СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картофель от земли до стола"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль картофеля в жизни человека. Как отслеживали  развитие разных сортов картофеля в течении лета. 

Просмотр содержимого документа
«"Картофель от земли до стола"»

15


Министерство образования и науки РБ

Тарбагатайский район

МОУ Нижнесаянтуйская СОШ




Республиканская научно-практическая

конференция учащихся 3-6 классов

«Первые шаги»




Номинация: «Биология-растительный мир»

Тема: Картофель: от земли до стола




Автор: Щербакова Елена, ученица 3 класса

Нижнесаянтуйской СОШ Тарбагатайского района

Телефон 89243950882

Руководитель: Баженова Нина Владимировна

Телефон 89244513217





г. Улан-Удэ

2019





Содержание

1. Введение

1.1. Постановка темы исследования………………………………………………………. 1.2. Цель и задачи…………………………………………………………………………...3

1.3. Методы исследования……………………………………………………………….…4

2. Основная часть

2.1. Что такое картофель?__________________________________________________5

2.2. История картофеля ……………………………………………………………….…..5

2.3. Картошечка, картофелинка, мистер Картошка ………………….……7

2.4. Практическая часть …………………………………………………… ….………8

2.5. Лечебные свойства картофеля. Блюда из картофеля ………….….……….10

3. Заключение……………………………………………………………….…….……….. 12

4. Список литературы ………………………………………….………………….……...14

5. Приложение ………………………………………………………………………..…….15


1.Введение

1.1. Постановка темы исследования.

Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду. На  Земле, я думаю, нет такого места, где бы  картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.

Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель.

Я как-то услышала, что картошку называют «вторым хлебом»

- А почему?

Я задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:

- Что такое картофель?

- Откуда картофель родом и как попал в Россию?

-А как она прорастает?

- А можно ли картофель применять как лекарство?

- Почему сваренный картофель рассыпчатый?

- Какие вещества содержатся в картофеле?

Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель и какие блюда можно из него приготовить, почему картофель фри такой хрустящий. Меня заинтересовали эти вопросы, и я решила сама найти ответы на них.

Объект исследованияживая природа.

Предмет исследования – картофель.

Гипотеза: Если я узнаю о картофеле побольше, то смогу ответить на вопросы, которые меня интересуют.

1.2. Цель и задачи

Цель работы: узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.

- Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.

- Доказать, что картофель – это второй хлеб.

- Узнать из чего состоит картофель.

- Провести опыт по сортоизучению картофеля.

- Узнать о применении картофеля как лекарство.

- Обобщить полученные знания.

1.3.Методы и средства исследования

Методы исследования:

- анализ источников информации;

- практические опыты;

- наблюдение;

- анкетирование;

- интервью;

- обобщение полученных данных.

Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

2. Основная часть

2.1.Что такое картофель?

Я стала искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, Интернете.

Русское название «картофель» происходит от итальянского слова - трюфель. Одна из версий появления слова «картофель» - немецкая: «крафт» - сила и «тойфель» - дьявол. Иначе говоря, клубень дьявольской силы. Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Клубнеплод, семейство паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом».

Наилучшая почва для картофеля - чернозем. В тени при слабом освещении стебли у картофеля вытягиваются, ботва желтеет, урожай резко снижается или его совсем не бывает. Вместо клубней вырастает только ботва. А в почве – белые столоны.

Ботва картофеля погибает при температуре минус 1-2 градуса. При окучивании нужно сделать гребни острыми, чтобы дождевая вода скатывалась в борозду, а не в гнездо, и не заражала бы его грибковыми спорами.

В наших климатических условиях, мы садим поздние сорта, которые убираем в сентябре. Выкопанные клубни оставляют на 2-3 часа на поверхности почвы, чтобы они подсохли. В сырую погоду картофель подсушивают в укрытии или под навесом. Во время уборки нужно следить за тем, чтобы в земле не осталось клубней, так как с ними на участке могут сохраниться до следующего года возбудители различных заболеваний.

На хранение закладывают только вызревшие здоровые клубни. Картофелехранилище должно быть защищено от морозов. Идеальными для хранения картофеля являются ящики. Ящики ставят в темное помещение или укрывают черной полиэтиленовой пленкой, чтобы на свету клубни не начали зеленеть. В частном хозяйстве картофель хранят в погребах (приложение 1).

Главный вредитель – колорадский жук (приложение 2). Фитофтороз самое опасное грибковое заболевание картофеля (приложение 3).

Выводы:

1.Картофель, или паслён клубневый, возделывают повсеместно в умеренном климате - относительно неприхотливое, светолюбивое, теплолюбивое растение, требующее умеренного полива.

2. Основной вредитель - колорадский жук.

2.2. История картофеля

Родина картофеля – Перу (приложение 4). Около 4500 лет назад инки случайно наткнулись на заросли неизвестного растения. Найденные в земле клубни пришлись аборигенам по вкусу, и они начали выращивать новый овощ. Причем древней цивилизации удалось вывести даже холодостойкие сорта картошки.

Испанцы, завоевавшие в конце XV века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.

Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 году (приложение 5). А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный». Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.

Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки французы (приложение 6). Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признание картофеля всё возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в XVIII веке, а в Китай ещё раньше, в начале XVII века. В конце XVII века это растение было завезено и в Россию. Пётр I, находясь в это время в Голландии, послал Б. Шереметеву мешок картофеля (приложение 7). В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население ещё не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затесняли друг друга, давали ещё более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770г. были описаны способы выращивания этого растения.

Распробовали и оценили картошку по достоинству лишь в XIX столетии. Под нее было отведено более 1,5 млн га. И называть бывшего "врага" стали уже "благодетельницей" и "вторым хлебушком", а не "дьяволом.

У нас в России картофель самая распространенная, самая ценная культура после зерновых. Его выращивают и за полярным кругом, и на осушенных болотах, в пустынях и в горах.

Дальше – больше: в октябре 1995 года картофель стал первым овощем, выращенным в космосе. Наверное, картошка – единственная еда, у которой так много имен. Ее называли земляной грушей, потейтосом, тартуфелем и картуфелем. Она же – картоха, картофля, картохля, бараболя, , бульба, и даже называют бурятская поза.

Выводы:

1. Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.

2.Картофель помогал прокормиться при неурожаях зерновых культур. Вот почему картофель на Руси прозвали вторым хлебом.



2.3. Картошечка, картофелинка, мистер Картошка!

Бельгийский музей картофеля появился в 1975 году – точнее, его прообраз: студенты Международной школы Брюсселя создали комнату и назвали ее Картофельным музеем. Сегодня здесь тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля, – от почтовых марок с изображением паслена до знаменитых картин, например, "Едоки картофеля" Ван Гога. Все экспонаты каким-то образом связаны с картошкой: первые приспособления для уборки клубней, авто, конфеты, бутылки, украшения, игры, литература, рецепты и даже фотография Мэрилин Moнро в платье из мешка из-под картошки. А еще на сайте музея www.potatomuseum.com есть Картофельное Радио – своеобразный "музыкальный автомат" online с множеством мелодий на картофельную тему (приложение 8).

Подобные музеи есть в Канаде, Дании, России и США.

Среди экспонатов последнего – окаменевший картофель 4-тысячелетней давности из Перу. На Острове Принца Эдварда есть также музей посвящённый картофельной теме.

В России тоже считают, что картошка заслуживает большего внимания. 23 июля 2005 в России впервые отмечали День молодой картошки. Праздник приурочен к 240-летию появления этого корнеплода в России. Дата проведения Дня молодой картошки - 23 июля - выбрана не случайно. Именно в этот день, 245 лет назад, императрица Екатерина II «повелела принять все меры» к распространению картофеля в России, а позднее Сенат принял специальное «Наставление как разводить и употреблять «земляные яблоки» (приложение 9).

В Мариинске Кемеровской области, в 2008 году решили поставить картофелю памятник. Ведь именно Мариинский район – родина мирового рекорда урожая картошки. В 1942 году работники совхоза "Красный Перекоп" собрали с одного гектара 1 тысячу 331 центнер этой культуры.

Англичане из города Bowburn тоже считают, что картошка заслуживает большего внимание, и поэтому 2 февраля отмечают День картошки. Если вы хотите узнать все секреты этого удивительного растения, то отправляйтесь с 10 утра прямо в Bowburn Community Centre. Здесь вы сможете не только просто пообщаться с любителями картошки, но и узнать рецепты новых блюд, поучаствовать в соревнованиях.

Первым селекционером картофеля в России стал петербуржский огородник Ефим Андреевич Грачев (1826 - 1877 годы).

Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.

Несмотря на изобилие клубнеплодов "на любой вкус", их селекция из года в год набирает обороты. Насчитывается 111 сортов картошки!

Выводы:

1.Уважают, почитают картофель, выводят новые сорта, утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники. Не каждому овощу такая честь!



2.4. Практическая часть

Анкетирование «Любимые блюда из картофеля»

Чтобы узнать любят ли мои одноклассники картофель, я провела опрос среди учащихся в своем классе. Оказалось, что из 29 человек, только один не любит картошку, остальные 28 человек любят различные блюда, приготовленные из него (приложение 10, приложение 11).

Любите ли вы блюда из картофеля?

Да – 28 человек

Нет – 1 человек

Назовите любимое блюдо из картофеля?

Картофельное пюре, жаренная картошка, варенная картошка

Сажают ли картофель на огороде?

Да – 29 человек

Нет – 0 человек

Участвуете ли Вы в посадке картофеля?

Да – 15 человек

Нет – 14 человек

Как Вы считаете, полезен ли картофель?

Да – 29 человека

Нет – 0 человек.

Мои выводы. Обработав данные, я сделала вывод, что в каждой семье в меню присутствует картошка. Из 29 человек только один не любит картошку, остальные 28 человек любят различные блюда, приготовленные из него, и считают ее полезной. Из 29 человек 15 человек сажают картофель на своих участках и участвуют в посадке и копке картофеля, а остальные 14 человек покупают.

Мои опыты

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сваренный картофель рассыпается? Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?

Я решила провести опыт и узнать из чего состоит картофель.

Опыт №1. Получение крахмала (приложение 12).

Я натёрла сырую картошку на терке. В кашицу добавила воды и перемешала. Затем процедила и дала жидкости отстояться. На дне стакана получится слой какого-то белого вещества. Слила воду и выложила осадок на салфетку. Дала высохнуть. У меня получился белый порошок. Оказалось, что это крахмал. Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим? А потому, что в картошке зерна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые - клеточки.

Я делаю вывод, что в картошке содержится много крахмала.

Опыт №2. А много ли воды в картошке (приложение 12)?

Я положила картофель в морозильник. А на следующий день посмотрела, потрогала, а она затвердела, как камень. Я постучала ею, слышен был звонкий звук. Я очень удивилась. А почему картофель так замёрз? Я положила картошку на блюдце, а через некоторое время увидела, что в блюдце вода.

Из этого опыта следует вывод, что в картошке содержится много воды.

Опыт №3. Сортоиспытание картофеля (приложение 13-25)

Мы, в селе Нижний Саянтуй, столкнулись с такой проблемой: при выращивании одного или двух сортов картофеля, наблюдается его медленное вырождение. И чтобы избежать этого нужно через каждые 4-5 лет менять семенной материал. И мы, с моей семьёй решили на практике, самостоятельно изучить сорта, которые будут лучше подходить к нам по почвенно-климатическим условиям, а так же выявить самый высокоурожайный сорт. По рекомендации Анатолия Григорьевича Кушнарёва - профессора кафедры растениеводства и луговодства БГСХА, нам было предложено 3 сорта картофеля: Розара, Беллароза и Дубляжка юбилейная (новый сорт). Каждого сорта по 8 клубней. Посадка картофеля 25 мая. Расстояние между рядками 70 см. Расстояние в рядках 30 см. Глубина посадки – 10 см. В каждую лунку добавляла 6 горстей перегноя 1 горсть древесной золы и 1 литр воды. Первые всходы с 18-22 июня. Прополка 26 июня. Сбор урожая 18 сентября.

Сорт

Розара (Россия)

Беллароза (Голландия)

Дубляжка юбилейная (Украина)

Вес при посадке

430 г

560г

490г

Результат

6,7 кг

5,2 кг

9,4 кг

Цвет клубней

розовый

желтый

красный



Из этого опыта я сделала вывод, что сорт Дубляжка юбилейная самый высокоурожайный, из тех сортов что мы выращивали.



2. 5. Лечебные свойства картофеля. Блюда из картофеля

Картофель - культура уникальная и универсальная. Это растение - и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза - белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

Кроме того, картошка - отличное лекарство при множестве болезней. Сок свежих клубней используют как противокислотное средство при гастритах, язвенной болезни и запорах. При воспалительных процессах картофельным соком полощут полость рта и глотки. А кашицей тертого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны. Пары отварного картофеля "в мундире" используют для ингаляций. А на картофельной диете нужно сидеть при заболеваниях суставов и малокровии. Сам по себе картофель -кладезь витаминов. В клубнях, кроме белков, углеводов и клетчатки, содержатся почти все витамины группы В, а также витамины С, Р, К, РР и А, минеральные соли калия и фосфора, железо, макро- и микроэлементы, органические кислоты (приложение 26).

Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкой: картофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники (приложение 27).

Вывод:  картофель - это не только вкусно, но и полезно!
Главное, знать, как - и уметь приготовить различные блюда из картофеля, которых существует великое множество!

Что касается лечебного использования, то в научной медицине картофель можно назвать, скорее, технической культурой - из клубней получают крахмал, применяющийся в качестве наполнителя при производстве фармацевтических препаратов. Из клубней картофеля путем спиртового брожения получают высококачественный спирт, который также используется в медицине. Если же говорить о народной медицине, то тут сфера использования картофеля (кожура, ростки, цветки, и пр.) значительно шире.

3.Заключение

Декоративное растение, лекарство от многих болезней, яд от насекомых, средство для выведения пятен и универсальное удобрение. И, наконец, сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка. Картофель распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых и относительно неприхотливая культура. Картофель в России прозвали вторым хлебом, потому что он выручал людей в тяжелые времена, например во время войны, и является национальной пищей. В сыром клубне – 70% воды и около 20% крахмала. Есть в нем и витамины. При варке картошки часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым, а при жарке крахмал подрумянивается в жире.

Картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслужил собственный ежегодный праздник. Я убедилась в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Перелистывая страницы журналов по кулинарии, я поняла, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля.

Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов. Картофель – это и самое вкусное второе блюдо. Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат».

Вывод:

значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.

Рекомендации:

1. Из картофеля можно приготовить разнообразные блюда, более 300 , но самый полезный картофель – это сваренный в кожуре.

2. Надо помнить, что картофель нужно хранить правильно. Не употребляйте дряблый, пророщенный картофель. В нем накапливается ЯД – соланин. Для человека это опасно.

Я думаю, что эта работа заинтересует моих одноклассников и они сами смогут приготовить какие-нибудь блюда из картофеля. Работа может иметь практическое значение, как для детей, так и для взрослых. Её можно использовать на уроках окружающего мира.

В ходе исследования мы изучали, почему картофель так важен для человека.

В ходе дальнейшего исследования передо мной стоит задача – выяснить в процессе наблюдения за ростом картофеля на пришкольном и приусадебном участке и выявить:

- самые высокоурожайные сорта;

- как свет влияет на её жизнь;

- как удобренная почва и не удобренная влияют на развитие растения;

- как вода влияет на рост картофеля;

Это позволит расширить наше представление о картофеле как о культурном растении.































































4.Список использованной литературы и Интернет - ресурсы.

1. Бюро иностранной научно-технической информации. Картошка для пожарных // «Наука и жизнь».  2007  №11.

2. Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

3. Журнал «Наша кухня», 2016

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000.

5. Пыльнев В. Удивительные половинки. 75 опытов с картофелем. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы, 1960.

6. Разумовская О.К. Встреча с растениями М., «Грамотей» 2002

7. Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике.  Москва: Просвещение, 1985.

8. Удовицкий А, Тайков В. Как «разбудить» клубень картофеля // Наука и жизнь  2012 г. №3.

9. Электронное энциклопедическое издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Версия 2007 года

10.http://festival.1september.ru/articles/210436/kaptoxa.ru/materialy/stati-i-11.referaty/stranstvuyuschij-tartufel.html

12.http://indasad.ru/lekarstvennye-rasteniya/3755-kartofel-lechebnye-svojstva-i-13.protivopokazaniya

14.http://kartofel.at.ua

15.http://kartofelinka.ru

16.http://ru.wikipedia.org/wiki

17.http://www.potatosystem.ru

























Приложение 1. Посадка картофеля

Приложение 2. Хранение картофеля

Приложение 3. Вредители картофеля

Приложение 4.Болезни картофеля

Приложение 5. Родина картофеля – Перу

Приложение 6. Испания

Приложение 7. Франция

Приложение 8. Россия

Приложение 9.Музеи картофеля

Приложение 10. Праздники картошки

Приложение 11. Анкетирование учащихся

Приложение 12. Анкетирование учащихся

Приложение 13. Опыт № 1. В картофеле содержится крахмал

Приложение 14. Опыт № 2. В картофеле много воды

Приложение 15-25. Опыт №3. Сортоиспытание картофеля

Приложение 26. Лечебные свойства картофеля

Приложение 27. Блюда из картофеля






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!