, кем и где папа или мама работает, в чем заключается эта работа.

2. Предложите ребенку вспомнить названия профессий ра­ботников детского сада, ателье, магазина, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях. Можете провести с ним игру «Кто что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты.

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.

3. Загадайте ребенку загадки, предложите отгадать их и объяснить, как он догадался.

У этой волшебницы,

Этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивей!

(Парикмахер)

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад. (Водопроводчик)

15. Орудия труда. Инструменты


1. Побеседуйте с ребенком о том, зачем людям нужны инструменты. Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и рассказать о том, кому и для чего они нужны. Потренируйте ребенка в составлении сложноподчи­ненных предложений. Например:

Ножницы нужны парикмахеру, чтобы делать стрижки.

Шприц нужен медицинской сестре, чтобы делать уколы.

Кисть нужна маляру, чтобы красить стены.

Иголка нужна швее, чтобы шить.

Нож нужен повару, чтобы резать продукты.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?» Вы назы­ваете профессию, а ребенок перечисляет все инструменты, которые нужны представителю этой профессии. Например:

— Плотник.

Плотнику нужны молоток, рубанок, стамеска, пила.

— Маляр.

Маляру нужны кисть, валик, ведро.

— Швея.

Ножницы, иголка, булавки, метр, швейная машина.

3. Предложите ребенку отгадать загадки и объяснить, как он догадался.

Дуб громадный повалю я,

Говорю не хвастая.

Все, что хочешь, распилю я,

Острая, зубастая. (Пила)

Землю копала –

Ничуть не устала.

Кто мною копал,

Тот устал. (Лопата)

4. Отработайте четкое произношение скороговорки.

Краб крабу сделал грабли.

Продал грабли крабу краб.

Сено граблями, краб, грабь.



16. Ранняя весна

1. На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы наступа­ющей весны. Обратите его внимание на сосульки на крышах, ка­пель, проталинки, распускающуюся вербу, веселый щебет птиц.

2. Помогите ребенку запомнить, что есть два периода весны: ранняя весна и поздняя весна. Расскажите, что сейчас началась ранняя весна. Помогите ребенку запомнить приметы ранней весны:

• снег еще лежит на земле, но уже появились проталины;

• лед на водоемах потемнел и начал трескаться;

• солнце светит ярко и начинает пригревать;

• начинается капель, на крышах появляются сосульки;

• на проталинах распускаются первые цветы — подснежни­ки: мать-и-мачеха, пролеска, гусиный лук, хохлатка, фи­алка;

• прилетели и начали строить гнезда грачи, весело чирикают воробьи и щебечут синицы.

3. Пусть ребенок составит рассказ о ранней весне, расска­жет о том, что происходит в природе ранней весной, по плану:

— Какое время года наступило?

— Каким стало небо?

— Что ты можешь рассказать о солнце?

— Что появилось на крышах?

— Каким стал снег и что появилось на снегу?

— Что распускается на проталинках?

— Как ведут себя птицы и другие животные?

4. Помогите ребенку нарисовать или наклеить картинки с изображением цветов-подснежников. Пусть он подпишет их и составит об одном из них описательный рассказ.

5. Выучите с ребенком стихотворение В. Бородулина «Верб­ные сережки».

ВЕРБНЫЕ СЕРЕЖКИ

Солнце дарит нам весну,

Вытаяли стежки.

Я за пазухой несу

Вербные сережки.

Мягкие пуховички,

Маленькие крошки.

Так пушисты и легки

Вербные сережки.

Снег вокруг еще лежит,

Спор ведет с весною.

Я поставлю вас в кувшин,

Напою водою.

Я в обиду вас не дам,

Стойте без заботы.

Улыбнется мама вам,

Как придет с работы.

17. Весна. Весенние цветы


1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое насту­пило. Понаблюдайте приметы весны во время прогулки. Запом­нить названия весенних месяцев поможет четверостишие:

Март, апрель и май зеленый

Дарят листья липам, кленам.

Просыпаются сады,

Распускаются цветы.

2. Побеседуйте с ребенком о приметах поздней весны, ко­торые вы наблюдали во время прогулки, помогите ребенку их запомнить:

• дни стали длиннее, а ночи — короче;

• на улице тепло, солнце ярко светит и греет;

• дуют теплые ветры;

• идут теплые дожди;

• прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;

• появилась первая зеленая трава, а на деревьях и кустарни­ках — листья, в траве распустились весенние цветы.

3. Предложите ребенку нарисовать картинку «Весна» и рас­сказать по ней о времени года, которое наступило, по плану:

— Какое время года наступило?

— Какими стали небо и солнце?

— Какие изменения произошли в природе?

18. Перелетные птицы


1. Повторите с ребенком задания по теме «Перелетные птицы». Понаблюдайте за птицами во время прогулки.

2. Прочитайте ребенку рассказ.

• Весна вступает в свои права. Начали возвращаться к нам перелетные птицы. Открыли весну грачи. Они прилетели еще при снеге и сразу же принялись за ремонт старых и постройку новых гнезд. Вслед за грачами прилетели сквор­цы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда зеленой дымкой покроется лес, прилетят мухолов­ки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

3. Задайте ребенку несколько вопросов по тексту, например:

— Какое время года вступает в свои права?

— Кто возвращается к нам?

— Какие птицы открыли весну?

— Когда они прилетели и за что принялись?

— Кто прилетел вслед за грачами?

— Какие водоплавающие птицы прилетят потом?

— Какие птицы прилетят, когда зеленой дымкой покро­ется лес?

4. Прочитайте текст еще раз и предложите ребенку пере­сказать его.

5. Выучите с ребенком стихотворение С. Дрожжина. Пора­ботайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

Вернулось царство весенних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!