СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека бесед по экологии поможет педагогам воспитывать у детей  бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием»»









Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием»

























1.«Животные – наши друзья».

Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям послушать историю про котенка.

«Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой-

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост – трубой…

До чего хорош собой! (Е. Благинина)

- Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (жалость, сочувствие).

- Давайте покажем лицо девочки, нашедшей котенка.

- Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

- Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)

- Как девочка помогла котенку?

- Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

- Как бы вы поступили на месте девочки?

2. «Чем отличаются и чем похожи животные и растения».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

- Ребята, вы много раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает?

- Что вы понимаете под словами «живая и неживая природа»?

- Мы с вами говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия.

- Какие растения вам известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома?

- Как вы думаете, растения живые? Если да, то почему?

- Как, по- вашему, растения дышат, Как они питаются как растут?

- Могут ли растения жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете?

- Каких животных вы знаете?

- На какие группы животных можно разделить?

- Какие животные живут у нас здесь, у вас дома?

- Как дышат животные на суше и в воде?

- Чем питаются животные (домашние, дикие, крупные, мелкие?)

- У человека есть руки, а что есть у зверей, птиц, рыб?

- У человека есть пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных?

- Как передвигаются животные и люди? Как передвигаются растения?

- Что нужно животным для роста и развития? Что нужно для этого растениям?

- Как вы думаете растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек?

- Как умываются животные, люди, растения?

- Какую пользу приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек?

- Как реагирую животные, человек, когда их обижают?

- Как реагируют растения, когда за ними не ухаживают постоянно?

-Как вы считаете, любят ли животные и растения музыку? Как они на нее реагируют?

- В каких случаях животные и человек испытывают боль? Когда испытывают боль растения?

- Какие правила поведения животных и людей в природе вы знаете?

- Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы детского сада и дома?

- ребята, и растения и животные, и люди - все мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно расскажите об этом своим близким.

3. «Ты - часть природы».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать нравственные основы личности.

Ход беседы:

- Дети. На нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек- часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнения воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о красной книге. Помните о том: вы всегда должны бережно относится ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню.

- Считаете ли вы животных своими друзьями? Почему?

-Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?

- Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они ралли и цвели?

- Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?

-Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете ветку, обрываете листок, цветок?

- Если мама вас не будет кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?

- Если мама вас не будет умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть ему клетку?

- Как вы думаете, настроение человека и животных зависит от погоды?

- Если бы вы были волшебником, в какого животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас? Чем?

- Ребята, берегите природу, Берегите животных и растения. Они наши меньшие братья.



4. «Учимся доброжелательности».

Цель: Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка»)

- Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому – щенку.

О чем мечтала девочка Маша?

- Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?

- Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?

- Какое чудо произошло?

- Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

- Как вы думаете, почему говорят«Собака- друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).



5. «Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Ход беседы:

- Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?

- А умеете ли вы плотно закрывать кран?

-Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

- Ребята, вспомните, для чего мы используем воду?

- А случалось ли так, что в кране не было воды?

-Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения.

-А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.



6. «Жалейкин».

Цель: Расширять знания детей о правилах поведения в природном окружении.

Ход беседы:

- Ребята, послушайте, что я вам расскажу.

Жалейкин — мальчик добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело. Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

- Вот неряхи! - вскричал Жалейкин

- Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно. Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески к поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных! Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (Н. Сладков.)

- Как относился Жалейкин к злу?

- Что возмутило его в поведении туристов?

-Как Жалейкин навел порядок на берегу? К чему это привело

? -Что следовало бы делать Жалейкину, чтобы вокруг было меньше недовольных?

-Как вы оцениваете действия Жалейкина?

- Как бы поступили вы?



7. «Мальчик с ландышами».

Цель: Воспитывать гуманное отношение к растительному миру.

Ход беседы:

- Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

- Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу?

-С чем или с кем их можно сравнить? -Какие чувства вызывает у вас мальчик?

-Почему некоторые мальчики и девочки да и взрослые, так себя ведут на природе?

- Дайте оценку такому поведению.




8. «Сурка».

Цель: Вызвать у детей стремление беречь животных. Воспитывать милосердие, сострадание.

Ход беседы:

- В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Сурка. Он очень полюбил мальчика и его маму. (По С. Аксакову.)

-Почему щенок привязался к мальчику и его матери?

- В чем проявилась их забота о нем?

-Как поступили бы вы, если бы увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котенка?



9. «Старая кепка».

Цель: Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Ход беседы:

- Мишутка и Оля спустились в овраг по тропинке. Над оврагом плыла большая черная туча. В кустах затрещало, будто кто-то обламывал ветки. Это из тучи падали тяжелые капли дождя. Дождь шел недолго. Мишутка вышел из-под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую кепку. В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы. - А кепку, зачем оставил? - спросила Оля. Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку: - Смотрите! Мишутка и Оля увидели гнездо. В нем было трое большеротых птенцов. - Туча видели, какая была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой. - А как же другие птенцы? - спросила Оля. - На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб. - Как же они теперь? - грустно произнесла Оля. - Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнездо знаю, и мои птенцы не хуже других. Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, они сразу же широко раскрыли рты и громко запищали, прося есть. (По Н. Омельченко.)

-О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей?

-Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица?

- Как он заботился о птенцах?

-Что знал мальчик о своих птенцах?

- Как встречали птенцы Васю? Почему радостно?

-Приведите известные вам случаи любовного отношения человека ко всему живому.

- Какие чувства вызывает у вас Вася?



10. «Кормушка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

-Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется вам Сережа?

- Что в нем вызывает симпатию?

- Как бы поступили вы и почему?

- Какую пользу приносят птицы?



11. « Птичка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

- Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

- В чем был виноват Сережа?



12.«Для чего человек сажает леса»

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине. Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. В лесах вешают плакаты. например (воспитатель показывает детям плакат):

МНОГО ЛЕСА - НЕ ГУБИ!

МАЛО ЛЕСА - БЕРЕГИ!

НЕТ ЛЕСА - ПОСАДИ!

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры!!!



13.«Где зимуют лягушки?»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами. Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•В каких местах обитают лягушки?

• Что едят лягушки?

• Как они охотятся на мошек?

• Как лягушки приспосабливаются к зиме?

«Для чего дереву листья»

Вопросы для обсуждения с детьми:

Как дышат растения?

Как растения «готовят» себе пищу?

Почему листья называют «фабрикой по изготовлению пищи»?

Почему деревья сбрасывают листья? Как это происходит?



14.«Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

Почему ветер называют помощником растений? Потому что он разносит их по всему свету, разбрасывает их по всей земле. Упадет семечко на землю — и прорастет. И вырастает маленький зеленый друг — дерево, кустик или просто зеленая травка.

Но что же помогает семенам улетать подальше? Дело в том, что у многих семечек есть маленькие приспособления для полета. Например, семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками. А семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера. А почему именно крылышки? Потому что семена этих деревьев падают с большой высоты, и крылышки помогают им лететь подальше от дерева. Причем летают они поразному, например, у семян сосны и ели — очень маленькие крылышки, как у мушки, они помогают семенам вращаться, как вертолетики, далеко летать по ветру и далеко катиться по насту.

Все знают крылатки клена. Когда они падают, то всегда переворачиваются и вращаются, подхватываются ветром и разносятся далеко-далеко.

А как размножается кувшинка? Она растет в воде, и поэтому семена ее плывут по поверхности реки, как маленькие кораблики. Вода уносит их к далеким берегам.

Вопросы для обсуждения с детьми:

Как ветер помогает растениям?

Какие приспособления придумала природа для распространения семян?

Почему семена некоторых деревьев снабжены маленькими крылышками?

Семена каких растений можно назвать «путешественниками»?



15.«Где живут капли воды в детском саду?»

Педагог предлагает детям обсудить проблему — для чего человеку нужна вода? Затем он спрашивает их: «Как вы думаете, а где живут капли воды в нашем детском саду?»

После того как дети выскажут свои предположения, педагог предлагает их проверить и совершить для этого путешествие по детскому саду. С этой целью дети вырезают из бумаги капли воды. Педагог поясняет, что этими каплями дети будут отмечать, где в детском саду расходуется вода.

Капли складываются в коробку, туда же кладутся скотч и ножницы, и дети начинают поиски. Обследование начинается с помещения групповой комнаты: вода есть в умывальнике и в туалете — две капельки наклеиваются на дверь; вода есть в раковине, где моют посуду — наклеивается капля. Затем по капле — в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив; на клетку с птицей; на чайник с питьевой водой; на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования — их необходимо мыть в воде и т. д.

Далее продолжается путешествие по детскому саду за пределами группы. На дверь кухни вешаются пять голубых капель (приготовление еды и питья, мытье овощей, мытье посуды и пола). На дверь медицинского кабинета прикрепляются три капли (вода для мытья рук, запивания лекарства). Такое же количество капель появляется и на дверях прачечной.

На обратном пути в группу дети собирают капли и подсчитывают их. Педагог обращает внимание детей на то, как много нужно воды в одном только детском саду, и подводит детей к выводу о необходимости экономного использования воды.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем

детском саду. А где еще люди используют воду?

• Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?

• Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.



16.«Ноябрь — ворота зимы»

«Ноябрь — ворота зимы, месяц молодого звонкого льда». «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются». «Плачут по солнцу в ноябре оконца». Вопросы для обсуждения с детьми:

• Какие новые пословицы о ноябре вы узнали?

• Что они означают?

• Какие приметы ноября мы знаем?

o Рассмотрите дневник наблюдений с зарисовками и вспомните, как связаны высота стояния солнца и температура воздуха?

o Вспомните, какое из деревьев участка сбросило листву последним.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!