Картотека дидактических игр по теме: «Профессии» |
Дидактическая игра «Рабочая одежда» (4-7 лет) Дидактическая задача: Закрепить знания детей о специальной одежде, форме людей некоторых профессий. Например: строитель, учитель, полицейский, врач, парикмахер, водитель, моряк и т. д. Оборудование: Картонные изображения (куклы) девушки и парня, картонные изображения разной рабочей одежды (формы) людей разных профессий, которые можно закрепить на картонной кукле. Игровое действие: Педагог рассказывает, что бумажные персонажи собираются идти на работу, но им нужно помочь подобрать правильный костюм. Игру можно построить разными способами. Педагог называет профессию, а дети выбирают из вороха бумажной одежды правильную. Либо воспитатель сам выбирает костюм, а игроки называют место работы персонажа. Когда дети разберутся с рабочим гардеробом, педагог для закрепления полученных знаний просит их закрыть глаза, а сам перекладывает одежду, просит найти ошибку. |
Дидактическая игра «Кто кем работает?» (5-7 лет) Дидактическая задача : На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессиях. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Оборудование: Кукла-Загадка, рисунки (карточки) с изображениями людей разных профессий и сказочных героев, касса. Игровое действие: Педагог показывает детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздает девочкам рисунки (карточки) с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организует постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями). |
Дидактическая игра «Логическое лото» (6-7 лет) Дидактическая задача : Уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. Учить распознавать символические знаки и соотносить их с бытовыми и научными понятиями. Оборудование: Карточки с символическим изображением растений, животных, человека, техники, бумаги. Картинки с изображением людей различных профессий. Игровое действие: Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает им по очереди пять карточек с символическим изображением растений, животных, людей, техники, бумаги, задавая, при этом вопрос: «Человек какой профессии с этим работает?» Дети поднимают соответствующие карточки и отвечают. Например: «Моя профессия моряк. Я работаю с техникой» «Моя профессия шофер. Я тоже работаю с техникой» и т. д. |
Дидактическая игра «Угадайте, кто работает с этими вещами» (5-7 лет) Дидактическая задача : Учить устанавливать ассоциативную связь между предметами и профессией человека. Оборудование: Картинки с изображением предметов или действий, характерных для разных профессий. Игровое действие: Педагог называет три слова (вариант 1), выкладывает 3 картинки (вариант 2), дети определяют с людьми какой профессии они связаны. Педагог называет профессию и предлагает детям подобрать картинки, на которых изображены предметы необходимые для профессии. Например: весы, прилавок, товар, деньги … (продавец) плита, кастрюля, борщ, сковорода ... (повар) доска, мел, учебник, тетрадь … (учитель) руль, колесо, дорога, автомобиль… (водитель) занятие, игры, прогулки, игрушки …(воспитатель) топор, пила, гвозди, молоток…(плотник) кирпичи, цемент, новый дом, мастерок… (строитель) краски, кисти, побелка, валик … (маляр) бинт, таблетки, белый халат, шприц… (врач) ножницы, фен, пеньюар, расческа… (парикмахер) корабль, тельняшка, море, якорь… (моряк) |
Дидактическая игра «Как называют этого строителя?» (5-7 лет) Дидактическая задача: Знакомить дошкольников со строительными профессиями. Оборудование: карточка (или несколько карточек) с изображением строительных профессии. Игровые действия: Педагог говорит, что делает человек, а дети отвечают, как его называют: окрашивает стены – маляр; покрывает крышу черепицей – кровельщик; сооружает дом из кирпича – каменщик; соединяет детали из металла – сварщик; кладет на стены плитку – облицовщик; делает стены ровными, наносит штукатурку – штукатур; изготавливает детали из дерева – плотник. |
Дидактическая игра «Перечисли профессии на выбранную букву» (5-7 лет) Дидактическая задача: Закрепить названия разных профессий, представления о профессиональных обязанностях разных работников. Оборудование: буквы алфавита. Игровые действия: Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву: А – актер, агроном, астролог, администратор, авиатор, адвокат, архитектор, акушер; Б – бухгалтер, букинист, бармен, банкир, баянист, библиотекарь, балерина, боксер; В – врач, визажист, водитель, водолаз, воспитатель, ветеринар; Г – геолог, гувернантка, грузчик, гример; Д – дворник, дирижер, дизайнер, диетолог, дальнобойщик, доярка, диспетчер, директор; Ж – животновод, журналист, жокей; З – звукорежиссер, зоолог, заведующий; И – инспектор, инженер, изобретатель, искусствовед, иллюстратор, историк; К – космонавт, клоун, капитан, комбайнер, композитор, кассир, кочегар, кузнец; Л – лаборант, летчик, лесоруб, логопед; М – машинист, манекенщица, маляр, медсестра, метеоролог, механик, монтажник, музыкант; Н – няня, нотариус, нефтяник; О – окулист, официант, оператор, озеленитель, охранник; П – пастух, повар, педиатр, писатель, парикмахер, пианист, плотник, почтальон, продавец; Р – режиссер, радист, рыболов, репортер; С – секретарь, сантехник, садовник, скрипач, слесарь, скульптор, стоматолог; Т – тракторист, токарь, трубочист, тренер; У – уборщик, учитель, ученый; Ф – фотограф, флорист, фармацевт, фермер, философ, футболист; Х – хирург, художник, хореограф; Ш – шахтер, швея, шофер, штукатур; Э – эколог, электрик, экскурсовод, экономист, экскаваторщик; Ю – юрист, юнга, ювелир. |
Дидактическая игра «Это правда?» (4-7лет) Дидактическая задача: Оборудование: картинки, изображающие людей разных профессий в соответствующем облачении. Каждый игрок получает две карточки: красная – ответ «нет», зеленая – «да». Игровые действия: Педагог (или ребенок) показывает детям картинку, говорит, кем работает нарисованный человек. Игроки должны понять, правда ли сказана, поднять соответствующую карточку. Например, ведущий, продемонстрировав изображение пожарного, говорит: «Это учитель». Дети поднимают красную карточку. |
Дидактическая игра «Кому что?» (4-7 лет) Дидактическая задача: Расширение знаний о названии профессий, об инструментах и приспособлениях, нужных для выполнения профессиональных обязанностей; воспитание уважительного и благодарного отношения к чужому труду; развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух. Оборудование: наборы (или карточки) инструментов различных профессий. Игровые действия: Педагог называет работника, а дети должны перечислить инструменты, приспособления и материалы, которыми он пользуется: врач – шприц, стетоскоп, медицинский халат, резиновые перчатки, повязка, медкарта; строитель – дрель, молоток, кирпичи, доски, каска, бетон, гвозди, пила; учитель – указка, классный журнал, учебники, настенные карты, доска; повар – посуда, духовка, блендер, колпак, фартук, продукты, книга рецептов; парикмахер – фен, расчески, ножницы, плойка, краски для волос, заколки, зеркало; полицейский – пистолет, рация, полицейская машина, наручники; моряк – якорь, штурвал, бескозырка, рыболовная сеть; водитель – автомобиль, руль, колесо и др. |
Дидактическая игра «Ходилки-бродилки) (5-7 лет) Дидактическая задача: Развивать логические способности, внимание, навыки самоконтроля, речь, умение узнавать профессии людей по иллюстрациям; закреплять умение считать до 6, умение отсчитывать определённое количество клеток (ходов), соответствующее числу точек, выпавших на кубике. Оборудование: Игровое поле, фишки, кубик. Игровые действия: В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков. Нужно поставить фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если фишка остановилась на: Синем поле - игрок двигается вперед по указанному стрелкой направлению На красном поле – возвращается назад по стрелке На зеленом поле - игрок получает дополнительный ход. Выигрывает тот игрок, который первый добрался до финиша. |
|
Дидактическая игра «Назови лишний предмет» (5-7 лет) Дидактическая задача: Расширение знаний о назначении и особенностях профессий, об инструментах и приспособлениях, нужных для выполнения профессиональных обязанностей; уточнение представления о том, где работают люди, какую одежду носят, какие действия выполняют, как выглядит их рабочее место; воспитание уважительного и благодарного отношения к чужому труду; Оборудование: Иллюстрации с изображением людей разных профессий и необходимых для их деятельности предметов, инструментов, где один из предметов лишний. Игровые действия: Педагог выкладывает перед детьми по 4 иллюстрации инструментов, которыми пользуются определенные работники. Один из предметов лишний, на него нужно указать с объяснением причины выбора. К примеру, «мастерок», «каска», «дрель», «шприц» – первыми тремя пользуется строитель, последним предметом – медсестра. |